Автор: Климашевская Дарья Николаевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 105
Населённый пункт: Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Готовим ребенка к школе
Раздел: дошкольное образование
ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ
ЗАДАНИЕ № 1. Родителям рекомендуется:
-
рассказать ребенку о школе, о том, для чего дети ходят в
школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы
преподают в школе;
-
рассмотреть вместе с ребенком школьные принадлежности,
поговорить о том, для чего нужна каждая из этих вещей;
-
задать ребенку вопросы: что школьники кладут в пенал? В
портфель?
ЗАДАНИЕ № 2. Отгадать загадки и выучить по выбору:
-
Новый дом несу в руке. Двери дома на замке.А живут в доме
том книжки, ручки и альбом. (Портфель.)
-
Черный Ивашка – деревянная рубашка. Где носом пройдет -
там заметку кладет. (Карандаш.)
-
То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей – ка!
Можешь и нарисовать. Что такое я? ( Тетрадь.)
ЗАДАНИЕ № 3. Игра «Подбери признак»: портфель (какой?) –
кожаный, вместительный, яркий, большой … .
ЗАДАНИЕ № 4. Игра «Исправь ошибку»:
У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома
линейкой. Я пишу ручки.Я рисую в альбом.
ЗАДАНИЕ № 5. Объяснить ребенку пословицы:
Ученье свет, неученье – тьма. Ученье – путь к уменью.
ЗАДАНИЕ № 6.Игра « Собери портфель в школу»
(назвать школьные принадлнжности).
ЗАДАНИЕ № 7. Игра «Четвертый лишний».
Ручка, резинка, учебник, велосипед.
Портфель, тетрадь, пенал, скакалка.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.
РАЗВИВАЕМ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.
ЗАДАНИЕ №1.
На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен,
губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Взрослый
предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого
предмета. Затем ребенку надо на слух, без зрительной опоры
(ребенок отворачивается) определить, что звучит. Название
каждого звучащего предмета проговаривается. Количество
звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти.
ЗАДАНИЕ№2.
Перед ребенком выставляется 4-5 предметов (например:
металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый
стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.), при постукивании о
которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша
взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его
многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Ребенок
называет, что он услышал.
ЗАДАНИЕ№3.
Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы:
карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый
объясняет ему, что только по слуху ребенку предстоит определить,
что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно
полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам.
Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу
ножницами, рвет её, мнет, стучит ножницами о чашку, водит
карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого
произведенного действия ребенок должен рассказать о нем.
ЗАДАНИЕ №4.
В одинаковые капсулы из под шоколадных яиц помещаются
сыпучие продукты: манная и гречневая крупа, горох, фасоль,
сахари др. Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и
запомнить звучание каждого продукта при встряхивании капсулы.
Потом, по очереди встряхивая капсулы, взрослый просит ребенка
отгадать, что в капсуле.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.
ЗАДАНИЕ№1.
Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя».
Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михаил
Иванович(низкий голос), Настасья Петровна(голос средней
высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика
произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех
вариантах:
-
Кто сидел на моем стуле?
-
Кто ел из моей чашки?
-
Кто спал в моей постели?
Когда ребенок научится различать реплики по высоте звучания,
следует попросить его самого произнести одну из фраз за
медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по
высоте.
ЗАДАНИЕ№2.
Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко
находится звучащий объект, а затем воспроизвести звуки
различными по силе голосом (громко, тихо).
Кричат дети :АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака: АВ
(громко), АВ-АВ (тихо). Мяучит кошка, мычит корова, поет
петух, кудахчет курица, квкают лягушки, каркает ворона ,блеет
овечка и т. п.
ЗАДАНИЕ№3.
Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести
изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и
того же звука.
А – плачет, кричит девочка; показывают горло врачу; поет
певица; качаем малыша; девочка укололась иголкой.
О – удивилась мама; стонет бабушка; потягивается папа; кричит
охотник в лесу.
У – гудит пароход; звучит дудочка; плачет мальчик.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.
Готовимся к школе.
ЗАДАНИЕ№1.
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале
по 2, затем по 3 в названном порядке:
мак-бак-так моток-каток-поток
ток-тук-так батон-бутон-бетон
бык-бак-бок будка-дудка-утка
дам-дом-дым нитка-ватка-ветка
ком-дом-гном тыква-буква-будка
ЗАДАНИЕ№2.
Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок
должен назвать то, которое отличается от остальных:
Канава-канава-како-канава
Ком-ком-кот-ком
Утенок-утенок-утенок-котенок
Будка-буква-будка-будка
Винт-винт-бинт-винт
Минута-монета-минута-минута.
ЗАДАНИЕ№3.
Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен
выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на
остальные 3:
Мак-бак-так-банан
Сок-ком-индюк-дом
Лимон-вагон-кот-бутон
Мак-бак-веник-рак
Совок-гном-венок-каток
Пятка-ватка-лимон-кадка
Ветка-диван-клетка-сетка
Каток-дом-моток-поток
Советы логопеда
Готовимся к школе.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Взрослый бросает ребенку мяч, называя какое-либо
слово. Ребенок ловит мяч и, придумав слово-антоним,
бросает мяч обратно, называя свое «слово наоборот».
Существительные: смех -…, лето -…, день -… и т.п.
Глаголы: пришел -…, нырнул -…, влетел - …и т.п.
Прилагательные: широкий - …, маленький - …,богатый..
Наречия: далеко -…, высоко - …, глубоко - …и т.п.
«ОБЩИЕ СЛОВА»
Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они
нужны для развития мышления. Задания могут быть двух
видов:
1. Назови фрукты…,рыб…, мебель…, птиц.
2. Назови одним словом:
Туфли, ботинки, сапоги, - это…
Молоток, пила, топор – это…
Сосна, береза, клен – это…
«КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Учим подбирать слова-действия:
- «Что делает яблоко?» (зреет, наливается, созревает,
краснеет, опадает, гниет..);
- «Что делает волк?» (рыщет, воет, гонится, рычит,
загрызает…); - «Что делают врач, шофер?..»
«ОДИН – МНОГО»
Взрослый бросает ребенку мяч, называя слово, а ребенок
ловит и бросает обратно, называя это слово во
множественном числе: стол – столы, стул – стулья, пень
– пни, дом – дома.
Советы логопеда
1.
Не старайтесь ускорить ход естественного
речевого развития ребенка. Не перегружайте его
речевыми занятиями. Игры, упражнения,
речевой материал должны соответствовать
возрасту.
2.
При общении с ребенком следите за своей речью.
Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова
произносите четко и ясно, непонятные слова,
обороты, встречающиеся в тексте, непременно
объясните.
3.
Не подделывайтесь под детскую речь, не
злоупотребляйте уменьшительно-
ласкательными суффиксами – все это тормозит
речевое развитие.
4.
Своевременно устраняйте недостаток речи
ребенка, стремясь указать неточность и
ошибки, встречающиеся в его речи, будьте
осторожны, ни в коем случае не смейтесь над
ребенком, самое лучшее – тактично поправить
то или иное слово, если ребенок торопиться
высказать свои мысли или говорит тихо,
напомните ему: «Говорить надо внятно, четко,
не спеша».
5.
Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И
не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш
ответ?»