Автор: Казакова Ирина Валерьевна
Должность: Преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №1
Населённый пункт: г.Златоуст,Челябинская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Учебная программа по рисунку 1-4 класс
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1»
ЗЛАТОУСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
456200, Челябинская область, г. Златоуст, ул. Петровская, 1. Тел. 8 (3513) 622756 ИНН 7404030758 / КПП 740401001 E-mail:
zamok
_
na
_
gore
@
.
ru
«РИСУНОК»
1-4 кл.
Программа
для художественного отделения школы искусств
г. Златоуст 2024 г.
Рецензия
на рабочую программу
«Рисунок»
Составитель: преподаватель ДШИ № 1
Казакова И.В.
«Рисунок» является одним из основных предметов, изучаемых на
художественном отделении.
Учебно-тематический план рассчитан на 4 года обучения. Программа
составлена в четкой логической последовательности, формирует системные
представления по решению основных методов и задач обучения академическому
рисунку и включает в себя полезные методические рекомендации. Учебные
задания в порядке постепенного усложнения с учетом возрастных особенностей
учащихся. Наряду с длительными постановками, большое внимание уделяется
краткосрочным учебным рисункам (зарисовкам и наброскам) для решения
основной задачи предмета: умению видеть, понимать и изображать трехмерную
форму на двухмерной плоскости.
Рекомендуемая литература доступна и способствует более углубленному
изучению предмета.
Данная
программа
может
быть
рекомендована
для
обучения
на
художественном отделении в детской школе искусств
Преподаватель высшей категории Самойлова Г.П.
27.08.2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рисунок является основой изобразительного искусства - живописи,
скульптуры,
декоративно-прикладного
искусства.
Будучи
основой
реалистического изображения, рисунок, по словам Микеланджело, - этот высшая
точка и живописи, и скульптуры и архитектуры.
Главной задачей обучения ДШИ является приобщение учеников к
художественной культуре, воспитание их эстетического вкуса, а также выявление
более одаренных учащихся для их дальнейшего обучения в средне - специальных
заведениях и ВУЗах. Детская школа искусств должна в тесном контакте с
общеобразовательной школой способствовать воспитанию гармонично развитой
личности.
Задача данного курса заключается в том, чтобы дать учащимся конкретные
знания по изобразительной грамоте, научить их видеть и анализировать,
грамотно изображать объемную форму на плоскости.
При прохождении курса рисунка используется все лучшее в системе
академических художественных школ. Так, в рисунке, начиная с момента
композиционного размещения изображения на бумаге и до окончательного
завершения его, учащиеся с помощью педагога усваивают правила графического
изображения
и
законы
построения
формы,
перспективного
построения
реалистического изображения на плоскости, распределения света на предметах,
применяя для этой цели графические средства рисунка: линию, штрих, светотень
и тон.
Перед началом работы преподаватель должен объяснить поставленную
задачу
и
последовательность
выполнения
задания.
Следует
постоянно
напоминать учащимся об отходе от работы для более тщательного анализа,
сравнения с постановкой и лучшего видения цельности композиции.
Задача передачи характера формы для всех заданий остается постоянной.
Курс рисунка строится на системе учебных заданий двух видов: длительных и
краткосрочных рисунков (зарисовок и набросков), расположенных в порядке
постепенного усложнения формы предметов.
При этом учащиеся приобретают навыки последовательного ведения
рисунка по принципу: от общего к частному и от частного — к обобщенному
общему, а также усваивают технические приемы рисунка - от самых простых до
более сложных. Кроме того, на занятиях по длительному рисунку проводится
работа над воспитанием таких художественных качеств, как «постановка глаза»,
развитие «твердости руки», умение «цельно видеть», наблюдать и запоминать
увиденное, острота и точность глазомера.
Краткосрочные учебные зарисовки и наброски обостряют восприятие,
развивают наблюдательность и зрительную память учащегося. Содержание
программы предполагает переход от простейших упражнений до изображений
человека, как наиболее сложной и разнообразной по форме и выразительности
натуры.
