Напоминание

Изучение основ православной культуры


Автор: Воробьева Татьяна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 14
Населённый пункт: города Выборга Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: Изучение основ православной культуры
Раздел: начальное образование





Назад




Изучение основ православной культуры в начальной школе

Воробьева Т.А, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 14»

Во всем мире дети в первую очередь изучает культуру и духовную традицию

той страны, в которой живут. Прежде чем изучать мировые духовные

традиции, ребенку в возрасте 10–11 лет важно сориентироваться в

традиционных для своей страны духовных и культурных ценностях.

Изучение основ православной культуры — это начало приобщения

ребенка к нравственным и культурным ценностям, хранимым Русской

Православной Церковью, которые важны и актуальны и в наше время.

Нравственность в православии не является суммой сухих отвлеченных

правил.

Еще в древности знали: «Чего не собрал ты в юности, – как же можешь

приобрести в старости твоей?» Увы, духовно-нравственная коррозия

начитает поражать человека с самой юности. И дожидаться, пока дети

достигнут совершеннолетия, и сами начнут свое нравственное обучение – это

просто убийственно для их будущего. Ребенок, лишенный нравственного

стержня, особенно сейчас быстро поражается.

С целью обеспечения условий для организации добровольного выбора

модуля курса и учёта мнения родителей в школе проведены общешкольные и

классные родительские собрания, организовано коллективное ознакомление

родителей школьников с курсом ОРКСЭ, проводилась индивидуальная

работа с отдельными семьями, родителями с целью определения выбора

модулей курса. Результаты выбора были зафиксированы протоколами

родительских собраний, письменными заявлениями родителей о выборе

определённого модуля для обучения детей.

. В результате родители выразили надежду на положительные результаты

преподавания данного курса, считая, что изучение данного курса необходимо

для общего развития, расширения кругозора, приобщения ребенка к истории

и культуре своего народа. Родители хотят видеть своего ребенка духовно-

нравственным человеком более образованным, терпимым к людям

различных вероисповеданий, надеются, что их дети будут более заботливыми

по отношению к родителям, старикам и инвалидам, в ходе изучения данного

курса задумаются о смысле жизни, усвоят понятия «добро», «зло»,

«наказание».

Однако были и такие родители, которые полагали, что преподавание курса

основ религиозных культур будут перегружать учебную программу и

утомлять детей, но в конце учебного года можно сказать, что тревоги были

напрасными, родители окончательно убедились в результативности и

необходимости этого предмета.

Я прошла курсы по преподаванию основ православной культуры, имею

высшее образование, но всего этого оказалось недостаточно.

«Уча других, мы учимся сами», — говорили древние. Вряд ли можно найти

более меткое выражение, описывающее нашу ситуацию. Сегодня для нас

ОПК — это предмет, в котором мы учимся вместе с учениками. Подчас дети

задают такие неожиданные и глубокие вопросы, что ответы на них хотелось

бы узнать и самому. Приходится разбираться, искать информацию. У меня

появилась возможность открыть детям то, что я сама сейчас начала для себя

открывать. ОПК открывает нам глаза на мир. Например, русская

классическая литература, оказалось, глубоко пронизана, христианскими

идеями.

Так сложилось, что основной состав практически всех школьных учителей —

люди еще старой, советской закалки. Понятно, что образование тогда было

атеистическим, но ведь вопросы духовной жизни человека, истоков культуры

все равно всех нас интересовали и продолжают интересовать. В этом смысле

ОПК, с одной стороны, восполняет недостающее в сегодняшнем

образовании.

Этот курс не требует от учителя и школьника исповедания православной

веры, хотя, Конституция Российской Федерации, не запрещает этого

исповедания. Этот курс не требует исполнения религиозных обрядов, но,

естественно, допускает ознакомление учащихся с обрядами и другими

важнейшими составляющими православной культуры через рассказ, книгу,

показ иконы, просмотр видеофильма.

Методическая система учебника ориентирована на развитие у младших

школьников умения самостоятельно анализировать и рассуждать,

формировать интерес к познанию, а учителю помогает создавать на уроке

атмосферу открытия и удивления, отрабатывать навыки учебной

самостоятельности.

Будучи тесно связанной с такими образовательными областями, как русский

язык, литература и отечественная история, окружающий мир, программа

курса отражает вполне самостоятельную область знаний, необходимых для

общекультурного багажа воспитанника российской школы.

Построение тем в учебнике способствует организации совместной

деятельности учителя, учащихся и родителей.

Начиная преподавание данного курса по модулю ОПК, ставила перед собой

цель сделать уроки непохожими на обычный урок, вести уроки в

доверительной манере общения, чаще использовать диалог, давать

возможность ребёнку спрашивать обо всём, о чём ему хочется спросить.

Меня радует, когда на уроках возникает незапланированная дискуссия,

значит, ребят интересует эта тема. На уроках задаю вопрос: «О чём вы

рассказали дома?», «Что сказали родители?». Радостно, что родители делятся

с детьми своими знаниями.

На уроках я стараюсь вводить элементы самостоятельного поиска, так

создается проблемность в обучении – важное основание для активной

мыслительной деятельности учеников. Регулярное включение в учебный

процесс развивающих творческих заданий приучает к ним детей и

поддерживает их активность.

На уроке дети работают в группах, что способствует работать в

сотрудничестве, формирует коммуникативность.

Китайская пословица «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу

запомнить. Позволь мне сделать самому – и это станет моим навсегда» как

нельзя лучше характеризует метод проектов, который формирует

способности эффективно действовать в реальной жизненной ситуации.

Проект «Верни природе чистоту», 2 м. в школе.

Говоря о сокровищах православной культуры России, мы знакомит учащихся

с мировоззрением и мировосприятием тех, кто создавал эти шедевры

отечественной культуры. Важно, чтобы учащийся мог увидеть чудный храм

или дивную икону, услышать изумительное церковное пение, прочитать

летописный текст, узнать истинное значение многих православных терминов

и уметь видеть произведения православной культуры.

Решение учебных творческих задач формирует познавательную активность,

мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово.

На этих уроках можно говорить с детьми по душам, открывая для себя в

учениках их нравственные качества.

Уроки ОПК учат милосердию, состраданию, толерантности, ведь основная

идея этого курса вовсе не в том, чтобы дать максимум информации о

Православии. Для нас главное — зажечь сердце ребенка, передать свет от

одного сердца к другому.



В раздел образования