Напоминание

Развитие внутреннего музыкального слуха - музыкальный диктант: с чего начать?


Автор: Халимова Алина Наильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЛДШИ№1"
Населённый пункт: Лянтор
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие внутреннего музыкального слуха - музыкальный диктант: с чего начать?
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие внутреннего музыкального слуха - музыкальный диктант: с

чего начать?

Халимова А. Н., преподаватель

МБОУ ДО «ЛДШИ№1», г. Лянтор

Когда и какими

способами можно выявить и развивать музыкальные

способности и начать воспитывать музыкальный слух? Начальное обучение –

ответственный и трудный этап в работе педагога, на котором будет строиться

дальнейшее развитие ученика. На первом этапе обучения появляются проблемы,

связанные

с

недостаточным

развитием

музыкального

слуха.

Неполное

понимание свойств музыкального слуха останавливает его развитие и приводит

к

появлению

малоэффективных

форм.

Решение

задачи

затрудняется

коллективным обучением на уроках сольфеджио, что входит в противоречие с

индивидуальными особенностями и недостатками слуха отдельных учащихся.

Для эффективного результата необходимы определенные формы и методы

работы над воспитанием слуха, сочетающие индивидуальное развитие слуха

каждого учащегося с коллективными формами работы на уроках сольфеджио.

Важнейшим фактором в успехе общего слухового развития является

совершенствование внутреннего музыкального слуха. Внутренний музыкальный

слух - способность представлять музыку в сознании, определять гармоническую

окраску, внутренне слышать и переживать, узнавая и воспроизводя музыку по

памяти, в процессе чтения нот или творческого созидания. Хороший внутренний

слух

справедливо

считается

высокой

ступенью

профессионального

музыкального слуха и имеет большое значение для музыкантов. Он расширяет

возможности

чтения

с

листа,

ускоряет

процесс

заучивания,

углубляет

восприятие музыки, повышает самоконтроль над исполнением произведений.

Исследование внутреннего слуха необходимо для понимания теоретических

проблем, связанных с музыкальным исполнительством и творчеством, для

успешного решения практических задач обучения и воспитания музыкантов.

Проблема развития внутреннего слуха сложна и является камнем

преткновения для многих учащихся и преподавателей, и остается желаемой для

достижения целью.

Работа над внутреннем слухом разделяется на три этапа:

1.

Выявление элементарных слуховых представлений, активизация и

осознание внутреннего слуха;

2.

Развитие индивидуального слуха;

3.

Совершенствование профессионального внутреннего слуха.

В рамках курса сольфеджио работа концентрируется на первом этапе. Это

наиболее ответственный шаг. Существуют следующие формы над его развитием:

пение гамм по кругу; пение гамм по кругу, где один поет вслух, другой про себя,

усложняя пропевание по две ступени; пение гамм про себя и вслух

самостоятельно одним учеником; пение гамм в трехдольном размере, чередуя

исполнения вслух и про себя по тактам по три ноты; пение вслух и про себя

музыкального номера.

Для

развития

внутреннего

слуха

служит

и

тренировка

памяти.

Музыкальная

память

способность

длительно

сохранять

в

сознании

музыкальное впечатление. Музыкальная память – это необходимый компонент

музыкальных способностей, но музыкальная память не может обеспечить

развития музыкальных навыков.

Музыкальный диктант является ключевым моментом для развития

музыкальной памяти и воспитания внутреннего слуха. Для записи отрывка

музыкального произведения, следует обладать хорошо развитым слухом и

достаточным запасом теоретических знаний. Музыкальный диктант закрепляет

связь между слышимым и видимым, способствует развитию внутреннего слуха и

музыкальной памяти, практическому освоению и закреплению теоретических

понятий и результата практической музыкальной деятельности учащегося.

Цели и задачи музыкального диктанта – уметь проанализировать

записываемый музыкальный отрывок, понять его форму, направление движения

мелодии,

поступенность

или

интервальные

скачки,

устойчивость

или

неустойчивость ритмических остановок, освоению всех элементов музыкальной

речи, которые известны учащимся на данный момент и изложению в нотной

записи.

Роль

диктанта

заключается

прежде

всего

в

том,

чтобы

развить

сознательное запоминание, то есть повысить оперативность памяти. Совместный

анализ нотного текста, предлагаемого для диктанта, предварительная настройка

на

мелодические

ходы

предполагаемого

диктанта,

пропевание

их

(индивидуально или группой) помогает ученикам учиться писать диктанты,

воспитывает оперативную память и навыки сознательного, произвольного

запоминания и дают знания музыкальных закономерностей. Сложный процесс

записи диктанта «слышу-понимаю-записываю» требует специальной подготовки

и обучения. Это одна из важнейших задач методики сольфеджио - научить

писать музыкальный диктант.

Диктант: с чего начать? Необходимо выработать целый ряд навыков:

1. Слышать направление мелодии (вниз, вверх, на месте, скачками).

Рекомендуемые упражнения: выучивая постепенно ноты первой октавы,

учащиеся по заданию педагога поют их в постепенном движении вверх и вниз;

педагог играет звуки в постепенном движении, а дети называют их.

2.Определять длительности, восьмые и четверти (как в выученных на слух

песнях, так и в тех песнях, которые они разучивают самостоятельно).

3.

Чувствовать

метр

в

проигрываемой

педагогом

музыке

или

в

исполняемой хором песни.

4. Слышать сильные и слабые доли, количество долей в такте и количество

звуков, приходящихся на одну долю, уметь отмечать каждую долю движением

руки вниз.