Большую часть заданий по рисунку составляют натюрморты. При
построении
натюрморта
преподавателю
необходимо
помнить,
что
сама
постановка — это тоже искусство. Требования к постановкам:
1) выявления выразительных особенностей натуры;
2) ясность поставленной задачи;
3) решение большого силуэта (светлое на темном или темное на светлом);
4) связь со средой;
5) пластическое решение формы (освещение прямое, боковое или против
света);
6) общая тональность.
Постановки должны быть разными по характеру и содержанию.
В конце работы преподаватель проверяет выполнение поставленной
задачи. Полезно тут же устроить выставку работ и проанализировать их вместе с
учениками. Очень важно добиться того, чтобы учащиеся
продолжали творчески работать и дома: передавали общую настроенность
работы, тональную гамму.
Особое внимание должно уделяться завершению работы - самому
ответственному и сложному моменту. Подлинная законченность состоит в
достижении тональной гармонии — то есть приведению к единству всех деталей,
подчинение всех элементов основному замыслу, поставленной задаче.
Дополнительным практическим заданием в содержании курса вводится
анализ рисунков мастеров русской реалистической школы посредством показа
репродукций, фильмов, посещения художественных музеев и галерей, а также
выставок современных художников.
Основными видами контроля полученных умений и навыков по предмету,
а также формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотры и
выставки.
Выпускник школы должен владеть материалами и техникой рисунка,
уметь анализировать свой рисунок в процессе работы, сравнивая его с другими
работами.
Следует учитывать, что, в связи с индивидуальными способностями
учащихся, результативность в усвоении учебного материала может быть
различной. Полезными в данном случае могут быть специальные задания и
упражнения, выполняемые индивидуально.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН
1 КЛАСС
№
п/п
Наименование заданий
Количество
часов
I полугодие
1
Вводная беседа о рисунке
3
2
Зарисовки бытовых предметов, имеющих разный
силуэт, размер и характер
6
3
Рисунок одного предмета на различных высотах по
отношению к горизонту (линейное построение)
6
4
Рисунок каркасных проволочных моделей
геометрических тел
9
5
Рисунок натюрморта из двух предметов,
контрастных по форме и тону на светлом фоне
6
6
Рисунок группы из двух геометрических тел или
натюрморта из двух близких по форме предметов
6
7
Натюрморт из двух предметов, напоминающих по
форме простейшие комбинации геометрических
тел (шар — гипс, кирпич, крынка)
6
8
Натюрморт: цветочные растения на светлом
фоне
6
II полугодие
9
Натюрморт из двух бытовых предметов
контрастных по форме на светлом фоне
9
10
Наброски фигуры человека
6
11
Рисунок чучела птицы с предметом быта на фоне
драпировки без складок
9
12
Постановка из двух-трех предметов, включая
гипсовое геометрическое тело
9
13
Наброски по памяти отдельных предметов
6
14
Экзаменационная работа: натюрморт из двух -
трех предметов
15
ИТОГО учебных часов
102
\
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 КЛАСС
№
п/п
Наименование заданий
Количество
часов
I полугодие
1
Беседа о целях и задачах предмета во втором
классе (упражнения на построение предметов)
3
2
Натюрморт из двух — трех геометрических тел, а
также близких к ним по форме бытовых
предметов (например, гипсовый шар, светлая
коробка и книги) фон гладкий
9
3
Рисунок светлой однотонной драпировки (часть
драпировки на поверхности стола)
6
4
Зарисовки фигуры человека в спокойной позе (стоя,
сидя)
6
5
Рисунок несложного орнамента или розетки из
гипса
9
6
Натюрморт из двух - трех предметов быта на
фоне однотонной драпировки с простыми
складками
6
7
Натюрморт из трех предметов: чучело птицы,
геометрического тела и бытового предмета
простой геометрической формы
9
II полугодие
8
Постановка в интерьере (угол комнаты) из
предметов крупной формы (ящик, ведро, садовый
инвентарь и т. п.)
