Автор: Котыш Елена Петровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ НСО "Новосибирский автотранспортный колледж"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу реализации междисциплинарного подхода в обучении на основе проектной деятельности первокурсников сочетание с автомобилями литературы, русского языка
Раздел: среднее профессиональное
К вопросу реализации междисциплинарного подхода в обучении на основе
проектной деятельности первокурсников: сочетание с автомобилями
литературы, русского языка
Котыш Елена Петровна,
преподаватель русского языка и литературы, ГБПОУ НСО «Новосибирский
автотранспортный колледж»
В эпоху стремительных технологических и социальных изменений, когда
границы между научными дисциплинами становятся все более размытыми,
актуальность междисциплинарного подхода в образовании приобретает особую
значимость. Традиционно, образовательные программы ориентированы на
углубленное изучение отдельных дисциплин, что зачастую приводит к
фрагментарному восприятию знаний и затрудняет применение полученных
навыков в решении реальных проблем, требующих интеграции различных
областей знаний. Однако, специфика современной научной и профессиональной
деятельности все чаще предполагает умение работать на стыке различных
дисциплин, синтезировать информацию из разных источников и разрабатывать
инновационные
решения,
выходящие
за
рамки
узкоспециализированных
областей.
Внедрение междисциплинарного подхода в индивидуальную проектную
деятельность первокурсников позволяет не только расширить их кругозор и
развить навыки критического мышления, но и способствует формированию у
них целостного представления о мире, а также стимулирует их творческий
потенциал и готовность к инновационной деятельности.
Проектная деятельность в образовательном процессе автотранспортного
колледжа представляет собой важный элемент профессиональной подготовки
студентов.
Она
позволяет
не
только
закрепить
теоретические
знания,
полученные
в
рамках
учебных
дисциплин,
но
и
развить
навыки
самостоятельного исследования, анализа информации, принятия решений и
презентации результатов. Специфика индивидуальной проектной деятельности
первокурсников
автотранспортного
колледжа
тесно
связана
с
будущей
профессиональной деятельностью студентов.
Индивидуальная
проектная
работа
предполагает
активное
участие
студентов в процессе познания. Они самостоятельно определяют тему
исследования, формулируют цели и задачи, выбирают методы сбора и анализа
данных, а также представляют результаты своей работы в виде отчета,
презентации или иного продукта. Такая самостоятельность способствует
развитию критического мышления, творческого подхода к решению задач и
ответственности за принятые решения.
Особую значимость приобретает индивидуальная проектная деятельность
в контексте изучения гуманитарных дисциплин, таких как русский язык и
литература. На первый взгляд, связь между автомобильным транспортом и
филологией может показаться неочевидной. Однако, как показывает практика,
именно такой междисциплинарный подход позволяет студентам взглянуть на
свою будущую профессию под новым углом, увидеть ее культурное и
социальное значение.
Примером тому являются проектные работы, выполняемые студентами в
рамках дисциплин «Русский язык» и «Литература». Тематика проектов
охватывает широкий спектр вопросов, связанных с автомобильной культурой и
ее отражением в языке и литературе. Например, проект «Автомобиль в русской
литературе XX века» позволяет студентам проанализировать, как образ
автомобиля
представлен
в
произведениях
различных
писателей,
какие
символические значения он приобретает и как меняется его восприятие в разные
периоды истории.
В рамках проекта
«
Некоторые концепты автомобильной рекламной
коммуникации» студенты изучают особенности языка и стиля рекламных
текстов, анализируют, какие приемы используются для привлечения внимания
потребителей
и
формирования
положительного
имиджа
автомобильных
брендов. Особое внимание уделяя анализу концептов, лежащих в основе
рекламных кампаний, и их влиянию на восприятие автомобиля как товара и
культурного феномена.
Проект «Функционирование автомобильных акронимов в Интернет-
пространстве»
раскрывает
особенности
использования
аббревиатур
и
сокращений, связанных с автомобильной тематикой. Студенты исследуют,
какие акронимы наиболее распространены, как они используются в различных
контекстах и как их понимание влияет на эффективность коммуникации.
