Напоминание

Методика развития выносливости у футболистов


Авторы: Арютин Александр Анатольевич, Арютин Александр Николаевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ СШ ФСО СТРЕЛА Г. КАЗАНЬ
Населённый пункт: КАЗАНЬ
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Методика развития выносливости у футболистов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методика развития выносливости

у футболистов

Выполнил

тренер-преподаватель

Арютин А.Н.

Казань - 2025

Футбол – самая популярная игра во всем мире. Футбол не стоит на месте, он

непрерывно развивается. Лучшие отечественные и зарубежные футбольные

теоретики и практики продолжают поиск все новых и новых вариантов игр, систем

тренировочных процессов. Лучшие из основных тактических тренировочных

процессов сразу же берутся на вооружение ведущими командами мира. Необходимо

постоянно усовершенствовать тренировочный процесс, а главное – правильно его

планировать.

В процессе подготовки футболистов часто наступает такой момент, когда

функциональные возможности их организма не соответствуют должному уровню

физической

работоспособности,

вследствие

этого

значительно

снижается

эффективность соревновательной деятельности.

В

нашей

стране

накоплен

большой положительный опыт в подготовке квалифицированных спортсменов.

Однако подготовка резерва в футбольные клубы требует поиска ещё более

эффективных путей повышения уровня специальной физической подготовки и в том

числе развития выносливости у юных футболистов.

Высокий уровень развития выносливости в подростковом возрасте

является необходимым условием для разностороннего физического развития и

подготовки на этой основе квалифицированных футболистов.

Под выносливостью, понимают способность выполнять любую двигательную

деятельность, не утомляясь, и противостоять утомлению, возникающему в процессе

выполнения работы. Выносливость проявляется в двух основных формах:

1. В продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления

первых признаков выраженного утомления.

2. В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

Являясь

многофункциональным

свойством

человеческого

организма,

выносливость интегрирует в себе большое число разнообразных процессов,

происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целого организма. В

преобладающем большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости

принадлежит факторам энергетического обмена. Ни одно движение не может быть

выполнено без затрат энергии.

Существует два основных вида выносливости, различных в своей основе:

мышечная и сердечно-сосудистая. Мышечная выносливость—это способность

вовлекать в работу большое количество своих мышечных волокон при выполнении

физического упражнения, благодаря чему вы можете делать много повторений.

Например, во время приседаний с грузом мышечные волокна ног устают так быстро,

если вы хотите выполнить весь комплекс до конца необходимо обладать

способность включать в работу множество дополнительных волокон. Сердечно-

сосудистая выносливость - это способность сердца, лёгких и кровеносной системы

доставлять кислород в мышцы, чтобы обеспечить их работу.

Напряжённая тренировка приводит к накоплению молочной кислоты в

работающих мускулах. Молочная кислота - это побочный продукт, который

образуется в процесс выработки энергии для сокращения мышц. Если сердце, лёгкие

и кровеносная система оказались способны доставить достаточно кислорода в

данный участок, то молочная кислота будет перерабатываться организмом в новый

источник энергии; если нет, то её накопление, в конечном счёте, не позволит

совершать дальнейшие сокращения и приводит к полному отказу мышц. Усталость

приходит

потому,

что

система

кислородного

обмена

не

может

доставить

достаточное количество кислорода, чтобы очистить мышцы от накопившейся

молочной кислоты.

Эффективность

развития

выносливости

зависит

от

тренировочных

программ, от того насколько они способны задействовать функциональные

возможности организма конкретного спортсмена. Бесконечное варьирование

методическими

принципами

тренировок,

средствами

восстановления,

фармацевтическими препаратами и т.п. - всё это может быть эффективным лишь в

той мере, насколько обеспечивается выполнение максимального количества

работы за время тренировки. Очевидно, что одной из основных задач любой

тренировочной программы является создание базы для развития конкретных

физических качеств (силы, выносливости, увеличения мышечной массы и др.),

т.е. повышение работоспособности спортсмена.

Исходя из вышесказанного, некоторые авторы напрямую связывают развитие

выносливости с уровнем работоспособности спортсмена. В связи с этим возникает

вопрос - от чего зависит работоспособность, и каким образом можно её повысить?

В результате выполнения любой работы (физической или умственной)

наступает утомление - обратимое снижение работоспособности. Это естественная

защитная реакция организма при длительной или напряжённой работе. При этом,

происходит обратимое нарушение некоторых физиологических и биохимических

реакций организма, которые не выходят за границы естественных физиологических

колебаний и исчезают сами собой, без вмешательства извне. Утомление проявляется

в

достаточно

резком

падении

сердечной

производительности,

расстройстве

регуляторных функций со стороны ЦНС и эндокринной системы, в увеличении

потоотделения, нарушение водно-солевого баланса, изменение ряда биохимических

показателей крови, мочи и др. Различают острое и хроническое, общее и локальное,

скрытое

(компенсируемое,

например,

волевыми

усилиями)

и

явное

(некомпенсируемое указанным способом) утомление. Почти всеми авторами,

затрагивающими проблему борьбы с утомлением, подчёркивается, что процессы

утомления бесспорно, должны рассматриваться как единое целое с такими

процессами как восстановление. Рассмотренные виды выносливости в спортивной

практике подразделяют на общую и специальную.

Это качество необходимо всем спортсменам. В одних видах спорта оно

является решающим - в стайерском беге, лыжных соревнованиях, велошоссейных

гонках, гребле, в других выносливость менее важна, например, в футболе,

баскетболе, водном поло, в третьих, - значение выносливости не так велико,

например, в прыжках в воду и метаниях. Вместе с тем как тут не вспомнить

соревнования, длящиеся 5-6 часов и более у шестовиков и 12 часов фехтование у

современных

пятиборцев.