15
9
Зарисовки фигуры человека по памяти, после
выполненных набросков фигуры человека с натуры
9
10
Рисунок натюрморта из трех предметов, включая
несложный гипсовый орнамент
12
11
Итоговая постановка из двух — трех предметов
быта на фоне драпировки с двумя — тремя
складками
18
ИТОГО учебных часов
102
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 КЛАСС
№
п/п
Наименование заданий
Количество
часов
I полугодие
1
Беседа о целях, задачах предмета в третьем классе
1
2
Рисунок
несложного
гипсового
орнамента
(ассиметричного) с однотонной драпировкой
11
3
Зарисовка несложного интерьера
12
4
Тематическая постановка из трех предметов на
фоне ткани со складками
16
5
Рисунок частей лица (гипсовые слепки глаза, носа,
губ и уха Давида)
24
II полугодие
6
Натюрморт из пяти — восьми предметов
различных по форме и объему, расположенных в
глубоком пространстве на различных уровнях, с
применением драпировок
16
7
Натюрморт из двух — трех предметов, включая
гипсовый орнамент и драпировку
16
8
Зарисовки фигуры человека в разных позах
20
9
Итоговый натюрморт, состоящий из гипсовой
розетки высокого рельефа или гипсовой античной
вазы и двух предметов различных по материалам
(керамика, стекло, дерево)
20
ИТОГО учебных часов
136
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 КЛАСС
№
п/п
Наименование заданий
Количество
часов
1 полугодие
1
Беседа о целях и задачах предмета в четвертом
классе
1
2
Натюрморт из трех – четырех геометрических
предметов различных по форме, размерам
15
3
Рисунок черепа человека в двух проекциях
16
4
Рисунок гипсовой маски льва
16
5
Рисунок натюрморта в интерьере
16
II полугодие
6
Рисунок гипсовой античной головы
14
7
Зарисовки головы человека в различных ракурсах
на одном листе
14
8
Рисунок фигуры человека с передачей характерных
черт натуры и соблюдением пропорций модели
12
9
Кратковременный рисунок античной гипсовой
головы человека
8
10
Кратковременный рисунок живой модели
8
11
Итоговый натюрморт с гипсовым слепком античной
головы
16
Всего учебных часов
136
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс.
Основы учебного рисования: умение анализировать, видеть и правильно
передавать форму предмета, грамотно располагая его на плоскости данного листа
бумаги.
С первого класса необходимо привить учащимся любовь к отображению
окружающего мира. Для этого необходимо в доступной форме рассказать об
изобразительных средствах рисунка (линия, штрих, пятно) и показать примеры их
применения.
Правила при работе над рисунком: выбор места относительно натуры,
расположение листа бумаги по отношению к глазу рисующего (высота,
расстояние), правильная осанка, использование графических материалов.
Правила построения предметов и передача их объема с помощью
светотеневых
отношений.
Знания
по
перспективе,
с
учетом
которых
анализируются и строятся предметы, расположенные в пространстве.
Последовательность ведения работы по рисунку. Постепенное повышение
требований к качеству выполнения заданий, усложнение учебных задач.
Наряду
с
рисованием
предметов
легко
воспринимаемой
формы,
выполняются рисунки чучел птиц и животных.
Все задания выполняются на листах формата от 1\4 до 1\3 ватмана (формат
должен соответствовать задачам и композиционным решениям постановки).
Освещение верхнее боковое.
Задание 1 (3 часа).
Вводная беседа о рисунке. Знакомство с материалами, методы работы
карандашом. Упражнения и знакомства с понятиями «линия», «тон» и «штрих».
Задача: выявить степень подготовленности учащихся, ознакомить учащихся
с
основными
изобразительными
средствами
рисунка
и
разновидностями
материалов.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 2(6 часов).
Зарисовки бытовых предметов, расположенных на уровне глаз, имеющих
разный силуэт, размер и характер.
Задача: ознакомить учеников с понятиями «пропорция» и «симметрия».
Дать представление о конструкции предметов.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 3 (6 часов).
Переход от плоскостного изображения к объемному. Беседа, об устройстве
глаза и наглядной перспективе (линия горизонта, точка схода).
Задача: упражнения на ознакомление с перспективой. Рисунок одного
предмета
на
различных
высотах
по
отношению
к
горизонту
(линейное
построение).
