Автор: Крячко Ирина Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 1"
Населённый пункт: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское
Наименование материала: Технологическая карта урока физики
Тема: Электромагнетизм на практике, 8 класс
Раздел: среднее образование
1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Крячко Ирина Николаевна, учитель физики
МБОУ «Лицей №1» г. Усолье-Сибирское
Предмет / Класс
Физика .8 класс
Место занятия по теме
Электромагнетизм на практике
Тема занятия
Повторение основных вопросов «Электромагнитные явления»
Тип занятия
Конференция - квартальный отчет в НИИ (урок обобщения и систематизации знаний)
Оборудование
Мультимедийное оборудование, ПК, раздаточный материал, физическое оборудование
Педагогическая технология
Образовательная технология – Мастерская с элементами игровой, с помощью,
которой на занятии реализуется системно-деятельностный подход
Планируемые результаты
Предметные результаты:
повторить и закрепить раздел «Электромагнитные явления» с помощью представленной теории и практики-презентации, решение
проблемных задач и эксперимента.
Метапредметные результаты:
—
предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в
соответствии с поставленными задачами, экспериментальными навыками, постановке целей, развивать монологическую и диалогическую речь,
умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Личностные результаты выражаются:
— в умении по-новому взглянуть на проблему, стремлении использовать нетрадиционные способы решения, способности видеть нечто
новое, необычное в привычных явлениях, работать в группах
Предварительная подготовка к занятию
1.
В классе, например 26 человек. На предыдущем занятии, за два урока, из класса формируются 4 лаборатории (команды) по 6 человек.
В каждой лаборатории выбирается руководитель группы (руководитель лаборатории), который распределяет обязанности между своей
командой (лабораторией). Приложение 2. Двое ребят будут иметь ответственное поручение (желательно, один из них не очень успешен,
другой, напротив, успешен). Поручение: заполнение ведомости «Оценки квартального отчета лабораторий» и итоговой ведомости.
Приложение 3
2.
Выдается обучающимся домашнее задание, за 2 урока, с предварительной инструкцией (минимум за 1 неделю). (Приложение 1). .
3.
После уроков, команды (лаборатории) приходят и готовят эксперимент, консультируясь с учителем и лаборантом.
4.
Подготовить необходимо учителю плакат. Приложение 4.
5.
Подготовить и распечатать учителю ведомости «Оценки квартального отчета лабораторий» и итоговой ведомости для членов
комиссии (двух, трех ребят)
2
6.
Подготовить небольшие баннеры с названиями лабораторий. Приложение 6.
7.
Подготовить плакат с Рефлексией и стикеры положить на столы для ребят. Приложение 5.
8. Учитель выступает в роли мастера, является проректором НИИ имени М.В. Ломоносова
9. Перед уроком необходимо расставить столы для групп (лабораторий), по 2 стола для 4-х групп (лабораторий); расставить оборудование
физическое, название лабораторий и стол для комиссии.
Докладчик – это руководитель лаборатории. Он заранее собрал со своей группы весь материал для отчета. Сотрудники лаборатории его могут
дополнять, это активные учащиеся. Оценивается доклад с дополнениями по 5-ти бальной шкале. Критерии, это Приложение 3. Каждый
активный сотрудник может получить оценку по 5-ти бальной шкале
Этап урока
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационно
мотивационный этап
5 минут
Постановка учебной задачи
Учитель-мастер приветствует обучающихся, включает
их в деловой ритм урока.
«Наш научно-исследовательский институт должен
получить большой грант, на оптические исследования.
Получим мы гран или нет, зависит от нашей дружной
команды мастеров профессионалов.
Зачитывает плакат.
Представляет
лаборатории,
руководителя
и
Комиссию. Оглашает регламент выступлений 5-7
минут.
Рассаживаются по командам (лабораториям). На столах
стоит штатив с небольшим баннером-названием
лаборатории.
1. Лаборатория магнитных спектров
2. Лаборатория высоких технологий электрических
машин
3. Секретная Лаборатория магнитных бурь
4.Лаборатория практического магнетизма
Готовятся ребята к отчету по очереди.
3
Повторение, закрепление и
систематизация знаний.
Обобщение пройденного
материала по разделу
«Электромагнитные
явления»
20-28 минут
Предоставляет слово руководителям, докладчикам
группам (лабораториям) и сотрудникам
(обучающимся)
Докладчик в форме презентации представляет свою тему
(направление), сотрудники помогают в эксперименте и
решение проблемной задачи
Темы отчета
1. Проводник в магнитном поле - готовит Лаборатория
магнитных спектров
2. Электрический двигатель - готовит Лаборатория
высоких технологий электрических машин
3. Магнитное поле Земли. Магнитные аномалии - готовит
секретная Лаборатория магнитных бурь
4. Электромагниты и их применение - готовит
Лаборатория практического магнетизма
Подведение
итогов
5 минут
Учитель предоставляет слово комиссии (успешному
ученику и не очень успешному)
Ученики (комиссия) озвучивают результаты квартального
отчета лаборатории. Называет самую лучшую, активную
лабораторию. Озвучивают активных сотрудников и сдают
ведомости мастеру-учителю (проректору НИИ)
Рефлексия учебной
деятельности
3 минуты
Учитель-мастер подводит итоги изученного раздела
«Электромагнитные явления», задает контрольную
работу по данному разделу на платформе «ЯКласс»
Озвучивает, что у ребят на столах есть стикеры, их
нужно приклеить на плакат, закрепленный на белую
магнитную доску.
Ребята, по необходимости, задают вопросы, прикрепляют
стикеры на Плакат. Говорят, спасибо за урок!
