Автор: Сидельников Дмитрий Николаевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр Тракторозаводского района Волгограда»
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитательная работа в танцевальном коллективе "Каскад".
Раздел: дополнительное образование
Статья: Воспитательная работа в хореографическом коллективе
«Каскад».
Воспитательная работа в любом хореографическом
коллективе — важная часть образовательного процесса. Помимо обучения
танцевальной технике, в задачи хореографа и педагога входит формирование
у участников коллектива культурных и морально-нравственных ценностей,
развитие коммуникативных навыков, коллективизма и ответственности
В воспитательной работе с танцевальным коллективом «Каскад» я
преследую следующие цели:
воспитать художественный вкус, интерес к различным
танцевальным направлениям;
воспитывать чувство коллективизма, создать условия для
отношений между воспитанниками на основе взаимопомощи и
сотворчества;
воспитывать у детей потребность в ведении здорового образа
жизни.
Основные направления воспитательной работы:
Эстетическое воспитание. Включает в себя работу по привитию детям
любви к танцевальному искусству, развитию чувства ритма, пластики,
артистизма.
Нравственно-этическое воспитание. В коллективе формируется
система ценностей, основанная на уважении к себе и другим,
честности, ответственности, трудолюбии.
Трудовое воспитание. Постоянные репетиции и выступления требуют
от участников трудолюбия и дисциплины.
Коллективное воспитание. Воспитание в коллективе требует
формирования сплочённости и взаимоподдержки среди участников.
Прежде всего воспитание ребенка в хореографическом коллективе - это
образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания -
это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских,
нравственно-эстетических качеств, общей культуры.
Формы и методы воспитательной работы:
1.
Беседы и обсуждения. Регулярные беседы о культуре танца, истории
хореографии, великих хореографах, значении искусства в жизни
общества.
2.
Коллективные мероприятия. Участие в фестивалях, конкурсах,
гастролях помогает формировать чувство коллективизма и
ответственности перед коллективом.
3.
Проекты и творческие задания. Разработка совместных проектов
(например, постановка танца или подготовка номера на конкурс)
стимулирует творческую активность и учит детей работать в группе.
4.
Награждение и поощрение. Важно поощрять участников за их успехи
и достижения, будь то успешные выступления, дисциплина на
репетициях или активное участие в жизни коллектива.
1.
Беседы и обсуждения, приступая к постановочной работе,
рассказываю воспитанникам об истории, на основе которой делается
постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о
мотивах их действий и т.д., на доступном для них языке, возможно с
показом красочных иллюстраций, очень важно преподнести материал
эмоционально, выразительно.
Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный
просмотр сближает, появляется общая тема для разговора, например перед
постановкой танцев патриотической тематики посещали музеи, Мамаев
курган, смотрели и обсуждали фильмы о войне.
2.Конкурс – одна из популярных форм воспитательной работы
Участие в конкурсной деятельности оказывает огромное влияние на
творчество юных исполнителей. Организованная конкурсная деятельность
стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным
выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед воспитанниками
конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими
детьми в соревновательной форме.
Наш коллектив регулярно принимает участие в конкурсах различного
уровня. Это совместная коллективная работа воспитанников. Но в группе
немало талантливых учеников, для которых необходимо создать условия для
реализации их таланта как солистов.
Участие в конкурсах дает учащимся возможность проверить свою
компетентность и конкурентоспособность, приобретая бесценный опыт
публичных выступлений. Как ни парадоксально, поражение тоже может
стимулировать к личностному росту. У ребенка появляется стимул к
дальнейшей самореализации, он начинает искать все новые возможности для
улучшения своего исполнительского уровня.
2.
Проекты и творческие задания. В целях повышения эффективности
воспитательной работы я использую проблемную методику. В отличие
от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация
обучения, проблемная методика предлагает более активную
умственную и эмоциональную деятельность.
Коллектив очень часто привлекается в качестве танцевальной
поддержки вокалистам города и области, когда необходимо в короткое
время сделать хореографическую постановку, поэтому активно
предлагаю воспитанникам дополнить танцевальную комбинацию или
сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не
касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и смело,
при моей поддержке, активно включаются в творческую работу.
Хочется остановится на таких важных моментах воспитательной
работы, как дисциплина и традиции.
Ребенок, вступая в мир знаний по хореографии, должен знать, что каждое
занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин невозможны в силу
специфики хореографического искусства. Воспитанники просто не смогут
выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. на занятиях стараюсь
пробудить уважение к общему труду, воспитываю способность подчинить
личное общественному. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии
долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть
выполнено добросовестно и доведено до конца.
Воспитывают и традиции, которых в коллективе может быть множество: это
и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в старшую и
многие другие.
Большую воспитательную работу играют отчетные концерты, проведение
открытых занятий, где воспитанники награждаются за активную работу в
течении танцевального сезона, совместные мероприятия с родителями
(Новый год, 8 Марта, 23 февраля и т.д.).
Важно, чтобы воспитанник смог применить свои знания, желания в
осуществлении задуманного, необходимо поощрять творческую инициативу,
так как многие из обучающихся впоследствии, становясь старше, помогают в
работе с младшими. Доверие своему ученику, направляет его в учебной и
творческую постановочной работе. Таким образом, воспитанники, столь
активно включившись в хореографическую атмосферу, выбирают профессию
хореографа.