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 4 (9 часов).
Рисунок каркасных проволочных моделей геометрических тел (куб,
пирамида, призма, параллелепипед). Задача: повторение и закрепление правил
построения геометрических тел.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 5 (6 часов).
Рисунок натюрморта из двух предметов, контрастных по форме и тону на
светлом фоне. Понятие о светотени, выявление формы средствами штриха и
пятна. Композиционное расположение рисунка на листе бумаги.
Материалы: мягкие материалы (уголь, сангина, сепия), бумага.
Задание 6 (6 часов).
Рисунок группы из двух геометрических тел или натюрморта из двух
близких по форме предметов, в виде простых комбинаций геометрических тел.
Задача: закрепление знаний по перспективе, усвоение знаний по передаче объема
в пространстве.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 7 (6 часов).
Натюрморт из двух бытовых предметов контрастных по форме на светлом
фоне (с драпировкой без складок или без драпировки). Выявление и закрепление
полученных знаний.
Задача:
выполнение
построения
и
светотеневой
моделировки
рисунка,
требование: цельность и завершенность.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 8 (6 часов).
Натюрморт: цветочные растения на светлом фоне.
Выполнение рисунка натюрморта с цветами разными по форме и строению.
Задача: выразительно передать форму и строение растений.
Материалы: цветные карандаши, бумага.
Задание 9(9 часов).
Натюрморт из двух предметов, напоминающих по форме простейшие
комбинации геометрических тел (шар — гипс, кирпич, крынка) и стоящих на
фоне простых драпировок без складок.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 10 (6 часов).
Наброски фигуры человека. Варианты выполнения набросков различными
художественными
средствами
(линия
и
силуэт-пятно),
и
графическими
материалами.
Задача: передача основных пропорций человека.
Материалы: карандаши разной твердости, сангина, сепия, уголь, тушь,
перо, бумага.
Задание 11 (9 часов).
Рисунок чучела птицы с предметом быта на фоне драпировки без складок.
Задача: композиционно разместить два предмета на одном листе бумаги,
передать пропорции, закрепить знания, уметь вести и правильно завершать
рисунок.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 12 (9 часов).
Постановка из двух-трех предметов, включая гипсовое геометрическое
тело.
Задача: закрепить знания по перспективе и передать объем и пространство.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 13 (6 часов).
Наброски по памяти отдельных предметов.
Задача:
упражнения
на
развитие
мышления,
наблюдательности
и
зрительной памяти.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 14 (15 часов).
Экзаменационная работа: натюрморт из двух - трех предметов домашней
утвари на фоне однотонной драпировки с одной - двумя простыми складками.
Задача: выявление знаний и умений, полученных учащимися за первый год
обучения.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Наброски фигуры человека выполняются по 30 минут на каждом занятии
(учащиеся позируют друг другу).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс.
Дальнейшее совершенствование умений и навыков, приобретенных в
течение первого года обучения.
Углубленный анализ конструктивной формы предметов. Умение грамотно
строить предметы в соответствии с их различным расположением к линии
горизонта.
Увеличение
требований
к
качеству
передачи
фактуры
предметов,
законченности рисунка. Рисование гипсовых орнаментов и рельефов, а также
драпировок со складками.
Рисование натюрмортов из трех — четырех предметов более сложной
формы, различных по фактуре (дерево, гипс, металл, стекло и керамика).
Наброски фигуры человека выполняются по 30 минут на каждом занятии
(учащиеся позируют друг другу).
Продолжение рисования набросков фигуры человека и в домашних
заданиях. Размер рисунка от 1\3 до 1\4 листа ватмана.
Задание 1 (3 часа).
Беседа о целях и задачах предмета во втором классе. Повторение правил
перспективы. Упражнения на построение предметов.
Задача: зарисовки каркасных геометрических тел.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 2 (9 часов).
Натюрморт из двух — трех геометрических тел, а также близких к ним по
форме бытовых предметов (например, гипсовый шар, светлая коробка и книги)
фон гладкий. Ознакомление с особенностями передачи объема шара (рефлекс, как
часть тени).