Надо

признать,

что

выносливость

нужна

всем

спортсменам, здесь не может быть исключения, к тому же выносливость необходима

спортсменам не только в соревновании, но ещё для выполнения большого объёма

тренировочной работы, для того чтобы не уставать от продолжительной разминки и

длительных ожиданий между стартами, быстрее восстанавливаться. Известно также,

что высокий уровень общей выносливости - одно из главных свидетельств

отличного здоровья спортсмена.

В целом выносливость характеризуется как способность к длительному

выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, как способность бороться

с утомлением и эффективно восстанавливаться во время работы и после нее.

Различают выносливость общую и специальную. Первое является частью общей

физической подготовленности спортсмена, об этом речь шла ранее, вторая – частью

специальной подготовленности.

Общая выносливость - способность продолжительно выполнять любую

работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую

достаточно высокие требования к сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной

нервной системе. Общая выносливость позволяет каждому подготовленному

спортсмену успешнее справляться с любой продолжительной работой большой или

умеренной мощности. Однако у спортсменов различной специализации уровень

общей выносливости неодинаков. Обычно он выше у лыжников-гонщиков, бегунов

на длинные дистанции, велосипедистов-шоссейников, ниже у метателей, прыгунов в

воду, тяжелоатлетов. Такое положение отражает, с одной стороны, очень близкую

связь между общей и специальной выносливостью в видах спорта, требующих ее

проявления в продолжительной работе, с другой стороны - недостаточность

развития общей выносливости у специализирующихся видах спорта, требующих

кратковременных напряжений.

Общая выносливость спортсмена служит основой для развития специальной

выносливости, что подтверждается в спортивной практике и в исследованиях.

Взаимообусловленность

общей

и

специальной

выносливости

диктует

необходимость

развития

этих

качеств

на

протяжении

всего

процесса

круглогодичной тренировки, непрерывно повышая, как одну, так и другую

выносливость. Другое дело, что эти две задачи решаются на протяжении года в

неравной

мере.

Обычно

в

начале

приобретаются

преимущественно

общая

выносливость, а затем, на этой основе, специальная выносливость. Это должно быть

особенно выражено у новичков и меньше у давно тренирующихся.

Специальная

выносливость

обусловлена

особенностями

требований,

предъявляемых к организму спортсмена при упражнении в избранном виде спорта, и

определяется специфической подготовленностью всех органов и систем спортсмена,

уровнем его психологических и физиологических возможностей применительно к

виду работы. Особенное значение имеет способность спортсмена продолжать

упражнения при усталости, благодаря проявлению волевых качеств. Специальная

выносливость связана также с рациональностью, экономичностью техники и

тактики. Естественно, она своеобразно в разных видах спорта. В практике его

нередко называют выносливостью скоростной, игровой, плавательной, силовой,

прыжковой и т.п. Термин «специальная выносливость» пригоден для всех видов

спорта. Другое дело, что компоненты специальной выносливости в каждом виде

спорта будут иметь свои отличия.

Главная задача при развитии выносливости в группах начальной подготовки

состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной

выносливости на основе различных видов двигательной деятельности. При

выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на

организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами:

- интенсивностью упражнения,

- продолжительностью упражнения,

- количеством повторений,

- продолжительностью интервалов отдыха,

- характером отдыха.

Продолжительность

интервалов

отдыха

необходимо

планировать

в

зависимости от задач и используемого метода тренировки. Характер отдыха между

отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном

отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном – заполняет

паузы

дополнительной

деятельностью.

При

планировании

отдыха

между

повторениями упражнений в рамках одного занятия следует знать о трех типах

интервалов: полные интервалы, неполные интервалы, минимаксимальный интервал.

Основными методами развития общей выносливости являются:

равномерный,

переменный,

повторный,

интервальный,

метод

круговой

тренировки, игровой метод, соревновательный метод.

1. Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом

работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится

сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп и амплитуду движений.

Упражнения могут выполняться с малой и максимальной интенсивностью.

Используя метод равномерного упражнения, необходимо, прежде всего, определить

интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе

150-160 ударов в минуту. Для детей в возрасте 8-9 лет продолжительность работы

10-15 мин, 10-12 лет – 15-25 мин, 14-15 лет – 25-35 мин.

2.

Переменный

метод

отличается

от

равномерного

последовательным

варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного

изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.д.

3. Повторный метод характеризуется повторением одних и тех же упражнений

с интервалами для отдыха, во время которых происходит достаточно полное

восстановление работоспособности. Число повторений и длительность выполнения

упражнений могут быть самыми разнообразными.

4.

Интервальный

метод

предусматривает

выполнение

упражнений

со

стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее

запланированными интервалами отдыха. Интервал отдыха между упражнениями 1-3

мин (иногда по 15-30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не

столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Основная сложность при

применении данного метода заключается в правильном подборе наилучших

сочетаний нагрузки и отдыха.

5. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений,

воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по

типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6-10

упражнений («станции»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.

6. Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры,

где существуют постоянно изменяющиеся ситуации и присутствует хороший

эмоциональный фон.

7. Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме

соревнований. Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый

раз определяют конкретные параметры нагрузки.

Выносливость детей младшего школьного возраста имеет свои особенности,

которые проявляются в величине абсолютных показателей и в темпах роста

выносливости. В возрасте 10-12 лет ежегодное увеличение выносливости составляет

в среднем 16,1%. Специалисты выделяют два этапа, характеризующие интенсивный

рост выносливости у мальчиков: первый этап в 10-13 лет он составляет 45,9%, а

второй этап в 15-18 лет – 42,5%.

Таким образом, систематические занятия спортом и, в частности, футболом

оказывают положительное влияние на развитие общей выносливости у детей и

подростков.



В раздел образования