Автор: Иванова Любовь Сергеевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ с. Беклемишево
Населённый пункт: Забайкальский край, Читинский район, с. Беклемишево
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Сказка и быль в произведении "Кладовая солнца". Природа и образ.
Раздел: среднее образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.
Учитель: Иванова Любовь Сергеевна.
Место работы: МОУ СОШ с.Беклемишево, Читинского района, Забайкальского края.
Предмет: литература
Класс: 6
Автор УМК: Г.И.Беленький
Тема урока: Сказка и быль в произведении « Кладовая солнца». Природа как образ.
Цель урока: анализируя произведение, отметить его жанровое своеобразие и доказать текстом; раскрыть замысел
писателя – показать единство человека и природы.
Планируемые результаты:
Предметные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст; раскрыть
особенности жанра.
Метапредметные:
Личностные: оценивать собственную учебную деятельность; выражать положительное отношение к процессу
познания; применять правило делового сотрудничества.
Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурировать
знания; анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие в соответствии с поставленной
задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; корректировать действие после его завершения на основе оценки
и характера ошибок; анализировать собственную работу.
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; работать индивидуально, в паре и
группах, находить общее решение.
Тип урока: комбинированный.
Применяемые технологии: ИКТ, здоровосберегающая.
Оборудование для учителя: компьютер, интерактивная доска, презентация Power Point.
Оборудование для ученика: учебник для 6 класса «Литература» под редакцией Г.И. Беленького; таблица для заполнения;
Этапы урока
Цели этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Предметные
результаты
I.Организацион
ный момент.
II.Мотивация к
познавательной
деятельности.
III.Опрос по
домашнему
заданию.
Цель:
включение
учащихся в
деятельность на
личностно – зна
чимом уровне.
Цель:
включение
учащихся в
творческий
процесс и отчёт
о проделанной
работе.
Задача: организовать детей на начало
учебной деятельности.
1. Отчёт консультантов.
- слушает консультантов
- проверяет отсутствующих
2.Мотивация
(мотивирует учащихся на работу)
Здравствуйте, ребята!
Садитесь. Поднимите руку те, кто с
хорошим настроением пришёл на урок
и готов хорошо работать.
Молодцы!
СЛАЙД №1
(опрос по домашнему заданию).
3.«Промежуточные результаты
работы над проектом.»
Слово учителя: заслушаем промежуточ
ные результаты работы над проектом.
Задача: организуют себя на
восприятие
учебного материала, готовность к
уроку.
- консультант – 1 ряд
- консультант - 2 ряд
- консультант - 3 ряд
Цель: проверить выполнение
домашнего задания, готовность к
уроку.
- поднимают руку
- выступают 3 человека –
представители 3 –х групп и
представляют информацию в
слайдах.
СЛАЙДЫ №2 - №3
«ЛИТЕРАТУРОВЕД»
Личностные:
самоопределение
Познавательные:
формулирование
умения работать
с информацией.
Познавательные:
- слушает выступление литературоведа.
- слушает выступление врача.
Кислая и очень полезная для
здоровья ягода клюква растёт в
болотах летом, а собирают её
поздней осенью. Но не все знают,
что самая хорошая клюква
сладкая, как у нас говорят, бывает,
когда она перележит зиму под
снегом.
Эту весеннюю тёмно – красную
клюкву парят у нас в горшках
вместе со свёклой и пьют чай с ней,
как с сахаром. У кого же нет
сахарной свёклы, то пьют чай и с
одной клюквой. Мы это сами
пробовали и – ничего, пить
можно. А какой замечательный
кисель получается из сладкой
клюквы. В народе у нас считают
клюкву целебным лекарством от
всех болезней.
«ВРАЧ»
СЛАЙД №4
Вечнозелёный кустарничек
семейства брусничных высотой до
80 см. Плод- тёмно – красная
шаровидно – продолговатая ягода с
сочной мякотью. Созревает в
сентябре – начале октября.
Лекарственным сырьём служат
плоды. Их используют для лечения
гастритов (желудочных болезней).
Сок с мёдом принимают при
формирование
умения выбирать,
оформлять,
представлять
другим
Познавательные:
формирование
умения работать
с информацией
выбирать,
оформлять,
предста
влять другим
IV.Актуализация
опорных знаний.
Цель: проверка
знания текста
произведения
- слушает выступление кулинара.
ангине. Напитки из клюквы
являются источником витамина С.
Клюква противопоказана при язве
желудка.
(из книги «Лекарственные
растения»)
«КУЛИНАР»
СЛАЙД №5
Для приготовления морса ягоды
промывают в кипячёной воде и
отжимают в стеклянную посуду.
выжимки заливают холодной водой
из расчёта 3 – 4 л. на 100 гр.,
кипятят и процеживают. В
полученный отвар добавляют сок и
сахар. Хранят в холодильнике.
Употребляют по 2 – 3 стакана в
день, нагревая до комнатной
температуры.
-отвечают на вопросы
Коммуникативные:
формирование
умения выступать
перед аудиторией.
V.1.Формулиро
вание темы
урока.
