Автор: Ботыгина Лариса Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ ОСОШ №2
Населённый пункт: город Мирный, Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок дифференцированного обучения в 11 классе"
Раздел: полное образование
Урок дифференцированного обучения в 10 классе.
Правописание Н и НН в разных частях речи.
Цели урока: обучающие: повторение и обобщение правил о правописании Н и НН в разных частях речи (прилагательных,причастиях, наречиях);
формирование умения различать формы кратких прилагательных , кратких причастий и наречий;
подготовка к выполнению задания 14 (ЕГЭ 2017).
развивающие:
совершенствовать орфографическую и речевую грамотность обучающихся; развивать навыки самоконтроля,
необходимые при выполнении заданий.
воспитательные:
способствовать повышению мотивации к учебной деятельности; воспитывать стремление к грамотной речи.
Ход урока:
I. Организационный момент .
II. 1) Орфоэпический диктант. Слайд 1.
Балованный, кухонный, включённый, включён, довезённый, одновременный, одновременно,своевременно.
Мы видим слова на слайде. Устно расставляем ударения. ( Один ученик произносит слова вслух, другой следит за правильной расстановкой
ударений).
2)
Записываем эти слова , распределяя их по трём колонкам ( по частям речи).
прилагательные
причастия
наречия
Кухонный
Одновременный
Балованный
Включённый
Включён
Довезённый
Довезён
Одновременно
Своевременно
Проверяем наши записи. Слайд 2.
Класс отвечает на вопросы:
1.
Слова каких частей речи вы выписали?
2.
Какое орфографическое правило объединяет все эти части речи?
3.
Какой будет нашего сегодняшнего урока?
III. Работа в группах по обобщению ранее изученных правил .
I группа
У доски три ученика. Каждый из них выполняет своё задание. Остальные учащиеся из этой группы выполняют эти задания письменно в тетрадях .
Задание 1. На доске записаны существительные. Запишите образованные от них прилагательные. Выделите суффиксы. Сформулируйте
правило правописания Н и НН в отыменных прилагательных.
В тетрадях появятся записи:
Лебедь –лебединый, змея- змеиный , кожа-кожаный, песок – песчаный , серебро- серебряный, жесть-жестяной
Картон –картонный, осень-осенний , туман- туманный, телефон-телефонный, сон- сонный
Авиация- авиационный, солома- соломенный , дивизия – дивизионный , болезнь - болезненный
.
Задание 2. Определите вид глаголов. Образуйте от них прилагательные. Выделите в них суффиксы. Сформулируйте правило правописания
Н и НН в отглагольных прилагательных. В тетрадях появятся записи:
Штопать – штопаный, не писать – неписаный , мариновать- маринованный,
лакировать- лакированный
Задание 3. Расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор. Сформулируйте правило правописания Н и НН в причастиях.
Дом, построенный рабочими, хорошо вписался в рельеф местности.
Дом построен.
II ГРУППА.
1.
Заполните таблицу примерами из упражнения .(Учащимся заранее выданы листочки с распечатанной таблицей и упражнением).
2.
Подготовьте связный ответ о правилах написания Н и НН вприлагательных и причастиях.
Именинник бешено вопил, исступлённо размахивая над головой рваным кожаным башмаком,
стащенным второпях с дядиной ноги .(Он
был
плохо воспитан
родителями). Изумлённые
гости
и
родственники
в
первую
минуту ошеломлённо застыли, но потом под градом
вареников, пущенных в их
сторону в глиняной тарелке взбешённым именинником, вынужденно отступили к
отворённым дверям.
«Негодяи! Подсунуть мне бесприданницу, за которую никто гроша ломаного не давал!» – отчаянно визжал он, возмущённо скача на кованом
сундуке, застеленном продранной клеёнкой. «Она невоспитанна и необразованна, неслыханно глупа и невиданно уродлива, к тому же и
вовсе
без
приданого!»
–
кричал
он,
швыряя драный
башмак
в
недавно купленный соломенный
абажур лимонного цвета. (По Г. И.
Терентьевой).
