Напоминание

"Урок дифференцированного обучения в 11 классе"


Автор: Ботыгина Лариса Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ ОСОШ №2
Населённый пункт: город Мирный, Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок дифференцированного обучения в 11 классе"
Раздел: полное образование





Назад




Урок дифференцированного обучения в 10 классе.

Правописание Н и НН в разных частях речи.

Цели урока: обучающие: повторение и обобщение правил о правописании Н и НН в разных частях речи (прилагательных,причастиях, наречиях);

формирование умения различать формы кратких прилагательных , кратких причастий и наречий;

подготовка к выполнению задания 14 (ЕГЭ 2017).

развивающие:

совершенствовать орфографическую и речевую грамотность обучающихся; развивать навыки самоконтроля,

необходимые при выполнении заданий.

воспитательные:

способствовать повышению мотивации к учебной деятельности; воспитывать стремление к грамотной речи.

Ход урока:

I. Организационный момент .

II. 1) Орфоэпический диктант. Слайд 1.

Балованный, кухонный, включённый, включён, довезённый, одновременный, одновременно,своевременно.

Мы видим слова на слайде. Устно расставляем ударения. ( Один ученик произносит слова вслух, другой следит за правильной расстановкой

ударений).

2)

Записываем эти слова , распределяя их по трём колонкам ( по частям речи).

прилагательные

причастия

наречия

Кухонный

Одновременный

Балованный

Включённый

Включён

Довезённый

Довезён

Одновременно

Своевременно

Проверяем наши записи. Слайд 2.

Класс отвечает на вопросы:

1.

Слова каких частей речи вы выписали?

2.

Какое орфографическое правило объединяет все эти части речи?

3.

Какой будет нашего сегодняшнего урока?

III. Работа в группах по обобщению ранее изученных правил .

I группа

У доски три ученика. Каждый из них выполняет своё задание. Остальные учащиеся из этой группы выполняют эти задания письменно в тетрадях .

Задание 1. На доске записаны существительные. Запишите образованные от них прилагательные. Выделите суффиксы. Сформулируйте

правило правописания Н и НН в отыменных прилагательных.

В тетрадях появятся записи:

Лебедь –лебединый, змея- змеиный , кожа-кожаный, песок – песчаный , серебро- серебряный, жесть-жестяной

Картон –картонный, осень-осенний , туман- туманный, телефон-телефонный, сон- сонный

Авиация- авиационный, солома- соломенный , дивизия – дивизионный , болезнь - болезненный

.

Задание 2. Определите вид глаголов. Образуйте от них прилагательные. Выделите в них суффиксы. Сформулируйте правило правописания

Н и НН в отглагольных прилагательных. В тетрадях появятся записи:

Штопать – штопаный, не писать – неписаный , мариновать- маринованный,

лакировать- лакированный

Задание 3. Расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор. Сформулируйте правило правописания Н и НН в причастиях.

Дом, построенный рабочими, хорошо вписался в рельеф местности.

Дом построен.

II ГРУППА.

1.

Заполните таблицу примерами из упражнения .(Учащимся заранее выданы листочки с распечатанной таблицей и упражнением).

2.

Подготовьте связный ответ о правилах написания Н и НН вприлагательных и причастиях.

Именинник бешено вопил, исступлённо размахивая над головой рваным кожаным башмаком,

стащенным второпях с дядиной ноги .(Он

был

плохо воспитан

родителями). Изумлённые

гости

и

родственники

в

первую

минуту ошеломлённо застыли, но потом под градом

вареников, пущенных в их

сторону в глиняной тарелке взбешённым именинником, вынужденно отступили к

отворённым дверям.

«Негодяи! Подсунуть мне бесприданницу, за которую никто гроша ломаного не давал!» – отчаянно визжал он, возмущённо скача на кованом

сундуке, застеленном продранной клеёнкой. «Она невоспитанна и необразованна, неслыханно глупа и невиданно уродлива, к тому же и

вовсе

без

приданого!»

кричал

он,

швыряя драный

башмак

в

недавно купленный соломенный

абажур лимонного цвета. (По Г. И.

Терентьевой).

