Автор: Проскурина Марина Владимировна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №1"
Населённый пункт: г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические возможности фортепианного ансамбля в музыкальном развитии учащихся ДМШ и ДШИ
Раздел: дополнительное образование
М.В. Проскурина
преподаватель по классу фортепиано
МАУДО «Детская музыкальная школа №1»
г. Набережные Челны
Педагогические возможности фортепианного ансамбля
в музыкальном развитии учащихся ДМШ и ДШИ
Игра
на
фортепиано
в
четыре
руки
–
это
вид
совместного
музицирования, которым занимались во все времена при каждом удобном
случае
и
на
любом
уровне
владения
инструментом.
Ансамблевым
музицированием занимаются и поныне.
В чем же заключена польза ансамблевого музицирования?
Ансамблевая игра открывает самые благоприятные возможности для
всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед
музыкантом проходят произведения различных художественных стилей,
исторических эпох. Ансамблист находится в особо выгодных условиях –
наряду
с
репертуаром,
адресованным
собственно
роялю,
он
может
пользоваться также оперными клавирами, аранжировками симфонических,
камерно-инструментальных и вокальных опусов.
Иными словами, ансамблевая игра – интенсивный приток богатой и
разнохарактерной музыкальной информации. Обеспечивая непрерывное
поступление
свежих
и
разнообразных
впечатлений,
переживаний
ансамблевое
музицирование
способствует
развитию
эмоциональной
отзывчивости
на
музыку.
Накопление
запаса
ярких
многочисленных
слуховых представлений стимулирует художественное воображение.
Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию и
других специфических способностей учащегося-музыканта: музыкального
слуха, ритмического чувства, памяти, двигательно-моторных навыков.
Формирование звуковысотных представлений – первоочередной этап в
слуховом воспитании учащихся. Обучение игре на фортепиано начинается с
донотного периода, цель которого – развитие звуковысотного слуха ученика.
Педагогический опыт показывает, что донотный период тесно связан с
ансамблевым музицированием в дуэте: педагог-ученик. За счет насыщенного
богатого
мелодическими
и
гармоническими
красками
сопровождения
исполнение становится более красочным и живым.
Гармонический слух нередко отстает от мелодического. Учащийся
может свободно обращаться с одноголосием, но, в то же время, испытывать
затруднение со слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического
склада. «В интересах развития гармонического слуха музыканта необходимо
настойчиво и упорно с детских лет развивать целостное ощущение
музыкальной вертикали» (Л.А. Баренбойм).
Наиболее сильнодействующим средством развития гармонического
слуха
является
подбор
гармонического
сопровождения
к
различным
мелодиям. Но, как правило, длительный период, связанный с постановкой
рук и исполнением преимущественно одноголосных мелодий, не позволяет
ребенку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением.
Таким
образом,
ансамблевая
форма
игры
здесь
оказывается
целесообразной и необходимой: гармоническое сопровождение в данном
случае будет исполнять преподаватель. Это позволит ученику с первых же
уроков
участвовать
в
исполнении
многоголосной
музыки.
Развитие
гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим, т.е. ребенок
будет воспринимать полностью вертикаль.
Воспитание полифонического слуха – один из важнейших и наиболее
сложных разделов музыкального воспитания. Ребенок не имеет достаточных
навыков
для
исполнения
полифонических
произведений,
не
владеет
достаточным умением слышания нескольких мелодических линий для
исполнения
сложной
полифонической
ткани.
Поэтому
фортепианная
педагогика
накопила
значительное
количество
методических
приемов
тренировочного характера, способных в ходе работы над полифонией
ускорить этот процесс.
Наиболее эффективным приемом, который можно применить в
ансамблевой практике, является совместное проигрывание на одном или на
двух инструментах полифонического произведения по голосам, по парам
голосов. Таким образом, ансамблевая игра с первых уроков развивает умение
слышать полифонию, дает возможность вслушаться во все составные ее
элементы, облегчает ее воспроизведение, помогает ярче оттенить, высветлить
отдельные элементы звуковых конструкций.
Ансамблевая игра обладает широкими возможностями в развитии
тембро-динамического слуха благодаря обогащению фактуры, поскольку в
ансамблевом
репертуаре
значительное
место
занимают
переложения.
