Напоминание

«Механические колебания и волны» , 9 класс


Автор: Крячко Ирина Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 1"
Населённый пункт: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское
Наименование материала: Обобщающий урок по теме с использованием технологии проблемного обучения
Тема: «Механические колебания и волны» , 9 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Обобщающий урок по теме с

использованием технологии

проблемного обучения

«Механические колебания и

волны» , 9 класс

МБОУ «Лицей № 1» г. Усолье-Сибирское, 2025 год

Крячко И.Н., учитель физики

Введение

Проблемное обучение способствует реализации двух задач:

Первая - сформировать у учащихся необходимую систему

теоретических и практических знаний, умений и навыков по

изученной теме.

Вторая - достигнуть высокого уровня развития школьников к

анализу изученного материала, поиску правильного решения

и мотивации на успех.

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом

именно

в

процессе

обобщения

учебного

материала

в

ходе

групповой

работы,

активной

поисковой

деятельности

учащихся,

в

процессе

решения

ими

проблемно-

познавательных задач по теме «Механические колебания и

волны» , 9 класс, в форме игры «Что, где, когда?»

Инструкция к уроку

1.

Урок проводится в форме игры «Что, где, когда?

2.

Групповая работа: 3команды, 1 команда зрителей, 1 команда жюри.

3.

На обдумывание вопроса команде даётся 1 минута.

4.

Если команда, посовещавшись, даёт правильный ответ, то каждый её

участник получает одно очко, а отвечавший - очко со знаком «+»

(плюс означает учет ответа).

5.

Если команда не смогла ответить на вопрос, то на него отвечает

любой зритель, получая за это тоже очко со знаком «+».

6.

Высказываться могут все желающие, единственное условие – не

повторяться.

7.

Если команда не дала верный ответ на предложенный ей вопрос, игра

переходит к другой команде.

Инструкция к уроку

8. Команда, правильно отвечающая на вопросы, может давать подряд

ответы не более чем на 5 вопросов, потом переход к другой команде.

9. Во время ответа никто не имеет права добавлять или исправлять

говорящего. Уточнить вопрос и ответ может только ведущий.

10. Желающие дополнить ответ, высказать что-то по ходу игры обязаны

поднять руку.

11. За оригинальные дополнения ведущий может дать отвечающему

поощрительное очко со знаком «+».

12. За подсказки, разговоры, передачу подсказок жестами, записками

участники игры (в том числе и зрители) подвергаются штрафу. У них

вычитают одно очко.

13. В конце игры участники, набравшие 5 и более очков, получают две

пятёрки, 5 очков – оценку «5», 4 очка – «4». Право на оценку в журнале

дают только очки со знаком «+», свидетельствующие о самостоятельном

полном и правильном ответе.

14. Ведущий может быть любой ученик или учитель.

15. Во время игры нельзя пользоваться конспектами.

Вопрос № 1.

Почему при закрытых дверях и окне шум с

улицы

или

с

коридора

в

комнате

менее

слышен?

ОТВЕТ

Воздух значительно

хуже проводит звук,

чем дерево или

стекло.

Вопрос № 2.

Возьмем прочную бечевку (60

см) и привяжем к ней в середине

металлическую ложку, концы

бечевки привяжем к

указательным пальцам. (Оба

конца имеют одинаковую

длину). Заткнув уши пальцами,

наклонившись вперед, чтобы

ложка свободно повисла и

столкнулась с краем стола.

Послышится звук,

напоминающий колокольный

звон. Почему?

Вопрос № 3.

Когда мы держим стакан в

руке и размешиваем чай в

нем ложкой, то слышим

звук. Затем, поставив

стакан на стол и продолжая

помешивать чай, слышим

другой звук, почему?

Вопрос № 4.

Когда мы держим

стакан в руке и

размешиваем чай в нем

ложкой, то слышим

звук. Затем, поставив

стакан на стол и

продолжая помешивать

чай, слышим другой

звук, почему?

Вопрос № 5.

Когда на улице гроза,

как можно определить

на каком расстоянии

находится эпицентр

грозы?

Вопрос № 6.

Почему трубы

отопления так

хорошо передают

звук?

Вопрос № 7.

Что произойдет,

если, переключая

проигрыватель,

менять скорость

вращения

пластинки?

Вопрос № 8.

Почему люди кричат?

Вопрос № 9.

Что вы слышите и

почему, если на газету

насыпать небольшую

горку сухого песка и

начать катать по нему

тяжелую

цилиндрическую гирьку?

Вопрос № 10.

Что произойдет, если

пуговицу, через дырки

которой продета

резинка, прикрепленная

к кусочку изогнутой

проволоки, завернуть в

бумагу?

Вопрос № 11.

РЕШИТЕ ЗАДАЧУ:

Ухо человека наиболее чувствительно к частоте

355 Гц. Определите для этой частоты длину

звуковой

волны

в

воздухе

при

температуре

200С. Скорость звука в воздухе 355 м/с.

Вопрос № 12.

РЕШИТЕ ЗАДАЧУ:

Определите ускорение свободного падения на

поверхности планеты Марс при условии, что

там

математический

маятник

длиной

0,4

м

совершил бы 20 колебаний за 40 секунд.

Вопрос № 13.

РЕШИТЕ ЗАДАЧУ:

Какой

жесткости

следует

взять

пружину,

чтобы груз массой 0,1 кг совершал свободные

колебания с периодом 0,3 секунд?

Вопрос № 14.

РЕШИТЕ ЗАДАЧУ:

За

какой

промежуток

времени

распространяется

звуковая

волна

на

расстояние

29

км,

если

её

длина

7,25

м,

а

частота колебаний 200 Гц?

Подведение итогов

1.

Команда

жюри

подводит

итоги

для

каждой

команды и команды зрителей (у них заранее

учителем заготовлена ведомость)

2.

Учитель

выставляет

оценки

за

урок

всем

участникам игры.

3. Учитель проводит рефлексию и благодарит все

за работу на уроке



В раздел образования