Цель:
формирова
ние умения
находить в
эпиграфах
элементов,
влияющих на
формулирова
ние темы
урока.
В-1) Назовите имена собственные,
упоминаюшиеся в нашем
произведении?
( Настя, Митраша, Травка, Антипыч…..)
СЛАЙД №6
В- 2) 4. « ВОССТАНОВИТЕ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ»
- Настя на палестинке
- Мужичок в мешочке и Золотая
курочка
- Дружба Травки и Антипыча.
СЛАЙД №7
-Мужичок в мешочке и Золотая курочка
- Дружба Травки и Антипыча.
- Настя на палестинке.
Слово учителя:
Я увидела, что текст «Кладовая
солнца», вы знаете хорошо. Это очень
-восстанавливают
последовательность
-сверяют по слайду
-отвечают на вопросы учителя
-работают с записями на доске
- работают с высказываниями,
рисунками
- читают высказывания вслух,
рассматривают рисунки
ВЫСКАЗЫВАНИЕ
Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях и думаю.
М. Пришвин
- отвечают о природе; находят
слово природа
Познавательные:
самостоятельно
восстанавливают
последовательно
сть частей текста
Коммуникатив
ные: планирова
ние учебного
сотрудничества
с учителем и
сверстниками
Познавательные:
2.Целеполага
ние. Формули
рование цели
урока.
3).Построение
Цель:
формировать
умения
ставить цель
урока.
пригодится на нашем уроке.
5. РАБОТА С ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ
А теперь обратите внимание на записи,
сделанные на доске.
В) Что мы видим?
(высказывания, рисунки)
В). Давайте обратимся к двум
высказываниям и вашим рисункам.
ВЫСКАЗЫВАНИЕ
« Кладовая солнца» - это не только
«рассказ» о приключениях детей, но и
повествование о природе.
М. Пришвин
В) Выделите ключевое слово, которое
есть в каждом высказывании. Вам
также
помогут ваши рисунки.
В) Что вы рисовали?(природу)
В) Слово учителя: ( обращает внимание
на первое высказывание).Что в нём
вызывает непонимание ?(« рассказ»)
В) Используя ключевое слово и жанр
произведения сформулируйте тему
- отвечают: природу
- отвечают : слово «рассказ»
( дети знают, что жанр: сказка –
быль)
- ответы учащихся:
- научиться отличать жанр сказку и
быль;
- узнаем, как природа влияет на
человека
- учащиеся делают записи в
тетрадях
- (1 человек у доски - рассказ)
СЛАЙД №9
СКАЗКА – это повествование,
самостоятельное
формулирование
темы урока.
Регулятивные:
формирование
умения в выска
зывании своей
точки зрения
по постановке
цели урока.
ситуации
выхода из
затруднения.
Цель:
организовать
учащихся по
исследованию
проблемной
ситуации.
урока.
СЛАЙД № 8
Сказка и быль в произведении.
Природа как образ.
Слово учителя: ребята, поставьте для
себя цель урока.
ЧЕМУ ВЫ ХОТИТЕ НАУЧИТЬСЯ,
ЧТО ВЫЯСНИТЬ,
ЧТО УЗНАТЬ…
Слово учителя: раскроем замысел
писателя : показать единство человека
и природы ( открывает запись на доске)
замысел писателя: показать единство
человека и природы
6.ИССЛЕДОВАНИЕ. РАБОТА НАД
ЖАНРОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
основанное на вымысле:
- есть зачин;
- герои стоят перед выбором пути;
- предмет – помощник : компас;
- добро побеждает зло.
- ( 1 человек у доски – рассказ)
СЛАЙД № 10
БЫЛЬ – это история о том, что
действительно было:
- голодная, трудовая, послевоенная
жизнь русских людей;
- город Переяславль – Залесский;
- торфяное месторождение.
7.РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ
(работа в группах по карточкам)
СЛАЙД №11
Сказочное
Регулятивные:
контроль,
коррекция,
выделение глав-
ного на основе
нового материала
Коммуникативные:
умение контроли
ровать и оценивать
действия
Познавательные:
Слово учителя: чтобы ответить на
вопрос, почему автор объединяет эти
два противоположных понятия в
одно, давайте поработаем с таблицей.
7.РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ
(работа в группах по карточкам ).
СЛАЙД № 11
Реальное
имена,
прозвища
Митраша, Настя
события
Жизнь сирот, спор ребят,
история Антипыча.
Мужичок в мешочке, Золотая
курочка, Дереза, Серый помещик.
Беседа птиц.
Ель и сосна: сосна простонала, ель
зарычала. «Сплетённые корнями де
ревья, прокалывая друг друга сучья
ми, на всё Блудово болото
зарычали, завыли, застонали», «
среди звуков стона, рычанья,
ворчания, воя в это
утро у деревьев иногда выходило
так, будто где – то горько плакал в
лесу потерянный или покинутый
ребёнок».
« Ёлочки – старушки никак деревья
в бору, все одинаковые: высокие,
стройные, дерево к дереву, колонна
к колонне, свеча к свече. Чем
старше старушка на болоте, тем
кажется чуднее.
