Напоминание

"Формирование чувства стиля"


Автор: Камозина Елена Акимовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ № 1 им.Т.П.Николаевой"
Населённый пункт: г.Брянск, Брянская область
Наименование материала: обобщение педагогического опыта, методическая разработка
Тема: "Формирование чувства стиля"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств №1 им. Т.П. Николаевой»

Из опыта педагогической работы

Формирование чувства стиля и стилистических

навыков при обучении игре на фортепиано.

Подготовила

Камозина Е.А.

Брянск – 2017 г.

2

ПЛАН

1.

Введение.

2.

Основная часть.

3.

Работа в фортепианном классе.

4.

Заключение.

5.

Литература.

Введение

Понятие

музыкальный

стиль,

часто

звучащее

в

музыкально-

педагогическом быту, присутствует в любой программе по обучению музыке.

3

При ближайшем рассмотрении, суждения эти оказываются достаточно

сложными

и

неоднозначными

у

различных

специалистов.

Часто

просто

противоречивыми.

Мы постоянно сталкиваемся со стилевыми задачами на уроках, начиная с

первых

шагов

обучения.

Соотношение

стилей

произведения

и

исполнения

нельзя решить, не проделав большую работу над изучением сути вопроса.

Великие

пианисты

и

педагоги

пытались

ответить

на

вопрос,

что

представляет собой стиль? Или это обозначение того, как надо играть или это

творческий процесс, включающий личную интуицию педагога и возможности

ученика?

Термин

стиль

применяется

и

в

более

широком

смысле,

когда

подразумевают отличительные признаки национального искусства, или групп

национальностей.

Применяют его при обозначении индивидуального творчества того или

другого композитора, исполнителя или манеры исполнения.

Этим словом, обозначается также и музыкальный склад: полифонический,

граммофонный и т.д.

В переводе с греческого, стиль – это палочка для письма (стилус).

Понятие

это

ассоциируется

с

почерком:

Узнаваемый

почерк,

Индивидуальность автора, Творческая манера.

Это исторически сложившаяся общность средств, приемов, образов для

художественной

выразительности,

которая

обусловлена

единством

идейного

содержания.

В

художественном

стиле

находят

отражение

эстетические

взгляды,

свойственные различным историческим эпохам.

В стиле находит отражение действительность в той или другой форме.

Понятием стиль – определяются крупные исторические этапы развития

искусства, направления и школы – целые эпохи.

Вот приблизительно основные этапы:

- Средневековье – 476 – 1400 г.г.

- Возрождение или Ренессанс – 1400 – 1600 г.г.

- Барокко – 1600 – 1760 г.г.

- Классицизм – 1730 – 1820 г.г.

- Романтизм – 1815 – 1910 г.г.

- Современная музыка.

В нашем понятии слово стиль возникло в конце эпохи Возрождения

(конец 16 века)

Оно включает и объединяет форму и содержание. Объединяет средства

выразительности,

элементы

музыкального

языка,

принципы

образования

и

формы.

В

искусствоведении

этот

термин

характеризует

систему

средств

выразительности,

которая

служит

воплощению

того

или

иного

идейного

и

образного содержания.

В

музыке

это

музыкально-эстетическая

и

музыкально-историческая

категория.

4

Одним из важнейших способов развития музыкальной мысли, возникшим

в эпоху средневековья, является имитационное развитие, связанное с приемом

повторения

основной

музыкальной

мысли

поочередно

в

разных

голосах

музыкального произведения.

Имитация – это повторение какого-либо мелодического оборота, фразы, а

то и развернутой мелодической темы, поочередно одно за другим, в разных

голосах. (Бах).

В эпоху Возрождения (Ренессанса) намечается переход от средневековой

культуры, к культуре нового времени.

В музыке это проявляется в том, что мелодия и ритм становятся более

гибкими.

Появляется

тенденция

к

большей

музыкальной

выразительности.

Появляется новый стиль. Это слово (стиль) включает в себя целую систему

художественных

приемов,

разнообразных

форм

у

разных

композиторов,

трактуется как общность образной системы, общность средств художественной

выразительности и творческих приемов.

Эпоха Барокко.

В этот период творили великие композиторы Гендель, Бах, Скарлатти,

Пахельбель, Люли, Пёрсел, Вивальди, Телеман, Рамо.

