Автор: Комарова Ирина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО "Центр детского творчества" Центрального района
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Формы наставничества в системе дополнительного образования детей
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
Центрального района города Кемерово
«Формы наставничества в системе
дополнительного образования детей»
Статья
Автор:
педагог
дополнительного образования
МБОУДО «ЦДТ»
Центрального района г. Кемерово
Комарова И.А.
Кемерово 2025
Наставничество — это эффективный способ передачи знаний, умений,
навыков наставляемому — подростку, ученику или студенту — от более
опытного и обладающего необходимыми компетенциями авторитетного
взрослого — наставника. Кроме того, наставничество это предоставление
помощи и совета детям и подросткам, оказание им необходимой поддержки в
социализации и взрослении.
Целью наставнической деятельности в системе дополнительного
образования является воздействие на формирующуюся личность,
направленное на ее продуктивное развитие и социальную адаптацию путем
передачи опыта наставника наставляемому. Акцент наставничества в
дополнительном образовании делается на взаимодействие, осуществляемое в
неформальной обстановке и несвязанное с официальными отношениями
которое позволяет достичь максимально эффективных результатов
воздействия на ребёнка.
Для успешной реализации целевой модели наставничества в
дополнительном образовании предусматривается 4 формы: «Ученик -
ученик», «педагог – студент» «Педагог - педагог», «Работодатель – ученик».
Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга
задач и проблем с использованием единой методологии наставничества,
частично видоизмененной с учетом ступени обучения, профессиональной
деятельности и первоначальных ключевых запросов участников программы.
Форма наставничества «ученик-ученик»
В детском объединении наставничество практикуется давно и
заключается во взаимодействие обучающихся, при котором один из них
находится на более высокой ступени образования и обладает
организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать
весомое влияние на наставляемого. Такая модель наставничества «ученик-
ученик» лишена строгой субординации, ребята общаются в свободной
форме. «Дети учат детей» - практики наставничества, реализуемые в
различных сферах детьми до 18 лет, в том числе в творческих объединениях
дополнительного образования. Такая форма взаимодействия между
обучающимися используется при подготовке любого мероприятия.
Цель наставничества среди обучающихся: выявление и воспитание
учащихся-лидеров, волонтеров и патриотов.
Основные задачи взаимодействия наставника с наставляемым:
помощь в реализации лидерского потенциала;
улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов в
коллективе;
развитие гибких навыков и метакомпетенций;
создание комфортных условий и коммуникаций внутри детского
коллектива.
Используя наставничество в коллективе можно с уверенностью сказать, что
форма передачи опыта «ученик-ученик» - действует очень эффективно.
Форма наставничества «педагог – студент»
Наставничество является эффективным механизмом адаптации
будущего педагога к работе с детьми и требует новых форм реализации с
учётом современных условий. Одной из таких форм и является развивающее
взаимодействие студента с педагогом-наставником. Его целью и
содержанием выступает передача педагогического опыта. Педагогический
контакт с детьми в высшей степени индивидуален, сродни искусству. Вместе
с тем определенный его запас нужен с первых дней работы с детским
коллективом, со студенческой практики. Ведь здесь ошибки, неудачные
пробы непосредственно отражаются на растущем человеке, его дальнейшем
развитии.
Педагог-наставник как субъект развивающего взаимодействия со
студентом должен соответствовать некоторым критериям:
высокий уровень профессионального мастерства;
субъективная значимость для студента;
профессиональная индивидуальность, наличие персонального стиля
педагогической деятельности, позитивного педагогического опыта;
способность вызвать доверие у студента, установить духовный контакт;
организовать развивающее взаимодействие;
желание передавать свой опыт.
Взаимодействие с учителем-наставником способствует развитию у
студента педагогических умений, задатков, профессионально значимых
личностных качеств, а также навыков анализа, обобщения, творческого
осмысления педагогического опыта. Кроме того, развивающее
взаимодействие способствует также профессиональному саморазвитию и
самосовершенствованию и самого педагога-наставника. Развивающее
взаимодействие помогает студенту увидеть цели профессионального роста и
создает условия для их достижения.
Результатом работы педагога-наставника со студентом является
желание студента после окончания учебного заведения работать по
профессии. Полезное и эффективное взаимодействие опытного педагога и
студента, позволяет безболезненно влиться будущему молодому специалисту
в образовательное пространство уже как полноправного члена
педагогического коллектива.
Форма наставничества «Педагог - педагог»
Начинающим педагогам необходима профессиональная помощь в
овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных
обязанностей педагога, наставника в использовании современных
образовательных технологий.
Основные задачи работы с молодыми педагогическими работниками:
1.
адаптация к профессиональной среде образования
2.
формирование активной педагогической позиции
3.
закрепление в коллективе учреждения, освоение его корпоративной
культуры
Одним из главных инструментов наставничества формы «Педагог -
педагог», является методическое сопровождение участия молодых педагогов
в различных мероприятиях и конкурсах. Это позволяет:
влиться в педагогическое сообщество города – молодой педагог
познакомится с коллегами с других учреждений в рамках форумов,
конкурсов, семинаров, сформирует представление о творческих
коллективах города;
сделать молодому педагогу большой рывок в профессиональном
развитии: осознать себя как профессионала – свои сильные, слабые
стороны, определить свои приоритеты в профессии; научиться
самопрезентации и профессиональному самоанализу;
Влиться в коллектив: как правило, участие в конкурсе — это всегда
работа целой творческой группы педагогов;
сформировать идентификацию молодого человека как педагога и члена
коллектива учреждения.
Профессиональная помощь необходима не только начинающим
педагогам, но и опытным. Нужно помочь им адаптироваться в новых
современных реалиях, ознакомить их с новой документацией, которую им
необходимо разрабатывать и вести, а также оказывать методическую помощь
в работе с разными категориями детей: одаренных, с ОВЗ, детей «группы
риска».
Форма наставничества «работодатель – ученик»
Предполагает взаимодействие обучающегося старших классов средней
школы и представителя регионального предприятия (организации), при
котором наставник активизирует профессиональный и личностный
потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к учебе и
самореализации. В процессе взаимодействия наставника с наставляемым
может происходить прикладное знакомство с профессией.
Среди основных задач деятельности наставника-профессионала в
отношении ученика являются:
помощь в раскрытии и оценке своего личного и профессионального
потенциала;
повышение осознанности в вопросах выбора профессии,
самоопределения, личностного развития, формирования ценностных и
жизненных ориентиров;
развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и
метакомпетенций;
помощь в приобретении опыта и знакомство с повседневными
задачами внутри профессии.
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме
внеурочной и проектной деятельности. Возможна интеграция в курс
предметов, связанных с деятельностью организации наставника, совместное
участие в конкурсах, выполнение проектных работ, способствующих
развитию чувства сопричастности.
В организациях дополнительного образования это проектная
деятельность, выездные мероприятия, экскурсии на предприятия, конкурсы,
гранты от предприятий.
Результатом правильной организации работы наставников будет
повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся в
вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального
ориентирования, а также создание устойчивого партнерства представителей
предприятий и образовательных организаций, занимающихся всесторонней
поддержкой талантливой молодежи и образовательных инициатив, рост
числа образовательных и стартап-проектов, улучшение экономического и
кадрового потенциалов региона.
Таким образом, наставник способен стать для наставляемого человеком,
который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления,
поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии
потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.