Напоминание

Готовим ребенка к школе


Автор: Климашевская Дарья Николаевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 105
Населённый пункт: Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Готовим ребенка к школе
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ

ЗАДАНИЕ № 1. Родителям рекомендуется:

-

рассказать ребенку о школе, о том, для чего дети ходят в

школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы

преподают в школе;

-

рассмотреть вместе с ребенком школьные принадлежности,

поговорить о том, для чего нужна каждая из этих вещей;

-

задать ребенку вопросы: что школьники кладут в пенал? В

портфель?

ЗАДАНИЕ № 2. Отгадать загадки и выучить по выбору:

-

Новый дом несу в руке. Двери дома на замке.А живут в доме

том книжки, ручки и альбом. (Портфель.)

-

Черный Ивашка – деревянная рубашка. Где носом пройдет -

там заметку кладет. (Карандаш.)

-

То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей – ка!

Можешь и нарисовать. Что такое я? ( Тетрадь.)

ЗАДАНИЕ № 3. Игра «Подбери признак»: портфель (какой?) –

кожаный, вместительный, яркий, большой … .

ЗАДАНИЕ № 4. Игра «Исправь ошибку»:

У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома

линейкой. Я пишу ручки.Я рисую в альбом.

ЗАДАНИЕ № 5. Объяснить ребенку пословицы:

Ученье свет, неученье – тьма. Ученье – путь к уменью.

ЗАДАНИЕ № 6.Игра « Собери портфель в школу»

(назвать школьные принадлнжности).

ЗАДАНИЕ № 7. Игра «Четвертый лишний».

Ручка, резинка, учебник, велосипед.

Портфель, тетрадь, пенал, скакалка.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.

РАЗВИВАЕМ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.

ЗАДАНИЕ №1.

На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен,

губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Взрослый

предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого

предмета. Затем ребенку надо на слух, без зрительной опоры

(ребенок отворачивается) определить, что звучит. Название

каждого звучащего предмета проговаривается. Количество

звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти.

ЗАДАНИЕ№2.

Перед ребенком выставляется 4-5 предметов (например:

металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый

стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.), при постукивании о

которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша

взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его

многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Ребенок

называет, что он услышал.

ЗАДАНИЕ№3.

Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы:

карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый

объясняет ему, что только по слуху ребенку предстоит определить,

что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно

полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам.

Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу

ножницами, рвет её, мнет, стучит ножницами о чашку, водит

карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого

произведенного действия ребенок должен рассказать о нем.

ЗАДАНИЕ №4.

В одинаковые капсулы из под шоколадных яиц помещаются

сыпучие продукты: манная и гречневая крупа, горох, фасоль,

сахари др. Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и

запомнить звучание каждого продукта при встряхивании капсулы.

Потом, по очереди встряхивая капсулы, взрослый просит ребенка

отгадать, что в капсуле.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.

ЗАДАНИЕ№1.

Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя».

Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михаил

Иванович(низкий голос), Настасья Петровна(голос средней

высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика

произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех

вариантах:

-

Кто сидел на моем стуле?

-

Кто ел из моей чашки?

-

Кто спал в моей постели?

Когда ребенок научится различать реплики по высоте звучания,

следует попросить его самого произнести одну из фраз за

медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по

высоте.

ЗАДАНИЕ№2.

Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко

находится звучащий объект, а затем воспроизвести звуки

различными по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети :АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака: АВ

(громко), АВ-АВ (тихо). Мяучит кошка, мычит корова, поет

петух, кудахчет курица, квкают лягушки, каркает ворона ,блеет

овечка и т. п.

ЗАДАНИЕ№3.

Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести

изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и

того же звука.

А – плачет, кричит девочка; показывают горло врачу; поет

певица; качаем малыша; девочка укололась иголкой.

О – удивилась мама; стонет бабушка; потягивается папа; кричит

охотник в лесу.

У – гудит пароход; звучит дудочка; плачет мальчик.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.

Готовимся к школе.

ЗАДАНИЕ№1.

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале

по 2, затем по 3 в названном порядке:

мак-бак-так моток-каток-поток

ток-тук-так батон-бутон-бетон

бык-бак-бок будка-дудка-утка

дам-дом-дым нитка-ватка-ветка

ком-дом-гном тыква-буква-будка

ЗАДАНИЕ№2.

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок

должен назвать то, которое отличается от остальных:

Канава-канава-како-канава

Ком-ком-кот-ком

Утенок-утенок-утенок-котенок

Будка-буква-будка-будка

Винт-винт-бинт-винт

Минута-монета-минута-минута.

ЗАДАНИЕ№3.

Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен

выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на

остальные 3:

Мак-бак-так-банан

Сок-ком-индюк-дом

Лимон-вагон-кот-бутон

Мак-бак-веник-рак

Совок-гном-венок-каток

Пятка-ватка-лимон-кадка

Ветка-диван-клетка-сетка

Каток-дом-моток-поток

Советы логопеда

Готовимся к школе.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Взрослый бросает ребенку мяч, называя какое-либо

слово. Ребенок ловит мяч и, придумав слово-антоним,

бросает мяч обратно, называя свое «слово наоборот».

Существительные: смех -…, лето -…, день -… и т.п.

Глаголы: пришел -…, нырнул -…, влетел - …и т.п.

Прилагательные: широкий - …, маленький - …,богатый..

Наречия: далеко -…, высоко - …, глубоко - …и т.п.

«ОБЩИЕ СЛОВА»

Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они

нужны для развития мышления. Задания могут быть двух

видов:

1. Назови фрукты…,рыб…, мебель…, птиц.

2. Назови одним словом:

Туфли, ботинки, сапоги, - это…

Молоток, пила, топор – это…

Сосна, береза, клен – это…

«КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Учим подбирать слова-действия:

- «Что делает яблоко?» (зреет, наливается, созревает,

краснеет, опадает, гниет..);

- «Что делает волк?» (рыщет, воет, гонится, рычит,

загрызает…); - «Что делают врач, шофер?..»

«ОДИН – МНОГО»

Взрослый бросает ребенку мяч, называя слово, а ребенок

ловит и бросает обратно, называя это слово во

множественном числе: стол – столы, стул – стулья, пень

– пни, дом – дома.

Советы логопеда

1.

Не старайтесь ускорить ход естественного

речевого развития ребенка. Не перегружайте его

речевыми занятиями. Игры, упражнения,

речевой материал должны соответствовать

возрасту.

2.

При общении с ребенком следите за своей речью.

Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова

произносите четко и ясно, непонятные слова,

обороты, встречающиеся в тексте, непременно

объясните.

3.

Не подделывайтесь под детскую речь, не

злоупотребляйте уменьшительно-

ласкательными суффиксами – все это тормозит

речевое развитие.

4.

Своевременно устраняйте недостаток речи

ребенка, стремясь указать неточность и

ошибки, встречающиеся в его речи, будьте

осторожны, ни в коем случае не смейтесь над

ребенком, самое лучшее – тактично поправить

то или иное слово, если ребенок торопиться

высказать свои мысли или говорит тихо,

напомните ему: «Говорить надо внятно, четко,

не спеша».

5.

Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И

не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш

ответ?»



В раздел образования