Напоминание

"Спряжение глаголов"


Авторы: Аксёнова Елена Леонидовна, Елена Леонидовна Аксёнова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1582
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Спряжение глаголов"
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ «СПРЯЖЕНИЕ

ГЛАГОЛОВ»

Введение

Спряжение глаголов представляет собой одну из ключевых тем в

изучении

морфологии

русского

языка.

Оно

отражает

изменение

глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени, а также

по родам и числам в прошедшем времени. Правильное определение

спряжения

необходимо

для

грамотного

построения

устной

и

письменной речи, поскольку ошибки в личных окончаниях глаголов

являются одними из наиболее распространённых.

Данная методическая разработка направлена на систематизацию

знаний о спряжении глаголов, включая критерии их классификации,

особенности изменения и исключения из общих правил. Материал

изложен

в

соответствии

с

требованиями

научного

стиля:

терминологически точно, логически последовательно и с практической

направленностью.

1. Понятие спряжения глаголов

Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам в

изъявительном наклонении. В русском языке выделяются два основных

типа

спряжения

первое

(I)

и

второе

(II),

которые

различаются

системой личных окончаний.

Кроме того, существуют разноспрягаемые глаголы, сочетающие в

себе признаки обоих спряжений, и глаголы, не подчиняющиеся общим

правилам (архаичные или имеющие индивидуальные парадигмы).

2. Критерии определения спряжения

Традиционно спряжение глагола определяется по инфинитиву и

ударным личным окончаниям.

2.1. Определение спряжения по инфинитиву

Согласно классическому правилу:

Ко II спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить, стелить,

зиждиться), а также 11 исключений: гнать, держать, смотреть, видеть,

дышать, слышать, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть.

Все остальные глаголы (на -ать, -ять, -еть, -уть, -оть, -ыть и др.)

относятся к I спряжению.

Однако данный метод не является абсолютно точным, поскольку

ряд глаголов I спряжения в форме 3-го лица множественного числа

имеют

окончание

*-ат/-ят*

(например,

сеять

сеют),

что

может

вызывать затруднения.

2.2. Определение спряжения по личным окончаниям

Более надёжным способом является анализ ударных личных

окончаний в настоящем или будущем времени:

I спряжение: -у/-ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут/-ют

II спряжение: -у/-ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят

Например:

Читать (I спр.): читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают

Говорить (II спр.): говорю, говоришь, говорит, говорим, говорите,

говорят

Если окончание безударное, рекомендуется использовать первый

метод (по инфинитиву) или проверять по словарю.

3. Особенности спряжения разноспрягаемых глаголов

Некоторые глаголы сочетают в себе окончания I и II спряжения. К

ним относятся:

Бежать: бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут (I спр. в ед.

числе, II спр. во мн. числе)

Хотеть: хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят (смешанное

спряжение)

Чтить: чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят (II спр., но с архаичными

формами)

Такие глаголы требуют запоминания, поскольку их парадигма не

подчиняется общим правилам.

4. Спряжение глаголов прошедшего времени

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам,

но не по лицам. Окончания:

Мужской род: нулевое (читал)

Женский род: *-а* (читала)

Средний род: *-о* (читало)

Множественное число: *-и* (читали)

Важно отметить, что вид глагола (совершенный/несовершенный)

не

влияет

на

форму

прошедшего

времени,

но

определяет

его

сочетаемость с временными показателями.

5. Трудные случаи и исключения

5.1. Глаголы с подвижным ударением

У некоторых глаголов ударение при спряжении перемещается с

основы на окончание или наоборот:

Звать: зову

́

@

, зовёшь, зовёт, зовём, зовёте, зову

́

@

т

Пить: пью, пьёшь, пьёт, пьём, пьёте, пьют

Это

не

меняет их принадлежность

к спряжению, но

требует

дополнительного внимания при произношении.

5.2. Архаичные формы

Отдельные глаголы сохраняют устаревшие окончания:

Дать: дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут

Есть (кушать): ем, ешь, ест, едим, едите, едят

Их

спряжение

необходимо

запоминать,

так

как

они

не

соответствуют современным нормам.

6. Методические рекомендации по изучению спряжения

Последовательное

закрепление

сначала

отрабатываются

глаголы

I

и

II

спряжения

без

исключений,

затем

добавляются

разноспрягаемые и исключения.

Контекстное употребление – включение глаголов в предложения

для лучшего запоминания.

Контроль через диктанты и упражнения – регулярное выполнение

заданий на вставку пропущенных окончаний.

Работа с ошибками – анализ типичных ошибок (например, "они

бежат" вместо "они бегут") и их исправление.

Заключение

Спряжение глаголов – важный аспект грамматики русского языка,

требующий системного подхода. Понимание

правил

и

исключений

позволяет

избежать

ошибок

в

устной

и

письменной

речи.

Предложенные

методические

рекомендации

помогут

эффективно

освоить тему и применять знания на практике.



В раздел образования