Задача: показать связь предметов в пространстве, обобщить тоном, и
сохранить линейно-конструктивное построение в течении всего хода работы над
рисунком.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 3 (6 часов).
Рисунок
светлой
однотонной
драпировки
(часть
драпировки
на
поверхности стола). Изучение конструкции драпировки на основе ее опорных
точек и поверхностей.
Задача: изучить образование складок и выявить их формы при помощи
светотени.
Материалы: карандаши разной твердости, мягкие материалы, бумага.
Задание 4 (6 часов).
Зарисовки фигуры человека в спокойной позе. Передача характера модели,
ее пропорций, расположение складок, подчеркивающих движение человека.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 5 (9 часов).
Рисунок несложного орнамента или розетки из гипса, с использованием
контрастного освещения, подчеркивающего форму. Изучение конструкции формы
и пропорций.
Задача: лепка формы орнамента светотенью.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 6 (6 часов).
Натюрморт из двух - трех предметов быта на фоне однотонной драпировки
с простыми складками. Повторение правил построения предметов близких по
форме геометрическим телам.
Задача:
полное
тональное
решение
с
сохранением
линейно-
конструктивного решения.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 7 (9 часов).
Натюрморт из трех предметов: чучело птицы, геометрического тела и
бытового предмета простой геометрической формы. Компоновка рисунка на
листе. Конструктивная проработка предметов.
Задача: тональное светотеневое решение с желательной передачей фактуры
и материальности предметов, составляющих натюрморт.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 8 (15 часов).
Постановка в интерьере (угол комнаты) из предметов крупной формы
(ящик, ведро, садовый инвентарь и т. п.). Освещение верхнее рассеянное.
Задача: построение интерьера с использованием правил перспективы,
компоновка и выбор формата для рисунка в пределах заданного размера.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 9 (9 часов).
Зарисовки
фигуры
человека
по
памяти
(упражнения
по
развитию
наблюдательности и зрительной памяти), после выполненных набросков фигуры
человека с натуры.
Задача: нарисовать набросок человека по памяти, показав характер позы и
соблюсти пропорции.
Материалы: карандаши разной твердости, сепия, сангина, уголь, бумага.
Задание 10 (12 часов).
Рисунок натюрморта из трех предметов, включая несложный гипсовый
орнамент (освещение контрастное).
Использование знаний по перспективе и умение последовательно вести и
завершать рисунок.
Задача: конструктивное построение и светотеневое решение рисунка.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 11 (18часов).
Итоговая постановка из двух — трех предметов быта на фоне драпировки с
двумя — тремя складками.
Соблюдение
последовательности
при
выполнении
рисунка.
Обоснованность конструктивного построения предметов. Точность пропорций и
грамотность штрихов, соблюдение законов линейной и воздушной перспективы.
Задача: выявление полученных знаний и умений. Материалы: карандаши
разной твердости, бумага.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс.
Закрепление и углубление практических знаний по предмету. Построение
точной формы и характера предметов на листе бумаги с выявлением при помощи
светотени объема, тона, фактуры и освещенности изображаемого.
При этом учащийся должен:
Уметь самостоятельно анализировать конструктивно пространственные
свойства изображаемого (для этого использовать зарисовки натюрморта
сбоку);
Знать принципы последовательности ведения рисунка, применять их в
работе, уметь доводить рисунок до определенной степени завершенности;
Владеть навыками в определении размеров предметов, их пропорций,
навыками целостного видения натуры.
Рисование постановок из пяти — восьми предметов различных по форме,
тону и материалам, расположенных в глубоком пространстве на различных
условиях с применением драпировок (освещение контрастное). Рисование
несложных интерьеров, подготовка к рисованию головы человека, рисование
частей лица: носа, глаза и уха. Размеры рисунка 1\3 — 1\2 листа.
Задание 1 (1 час).
Беседа
о
целях,
задачах
предмета
в
третьем
классе.
Зарисовки
геометрических тел.
Задача:
повторение
правил
перспективы
и
линейно-конструктивное
решение рисунка.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 2 (11 часов).
Рисунок несложного гипсового орнамента (ассиметричного) с однотонной
драпировкой.