Прилагательные
отыменные
отглагольные
Н
НН
Н
НН
-
ин-
-
ан-
-
ян-
Н (в основе ) + -Н-
-онн-
-енн-
от глаголов
несовершенного
вида :
от глаголов
совершенного вида:
От глаголов несов. вида с суф. -ова-,
-ева-:
Исключения:
Краткие прилагательные:
Причастия.
Н
НН
Краткие причастия:
Одиночные от глаголов сов.вида:
С зависимыми словами ( в причастном обороте):
Наречия
III группа
1.
Запишите слова стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный, чугунный, жеваный, кованый. Какое из этих слов лишнее? ( Слово
чугунный лишнее, т. к. написание суффикса в нём пишется по правилу. Остальные слова – исключения.)
2.
Каким правилом регламентируется написание слов смышлёный, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный,
желанный, медленный, деланный. ( Написание этих слов надо запомнить ).
3.
Объясните различие в правописании выделенных слов:
Ветреный день – заветренное мясо – ветряная мельница
4.
. Объясните различие в правописании выделенных слов:
Раненый солдат – раненный в бою солдат
Жареный гусь – жаренный в масле гусь
Писаная красавица – исписанный листок
5.
Объясните, почему выделенные слова написаны верно.
Девочка воспитана и тактична.
Девочка была воспитана в детском
доме. Девочка хорошо воспитана
родителями.
Ответ:
Прилагательное обозначает свойство характера.Отвечает на вопрос каков( -а,-о, -ы). Прилагательное можно заменить другим
Синонимичным прилагательным. Причастие имеет в предложении зависимые слова и управляет существительными или
местоимениями в творительном падеже.
6. Объясните , как отличить краткие причастия от наречий на –о-?
Море взволнованно.
Он взволнованно продолжал
говорить.
Ответ:
Наречие относится к глаголу (вопрос ставим от глагола к наречию).В предложении
является обстоятельством. Краткие причастия выступают в роли сказуемых.
6.
Распределите словосочетания по двум колонкам. Объясните правописание
суффиксов: дорога пустынна ,книга прочитана, деревья зелены, работа не проверена, девочка рассеянна, задача решена.
Должно получиться так:
Краткие прилагательные:
Краткие причастия:
Дорога пустынна
Книга прочитана
Деревья зелены
Работа не проверена
Девочка рассеянна
Задача решена
Проверим, что у нас получилось в ходе работы каждой группы.
I Группа даёт связный ответ с примерами.
II Группа - образец рассуждения с примерами.
III группа объясняет примеры, отработанные самостоятельно.
IV. 1.Обобщение и систематизация правил, рассмотренных на уроке.
Какие правила мы повторили? Какой случай вызывает у вас наибольшие затруднения? Какое задание из ЕГЭ 2016 мы сможем сделать, опираясь на это
правило? Давайте потренируемся.
Открываем сборник тестов ЕГЭ 2016. Нас интересует задание 14.
Образец задания : Укажите все цифры , на месте которых пишется НН.
1. Причи(1)о-следстве(2)ые отношения установить не так просто. Нередко яркие, но второстепе(3)ые факты трактуются как причина , а подли(4)ая , но
более «скромно одетая» причина бывает оттесне(5)а на задний план. (ответ 1,2,3,4 )
2. Для получения бумаги высокого качества раздробле(1)ые, пропита(2)ые особе(3)ым составом , варё(4)ые при особой температуре стволы деревьев
должны быть превраще(5)ы в текучую массу. (ответ 1,2,3,4 )
V. Подведение итогов урока:
- Какие правила мы должны знать?
- Какие части речи ( формы каких частей речи) мы не должны путать?
- Для чего мы используем в речи прилагательные и причастия?
VI. Домашнее задание.
1.
Подберите примеры и ответьте на вопрос, какими правилами мы руководствуемся, когда пишем н или нн в суффиксах имён существительных?
2.
Выполните задание 14 ( варианты 20-30) из тестовых вариантов ЕГЭ 2016 ( под редакцией И. П. Цыбулько).
3.
Составьте дома небольшой связный рассказ на свободную тему. Попытайтесь использовать в нём как можно больше слов разных частей речи, в
которых есть суффиксы с Н или НН.
Задания 1 и 2 для всех групп, задание 3 - для II и III групп