Прилагательные

отыменные

отглагольные

Н

НН

Н

НН

-

ин-

-

ан-

-

ян-

Н (в основе ) + -Н-

-онн-

-енн-

от глаголов

несовершенного

вида :

от глаголов

совершенного вида:

От глаголов несов. вида с суф. -ова-,

-ева-:

Исключения:

Краткие прилагательные:

Причастия.

Н

НН

Краткие причастия:

Одиночные от глаголов сов.вида:

С зависимыми словами ( в причастном обороте):

Наречия

III группа

1.

Запишите слова стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный, чугунный, жеваный, кованый. Какое из этих слов лишнее? ( Слово

чугунный лишнее, т. к. написание суффикса в нём пишется по правилу. Остальные слова – исключения.)

2.

Каким правилом регламентируется написание слов смышлёный, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный,

желанный, медленный, деланный. ( Написание этих слов надо запомнить ).

3.

Объясните различие в правописании выделенных слов:

Ветреный день – заветренное мясо – ветряная мельница

4.

. Объясните различие в правописании выделенных слов:

Раненый солдат – раненный в бою солдат

Жареный гусь – жаренный в масле гусь

Писаная красавица – исписанный листок

5.

Объясните, почему выделенные слова написаны верно.

Девочка воспитана и тактична.

Девочка была воспитана в детском

доме. Девочка хорошо воспитана

родителями.

Ответ:

Прилагательное обозначает свойство характера.Отвечает на вопрос каков( -а,-о, -ы). Прилагательное можно заменить другим

Синонимичным прилагательным. Причастие имеет в предложении зависимые слова и управляет существительными или

местоимениями в творительном падеже.

6. Объясните , как отличить краткие причастия от наречий на –о-?

Море взволнованно.

Он взволнованно продолжал

говорить.

Ответ:

Наречие относится к глаголу (вопрос ставим от глагола к наречию).В предложении

является обстоятельством. Краткие причастия выступают в роли сказуемых.

6.

Распределите словосочетания по двум колонкам. Объясните правописание

суффиксов: дорога пустынна ,книга прочитана, деревья зелены, работа не проверена, девочка рассеянна, задача решена.

Должно получиться так:

Краткие прилагательные:

Краткие причастия:

Дорога пустынна

Книга прочитана

Деревья зелены

Работа не проверена

Девочка рассеянна

Задача решена

Проверим, что у нас получилось в ходе работы каждой группы.

I Группа даёт связный ответ с примерами.

II Группа - образец рассуждения с примерами.

III группа объясняет примеры, отработанные самостоятельно.

IV. 1.Обобщение и систематизация правил, рассмотренных на уроке.

Какие правила мы повторили? Какой случай вызывает у вас наибольшие затруднения? Какое задание из ЕГЭ 2016 мы сможем сделать, опираясь на это

правило? Давайте потренируемся.

Открываем сборник тестов ЕГЭ 2016. Нас интересует задание 14.

Образец задания : Укажите все цифры , на месте которых пишется НН.

1. Причи(1)о-следстве(2)ые отношения установить не так просто. Нередко яркие, но второстепе(3)ые факты трактуются как причина , а подли(4)ая , но

более «скромно одетая» причина бывает оттесне(5)а на задний план. (ответ 1,2,3,4 )

2. Для получения бумаги высокого качества раздробле(1)ые, пропита(2)ые особе(3)ым составом , варё(4)ые при особой температуре стволы деревьев

должны быть превраще(5)ы в текучую массу. (ответ 1,2,3,4 )

V. Подведение итогов урока:

- Какие правила мы должны знать?

- Какие части речи ( формы каких частей речи) мы не должны путать?

- Для чего мы используем в речи прилагательные и причастия?

VI. Домашнее задание.

1.

Подберите примеры и ответьте на вопрос, какими правилами мы руководствуемся, когда пишем н или нн в суффиксах имён существительных?

2.

Выполните задание 14 ( варианты 20-30) из тестовых вариантов ЕГЭ 2016 ( под редакцией И. П. Цыбулько).

3.

Составьте дома небольшой связный рассказ на свободную тему. Попытайтесь использовать в нём как можно больше слов разных частей речи, в

которых есть суффиксы с Н или НН.

Задания 1 и 2 для всех групп, задание 3 - для II и III групп



В раздел образования