Автор: Брагина Светлана Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО «Губкинская детская хореографическая школа»
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Губкинский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование инновационных технологий на уроке хореографии
Раздел: дополнительное образование
Использование инновационных технологий
на уроке хореографии
Брагина Светлана Николаевна
Современная образовательная практика диктует новые требования к повышению
уровня знании, практических навыков, необходимых для успешного осуществления
профессиональной деятельности педагога. Именно этим обусловлена актуальность
использования педагогом на занятиях инновационных технологий.
Инновация, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество,
обеспечивающее качественный рост эффективности процессов. Термин «инновация»
происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и
приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить
дословно «innovatio» — «в направлении изменений». Инновация — это не всякое
новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность
действующей системы.
Работая в
дополнительном образовании, все больше убеждаешься, что для
успешной профессиональной деятельности им необходимы глубокие знания педагогики и
психологии. Развитие современных информационных технологий требует внедрения
новых подходов к обучению, которые обеспечивали бы развитие коммуникативных,
творческих и профессиональных знаний, потребностей в самообразовании. Стремительно
развивающиеся информационные технологии, повсеместно проникающие в нашу жизнь,
требуют современного подхода к организации процесса обучения и доставки знаний.
Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в
содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их
эффективности.
Задачи инновационных технологий:
1. Дать детям первоначальную хореографическую подготовку, развить чувство
ритма и музыкальность, сформировать у них основные двигательные качества и навыки;
2. Воспитание высокого художественного вкуса;
3. Воспитание эмоциональной выразительности исполнения, умение точно
передать стиль хореографической композиции;
4. Дать детям представление об общих закономерностях исполнения основных
движений танцев, конкретно выражающих чувства и настроение музыки;
5.
Гармонизация
развития
учащихся,
расширения
рамок
культурного
и
исторического образования. Расширение познавательных возможностей учащихся в
области истории, географии, литературы и фольклора;
6. Использовать этические особенности танца для воспитания нравственности,
дисциплинированности,
чувства
долга,
коллективизма,
организованности,
обучить
танцевальному этикету и сформировать культуру поведения и общения в танце на
межличностное общение в повседневной жизни.
Цели инновационных технологий:
1. Подготовить учащихся к изучению детских танцев, поэтапно изучить технику
основных шагов и движений, а также научить учащихся составлять из основных
движений танцевальные комбинации;
2. Обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций;
3. Сформировать и сохранить правильную осанку ребенка, укрепить мышечный
корсет, обучить детей правильно двигать, коленями, стопами, воспитать культуру
движения;
4. Сформировать чувство ритма у детей;
5. Воспитать чувство собственного достоинства, вежливость в обращении друг с
другом;
6. Усовершенствовать двигательные навыки и координацию движений.
Методы работы:
Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные
педагогические технологии
развития лидерских и диалогических способностей;
педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного
общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого
продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами
хореографии.
Мой инновационный опыт
представляет собой применение комплексного
способа разучивания танцевальных комбинаций, который включает в себя:
-
визуальный
компонент
(наглядная
подача
материала
самим
педагогом,
знакомство
с
новыми
танцевальными
движениями
на
основе
видеоматериала,
просмотром образцовых танцевальных коллективов);
- теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом
возрастных особенностей детей);
- практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной
комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной
памяти; на практических занятиях использую видеосъемку);
- рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических
занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки
работы; также дается установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных
комбинаций)
В своей работе стараюсь, чтобы применяемые педагогические технологии, формы,
методы и приемы соответствовали интересам и потребностям обучающихся.
Ведущей технологией
является технология обучения в сотрудничестве и
развивающее обучение.
Данные технологии позволяет организовать обучение детей по программе в тех
формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией.
Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает
индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае
занимающиеся разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается определенное
задание, например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы. В
моей
педагогической
деятельности
использую
следующие
формы
занятий
для
эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого
результата:
- групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей, также
различаются по половому признаку; группа может насчитывать от 10 до 15 человек;
группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);
- коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных
репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько
возрастных групп);
- индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая
форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими
детьми).
Так же и я в своей работе, иду от простого к сложному, последовательно и
систематично. Развивая у детей на первом году обучения – выворотность ног, подъем
стопы, гибкость, танцевальный шаг, мышцы тела партерной гимнастикой. Я сразу учу
детей элементарным танцевальным движениям (это галопы, подскоки, танцевальный бег).
На основе выученного материала строятся более сложные танцевальные комбинации,
этюды, что у детей развивает мышечную память, музыкальность, чувство ритма,
работоспособность.
На протяжении всех лет обучения хореографией дети продолжают развивать и
совершенствовать навыки и умения, полученные ранее. Большое значение на занятиях я
придаю
музыкальности,
музыкальному
сопровождению,
которое
развивает
художественный вкус, общую музыкальную культуру.
Технология игрового обучения применяется мною, так как в составе обучающихся
составляют дети младшего школьного возраста.
Учитывая психологию детей данного возраста, ведущей деятельностью в этот
период является игра, многие занятия выстраиваю в форме танцевальных и музыкальных
игр. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы
сделать ее органичным компонентом занятия, средством намеченной педагогом цели.
На занятиях использую различные подвижные игры. Среди них:
- «Чья команда длиннее?» (шпагаты);
- «Танцевальные импровизации» (животные, герои сказок, танцевальные жанры,
народности);
- «Живая цепочка» (танцевальные позы и движения).
- прием «Этюдная композиция» (исполнение этюда на заданную тему)
Профессиональные качества детей, такие как, выворотность, гибкость, растяжка,
воспитываются в условиях игры, мышечные ощущения у обучающихся закрепляются с
легче усваиваются детьми и не вызывают сложности.
Игра развивает фантазию, воображение ребенка, помогает самореализоваться.
Форма урока через игровые технологии позволяет быстрее добиться запоминания
необходимых понятий и знаний.
Успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который
обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной
работе. Преподавателям хореографии важно знать особенности методики работы с детьми
разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных недочетов,
встречающихся в практике.
Внедрение этих инноваций в программу позволяет:
- Повысить качество обучения;
- Расширить рамки образовательных результатов;
- Исполнение хореографических номеров сделать более качественными;
- Улучшить процесс самостоятельной творческой деятельности ребенка.
В результате, учебная программа в последующие годы обучения становится богаче
и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном
репертуаре коллектива, что способствует достижению высоких творческих результатов.
Таким образом, инновационные технологии, используемые в любой области
дополнительного образования детей, способствуют гармоничному развитию личности
обучающихся, их самоопределению и самореализации.