Автор: Абаева Татьяна Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Оболенская СОШ"
Населённый пункт: п. Оболенск, г.о. Серпухов
Наименование материала: Консультация для педагогов дошкольного учреждения
Тема: "Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательном процессе с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Оболенская средняя общеобразовательная школа»
Дошкольное отделение
Консультация для педагогов дошкольного учреждения
«Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
в образовательном процессе с дошкольниками»
Учитель - логопед
Абаева Т. В.
п. Оболенск
2025 г.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
в образовательном процессе с дошкольниками.
Социально экономические изменения в России и в мире привели к
необходимости
модернизации
системы
образования.
Новые
задачи,
поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены
в законе “Об образовании Российской Федерации” и образовательном
стандарте нового поколения. Информатизация образования в России один из
важнейших
механизмов,
затрагивающих
все
основные
направления
модернизации образовательной системы. Ее основная задача эффективное
использование
важнейших
преимуществ
информационно
коммуникационных технологий:
возможность
организации
процесса
познания,
поддерживающего
деятельностный подход к учебному процессу;
индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
создание эффективной системы управления информационно методическим
обеспечением образования.
Ускоренному
развиваю
информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) в дошкольных учреждениях России способствуют
государственные меры поддержки:
• принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного
общества;
• реализация программы «Электронная Россия»;
•
подключение
в
рамках
национального
проекта
образовательных
учреждений к интернету;
• принятие поправок к Закону «Об образовании»;
• формирование социальных сетей и др.
Все эти события привели к изменению содержания, методов и
организационных форм всей системы образования, в том числе работы
дошкольных учреждений.
Актуальность
использования
информационных
технологий
обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения и
воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в
использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных
компьютерных программ.
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности
для широкого внедрения в практику новых методических разработок,
направленных
на
реализацию
инновационных
идей
воспитательного,
образовательного и коррекционного процессов; освобождает от рутинной
ручной работы; позволяет не только насытить ребенка большим количеством
готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных
знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности.
В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных
технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском
саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как
отдельное
обучающее
игровое
устройство,
а
как
всепроникающая
универсальная
информационная
система,
способная
соединиться
с
различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в
корне изменить развивающую среду детского сада в целом.
Владение
информационно-коммуникационными
технологиями
помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-
экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на
режим функционирования и развития как открытой образовательной
системы.
Порядок
использования
информационно-коммуникационных
технологий
в
работе
с
дошкольниками
определяется
участниками
образовательного процесса:
1.
ИКТ в учебно-образовательном процессе (в работе с воспитанниками):
подбор материала к занятиям, беседам, разработка и подбор презентаций к
занятиям, использование компьютерных развивающих игр и т. д.
2.
ИКТ в работе с коллегами:
распространение своего практического опыта через сеть интернет, на
профессиональных
сайтах,
подготовка
презентаций
к
докладам,
выступлениям, общение с коллегами через электронную почту, освещение
своего опыта на персональном сайте и т. д.
3.
ИКТ в работе с родителями:
привлечение
родителей
к
активному
участию
в
образовательном
и
коррекционном процессе, всестороннее информирование родителей о работе
ДОУ, расширение информационного поля родителей по вопросам развития и
воспитания
детей
(размещение
материалов
на
сайте
учреждения,
в
социальных группах, чатах и т. д.).
4.
ИКТ в работе педагога:
Поиск материалов к занятиям, создание банка методических материалов,
знакомство с опытом коллег, информация о новых методах, приемах работы,
о педагогических конференциях, участие в конкурсном движении, участие в
вебинарах и т. д.
ИКТ в учебно-образовательном процессе (в работе с воспитанниками).
У
детей
дошкольного
возраста
преобладает
наглядно-образное
мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого
возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного
иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет
педагогам
ДОУ
быстрее
достичь
намеченной
цели
во
время
непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности
с
детьми.
Использование
интернет-ресурсов
позволяет
сделать
образовательный
процесс
информационно
емким,
зрелищным
и
комфортным.
Выделяют 3 вида занятий с использованием ИКТ.
1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
На
таком
занятии
используется
один
компьютер
в
качестве
“электронной доски”. На этапе подготовки анализируются электронные и
информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для занятия,
создаются презентационные материалы.
Использование
мультимедийной
презентаций
позволяет
сделать
занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным
наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует
высокой результативности занятия.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми
комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного
утомления.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и
развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных
исчерпывающей
структурированной
информацией
в
алгоритмическом
порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что
позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и
ассоциативном виде в память детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации –
формирование у дошкольников системы мыслительных образов. Подача
материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения,
высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет
построить
учебно-воспитательный
процесс
на
основе
психологически
корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной
деятельности,
гуманизации
содержания
обучения
и
педагогических
взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций
целостности.
Формы и место использование презентации на занятии зависят от
содержания занятия и цели, которую ставит педагог.
Применение
компьютерных
слайдовых
презентаций
в
процессе
обучения детей имеет следующие достоинства:
полисенсорное восприятия материала;
демонстрация различных объектов с помощью мультимедийного
проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую
систему восприятия;
активизация зрительных функций, глазомерных возможностей
ребенка;
создание условий живого интереса, эмоционального участия
ребенка.
2. Занятие с компьютерной поддержкой.
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых
обучающих программ.
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого
для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание,
дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное,
анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.
Важно соблюдать требования, которым должны удовлетворять развивающие
программы для детей:
исследовательский характер,
легкость для самостоятельных занятий ребенка,
развитие широкого спектра навыков и представлений,
высокий технический уровень,
возрастное соответствие,
занимательность.
Важным
правилом
при
организации
таких
занятий
является
периодичность их проведения.
3. Диагностические занятия.
Учитель-логопед подбирает материал, необходимый для обследования
определенных структур речи. Такая форма логопедического обследования
привлекательна для ребенка, снимает напряжение, помогает ребенку лучше
показать, имеющиеся у него знания и сформированные навыки.
Таким образом, ИКТ технологии позволяют не только насытить
ребенка
большим
количеством
готовых,
строго
отобранных,
соответствующим
образом
организованных
знаний,
но
и
развивать
интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем
детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. В дошкольном
возрасте
интенсивно
развивается
мышления
ребенка,
происходит
постепенный переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому
мышлению.
Использование
информационных
технологий
поможет
педагогу
повысить
мотивацию
обучения
детей
и
приведет
к
целому
ряду
положительных следствий:
обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и
эмоциональной окрашенности;
облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;
возбуждение живого интереса к предмету познания;
расширение общего кругозора детей;
возрастание уровня использования наглядности на занятии;
повышение производительности труда педагога.