5. Уметь по слуху ставить перед сильной долей тактовую черту записывать

у ключа размер песни.

6. Пропевать нотами выученные небольшие мелодии с текстом, отстукивая

метрические доли.

7. Подбирать и играть на фортепиано короткие песни-попевки от разных

звуков

8. Записывать на одной ноте, после прохлопывания, ритмический рисунок

стихотворной фразы, двухтактового мелодического оборота.

9. Уметь петь нотами или сыграть на фортепиано после одного

прослушивания короткие мелодические обороты.

10.Записывать «мини»- диктанты.

С первых шагов необходимо учеников сознательно определять на слух то,

что они должны записать. Целесообразно проводить подготовительную работу

при помощи так называемых устных диктантов. Это повторения по слуху

отдельных интонаций и коротких мелодий с названием звуков, позднее с

определением размера ритма и одновременным дирижированием. Этому должен

сопутствовать

разбор

услышанного

музыкального

материала. Например:

Называется тональность и играется мелодический отрывок. Определяется

исходная ступень, выясняется направление движения мелодии и форма этого

движения: вверх по устойчивым звукам, вниз по ступеням, начиная с І ступени.

Указывается размер мелодии, сильные доли и длительности в каждом такте.

Затем учащиеся интонируют самостоятельно, желательно индивидуально. Для

продвинутых групп можно предложить спеть его в другой тональности, из числа

пройденных (устная транспозиция).

Если учащиеся ознакомились с нотным письмом, можно приступать к

записыванию разобранных примеров. Такой способ подготовки к записи

диктанта

приучает

учащихся

внимательно

прослушивать

примеры,

предназначенные

для

записи.

Существуют

упражнения,

способствующие

развития навыка самостоятельной нотной записи:

1. Диктант с предварительным разбором, осуществляемый с помощью

педагога;

2. Домашние задания по записи на память знакомых мелодии;

3. Запись мелодии с голоса преподавателя, исполняющего ее с надвоением

звуков. (Следующие упражнения помогают определить размер и правильно

записать мелодию в отношении ритма, группировки и правил нотного письма. 1)

На доске записывается упражнение, ученики поют ее 2-3 раза, затем она

стирается и предлагается запись по памяти. 2) Учащиеся выучивают мелодию

самостоятельно, педагог проверяет, как она усвоена и записывается по памяти.

3) В классе выучивается на слух песня со словами, затем песня поется без слов

на слог «та», после чего исполняется с надвоением нот и записывается по

памяти. 4) Учащиеся дома подбирают выученную песню и записывают ее в

классе. При записи дети не должны напевать мелодии. Выполнение заданий

производится в тишине).

4. Запоминание без предварительного пропевания небольшой фразы и

воспроизведения на любой слог;

5.Пение

исполняемых

ступеней

тональности

в

различной

последовательности учащимися с называнием их в определенной тональности;

6. Пение отрезков гаммы от любой ступени до тоники тональности;

7. Работа с устными диктантами (пение на слоги или с названием звуков и

дирижированием небольших попевок вслед за проигрыванием).

На уроках сольфеджио запись музыкального диктанта является самой

сложной из всех форм работы над воспитанием слуха, это выражается в

восприятии мелодии только слухом. Примеры для диктанта должны быть легче

примеров для чтения с листа. Непосильные задания затормаживают восприятие,

не осмысливается предложенный материал. Подбирать диктант по степени

трудности нужно определенно и последовательно и медленно, переходя от

простого к сложному. Запись самостоятельного диктанта начинается с мелодии в

постепенном движении. Использование примеров из детского репертуара по

специальности, анализ на слух отдельных элементов, транспонирование номеров

по музыкальной литературе создает необходимые предпосылки для развития

навыка записи диктанта, работа была бы не упражнением в классе, а

естественной передачей музыки на бумаге.

Занятия по развитию музыкального слуха и записи музыкального диктанта

являются важной и практической формой работы, в которой суммируются все

формы работы на уроках сольфеджио.

Развитие внутреннего музыкального слуха и работа с музыкальным диктантом –

это важные аспекты обучения музыки, которые требуют внимательного подхода.

Начать следует с выработки определённых навыков, таких как:

1.

Слышать направление мелодии – учиться различать, движется ли

мелодия вверх, вниз или остаётся на месте.

2.

Определять длительности – работать с восьмыми и четвертями в песнях,

которые ученики уже знают, и в новых.

3.

Чувствовать метр – заявлять о метре в музыке или песнях, исполняемых

хором.

4.

Слышать сильные и слабые доли, а также уметь отмечать их движением

руки.

5.

Записывать размер песни – ставить тактовую черту и записывать её у

ключа.

6.

Пропевать маленькие мелодии с текстом, отстукивая метр.

7.

Играть на фортепиано короткие песни.

8.

Записывать ритмический рисунок после слухового «прозвучания».

9.

Петь или играть короткие мелодии после одного прослушивания.

10.Записывать «мини»-диктанты.

Для подготовки к записи диктанта полезны устные диктанты, где ученикам

предлагается повторять интонации и мелодии. Важно также работать над

анализом услышанного материала.

Работа продвигается через три этапа:

1.

Выявление элементарных слуховых представлений.

2.

Развитие индивидуального слуха.

3.

Совершенствование профессионального внутреннего слуха.

Таким образом, сочетание индивидуальных и коллективных методов обучения, а

также использование музыкального диктанта, способствует активному развитию

музыкальных способностей учеников.



В раздел образования