Напоминание

К вопросу реализации междисциплинарного подхода в обучении на основе проектной деятельности первокурсников сочетание с автомобилями литературы, русского языка


Автор: Котыш Елена Петровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ НСО "Новосибирский автотранспортный колледж"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу реализации междисциплинарного подхода в обучении на основе проектной деятельности первокурсников сочетание с автомобилями литературы, русского языка
Раздел: среднее профессиональное





Назад




К вопросу реализации междисциплинарного подхода в обучении на основе

проектной деятельности первокурсников: сочетание с автомобилями

литературы, русского языка

Котыш Елена Петровна,

преподаватель русского языка и литературы, ГБПОУ НСО «Новосибирский

автотранспортный колледж»

В эпоху стремительных технологических и социальных изменений, когда

границы между научными дисциплинами становятся все более размытыми,

актуальность междисциплинарного подхода в образовании приобретает особую

значимость. Традиционно, образовательные программы ориентированы на

углубленное изучение отдельных дисциплин, что зачастую приводит к

фрагментарному восприятию знаний и затрудняет применение полученных

навыков в решении реальных проблем, требующих интеграции различных

областей знаний. Однако, специфика современной научной и профессиональной

деятельности все чаще предполагает умение работать на стыке различных

дисциплин, синтезировать информацию из разных источников и разрабатывать

инновационные

решения,

выходящие

за

рамки

узкоспециализированных

областей.

Внедрение междисциплинарного подхода в индивидуальную проектную

деятельность первокурсников позволяет не только расширить их кругозор и

развить навыки критического мышления, но и способствует формированию у

них целостного представления о мире, а также стимулирует их творческий

потенциал и готовность к инновационной деятельности.

Проектная деятельность в образовательном процессе автотранспортного

колледжа представляет собой важный элемент профессиональной подготовки

студентов.

Она

позволяет

не

только

закрепить

теоретические

знания,

полученные

в

рамках

учебных

дисциплин,

но

и

развить

навыки

самостоятельного исследования, анализа информации, принятия решений и

презентации результатов. Специфика индивидуальной проектной деятельности

первокурсников

автотранспортного

колледжа

тесно

связана

с

будущей

профессиональной деятельностью студентов.

Индивидуальная

проектная

работа

предполагает

активное

участие

студентов в процессе познания. Они самостоятельно определяют тему

исследования, формулируют цели и задачи, выбирают методы сбора и анализа

данных, а также представляют результаты своей работы в виде отчета,

презентации или иного продукта. Такая самостоятельность способствует

развитию критического мышления, творческого подхода к решению задач и

ответственности за принятые решения.

Особую значимость приобретает индивидуальная проектная деятельность

в контексте изучения гуманитарных дисциплин, таких как русский язык и

литература. На первый взгляд, связь между автомобильным транспортом и

филологией может показаться неочевидной. Однако, как показывает практика,

именно такой междисциплинарный подход позволяет студентам взглянуть на

свою будущую профессию под новым углом, увидеть ее культурное и

социальное значение.

Примером тому являются проектные работы, выполняемые студентами в

рамках дисциплин «Русский язык» и «Литература». Тематика проектов

охватывает широкий спектр вопросов, связанных с автомобильной культурой и

ее отражением в языке и литературе. Например, проект «Автомобиль в русской

литературе XX века» позволяет студентам проанализировать, как образ

автомобиля

представлен

в

произведениях

различных

писателей,

какие

символические значения он приобретает и как меняется его восприятие в разные

периоды истории.

В рамках проекта

«

Некоторые концепты автомобильной рекламной

коммуникации» студенты изучают особенности языка и стиля рекламных

текстов, анализируют, какие приемы используются для привлечения внимания

потребителей

и

формирования

положительного

имиджа

автомобильных

брендов. Особое внимание уделяя анализу концептов, лежащих в основе

рекламных кампаний, и их влиянию на восприятие автомобиля как товара и

культурного феномена.