4
Приложение 1
Домашнее задание
1. Подготовить каждой лаборатории презентацию – доклад, в которой должно быть: теория, интересная задача по теме, эксперимент, решение
проблемной задачи.
2. Каждая лаборатория оценивает отчет других лабораторий и заполняет «Ведомость квартального отчета»- выставляет оценку по критериям
Требования к докладчикам отчета:
1. Наиболее полное представление темы, с четким выделением главного
2. Оформление темы чертежом, схемами, рисунками
3. Сопровождение доклада решение интересной задачи на данную тему
4.Сопровождение доклада экспериментом.
5. Решение проблемной задачи
6. Нахождение недостатков другой лаборатории
Темы отчета
1. Проводник в магнитном поле - готовит Лаборатория магнитных спектров
2. Электрический двигатель - готовит Лаборатория высоких технологий электрических машин
3. Магнитное поле Земли. Магнитные аномалии - готовит секретная Лаборатория магнитных бурь
4. Электромагниты и их применение - готовит Лаборатория практического магнетизма
Проблемные задачи
Лаборатория магнитных спектров
В старину был пастух; звали его Магнис. Пропала у Магниса овца. Он пошел в горы искать. Пришел на одно место, где одни голые камни. Он
пошел по этим камням и чувствует, что сапоги на нем прилипают к этим камням. Он потрогал рукой — камни сухие и к рукам не липнут.
Пошел опять — опять сапоги прилипают. Он сел, разулся, взял сапог в руки и стал трогать им камни. Тронет кожей и подошвой — не
прилипают, а как тронет гвоздями, так прилипнет. Была у Магниса палка с железным наконечником. Он тронул камень деревом — не
прилипает; тронул железом — прилипло так, что отрывать надо. Магнис рассмотрел камень,— видит, что похож на железо, и принес куски
камня домой. С тех пор узнали этот камень и прозвали его . (Допишите рассказ)
Лаборатория высоких технологий электрических машин
В 1834 г. Б. С. Якоби создал первый в мире практически пригодный электродвигатель и опубликовал теоретическую работу «О применении
электромагнетизма для приведения в движение машины». Б. С. Якоби писал, что его двигатель несложен и «дает непосредственно круговое
движение, которого гораздо легче преобразовать в другие виды движения, чем возвратно-поступательное». Назовите все части двигателя и
зачем они нужны.
Секретная Лаборатория магнитных бурь
Наша планета Земля уникальна еще и тем, что имеет достаточно сильное магнитное поле. Во многом нашему
существованию мы обязаны именно ему, так как оно защищает нас от смертельной космической радиации. Где
5
находится Южный, Северный магнитный полюс Земли? Опишите и расскажите.
Лаборатория практического магнетизма
На нитке висит гвоздь и недалеко установлен магнит. Как, не касаясь ни гвоздя, ни магнита, привести гвоздь в движение (колебаться).
Ответ должен сопровождаться экспериментом
6
Приложение 2
Распределение обязанностей сотрудников лаборатории НИИ
Лаборатория__________________________________________________________________________________________
название
№ п/п
ФИО сотрудника
Обязанности
1
2
3
4
5
6
Руководитель лаборатории ______________________________________/ФИО)_____________подпись
7
Приложение 3
Ведомость оценки квартального отчета лабораторий
НИИ им. Ломоносова
Критерии
оценивания
(0-5)
Лаборатория магнитных
спектров
Лаборатория высоких
технологий электрических
машин
секретная Лаборатория
магнитных бурь
Лаборатория
практического магнетизма
Наиболее полное
представление темы, с
четким выделением
главного
Оформление темы
чертежом, схемами,
рисунками
Сопровождение доклада
решение интересной
задачи на данную тему
Сопровождение доклада
экспериментом
Решение проблемной
задачи
Средняя оценка
Активные члены
лаборатории
ФИ
Эксперт ____________________________________________ (ФИО)
8
Итоговая ведомость оценки квартального отчета лабораторий
НИИ им. Ломоносова
Критерии
оценивания
(0-5)
Лаборатория магнитных
спектров
Лаборатория высоких
технологий электрических
машин
секретная Лаборатория
магнитных бурь
Лаборатория
практического магнетизма
Наиболее полное
представление темы, с
четким выделением
главного
Оформление темы
чертежом, схемами,
рисунками
Сопровождение доклада
решение интересной
задачи на данную тему
Сопровождение доклада
экспериментом
Решение проблемной
задачи
Активные члены
лаборатории
ФИ
Члены комиссии
__________________________________ (ФИ, подпись)
__________________________________ (ФИ, подпись)
9
Приложение 4
ПЛАКАТ
Внимание, внимание, сотрудники лабораторий НИИ!!!!
В нашем НИИ имени М.В.Ломоносова
будет проходить 4 апреля
квартальный отчет.
Всем руководителям лабораторий и их сотрудникам явится в конференц-зал для презентации своего направления.
Награждение:
Сотрудники лаборатории получают отличные баллы за отчет,
некоторые члены лаборатории получают плюс дополнительный балл к оценки за контрольный мониторинг на ЯКлассе по разделу:
Электромагнитное поле.
Требования к докладчикам отчета:
1. Наиболее полное представление темы, с четким выделением главного
2. Оформление темы чертежом, схемами, рисунками
3. Сопровождение доклада решение интересной задачи на данную тему
4.Сопровождение доклада экспериментом
5. Нахождение недостатков другой лаборатории
6. Решение проблемной задачи
1
0
Приложение 5
РЕФЛЕКСИЯ
Я работал в команде, мне было интересно
Мне было трудно на уроке
Мне было лень работать на уроке, в
команде,
я ничего не понял