Напоминание

"Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательном процессе с дошкольниками"


Автор: Абаева Татьяна Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Оболенская СОШ"
Населённый пункт: п. Оболенск, г.о. Серпухов
Наименование материала: Консультация для педагогов дошкольного учреждения
Тема: "Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательном процессе с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Оболенская средняя общеобразовательная школа»

Дошкольное отделение

Консультация для педагогов дошкольного учреждения

«Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

в образовательном процессе с дошкольниками»

Учитель - логопед

Абаева Т. В.

п. Оболенск

2025 г.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

в образовательном процессе с дошкольниками.

Социально экономические изменения в России и в мире привели к

необходимости

модернизации

системы

образования.

Новые

задачи,

поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены

в законе “Об образовании Российской Федерации” и образовательном

стандарте нового поколения. Информатизация образования в России один из

важнейших

механизмов,

затрагивающих

все

основные

направления

модернизации образовательной системы. Ее основная задача эффективное

использование

важнейших

преимуществ

информационно

коммуникационных технологий:

возможность

организации

процесса

познания,

поддерживающего

деятельностный подход к учебному процессу;

индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;

создание эффективной системы управления информационно методическим

обеспечением образования.

Ускоренному

развиваю

информационно-коммуникационных

технологий (ИКТ) в дошкольных учреждениях России способствуют

государственные меры поддержки:

• принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного

общества;

• реализация программы «Электронная Россия»;

подключение

в

рамках

национального

проекта

образовательных

учреждений к интернету;

• принятие поправок к Закону «Об образовании»;

• формирование социальных сетей и др.

Все эти события привели к изменению содержания, методов и

организационных форм всей системы образования, в том числе работы

дошкольных учреждений.

Актуальность

использования

информационных

технологий

обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения и

воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в

использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных

компьютерных программ.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности

для широкого внедрения в практику новых методических разработок,

направленных

на

реализацию

инновационных

идей

воспитательного,

образовательного и коррекционного процессов; освобождает от рутинной

ручной работы; позволяет не только насытить ребенка большим количеством

готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных

знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности.

В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных

технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском

саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как

отдельное

обучающее

игровое

устройство,

а

как

всепроникающая

универсальная

информационная

система,

способная

соединиться

с

различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в

корне изменить развивающую среду детского сада в целом.

Владение

информационно-коммуникационными

технологиями

помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-

экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на

режим функционирования и развития как открытой образовательной

системы.

Порядок

использования

информационно-коммуникационных

технологий

в

работе

с

дошкольниками

определяется

участниками

образовательного процесса:

1.

ИКТ в учебно-образовательном процессе (в работе с воспитанниками):

подбор материала к занятиям, беседам, разработка и подбор презентаций к

занятиям, использование компьютерных развивающих игр и т. д.

2.

ИКТ в работе с коллегами:

распространение своего практического опыта через сеть интернет, на

профессиональных

сайтах,

подготовка

презентаций

к

докладам,

выступлениям, общение с коллегами через электронную почту, освещение

своего опыта на персональном сайте и т. д.

3.

ИКТ в работе с родителями:

привлечение

родителей

к

активному

участию

в

образовательном

и

коррекционном процессе, всестороннее информирование родителей о работе

ДОУ, расширение информационного поля родителей по вопросам развития и

воспитания

детей

(размещение

материалов

на

сайте

учреждения,

в

социальных группах, чатах и т. д.).

4.

ИКТ в работе педагога:

Поиск материалов к занятиям, создание банка методических материалов,

знакомство с опытом коллег, информация о новых методах, приемах работы,

о педагогических конференциях, участие в конкурсном движении, участие в

вебинарах и т. д.

ИКТ в учебно-образовательном процессе (в работе с воспитанниками).

У

детей

дошкольного

возраста

преобладает

наглядно-образное

мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого

возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного

иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет

педагогам

ДОУ

быстрее

достичь

намеченной

цели

во

время

непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности

с

детьми.

Использование

интернет-ресурсов

позволяет

сделать

образовательный

процесс

информационно

емким,

зрелищным

и

комфортным.

Выделяют 3 вида занятий с использованием ИКТ.

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

На

таком

занятии

используется

один

компьютер

в

качестве

“электронной доски”. На этапе подготовки анализируются электронные и

информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для занятия,

создаются презентационные материалы.

Использование

мультимедийной

презентаций

позволяет

сделать

занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным

наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует

высокой результативности занятия.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми

комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного

утомления.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и

развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных

исчерпывающей

структурированной

информацией

в

алгоритмическом

порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что

позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и

ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации –

формирование у дошкольников системы мыслительных образов. Подача

материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения,

высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет

построить

учебно-воспитательный

процесс

на

основе

психологически

корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной

деятельности,

гуманизации

содержания

обучения

и

педагогических

взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций

целостности.

Формы и место использование презентации на занятии зависят от

содержания занятия и цели, которую ставит педагог.

Применение

компьютерных

слайдовых

презентаций

в

процессе

обучения детей имеет следующие достоинства:

полисенсорное восприятия материала;

демонстрация различных объектов с помощью мультимедийного

проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую

систему восприятия;

активизация зрительных функций, глазомерных возможностей

ребенка;

создание условий живого интереса, эмоционального участия

ребенка.

2. Занятие с компьютерной поддержкой.

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых

обучающих программ.

Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого

для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание,

дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное,

анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Важно соблюдать требования, которым должны удовлетворять развивающие

программы для детей:

исследовательский характер,

легкость для самостоятельных занятий ребенка,

развитие широкого спектра навыков и представлений,

высокий технический уровень,

возрастное соответствие,

занимательность.

Важным

правилом

при

организации

таких

занятий

является

периодичность их проведения.

3. Диагностические занятия.

Учитель-логопед подбирает материал, необходимый для обследования

определенных структур речи. Такая форма логопедического обследования

привлекательна для ребенка, снимает напряжение, помогает ребенку лучше

показать, имеющиеся у него знания и сформированные навыки.

Таким образом, ИКТ технологии позволяют не только насытить

ребенка

большим

количеством

готовых,

строго

отобранных,

соответствующим

образом

организованных

знаний,

но

и

развивать

интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем

детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. В дошкольном

возрасте

интенсивно

развивается

мышления

ребенка,

происходит

постепенный переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому

мышлению.

Использование

информационных

технологий

поможет

педагогу

повысить

мотивацию

обучения

детей

и

приведет

к

целому

ряду

положительных следствий:

обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и

эмоциональной окрашенности;

облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;

возбуждение живого интереса к предмету познания;

расширение общего кругозора детей;

возрастание уровня использования наглядности на занятии;

повышение производительности труда педагога.



В раздел образования