Проект «Функционирование автомобильных акронимов в Интернет-

пространстве»

раскрывает

особенности

использования

аббревиатур

и

сокращений, связанных с автомобильной тематикой. Студенты исследуют,

какие акронимы наиболее распространены, как они используются в различных

контекстах и как их понимание влияет на эффективность коммуникации.

Анализируя трансформацию образа автомобиля в период после распада

СССР в работе «Автомобиль как средство передвижения и культурный символ в

постсоветской

России»,

студенты

изучают,

как

менялось

отношение

к

автомобилю, какие социальные и культурные значения он приобретал, и как это

отражалось в языке и культуре.

В

транспортной

терминологии

присутствует

большое

количество

терминов, которые образованы с помощью метафор. Работая над проектом

«Метафорическая номинация автомобильных терминов» студенты изучают

метафорические переносы, используемы для обозначения различных частей и

функций автомобиля. Студенты анализируют, какие образы и ассоциации лежат

в основе этих метафор и как они влияют на восприятие автомобиля.

Сленговые названия автомобилей являются зеркалом национальной

культуры,

отражая

исторические

события,

социальные

стереотипы

и

лингвистические

особенности.

Они

позволяют

увидеть,

как

автомобиль

воспринимается в различных культурных контекстах, и понять, какую роль он

играет в жизни людей. Изучение сленговых наименований автомобилей

представляет собой увлекательное путешествие в мир лингвокультурологии,

раскрывает многообразие человеческого восприятия и богатство национального

юмора. Индивидуальная проектная работа «К вопросу национально-образной

составляющей

сленговых

наименований

автомобиля»

это

не

просто

исследование языка, это исследование различных национальных культур.

Студенты исследуют, какие факторы влияют на формирование сленговых

наименований, какие культурные особенности они отражают и как их

понимание помогает лучше понять национальный характер.

Автомобиль предстает не просто средством передвижения, а сложным,

многогранным

образом,

отражающим

социальные,

политические

и

нравственные коллизии эпохи.

В текстах художественной литературы авторы

упоминают о предметах окружающей обстановки, «живых черт времени».

Произведения художественной литературы ценны не только богатством языка,

но и своими нравственными ориентирами, способностью отражать явления

времени. В индивидуальном проекте «Автомобиль в русской литературе ХХ

века» студенты рассматривают трансформацию образа автомобиля в различные

периоды ХХ века, определяют влияние образа автомобиля на характер

персонажа и развитие сюжетных линий.

Проект «Автомобиль как культурный феномен» позволяет студентам

обобщить все полученные знания и представить автомобиль как сложный и

многогранный объект, который является не только средством передвижения, но

и важным элементом культуры, экономики и социальной жизни.

Таким образом, индивидуальная проектная деятельность студентов-

первокурсников позволяет погрузиться в мир литературной теории и анализа

текста,

стимулирует

познавательную

мотивацию

и

стремление

к

самосовершенствованию,

восполняет

пробелы

в

знаниях

о

структуре

слова/текста,

формирует

моральные

ценности

и

развивает

творческие

способности.

Междисциплинарный

подход,

используемый

в

проектной

деятельности, позволяет студентам взглянуть на свою будущую профессию под

новым углом, увидеть ее культурное и социальное значение и подготовиться к

успешной профессиональной деятельности в современном обществе.

Список использованной литературы:

1.

Белоновская И.Д., Кирьякова, А.В. Горяйнова Т.А., Дробот М.А.

Развивающий потенциал технологий визуализации в гибридном обучении

студентов // Образование и саморазвитие. – 2021. - № 3. – С.127-144.

2.

Васильева О.И. Проблемы междисциплинарной интеграции в проектной

деятельности // Социология. – 2021. - № 4. – С.241-251.

3.

Пугачева С.А., Хисматулина Н.В., Малкова Т.В. Интеграция образования

и самообразования в системе непрерывного образования // Образование.

Наука. Научные кадры. – 2022. - № 3. – С.203-205.

4.

Тарасова И.М. Формирование компетенций на основе

междисциплинарного подхода при изучении естественнонаучных

дисциплин // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 9. С. 146-

150.



В раздел образования