Автор: Петин Николай Иванович
Должность: учитель труда (технологии)
Учебное заведение: МКОУ СОШ 10 х.Октябрь
Населённый пункт: Грачевский муниципальный округ Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: «Инновационная деятельность учителя технологии как ключевая составляющая реализации ФГОС»
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Любимовская средняя общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Выступление на тему:
«
Инновационная деятельность учителя
технологии как ключевая составляющая
реализации ФГОС»
Подготовил:
учитель технологии
Калашников А.К.
2018
Современная
система
образования
непрерывно
претерпевает
изменения
и
подвергается систематической модернизации. Особенно заметно это стало для педагогов в
последнее десятилетие. В образовании меняются стандарты, требования и соответственно
это не может не отразиться на профессиональной деятельности педагога. Современный
учитель, если он всерьёз задумывается о реализации задачи доступности качественного
образования, не может замыкаться только в круге проблем своего предмета. Ведь качество
образования – это понятие, аккумулирующее в себе все стороны образовательного
процесса,
начиная
от
реально
существующих
санитарно-гигиенических
условий
пребывания детей в образовательном учреждении, и заканчивая достижениями учащихся
в освоении образовательных программ.
Преподаватели вынуждены следить и успевать за происходящими изменениями и
соответственно заниматься поиском и применением новых педагогических технологий
образования,
которые
помогут
достичь
максимально
положительного
результата
педагогической деятельности и приведут к более успешной реализации ФГОС.
Все это требует от них знания тенденций инновационных технологий преподавания
как в целом, так и своего предмета в частности, мобильности по использованию и
внедрении инновационных технологий в свою непосредственную деятельность. Для того
чтобы достичь высоких результатов в обучении и воспитании каждого ученика, учитель
должен владеть новым содержанием, новыми методами работы, осознавать свое место в
образовательном процессе.
Задача педагога – помочь ученикам развивать способности, осознать свою
социальную значимость. «Умение учиться и развиваться, а также умение позитивно
взаимодействовать в группе, работая на общий результат, стало в современном обществе
одной из основных социальных ценностей и, как следствие этого, основным содержанием
школьного образования. Цель образования состоит не в том, чтобы давать знания, а в том,
чтобы научить учащихся пользоваться теми средствами, которые помогут им порождать
знания, необходимые при решении различных проблемных ситуаций в личной,
общественной и профессиональной деятельности».
Я
работаю
в
образовательном
учреждении
учителем
технологии
и
изобразительного искусства. На своих уроках стараюсь применять
инновационные
технологии: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и
информационные технологии.
Из интерактивных технологий обучения я использую проблемные лекции, которые
предполагают
постановку
проблемы,
проблемной
ситуации
и
их
последующее
разрешение. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной
деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает
интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.
Семинар-диспут, который предполагает коллективное обсуждение какой-либо
проблемы с целью установления путей ее достоверного решения, дает мне возможность
повысить
умственную
активность
учащихся,
прививает
умение
вести
полемику,
обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать
мысли.
На своих уроках я используюодин из методов проблемного обучения - учебную
дискуссию. Ее использую при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать
простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные
ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих я использую методику
учебного сотрудничества. Данная методика основывается на взаимном обучении при
совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества
проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы
выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения
проблемы).
Я активно использую на своих уроках проектный метод обучения. Программа по
технологии
с 5 по 7 класс предусматривает выполнение творческих проектов по
различным разделам.
В ходе изучения разделов учащиеся обязательно выполняют практические,
учебные задания для освоения новых приемов, навыков, новых технологий. И хотя эти
учебные задания выполняются под моим руководством, тем не менее, дети имеют
возможность проявлять творческий подход в полном объеме.
Благодаря использованию метода проектов повышается творческое развитие
учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает
теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая
приводит
их
к
большей
самостоятельности;
укрепляется
чувство
социальной
ответственности.
В поле моей педагогической деятельности и профессиональных интересов –
инновационная работа в школе, а именно: применение информационных технологий на
уроках технологии. Я полагаю, что применение информационных технологий позволяет
мне реализовать
одну
из
ключевых
образовательных
компетенций
–
информационную. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с
информацией, содержащейся в предмете “технология”.
То есть при помощи реализации объектов и информационных технологий
формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую
информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.. Кроме того,
прослеживается заинтересованность учащихся при работе с компьютером. В рамках
дистанционного обучения есть возможность получить домашние задания наиболее
успешным или слабоуспевающим учащимся. А также дети получают тестовые задания
для подготовки, например, к олимпиадам.
Я считаю, что нынешнему поколению школьников предстоит решать неотложные и
сложные народнохозяйственные задачи, в том числе проблемы лёгкой промышленности,
здравоохранения, продовольственные проблемы. Исполнение технологических знаний, и,
особенно, умений и навыков, им просто необходимо. Именно такие знания расширяют
наши представления о жизни, быте, традициях и обрядах наших предков, позволяют
применить
их
в
современной
жизнедеятельности,
дизайне,
моделировании
и
конструировании, способствуют применению полученных знаний в практической
деятельности для преобразования и усовершенствования известного. Творческая личность
двигает прогрессом, изобретая всё новые и новые технологии. А значит, есть возможность
создавать новую технику, материалы, технические и биологические системы.