Автор: Богомолова Валерия Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад общеразвивающего вида вида №7
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: «Нетрадиционные приемы рисования в работе с детьми раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование
Сообщение из опыта работы
«Нетрадиционные приемы рисования в работе с детьми раннего возраста»
Дети, раннего
возраста
в
силу
возрастных особенностей
довольно
неусидчивы
и
нетерпеливы.
Им
трудно
подолгу
удерживать
внимание. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой
маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя
незнакомый и удивительный окружающий мир.
Нетрадиционные техники рисования – это как раз то, что нужно малышам:
завораживающий процесс и яркий результат. Меня эта техника рисования
заинтересовала
т.
к. рисование
нетрадиционными
техниками позволяет
учитывать индивидуальные особенности развития детей и помогает каждому
ребенку найти себе деятельность по душе. Знакомство детей с новыми
художественными
материалами,
инструментами
помогает
развивать
творчество, воображение.
Если посмотреть на детский рисунок, он чрезвычайно прост и в то же время
очень выразителен. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят
фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир
придуманный. и увидеть его может лишь он.
Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется
созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не
получается, стремится преодолеть трудности.
Занятия рисованием приносят много пользы: дают разнообразные сенсорные
впечатления, развивают мелкую моторику и речь малыша, знакомят с
явлениями окружающего мира, помогают раскрыть творческий потенциал
ребенка, развивают воображение и эстетический вкус, учат видеть мир во
всей его красоте и многообразии. Такие занятия пробуждают активность
ребенка,
делают
процесс
познания
окружающего
мира
более
целенаправленным.
В
своей
педагогической
деятельности использую самые
разнообразные
способы и приемы нетрадиционного рисования. Мною была разработана
рабочая программа кружка «В гостях у красок» по художественно-
эстетическому развитию.
Цель:
создание условий для развития мелкой
моторики у детей через нетрадиционные техники рисования. Формирование
у
детей
раннего
возраста
художественно-творческих
способностей
в
изобразительной деятельности.
Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно
вводить с раннего возраста. (Эйнон Д., Колдина Д. Н. и др.). Отличие состоит
лишь в степени участия взрослого в процессе рисования.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и
техник способствует развитию у ребёнка:
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной
ориентировки
на
листе
бумаги,
глазомера
и
зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Мышления;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического
восприятия,
эмоциональной
отзывчивости.
При
пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе
руки, и это позволяет отлично развивать координацию.
Возможность воочию увидеть результат своих усилий, особенно важна
для ребенка: - это дарит ощущение собственной значительности и
компетентности
«Я сумел! У меня получилось!», вдохновляет на новые свершения!
Приобретение изобразительных навыков чрезвычайно важно для ребёнка.
Учёные придают большое значение так называемым мышечным ощущениям
руки и именно с ним связывают развитие двигательного центра речи. Научно
доказано,
что
тонкие
движения
пальцев
рук (мелкая
моторика) непосредственно
влияют
на
развитие
двигательных (моторных) центров речи.
Во время рисования у детей развивается не только рука, но и речь.
Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное
мышление, ведь малыш знакомится с предметами разного цвета, формы,
величины, учится подмечать в окружающем мире незаметные на первый
взгляд детали, фантазирует. Рисование помогает ребенку проявить свою
индивидуальность. Каждый человек уникален, очень важно, как можно
раньше осознать это, чтобы в будущем слушать собственные мысли.
Методы нетрадиционного
рисования помогут
малышу
гармонично
развиваться. Вполне возможно, что он настолько увлечется одним из
способов, что оно станет его хобби в будущем, а возможно, и делом всей
жизни.
Работа кружка направлена и на развитие творческого воображения у детей 1
младшей
группы посредством
использования нетрадиционных
техник
рисования.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию
детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит
нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное
задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее
художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому
ознакомление
дошкольников
с нетрадиционными
техниками
рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной
деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
Нетрадиционные методы рисования хорошо сочетаются с пальчиковой
гимнастикой, которая является неотъемлемой частью занятий.
Таким образом, если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от
восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было
праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными,
творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать
и импровизировать.
Именно нетрадиционные техники рисования создают
атмосферу
непринужденности,
открытости,
содействуют
развитию
инициативы,
самостоятельности,
создают
эмоционально-благоприятное
отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности
не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна
и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому
более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений;
способствует
всестороннему
и
гармоничному
развитию
детской
индивидуальности, формированию поистине творческой личности.
И закончить свое выступление мне хочется вот такими стихотворными
строчками:
Я рисую – руки в краске, это мелочь для меня,
Я рисую яркой краской, посмотрит на меня.
В садике рисуем краской, ушки, носики и глазки,
Получаются мордашки и детишки-замарашки.