Произведения этих композиторов составляют репертуар наших учащихся.

Их творчество -это материал, на котором должны воспитываться музыканты с

самых первых шагов обучения.

Немного о стилях и тенденциях музыки Барокко.

От

Ренессанса

музыка

Барокко

взяла

тенденцию

использования

полифонии. Музыка эта стремилась к более эмоциональному, наполненному

звучанию. В этот период появляются украшения.

У

композиторов

появляется

тенденция

к

увлечению

музыкой

инструментальной.

Стили и тенденции Барокко.

Условно

музыкой

Барокко

называют

множество

существующих

на

протяжении 150 лет композиторских стилей огромного заподноевропейского

региона.

Под

словом

Барокко

подразумевалась

музыка:

«странная»,

«необычная», «причудливая по форме».

Этому сопутствует также содержание и качество музыки: спутанность,

высокопарность, варварская готика, с оттенками экстравагантности.

Музыка Барокко взяла от Ренессанса практику использовать полифонию,

контрапункт.

Во времена Ренессанса

гармония строилась на спокойном движении

полифонии.

Музыка Барокко стремилась к большей эмоциональной наполненности,

чем музыка Ренессанса.

Увлечение

музыкой

инструментальной

стало

превосходить

интерес

к

музыке

вокальной.

Все

вокальные

произведения

стали

исполнятся

на

инструментах: лирах, виолах, лютнях и т.д.

5

Стали появляться токкаты, фантазии, прелюдии. Это привело к созданию

камерной музыки. Вокальность была главной особенностью при исполнении

этих музыкальных произведений.

Во времена Классицизма музыкальные произведения приобрели более

четкую форму, особенно сонаты.

Смена тональностей стала главной особенностью, главным элементом

этой

музыки.

Произведения

стали

слушаться,

как

полное

драматизма

путешествие

сквозь

последовательность

тональностей,

череду

приходов

и

уходов тоники. В сочинениях эпохи Классицизма, часто внутри одной части,

раскрывалось множество эмоций. В то время, как в музыке Барокко одна часть

несла в себе одно чувство. В классической музыке достигалась эмоциональная

кульминация ближе к концу.

Если раньше вокальная музыка была основополагающей, то в данный

период стиль музыки камерной, инструментальной стал главенствовать, хотя

вокальность в этой музыке присутствовала очень зримо.

Необходимо отметить, что в этот период появились такие шедевры, как

хорошо темперированный клавир И.С. Баха.

Основная часть.

Именно в это время начинает повышаться роль музыканта исполнителя и

термин «стиль» приобретает важную роль и входит прочно в исполнительско-

педагогический

обиход.

Сам

термин

определяется,

как

способ

выражения,

манера исполнения. Большое внимание уделяется качеству звука.

Нейгауз писал – «Звук должен быть закутан в тишину, покоится в тишине,

как драгоценный камень в шкатулке. Бережное и сосредоточенное отношение к

звуку является необходимым условием для художественного исполнения».

Музыкант-исполнитель

должен

глубоко

проникнуть

в

содержание

произведения и затем воссоздать его по возможности правдиво. Правдивое

воссоздание

художественного

образа

предполагает

не

только

верность

авторскому тексту, но и эмоциональную насыщенность исполнения.

Необходимо

не

только

изучать

произведение,

но

и

внутренне

«переживать» его, глубоко сродниться с ним и постараться исполнить его в том

стиле, который требуется, в котором писал данный композитор. Необходимо

учитывать национальные и жанровые особенности сочинения, историческое

своеобразие

эпохи,

в

которую

они

были

созданы,

стиль

композитора.

Эти

факторы необходимо использовать не только в работе со взрослыми учащимися

(в училищах), но и начиная со школьных занятий, т.е. в работе с начинающими.

Понятие

стиль

входит

в

исполнительно-педагогический

обиход

приблизительно в последней трети 18 века. Именно тогда начинает повышаться

роль музыканта исполнителя, сам термин определяется, как способ выражения,

манера исполнения.

К. Черни писал, что: «Каждого композитора надо играть в том стиле, в

каком он писал», и что «Исполнять всех мастеров на один лад, это ошибка».