Совместно с педагогом ученик ведет поиск различных тембровых красок,
динамических
нюансов,
штриховых
эффектов,
пытаясь
передать
на
фортепиано насыщенность полнозвучных tutti, тембральную специфику
звучания отдельных оркестровых групп.
Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию
ритмического чувства. Ритм – один из центральных элементов музыки,
категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная,
образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Ряд
авторитетных
исследователей
указывают
на
три
главных
структурных
элемента,
образующих
чувство
ритма:
темп,
акцент,
соотношение длительностей во времени. Все это складывается в музыкально-
ритмическую способность.
Уже первые шаги начинающего пианиста, когда он исполняет самые
простые ансамбли, сопутствуют выработке игровых приемов и навыков,
которые относятся к процессам развития чувства ритма. Важнейший из этих
навыков – воспроизведение равномерной последовательности одинаковых
длительностей.
«Чувство
ровности
движения
приобретается
всякой
совместной
игрой»,
–
писал
Н.А.
Римский-Корсаков
в
работе
«О
музыкальном образовании», имея в виду ритмически дисциплинирующее
воздействие ансамблевого музицирования на каждого из партнеров. Играя
вместе с педагогом, ученик находится в определенных метроритмических
рамках. Необходимость «держать» свой ритм делает усвоение различных
ритмических фигур более органичным.
Ансамблевая игра не только дает педагогу возможность диктовать
правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение. Игра
на фортепиано проникнутая разнохарактерной и рельефной акцентировкой
оказывает воздействие на «акцентную» сторону музыкально-ритмического
комплекса. Чувство метрической пульсации, подчеркивание начальных
долей такта в ансамблевом исполнении проявляется особо ярко. Вот
некоторые более сложные проблемы музыкально-исполнительского
ритма:
-
темпо-ритм
(музыкальная
пульсация).
При
ансамблевой
игре
партнеры должны определить темп, еще не начав совместного исполнения. В
ансамбле темпо-ритм должен быть коллективным. Отсутствие ритмической
устойчивости часто связано со свойственной тенденцией к ускорению.
Обычно
это
происходит
при
нарастании
силы
звучности,
когда
эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс, в стремительных
пассажах, когда неопытному пианисту начинает казаться, что он скользит по
наклонной
плоскости,
а
также
в
сложных
для
исполнения
местах.
Технические трудности вызывают желание возможно скорее «проскочить»
опасные такты. При объединении в дуэте двух пианистов возникшее
accelerando
увлекает партнеров к неизбежной катастрофе. Если же этот
недостаток присущ только одному из участников, то второй оказывается как
бы корректором: в условиях совместных занятий возникают некоторые
благоприятные
возможности
для
исправления
индивидуальных
погрешностей исполнения.
- свобода музыкально-ритмического движения (рубато, агогика). Игру
рубато
нельзя
механически
перенять,
она
познается
в
личном
художественном опыте. Самым главным в союзе «преподаватель-ученик»
является эмоциональное воздействие. Многие динамические и агогические
трудности легче преодолеваются под исполнительским влиянием учителя,
который непосредственно вовлекает ученика в ускорение и замедление
музыкального движения.
Паузы.
Система
музыкально-ритмического
воспитания
должна
«вбирать»
в
себя
те
специфические
моменты,
которые
связаны
с
выразительно-смысловой функцией пауз в музыкальном искусстве. Особо
нужно
следить,
чтобы
паузы
воспринимались
учениками
в
виде
естественного компонента музыкальной структуры, а не как механическая
или внезапная остановка.
В ансамблевом исполнении не редко приходится сталкиваться с
моментами отсчета длительных пауз. Простой и эффективный способ при
этом – поиграть звучащую у партнера музыку.
Рассмотрим возможность ансамблевой игры в развитии памяти.
Ансамблевое исполнение имеет свою специфику запоминания произведения
наизусть. Если в сольном музицировании при выучивании очень часто
преобладает вызубривание, идущее от привычки упражняться механически,
мало вникая в смысл заучиваемого, то игра в ансамбле этого не допускает.
Память ансамблиста формируется более интенсивно. Углубленное
понимание музыкального произведения, его образно-поэтической сущности,
особенности его структуры, формы образования и т.д. – основное условие
успешного художественного полноценного запоминания музыки.
