Автор: Николаева Светлана Борисовна
Должность: преподаватель по классу виолончели
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №1"
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: Важные проблемы преподавания в классе виолончели в первые годы обучения
Раздел: дополнительное образование
Важные проблемы преподавания в классе виолончели в первые годы
обучения
«Хороший учитель может вселить надежду, зажечь воображение, и
привить любовь к учёбе»
Брэд Генри
Приступая к занятиям с начинающими виолончелистами, необходимо,
чтобы и ребенку и его родителям понравился инструмент. Виолончель имеет
густой, насыщенный, певучий, проникновенный звук. Виолончель часто
напоминает тембр человеческого голоса. Поэтому при первом знакомстве с
учеником и его родителями, важно показать всю красоту звучания
виолончели,
все
ее
технические
возможности,
прекрасный
тембр
инструмента. И после этого, когда у ребенка появится желание заниматься на
виолончели, надо постоянно, на каждом уроке, поддерживать это его
увлечение инструментом.
Часто после первого года обучения у маленьких виолончелистов
пропадает желание продолжать обучение. Если сравнивать с фортепиано, то
в обучении игре на виолончели постановочный период более длительный.
Начинающие ученики изучают гаммы, этюды, пьесы, но вся красота,
художественная выразительность звука виолончели зависит во многом от
вибрации. Не слыша красоту вибрационного звука инструмента, ребенок не
получает удовольствия от своей игры. Это и есть основная причина потери
интереса у детей к игре на виолончели. Поэтому очень важно в этот момент,
чтобы ребенок получил поддержку со стороны своего преподавателя и
родителей ученика. Поэтому совершенно необходимо соблюдать в обучении
юных
музыкантов
последовательность,
постепенность
в
возрастании
трудностей.
Особенно
важно,
придерживаться
строго
постепенности,
в
усложнении заданий, в период первоначального обучения игре на смычковом
инструменте,
когда
учащиеся
начинают
овладевать
очень
сложными
навыками постановки, звукоизвлечения, интонации и основными приемами
техники.
Преподавателю
по
классу
виолончели,
необходимо
очень тщательно продумать методику первоначального обучения своих
учеников, добиваясь постепенного перехода, от менее трудных заданий, к
более сложным, подбирая учебный материал, доступный для ученика, как со
стороны
художественного
содержания,
так
и
техники
исполнения.
При игре на смычковом инструменте каждая рука выполняет сложные
движения, различные по своему характеру и направленности. Координация
этих движений, представляет для исполнителя одну из самых трудных задач.
Поэтому в методической литературе, совершенно правильно подчеркивается
необходимость
«раздельной»
постановки
рук
у
начинающих,
имея ввиду, что игра одновременно обеими руками является для них
непосильной. При этом, возникает важный вопрос о том, какими методами
развивать игровые навыки каждой руки в отдельности, и как связать эту
работу с музыкально-художественным воспитанием ученика.
Первоначальные
приемы
техники
правой
руки
развиваются, как известно, путем упражнений в ведении смычка по
открытым струнам. При этом ученик может не только следить за
движениями руки, ведущей смычок, но и контролировать слухом качество
получаемого звука, что является очень важным условием правильного
развития
всякого
музыкально-исполнительского
навыка.
Необходимо
применять
с
самого
начала
обучения,
способ
звукоизвлечения,
не требующий особой подготовки и доступный для начинающего. Таким
способом звукоизвлечения, является pizzicato, которым любой ученик может
овладеть, в течение нескольких минут, в чем легко убедиться на практике.
Этот простейший способ звукоизвлечения, дает возможность на первом же
уроке использовать «озвученные» упражнения для левой руки ( которые
легко контролируются слухом), и в том числе несложные, короткие мелодии.
Это
позволяет
с
самого
начала
обучения
установить
тесную
взаимосвязь ,между развитием специальных навыков учащегося, и его
музыкально-художественным
воспитанием.
Кроме
того,
очень
сильно
возрастает
интерес
ученика к занятиям.
Большое преимущество данного подхода к первым урокам игры на
струнных инструментах, заключается еще в том, что упражнения для левой и
правой руки ,можно начать одновременно, развивая и закрепляя игровые
навыки каждой руки ,до тех пор, пока не станет возможным объединить их
действия. Различия в постановке, объясняются прежде всего «школой», к
которой принадлежит музыкант, а также индивидуальным особенностям его
физической конституции. Некоторое значение, по-видимому, имеют форма и
размер инструмента. Вполне естественно, что каждый педагог стремится
привить своими ученикам ту постановку, которую он сам усвоил, и считает
наиболее целесообразной. Но если педагог педантично требует от всех
учеников точного копирования своей постановки, то это неизбежно должно
ограничить индивидуальные двигательные возможности того, или иного
учащегося и, в конечном счете, отрицательно повлиять на развитие его
исполнительских навыков.
