Авторы: Аксёнова Елена Леонидовна, Елена Леонидовна Аксёнова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1582
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Спряжение глаголов"
Раздел: начальное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ «СПРЯЖЕНИЕ
ГЛАГОЛОВ»
Введение
Спряжение глаголов представляет собой одну из ключевых тем в
изучении
морфологии
русского
языка.
Оно
отражает
изменение
глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени, а также
по родам и числам в прошедшем времени. Правильное определение
спряжения
необходимо
для
грамотного
построения
устной
и
письменной речи, поскольку ошибки в личных окончаниях глаголов
являются одними из наиболее распространённых.
Данная методическая разработка направлена на систематизацию
знаний о спряжении глаголов, включая критерии их классификации,
особенности изменения и исключения из общих правил. Материал
изложен
в
соответствии
с
требованиями
научного
стиля:
терминологически точно, логически последовательно и с практической
направленностью.
1. Понятие спряжения глаголов
Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам в
изъявительном наклонении. В русском языке выделяются два основных
типа
спряжения
–
первое
(I)
и
второе
(II),
которые
различаются
системой личных окончаний.
Кроме того, существуют разноспрягаемые глаголы, сочетающие в
себе признаки обоих спряжений, и глаголы, не подчиняющиеся общим
правилам (архаичные или имеющие индивидуальные парадигмы).
2. Критерии определения спряжения
Традиционно спряжение глагола определяется по инфинитиву и
ударным личным окончаниям.
2.1. Определение спряжения по инфинитиву
Согласно классическому правилу:
Ко II спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить, стелить,
зиждиться), а также 11 исключений: гнать, держать, смотреть, видеть,
дышать, слышать, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть.
Все остальные глаголы (на -ать, -ять, -еть, -уть, -оть, -ыть и др.)
относятся к I спряжению.
Однако данный метод не является абсолютно точным, поскольку
ряд глаголов I спряжения в форме 3-го лица множественного числа
имеют
окончание
*-ат/-ят*
(например,
сеять
–
сеют),
что
может
вызывать затруднения.
2.2. Определение спряжения по личным окончаниям
Более надёжным способом является анализ ударных личных
окончаний в настоящем или будущем времени:
I спряжение: -у/-ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут/-ют
II спряжение: -у/-ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят
Например:
Читать (I спр.): читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают
Говорить (II спр.): говорю, говоришь, говорит, говорим, говорите,
говорят
Если окончание безударное, рекомендуется использовать первый
метод (по инфинитиву) или проверять по словарю.
3. Особенности спряжения разноспрягаемых глаголов
Некоторые глаголы сочетают в себе окончания I и II спряжения. К
ним относятся:
Бежать: бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут (I спр. в ед.
числе, II спр. во мн. числе)
Хотеть: хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят (смешанное
спряжение)
Чтить: чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят (II спр., но с архаичными
формами)
Такие глаголы требуют запоминания, поскольку их парадигма не
подчиняется общим правилам.
4. Спряжение глаголов прошедшего времени
В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам,
но не по лицам. Окончания:
Мужской род: нулевое (читал)
Женский род: *-а* (читала)
Средний род: *-о* (читало)
Множественное число: *-и* (читали)
Важно отметить, что вид глагола (совершенный/несовершенный)
не
влияет
на
форму
прошедшего
времени,
но
определяет
его
сочетаемость с временными показателями.
5. Трудные случаи и исключения
5.1. Глаголы с подвижным ударением
У некоторых глаголов ударение при спряжении перемещается с
основы на окончание или наоборот:
Звать: зову
́
@
, зовёшь, зовёт, зовём, зовёте, зову
́
@
т
Пить: пью, пьёшь, пьёт, пьём, пьёте, пьют
Это
не
меняет их принадлежность
к спряжению, но
требует
дополнительного внимания при произношении.
5.2. Архаичные формы
Отдельные глаголы сохраняют устаревшие окончания:
Дать: дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут
Есть (кушать): ем, ешь, ест, едим, едите, едят
Их
спряжение
необходимо
запоминать,
так
как
они
не
соответствуют современным нормам.
6. Методические рекомендации по изучению спряжения
Последовательное
закрепление
–
сначала
отрабатываются
глаголы
I
и
II
спряжения
без
исключений,
затем
добавляются
разноспрягаемые и исключения.
Контекстное употребление – включение глаголов в предложения
для лучшего запоминания.
Контроль через диктанты и упражнения – регулярное выполнение
заданий на вставку пропущенных окончаний.
Работа с ошибками – анализ типичных ошибок (например, "они
бежат" вместо "они бегут") и их исправление.
Заключение
Спряжение глаголов – важный аспект грамматики русского языка,
требующий системного подхода. Понимание
правил
и
исключений
позволяет
избежать
ошибок
в
устной
и
письменной
речи.
Предложенные
методические
рекомендации
помогут
эффективно
освоить тему и применять знания на практике.