Ансамблевое
исполнение
наизусть
будет
способствовать
не
механическому запоминанию, а откроет пути для развития аналитической,
логической, рациональной памяти (с опорой на фактический анализ). Прежде
чем перейти к заучиванию ансамбля наизусть партнеры должны понять
музыкальную форму в целом, осознать ее как некое структурное единство,
затем переходить к дифференцированному усвоению составляющих ее
частей, к работе над фразировкой, динамическим планом и т.д.
Знание этого особенно необходимо исполнителю второй партии, так
как она обычно представлена либо аккордовой фактурой, либо разложенной
(арпеджио), и не имея представления о первой партии, ученик не сможет
для себя выстроить произведение структурно.
Исполнителю второй партии особенно необходимо заострить внимание
на гармоническом анализе и опираясь на гармонию нужно учиться мысленно
слышать всю музыкальную ткань произведения. Способ «умозрительного»
запоминания,
лишенного
опоры
на
реальное
звучание,
основывается
исключительно на внутрислуховых представлениях.
Ансамблевая
игра
способствует
так
же
развитию
двигательно-
моторных способностей учащегося-пианиста. Благодаря привлекательности
ансамблевой игры на начальном этапе более легко и относительно
безболезненно
происходит
организация
игрового
аппарата.
Учащиеся
естественным
путем
осваивают
основные
приемы
звукоизвлечения,
знакомятся с разными типами фактуры.
При игре в ансамбле развитие двигательных навыков протекает
значительно интенсивнее и закрепляются полученные навыки прочнее, так
как получают мощную поддержку со стороны слуха учащегося.
Всем известна склонность детей к подражанию. Эта склонность может
принести
большую
пользу
и
ученику,
и
педагогу
в
налаживании
необходимых удобных игровых движений, в выработке правильной посадки
за инструментом, в умении достичь певучего звука и т.д.
«Учитель и ученик» Й. Гайдн
Этот ансамбль представляет собой перекличку между партиями
ученика и учителя. Ученик в свои паузы будет следить за приемом
звукоизвлечения и движениями рук педагога и тут же подражать ему.
В ансамблевом музицировании ученик обогащает свой пианистический
опыт, овладевая различными типами фактур (особенно это касается
исполнения партий сопровождения).
Необходимо развивать навыки чтения с листа. Следует добиваться
длительной концентрации внимания и плавной непрерывности охвата текста,
идущего несколько впереди исполнения. Необходимо нацелить исполнителей
на охват сочинения в целом, т.е. обратить внимание на самое существенное.
При чтении ансамбля с листа нельзя поправлять, останавливать
ученика в трудных местах, так как это приводит к нарушению контакта с
партнером. Слишком частые остановки портят радость от игры с листа и
поэтому необходимо избирать для этого несложный музыкальный материал.
Желательно, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке
другого.
Таким образом, рассмотрев развивающие возможности ансамблевой
игры, подведем итог:
- раздвигая горизонты познанного учащимся в музыке, пополняя фонд
его слуховых впечатлений, обогащая профессиональный опыт, увеличивая
багаж специфических сведений и т.д. ансамблевое музицирование способно
сыграть активную роль в процессах становления и развития музыкального
сознания, мышления, интеллекта;
- особо важна роль ансамблевой игры на начальном этапе обучения –
лучшее средство заинтересовать ребенка, эмоционально окрасить обычно
малоинтересный первоначальный этап;
- ансамблевое музицирование способствует развитию комплекса
специфических способностей: музыкального слуха, ритмического чувства,
памяти, двигательно-моторных навыков;
-
ансамблевая
игра
может
быть
включена
в
различные
виды
деятельности учащихся в фортепианном классе (импровизацию, чтение с
листа, подбор по слуху). Это еще больше повышает ее развивающий
потенциал.
Использованная литература:
1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство /Л.
Баренбойм// учеб. пособие. – СПб.: Планета музыки, 2017. – 340 с.
2. Вопросы фортепианной педагогики: Сборник статей под общей
редакцией В. Натансона. Выпуск 3. – М.: Музыка, 1971. – 333 с.
3. Готлиб А. Основы ансамблевой техники /А. Готлиб// – М.: Музыка,
1971. – 94 с.
4. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства /Я.И.
Мильштейн// Сборник статей. – М.: Сов. композитор, 1983. – 266 с. с ил.
5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз//
Записки педагога. 4-е изд. – М.: Музыка, 1982. – 300 с.
6. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано /Г.М. Цыпин// - М.:
Просвещение, 1984. – 176 с.