Задача: компоновка на листе, построение и выявление формы светотенью.
Умение цельно видеть и передавать большой объем изображаемого.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 3 (12 часов).
Зарисовка несложного интерьера. Конструктивное построение деталей
рисунка. Передача глубины пространства. Решение тональной перспективы
постановки.
Задача: передать линейную перспективу и взаимодействие больших масс.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага, сангина, сепия, уголь,
соус.
Задание 4 (16 часов).
Тематическая постановка из трех предметов на фоне ткани со складками.
Развитие цельности видения. Требования максимальной законченности предмета.
Сохранение линейно-конструктивного построения.
Задача: передать материальность и пространство.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 5 (24 часа).
Рисунок частей лица (гипсовые глаза, нос, губы и ухо Давида).
Задача: правильная компоновка на листе, построение и передача характера
больших форм, светотеневое решение. На рисунок каждой части лица отводится
по 6 часов.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 6 (16 часов).
Натюрморт из пяти — восьми предметов различных по форме и объему,
расположенных в глубоком пространстве на различных уровнях, с применением
драпировок.
Задача: конструктивное решение рисунка с легкой светотенью. Умение
закомпоновать большое количество предметов на листе.
Материалы: карандаши разной твердости, мягкие материалы, бумага.
Задание 7 (16 часов).
Задача
учащихся
выполнить
оригинальную
грамотную
композицию
составленную из стилизованных предметов быта.
Материалы: карандаши разной твердости, сепия, сангина, тушь, кисть,
перо, бумага.
Задание 8 (20 часов).
Рисунок фигуры человека в интерьере.
Задача: живописное решение, тональная дальность, передача расстояния,
настроения
композиции,
пространства,
фактуры
материала.
Верность
композиционного построения фигуры человека с соблюдением пропорций
фигуры относительно интерьера, добиться пропорционального и тонального
сходства с постановкой, используя все известные средства выразительности
(линия, штрих, пятно).
Материалы: карандаши разной твердости, сепия, сангина, бумага.
Задание 9 (20 часов).
Тематический натюрморт с гипсовой головой.
Задача: выявление и закрепление полученных в течение года знаний.
Работа
над
рисунком
выполняется
самостоятельно,
но
под
контролем
преподавателя.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс.
Углубление предыдущих знаний в области ознакомления с основами
пластической анатомии, правилами и особенностями линейного и тонального
рисования головы человека. В рисовании фигуры человека — выявление самого
характерного
и
индивидуального,
смелая
конструктивность
решения
с
соблюдением пропорций модели.
Изучение строения головы человека, мимических мышц лица, костей
черепа.
Конструктивное построение и лепка светотенью гипсовой головы и
портрета.
Владение линией, штрихом и пятном. В натюрмортах, поставленных в
интерьере, требуется осознанное и грамотное использование приемов линейной и
воздушной перспективы, уверенное моделирование формы сложных предметов
тоном.
Задания по изображению головы человека рекомендуется перемежать с
натюрмортными постановками и рисунками интерьера. Обязательны домашние
задания по зарисовкам портретов (друзей, родителей) и фигур человека в
движении. Наброски фигуры человека также выполняются на переменах.
При этом учащийся должен:
Уметь самостоятельно анализировать конструктивно пространственные
свойства изображаемого (для этого использовать зарисовки натюрморта
сбоку);
Знать принципы последовательности ведения рисунка, применять их в
работе, уметь доводить рисунок до определенной степени завершенности;
Владеть навыками в определении размеров предметов, их пропорций,
навыками целостного видения натуры.
Выпускник школы должен владеть материалами и техникой рисунка,
уметь анализировать свой рисунок в процессе работы, сравнивая его с другими
работами.
Следует учитывать, что, в связи с индивидуальными способностями
учащихся, результативность в усвоении учебного материала может быть
различной.
Задание 1 (1час).
Беседа о целях и задачах предмета в четвертом классе.
Задание 2 (15 часов).
Рисунок натюрморта из трех-четырех гипсовых геометрических предметов
различных по форме, размеру. Задание может выполняться в технике гризайль.