Таким образом, различия в постановке у музыкантов, играющих на
одном и том же инструменте, вполне возможны и оправданы. Однако
имеются некоторые общие условия, которые должны соблюдать все
играющие
на
данном
инструменте,
независимо
от
внешней
формы
постановки. Для развития навыков правильной постановки очень важно
подобрать инструмент. При выборе инструмента педагог должен учитывать
прежде всего физические данные каждого ученика. Следует лишь избегать
слишком больших инструментов и длинных, тяжелых смычков, которые
могут вызвать у учащихся чрезмерное напряжение во время игры.
При обучении детей надо также иметь в виду их физическое развитие и
рост, и своевременно уточнить внешние формы постановки, а при
необходимости сменить инструмент.
В постановке при игре на виолончели нужно различать три
«стороны»:
А)
посадка
и
установка
инструмента;
Б)
постановка
левой
руки
-
расположение
пальцев
на
грифе,
и
соответствующее
положение
всей
руки;
В) постановка правой руки – способ держания смычка пальцами и
положение руки в зависимости от ведения смычка, по той или другой струне,
и
выполнение
определенных
исполнительских
приемов.
Приступая к занятиям, нужно прежде всего подобрать для ученика стул,
соответствующей высоты. Это особенно важно при обучении детей
маленького роста, так как посадка на стуле нормальной высоты приводит к
тому, что ноги ученика оказываются в «висячем» положении, которое его
быстро утомляет. Обычно в таких случаях, пользуются низкими стульями, но
слишком низкая посадка часто приводит к сутулости учащегося, и не вполне
правильному расположение виолончели. Поэтому
для детей маленького
роста ,лучше использовать не очень низкие стулья, наблюдая за тем, чтобы
ноги ученика свободно могли стоять на полу всей ступней. И чтобы
поддержать
интерес
ребёнка
к
занятиям
на
виолончели,
преподавать должен часто исполнять для своего ученика две-три пьесы,
кантиленные и виртуозные, объясняя характер этих произведений и приемы
игры.
У многих преподавателей-виолончелистов
есть
очень
большая
проблема–отсутствие учебного материала, для начинающих виолончелистов.
Поэтому приходится преподавателю, самому находить выход из этой
ситуации. Я сама, преподаватель по классу виолончели, стала делать
переложения
для
начинающих
учеников-
виолончелистов,
чтобы
расширить
и
обогатить
репертуар
начинающих
учеников.
Нотный материал я беру из различных сборников домристов, флейтистов и
скрипачей, а потом
делаю удобные переложения пьес и этюдов, в
сопровождении фортепиано, для начинающих виолончелистов, которые
располагаются в сборниках, по мере возрастания степени сложности. В
пьесах появляются переходы из позиции в позицию. Также, в сборниках есть
пьесы, с применением игры с флажолетами и ритмическими ударами
смычком( тростью смычка) по струнам или корпусу инструмента, что очень
нравится
начинающим
ученикам.
Все
эти
различные
приёмы
игры,
встречаются
в
сборниках
моих
переложений
для
начинающих
виолончелистов: «Музыкальный сундучок»1, 2 тетрадь, «Маленькая рыбка»,
«Музыкальная прогулка», «Весёлые путешественники», «Дорога добра»,
«Весёлая карусель».
Поэтому очень важно сохранить интерес к занятиям на виолончели, и
к музыке, с самого раннего возрасте. И делать надо это путем простых и
понятных заданий. Когда играем на уроке какую-то пьесу, то можно
придумать слова песенки, вместе с учеником, что очень нравится детям.
Можно придумать на уроке не только слова, но и название для этюдов,
которые исполняются с аккомпанементом. И надо давать домашнее задание
ученику, чтобы он придумал слова для какой-то новой пьесы или этюда
самостоятельно.
С каждым учеником надо находить индивидуальный подход, искать
репертуар, который ему будет интересен, тогда освоение инструмента идёт
быстрее, и дети продолжают учиться дальше, чтобы освоить такой
замечательный инструмент, как виолончель.
В
дальнейшем,
чтобы
вырастить
прекрасного,
образованного
музыканта, необходимо разносторонне развивать музыкальные способности
учащегося. Без музыки наша жизнь теряет много разнообразных красок,
возможностей, эмоций, вдохновения. Даже если ученик не продолжит
обучение дальше, не станет известным музыкантом, то музыка может
пробудить в нем другие возможности, раскрыть другие таланты, интеллект,
творческие способности и стремления.
Самое
важное
педагогическое
счастье
–
это
открыть
индивидуальность. Все дети разные, но все они рождаются талантливыми, и
начало пути в музыке, должно быть понятным, интересным и счастливым
для всех детей.
Использованная литература:
1. Сапожников Р. Обучение начинающего виолончелиста. 1978 г.
2. Бирина В. М. Особенности начального обучения игре на виолончели.
(Дошкольная группа) М., 1988 г.
3. Ред. Руденко В. И. Натансон. Вопросы методики начального музыкального
образования. М., 1981 г.