Автор: Крячко Ирина Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 1"
Населённый пункт: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское
Наименование материала: Обобщающий урок по теме с использованием технологии проблемного обучения
Тема: «Механические колебания и волны» , 9 класс
Раздел: среднее образование
Обобщающий урок по теме с
использованием технологии
проблемного обучения
«Механические колебания и
волны» , 9 класс
МБОУ «Лицей № 1» г. Усолье-Сибирское, 2025 год
Крячко И.Н., учитель физики
Введение
Проблемное обучение способствует реализации двух задач:
Первая - сформировать у учащихся необходимую систему
теоретических и практических знаний, умений и навыков по
изученной теме.
Вторая - достигнуть высокого уровня развития школьников к
анализу изученного материала, поиску правильного решения
и мотивации на успех.
Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом
именно
в
процессе
обобщения
учебного
материала
в
ходе
групповой
работы,
активной
поисковой
деятельности
учащихся,
в
процессе
решения
ими
проблемно-
познавательных задач по теме «Механические колебания и
волны» , 9 класс, в форме игры «Что, где, когда?»
Инструкция к уроку
1.
Урок проводится в форме игры «Что, где, когда?
2.
Групповая работа: 3команды, 1 команда зрителей, 1 команда жюри.
3.
На обдумывание вопроса команде даётся 1 минута.
4.
Если команда, посовещавшись, даёт правильный ответ, то каждый её
участник получает одно очко, а отвечавший - очко со знаком «+»
(плюс означает учет ответа).
5.
Если команда не смогла ответить на вопрос, то на него отвечает
любой зритель, получая за это тоже очко со знаком «+».
6.
Высказываться могут все желающие, единственное условие – не
повторяться.
7.
Если команда не дала верный ответ на предложенный ей вопрос, игра
переходит к другой команде.
Инструкция к уроку
8. Команда, правильно отвечающая на вопросы, может давать подряд
ответы не более чем на 5 вопросов, потом переход к другой команде.
9. Во время ответа никто не имеет права добавлять или исправлять
говорящего. Уточнить вопрос и ответ может только ведущий.
10. Желающие дополнить ответ, высказать что-то по ходу игры обязаны
поднять руку.
11. За оригинальные дополнения ведущий может дать отвечающему
поощрительное очко со знаком «+».
12. За подсказки, разговоры, передачу подсказок жестами, записками
участники игры (в том числе и зрители) подвергаются штрафу. У них
вычитают одно очко.
13. В конце игры участники, набравшие 5 и более очков, получают две
пятёрки, 5 очков – оценку «5», 4 очка – «4». Право на оценку в журнале
дают только очки со знаком «+», свидетельствующие о самостоятельном
полном и правильном ответе.
14. Ведущий может быть любой ученик или учитель.
15. Во время игры нельзя пользоваться конспектами.
Вопрос № 1.
Почему при закрытых дверях и окне шум с
улицы
или
с
коридора
в
комнате
менее
слышен?
ОТВЕТ
Воздух значительно
хуже проводит звук,
чем дерево или
стекло.
Вопрос № 2.
Возьмем прочную бечевку (60
см) и привяжем к ней в середине
металлическую ложку, концы
бечевки привяжем к
указательным пальцам. (Оба
конца имеют одинаковую
длину). Заткнув уши пальцами,
наклонившись вперед, чтобы
ложка свободно повисла и
столкнулась с краем стола.
Послышится звук,
напоминающий колокольный
звон. Почему?
Вопрос № 3.
Когда мы держим стакан в
руке и размешиваем чай в
нем ложкой, то слышим
звук. Затем, поставив
стакан на стол и продолжая
помешивать чай, слышим
другой звук, почему?
Вопрос № 4.
Когда мы держим
стакан в руке и
размешиваем чай в нем
ложкой, то слышим
звук. Затем, поставив
стакан на стол и
продолжая помешивать
чай, слышим другой
звук, почему?
Вопрос № 5.
Когда на улице гроза,
как можно определить
на каком расстоянии
находится эпицентр
грозы?
Вопрос № 6.
Почему трубы
отопления так
хорошо передают
звук?
Вопрос № 7.
Что произойдет,
если, переключая
проигрыватель,
менять скорость
вращения
пластинки?
Вопрос № 8.
Почему люди кричат?
Вопрос № 9.
Что вы слышите и
почему, если на газету
насыпать небольшую
горку сухого песка и
начать катать по нему
тяжелую
цилиндрическую гирьку?
Вопрос № 10.
Что произойдет, если
пуговицу, через дырки
которой продета
резинка, прикрепленная
к кусочку изогнутой
проволоки, завернуть в
бумагу?
Вопрос № 11.
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ:
Ухо человека наиболее чувствительно к частоте
355 Гц. Определите для этой частоты длину
звуковой
волны
в
воздухе
при
температуре
200С. Скорость звука в воздухе 355 м/с.
Вопрос № 12.
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ:
Определите ускорение свободного падения на
поверхности планеты Марс при условии, что
там
математический
маятник
длиной
0,4
м
совершил бы 20 колебаний за 40 секунд.
Вопрос № 13.
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ:
Какой
жесткости
следует
взять
пружину,
чтобы груз массой 0,1 кг совершал свободные
колебания с периодом 0,3 секунд?
Вопрос № 14.
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ:
За
какой
промежуток
времени
распространяется
звуковая
волна
на
расстояние
29
км,
если
её
длина
7,25
м,
а
частота колебаний 200 Гц?
Подведение итогов
1.
Команда
жюри
подводит
итоги
для
каждой
команды и команды зрителей (у них заранее
учителем заготовлена ведомость)
2.
Учитель
выставляет
оценки
за
урок
всем
участникам игры.
3. Учитель проводит рефлексию и благодарит все
за работу на уроке