6

Музыкант

может

вкладывать

в

чужие

сочинения

свой

дух

и

свою

индивидуальность, но при этом характер произведения не должен искажаться.

Со временем выражение «верность стилю» становится очень актуальной.

Бузони писал в своей работе «О пианистическом мастерстве»: «Чувство в

музыке требует двух спутников: вкуса и стиля». Нейгауз в книге «Искусство

фортепианной

игры

пишет:

«Хороший

стиль

это

правда,

истина.

Недопонимание духа композитора, его стиля, духа эпохи, вредно отражается на

главных элементах музыки: звуке и ритме». А.И. Гумнов утверждал: «Стиль –

лицо автора». И практически все известные педагоги и музыканты сходились во

мнении, что необходимо, чтобы происходило взаимопроникновение двух сторон

стиля: его творческого начала и традиционного, характерной для данного стиля,

программной основы.

Работа в фортепианном классе.

Стиль

в

музыке,

как

и

в

других

видах

искусства,

есть

проявление

характера творческой личности, создающей музыку или интерпретирующей ее.

Наличие исполнителя, как второго лица, при создании звукового феномена

музыки, определяет ситуацию выбора в музыкальной педагогике: односторонне

нормативная

его

трактовка,

порождает

догму

и

рутину,

а

диалективное

понимание становится фактором воспитания в учащемся творческого начала.

Центральным звеном на занятиях в фортепианном классе можно считать

достижение

понимания

стиля

учеником,

в

процессе

которого

рождается

в

сознании учащегося внутренний образ стиля, его личное восприятие.

Процесс освоения музыкального стиля учеником может быть разделен на

три этапа:

эмоциональный – воспитание «стилевого чувства»

интеллектуальный – формирование «стилевого мышления»

уровень «стилевого творчества»

Цель первого этапа:

1. Эмоциональное слуховое постижение задачи, приобретение стилевого

опыта, создание целевой среды.

Этому способствует:

- Игра с педагогом в 4 руки.

- Слушание записей выдающихся пианистов.

- Посещение концертов.

Все это дает первичное ощущение стиля. Осознание и осмысление в

произведениях чего-то общего и единого.

В

начальный

период

обучения

стиль

связывают

с

исполнением

танцевальных жанров и форм. Именно в младших классах их исполняют очень

часто.

2.

Формирование « стилевого мышления»

Оно возникает в процессе обучения в более старших классах.

Определяются специфические исполнительские средства:

7

динамика,

артикуляция,

темп

и

ритм,

педализация,

пианистические

приемы.

Если

на

первом

этапе

работает

эмоциональное

восприятие,

то

в

дальнейшем включается интеллектуальная интуиция.

Изучая нотный текст, ученик с помощью педагога исследует стилевую

специфику: методику, ритм, гармонию, форму и т.д.

Его знакомят с чертами личности композитора, с его отличительными

(характерными) чертами в творчестве.

Особенно

важно

проанализировать

исполняемое

произведение.

Сформировать понимание стилистических особенностей, его индивидуальный

почерк.

Когда мы проходим с учащимся те или иные музыкальные произведения,

нужно помнить, что процесс их изучения и последовательность при работе,

крайне важны для воспитания начальных музыкальных навыков.

Первое, что надо сделать – познакомить с произведением. Поиграть его.

Точно разобрать текст – ведь это предпосылка к художественному, стилевому

исполнению.

Необходимо иметь 2, 3 произведения в репертуаре одинаковых по стилю,

и выучить их, только тогда можно добиться качественного исполнения и только

так можно воспитать настоящего музыканта.

Третий этап – реализация «стилевого творчества», воплощение его в

музыку.

Это даже не столько этап обучения, сколько понимание стиля.

Очень

важно,

чтобы

происходило

слияние

личности

композитора

и

личности исполнителя в трактовке данного произведения.

-

Познавая

стиль,

мы

познаем

человеческую

культуру,

сохраняем

культурное наследие каждого композитора.

- Подходя индивидуально к каждому ученику, мы педагоги, должны тонко

дозировать эмоциональную и интеллектуальную стороны в работе над стилем.

- Грамотно подсказать пути постижения стилистики произведения.

