Напоминание

Формы наставничества в системе дополнительного образования детей


Автор: Комарова Ирина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО "Центр детского творчества" Центрального района
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Формы наставничества в системе дополнительного образования детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр детского творчества»

Центрального района города Кемерово

«Формы наставничества в системе

дополнительного образования детей»

Статья

Автор:

педагог

дополнительного образования

МБОУДО «ЦДТ»

Центрального района г. Кемерово

Комарова И.А.

Кемерово 2025

Наставничество — это эффективный способ передачи знаний, умений,

навыков наставляемому — подростку, ученику или студенту — от более

опытного и обладающего необходимыми компетенциями авторитетного

взрослого — наставника. Кроме того, наставничество это предоставление

помощи и совета детям и подросткам, оказание им необходимой поддержки в

социализации и взрослении.

Целью наставнической деятельности в системе дополнительного

образования является воздействие на формирующуюся личность,

направленное на ее продуктивное развитие и социальную адаптацию путем

передачи опыта наставника наставляемому. Акцент наставничества в

дополнительном образовании делается на взаимодействие, осуществляемое в

неформальной обстановке и несвязанное с официальными отношениями

которое позволяет достичь максимально эффективных результатов

воздействия на ребёнка.

Для успешной реализации целевой модели наставничества в

дополнительном образовании предусматривается 4 формы: «Ученик -

ученик», «педагог – студент» «Педагог - педагог», «Работодатель – ученик».

Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга

задач и проблем с использованием единой методологии наставничества,

частично видоизмененной с учетом ступени обучения, профессиональной

деятельности и первоначальных ключевых запросов участников программы.

Форма наставничества «ученик-ученик»

В детском объединении наставничество практикуется давно и

заключается во взаимодействие обучающихся, при котором один из них

находится на более высокой ступени образования и обладает

организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать

весомое влияние на наставляемого. Такая модель наставничества «ученик-

ученик» лишена строгой субординации, ребята общаются в свободной

форме. «Дети учат детей» - практики наставничества, реализуемые в

различных сферах детьми до 18 лет, в том числе в творческих объединениях

дополнительного образования. Такая форма взаимодействия между

обучающимися используется при подготовке любого мероприятия.

Цель наставничества среди обучающихся: выявление и воспитание

учащихся-лидеров, волонтеров и патриотов.

Основные задачи взаимодействия наставника с наставляемым:

помощь в реализации лидерского потенциала;

улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов в

коллективе;

развитие гибких навыков и метакомпетенций;

создание комфортных условий и коммуникаций внутри детского

коллектива.

Используя наставничество в коллективе можно с уверенностью сказать, что

форма передачи опыта «ученик-ученик» - действует очень эффективно.

Форма наставничества «педагог – студент»

Наставничество является эффективным механизмом адаптации

будущего педагога к работе с детьми и требует новых форм реализации с

учётом современных условий. Одной из таких форм и является развивающее

взаимодействие студента с педагогом-наставником. Его целью и

содержанием выступает передача педагогического опыта. Педагогический

контакт с детьми в высшей степени индивидуален, сродни искусству. Вместе

с тем определенный его запас нужен с первых дней работы с детским

коллективом, со студенческой практики. Ведь здесь ошибки, неудачные

пробы непосредственно отражаются на растущем человеке, его дальнейшем

развитии.

Педагог-наставник как субъект развивающего взаимодействия со

студентом должен соответствовать некоторым критериям:

высокий уровень профессионального мастерства;

субъективная значимость для студента;

профессиональная индивидуальность, наличие персонального стиля

педагогической деятельности, позитивного педагогического опыта;

способность вызвать доверие у студента, установить духовный контакт;

организовать развивающее взаимодействие;

желание передавать свой опыт.

Взаимодействие с учителем-наставником способствует развитию у

студента педагогических умений, задатков, профессионально значимых

личностных качеств, а также навыков анализа, обобщения, творческого

осмысления педагогического опыта. Кроме того, развивающее

взаимодействие способствует также профессиональному саморазвитию и

самосовершенствованию и самого педагога-наставника. Развивающее

взаимодействие помогает студенту увидеть цели профессионального роста и

создает условия для их достижения.

Результатом работы педагога-наставника со студентом является

желание студента после окончания учебного заведения работать по

профессии. Полезное и эффективное взаимодействие опытного педагога и

студента, позволяет безболезненно влиться будущему молодому специалисту

в образовательное пространство уже как полноправного члена

педагогического коллектива.

Форма наставничества «Педагог - педагог»

Начинающим педагогам необходима профессиональная помощь в

овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных

обязанностей педагога, наставника в использовании современных

образовательных технологий.

Основные задачи работы с молодыми педагогическими работниками:

1.

адаптация к профессиональной среде образования

2.

формирование активной педагогической позиции

3.

закрепление в коллективе учреждения, освоение его корпоративной

культуры

Одним из главных инструментов наставничества формы «Педагог -

педагог», является методическое сопровождение участия молодых педагогов

в различных мероприятиях и конкурсах. Это позволяет:

влиться в педагогическое сообщество города – молодой педагог

познакомится с коллегами с других учреждений в рамках форумов,

конкурсов, семинаров, сформирует представление о творческих

коллективах города;

сделать молодому педагогу большой рывок в профессиональном

развитии: осознать себя как профессионала – свои сильные, слабые

стороны, определить свои приоритеты в профессии; научиться

самопрезентации и профессиональному самоанализу;

Влиться в коллектив: как правило, участие в конкурсе — это всегда

работа целой творческой группы педагогов;

сформировать идентификацию молодого человека как педагога и члена

коллектива учреждения.

Профессиональная помощь необходима не только начинающим

педагогам, но и опытным. Нужно помочь им адаптироваться в новых

современных реалиях, ознакомить их с новой документацией, которую им

необходимо разрабатывать и вести, а также оказывать методическую помощь

в работе с разными категориями детей: одаренных, с ОВЗ, детей «группы

риска».

Форма наставничества «работодатель – ученик»

Предполагает взаимодействие обучающегося старших классов средней

школы и представителя регионального предприятия (организации), при

котором наставник активизирует профессиональный и личностный

потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к учебе и

самореализации. В процессе взаимодействия наставника с наставляемым

может происходить прикладное знакомство с профессией.

Среди основных задач деятельности наставника-профессионала в

отношении ученика являются:

помощь в раскрытии и оценке своего личного и профессионального

потенциала;

повышение осознанности в вопросах выбора профессии,

самоопределения, личностного развития, формирования ценностных и

жизненных ориентиров;

развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и

метакомпетенций;

помощь в приобретении опыта и знакомство с повседневными

задачами внутри профессии.

Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме

внеурочной и проектной деятельности. Возможна интеграция в курс

предметов, связанных с деятельностью организации наставника, совместное

участие в конкурсах, выполнение проектных работ, способствующих

развитию чувства сопричастности.

В организациях дополнительного образования это проектная

деятельность, выездные мероприятия, экскурсии на предприятия, конкурсы,

гранты от предприятий.

Результатом правильной организации работы наставников будет

повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся в

вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального

ориентирования, а также создание устойчивого партнерства представителей

предприятий и образовательных организаций, занимающихся всесторонней

поддержкой талантливой молодежи и образовательных инициатив, рост

числа образовательных и стартап-проектов, улучшение экономического и

кадрового потенциалов региона.

Таким образом, наставник способен стать для наставляемого человеком,

который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления,

поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии

потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.



В раздел образования