Анализируя трансформацию образа автомобиля в период после распада
СССР в работе «Автомобиль как средство передвижения и культурный символ в
постсоветской
России»,
студенты
изучают,
как
менялось
отношение
к
автомобилю, какие социальные и культурные значения он приобретал, и как это
отражалось в языке и культуре.
В
транспортной
терминологии
присутствует
большое
количество
терминов, которые образованы с помощью метафор. Работая над проектом
«Метафорическая номинация автомобильных терминов» студенты изучают
метафорические переносы, используемы для обозначения различных частей и
функций автомобиля. Студенты анализируют, какие образы и ассоциации лежат
в основе этих метафор и как они влияют на восприятие автомобиля.
Сленговые названия автомобилей являются зеркалом национальной
культуры,
отражая
исторические
события,
социальные
стереотипы
и
лингвистические
особенности.
Они
позволяют
увидеть,
как
автомобиль
воспринимается в различных культурных контекстах, и понять, какую роль он
играет в жизни людей. Изучение сленговых наименований автомобилей
представляет собой увлекательное путешествие в мир лингвокультурологии,
раскрывает многообразие человеческого восприятия и богатство национального
юмора. Индивидуальная проектная работа «К вопросу национально-образной
составляющей
сленговых
наименований
автомобиля»
–
это
не
просто
исследование языка, это исследование различных национальных культур.
Студенты исследуют, какие факторы влияют на формирование сленговых
наименований, какие культурные особенности они отражают и как их
понимание помогает лучше понять национальный характер.
Автомобиль предстает не просто средством передвижения, а сложным,
многогранным
образом,
отражающим
социальные,
политические
и
нравственные коллизии эпохи.
В текстах художественной литературы авторы
упоминают о предметах окружающей обстановки, «живых черт времени».
Произведения художественной литературы ценны не только богатством языка,
но и своими нравственными ориентирами, способностью отражать явления
времени. В индивидуальном проекте «Автомобиль в русской литературе ХХ
века» студенты рассматривают трансформацию образа автомобиля в различные
периоды ХХ века, определяют влияние образа автомобиля на характер
персонажа и развитие сюжетных линий.
Проект «Автомобиль как культурный феномен» позволяет студентам
обобщить все полученные знания и представить автомобиль как сложный и
многогранный объект, который является не только средством передвижения, но
и важным элементом культуры, экономики и социальной жизни.
Таким образом, индивидуальная проектная деятельность студентов-
первокурсников позволяет погрузиться в мир литературной теории и анализа
текста,
стимулирует
познавательную
мотивацию
и
стремление
к
самосовершенствованию,
восполняет
пробелы
в
знаниях
о
структуре
слова/текста,
формирует
моральные
ценности
и
развивает
творческие
способности.
Междисциплинарный
подход,
используемый
в
проектной
деятельности, позволяет студентам взглянуть на свою будущую профессию под
новым углом, увидеть ее культурное и социальное значение и подготовиться к
успешной профессиональной деятельности в современном обществе.
Список использованной литературы:
1.
Белоновская И.Д., Кирьякова, А.В. Горяйнова Т.А., Дробот М.А.
Развивающий потенциал технологий визуализации в гибридном обучении
студентов // Образование и саморазвитие. – 2021. - № 3. – С.127-144.
2.
Васильева О.И. Проблемы междисциплинарной интеграции в проектной
деятельности // Социология. – 2021. - № 4. – С.241-251.
3.
Пугачева С.А., Хисматулина Н.В., Малкова Т.В. Интеграция образования
и самообразования в системе непрерывного образования // Образование.
Наука. Научные кадры. – 2022. - № 3. – С.203-205.
4.
Тарасова И.М. Формирование компетенций на основе
междисциплинарного подхода при изучении естественнонаучных
дисциплин // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 9. С. 146-
150.