-

Уметь

разъяснить

задачи

и

помочь

реализовать

ученику

свои

возможности в решении этой непростой задачи, дать ему необходимые знания.

В работе с учениками великие педагоги пианисты придавали огромное

значение работе над стилем – как уже говорилось.

Задача

педагога

помочь

своему

ученику

найти

о сновные

закономерности:

ведущие

тенденции,

закономерности

строения,

понимание

содержания и приемы воплощения стилевого замысла.

Эти задачи выстраиваются в определенной последовательности:

Первая – это исполнение в стиле произведения, над которым идет работа

педагогом, потом учеником?

Вторая

это

проникновение

в

стиль,

путем

прохождения

других

произведений того же автора.

Третья – является высшей целью! Это развитие самого ученика – его

вкуса, его общей и музыкальной культуры.

8

В работе с учеником воспитание стиля должно происходить при участии

нескольких факторов: музыкальной интуиции, его интеллекта, его слухового

опыта под обязательным контролем педагога. Педагог должен учить понимать

музыку, которую предстоит исполнять. Понимать стиль, которому эта музыка

принадлежит.

Задачи педагога:

1.

Изучить и обобщить теоретические труды по проблеме стиля в музыке.

2.

Проанализировать опыт педагогов и выдающихся музыкантов в разные

исторические

периоды,

связанные

с

воспитанием

стилистических

навыков.

3.

Изучить

методы

ранее

существовавшие

и

более

современные

для

развития

чувства

стиля

и

стилистических

особенностей

в

произведениях различных эпох.

4.

Обогащать

внутренний

мир

учащегося,

развивать

его

личность,

раскрывать его потенциал, чтобы в его душе родилось его собственное

понимание стиля.

Заключение.

П р о бл е ма м и

с т и л я

за н и ма ют с я

э с т е т и ка ,

к ул ьт у р о л о г и я ,

искусствоведение.

В педагогике схема изучения стиля выглядит так:

1.

Изучается стиль эпохи.

2.

Изучается стиль композитора.

3.

Педагог выступает в роли толкователя стиля.

4.

Ученик, воплощает идею педагога сквозь призму своих восприятий,

используя как знания и педагогические указания учителя, так и свою

эрудицию, для полного понимания всех тонкостей в изучении данного

вопроса.

Формирование чувства стиля долгий и сложный процесс. Его начинают с

первых шагов обучения.

Условно он может быть разделен на несколько этапов.

1.

Формирование стилевого чувства.

2.

Формирование стилевого мышления.

3.

Реализация стилевого замысла.

В

процессе

работы

в

фортепианном

классе

над

постижением

стиля

выявляются некоторые правила, необходимые для этого.

1.

Не

давать

готового

понимания,

помочь

ученику

найти,

свое

собственное

отношение

к

музыкальному

замыслу,

рассмотреть

его

душевный мир.

2.

Помочь найти музыкальные средства выразительности, характерные

для данного стиля.

9

3.

Ознакомить с произведениями одного (данного) композитора, причем в

разных жанрах.

4.

Проанализировать и понять стилевой язык композитора.

5.

Тщательно изучить детали нотного текста и авторские указания.

6.

Ознакомиться с разными редакциями текста и провести сравнения

трактовок стиля.

Явление музыкального стиля – суть, цель и средство понимания музыки.

Стиль надо чувствовать, в нем нужно жить. Обучать игре « в стиле»

необходимо,

лишь

вводя

ученика

в

смысловое

понятие

этого

термина.

Раскрывая

его

значение

необходимо

добиться

в

его

душе

собственного

понимания

задач

и

способов

достижения

стилистических

навыков

и

формирование его личности. Развитие чувства стиля учащегося - это работа на

обогащение его внутреннего мира, на развитие его личности, раскрытие его

потенциала.

Литература.

Выдающиеся пианисты педагоги о фортепианном искусстве.

под редакцией А.Д. Алексеева – Музгиз, 1966.

Г.Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры – Музыка, 1988 г.

Д.А. Рабинович. Исполнитель и стиль. Сов. Композитор, 1981 г.

10

С.С.

Скребков.

Художественные

принципы

музыкальных

стилей

Просвещение. 1973 г.

А.И. Николаев. Теория и методика игры на фортепиано – Владос. 2001 г.



В раздел образования