« И очень умные на всякое поганое
дело сороки смекнули о полном
бессилии погружённого в болото
маленького человека. Они
соскочили с верхних пальчиков ёлок
на землю и с разных сторон начали
скачками - прыжками своё сорочье
наступление.»
- учащиеся работают в группах
по карточкам
(одновременно идёт проверка)
решение
проблемы,
умение в
построении
логической цепи
рассуждений и
доказательств,
их обоснование.
Коммуникативные:
уметь доказывать
своё мнение,
приводя доводы
согласно
тексту
Регулятивные:
пейзаж
«…по ту и другую сторо -
ну аллейкой вырастала
высокая сладкая трава –
белоус. По этой – не
жёлтого цвета, как всюду
было теперь, ранней
весной, а скорее цвета бе
лого – траве можно было
далеко впереди себя по
нять, где проходит тропа
человеческая.»
- учитель слушает и следит за работой
учеников в группах по карточкам
(одновременно идёт проверка)
8. БЕСЕДА
- отвечают на вопросы
- выполняют физминутку
уметь высказы
вать свои
предположения
на основе
прочитанного
текста.
В)1.Как вы понимаете высказывание
М. Пришвина?
В.2.Какой предстаёт перед нами
приро да в сказке – были?
( - природа – действующее лицо, она
может человеку помочь: даёт ягоду,
торф в болотах; трава – белоус помогает
пройти топкие места;
- природа может таить в себе опасность,
приносить человеку испытания.)
В)3.Почему автор показывает
природу с двух сторон – реальной и
сказочной?
( вам подскажет эпиграф –
высказывание)
( - есть красота в человеке -
- есть красота в природе.
И именно человек должен её любить
быть разумным в отношениях с
природой.)
9. ФИЗМИНУТКА.
Встаньте, пожалуйста. Представьте
себе, что вы берёзки, ёлочки, сосны в
пришвинском лесу.
Потянитесь, листочками помашите.
10. Устное изложение
« ИСТОРИЯ СОСНЫ И ЕЛИ»
(подробный пересказ у доски -1
чел)
« Лет 200 – ти тому назад…»
СЛАЙД № 12
(Иллюстрация ели и сосны)
- отвечают на вопросы
- работают по слайду
Коммуникативные:
VI. ИТОГ
Цель:
умение
работать на
результат
11.БЕСЕДА.
Слово учителя:
В)1.Зачем автор поведал нам эту
историю?
(в природе тоже может твориться
безобразное и страшное, и опасное)
В)2. Почему образ сосны и ели автор
помещает перед появлением детей в
лесу?
(это как предупреждение, нужно быть
вместе, рядом. Ведь Слепая Елань
опасное место)
- отвечают на вопросы
- работают с литературными
выражениями.
- подводят итог
- отвечают на вопросы по слайду
- слушают мнение учителя
умение с полнотой
и точностью
выражать свои
мысли.
Коммуникативные:
умение выбирать
главное
VII.Информа
ция о домашнем
задании.
VIII.Самооценка
Цель:
использова
ние инструк
ции по
выполнению
домашнего
задания.
В)3.Каков скрытый смысл в ней, если
подумать?(ответ на слайде)
СЛАЙД № 13.
От человека не зависит обстановка, в
которую он попадает: в какой семье он
родится, в каком городе; но от него
зависит, как он себя поведёт дальше,
каким он будет в обществе, с людьми,
которые находятся бок о бок с ним.
12. «ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЁМСЯ»
В) Как вы понимаете следующие
выражения?
а) Могучие стволы соснового бора
стали как зажжённые свечи великого
храма природы;
б) болотная земля была вся в ознобе;
в) собачью « молитву» о человеке.
13.Подведение итога
Слово учителя: давайте подведём
итог.
- работают со слайдом
- работают со слайдом
- делают записи в тетрадях
- работают со слайдом
- записывают домашнее задание
- учащиеся оценивают свои знания
и умения
Личностные:
самоопределение
Цель:
оценивание
своих
знаний и
умений
СЛАЙД №14
В)1.Какова природа у Пришвина?
(реальная и сказочная)
В)2.Как связаны природа и человек
в произведении?
Слово учителя:
М. Пришвин проводит своих героев
через испытания, которые они выдер
жали
- каждому из нас придётся решать
много жизненных задач, идти своей
дорогой или тропой, но главное не
потерять себя, не потерять своё
человеческое достоинство.
СЛАЙД № 15
Это не просто Блудово болото со
своими запасами горючего торфа.
Это вся природа и человек – «мудрый
хозяин»
СЛАЙД №16
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ:
Человек должен быть разумным во
всех отношениях с природой, понимая
её, любя и охраняя.
СЛАЙД № 17
Личностные:
доказывать
осознание
собственных
достижений
при
освоении темы
(продумать и ответить на вопрос)
Почему автор так назвал свою сказку -
быль?
Слово учителя: пришло время
оценить свои знания и умения
САМООЦЕНКА
(работают со слайдом)
СЛАЙД № 18
Что у вас получилось хорошо.
Над чем нужно поработать.