Сначала выполняется конструктивное построение всех предметов, после чего
учащийся должен передать объем и пространство при помощи светотени.
Задача: научиться выполнять рисунок гипсовых предметов, передавая их
материальность.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 3(16 часов).
Рисунок черепа человека в двух проекциях. Конструктивное построение с
легкой светотенью. Размер рисунка не должен превышать размер натуры.
Правильная
компоновка,
особое
внимание
уделить
пропорциям
черепа,
особенностям и характеру больших форм.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 4(16 часов).
Рисунок гипсовой маски льва. Основное требование: четкость построения,
соблюдение
всех
пропорций,
правильность
компоновки,
лепка
формы
светотенью.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 5(16 часов).
Рисунок натюрморта в интерьере. Цельность решения использования
законов линейной и воздушной перспективы. Работа по закону от общего к
частному.
Задача:
правильно
и
последовательно
вести
работу
над
рисунком
интерьера.
Материалы: карандаши разной твердости, сепия, сангина, ретушь, бумага.
Задание 6(14 часов).
Рисунок гипсовой античной головы. Изучение пластической формы головы
человека, особенностей и отличия живой головы от гипсовой. Требования:
точность построения, соблюдение пропорций, светотеневое решение.
Материалы: карандаши разной твердости, сангина, сепия, бумага.
Задание 7(14 часов).
Зарисовки головы человека в различных ракурсах на одном листе бумаги.
Изучение пластической формы головы человека, особенностей и отличия живой
головы от гипсовой. Требования: точность построения, соблюдение пропорций,
светотеневое решение.
Материалы: карандаши разной твердости, сангина, сепия, бумага.
Задание 8 (12 часов).
Рисунок фигуры человека с передачей характерных черт натуры и
соблюдением пропорций модели. Правильность компоновки, умение правильно
вести последовательную работу над рисунком.
Задача:
постепенное
построение
от
линейно-конструктивного
до
светотеневого рисунка.
Материалы: карандаши разной твердости, сангина, сепия, бумага.
Задание 9 (8 часов).
Кратковременный рисунок античной гипсовой головы человека.
Задача:
соблюдение
пропорций,
целостное
решение
с
сохранением
линейно- конструктивного построения, выявление больших форм.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Задание 10 (8 часов).
Кратковременный рисунок живой модели. Задачи: самостоятельный анализ
форм, последовательное видение рисунка с соблюдением пропорций модели и
передачей
характерных
черт
натуры.
Умение
стремиться
к
наибольшей
завершенности рисунка.
Материалы: карандаши разной твердости, сангина, сепия, бумага.
Задание 11 (16 часов).
Итоговый натюрморт с гипсовым слепком античной головы. Суммирование
приобретенных в школе знаний, умений и навыков. Самостоятельная работа,
выполняемая под наблюдением и контролем преподавателя.
Задача:
грамотно
выполнить
рисунок
натюрморта,
последовательно
выполняя построение и светотеневую моделировку, стремиться к наибольшей
завершенности рисунка.
Материалы: карандаши разной твердости, бумага.
Литература:
1.
Н. Н. Анисимов. Основы рисования: учебное пособие для ВУЗов. — М.
Стройиздат, 1999.
2.
Г. Баммес. Изображение фигуры человека:
Пособие для художников,
преподавателей и учащихся. — М. Сварог и К, 1999.
3.
А. О. Барщ. Наброски и зарисовки. — М. Искусство, 1970.
4.
А. О. Барщ. Рисунок в средней художественной школе. — М.
Издательство Академии художеств СССР, 1963
5. Г. Н. Кулебакин. Рисунок и основы композиции: учебник для СПТУ. —
М. Высшая школа, 1988.
6.
Н. Г. Ли. Основы учебного академического рисунка. — М.
Издательство Эксмо, 2003.
7.
Н. И. Ростовцев. Рисование головы человека: учебное пособие. — М.
Изобразительное искусство, 1989.
8.
Н. Н. Ростовцев. Очерки по истории методов преподавания рисунка:
учебное пособие. М. Изобразительное искусство, 1983.
9.
Учебный рисунок: учебное пособие / под ред. Королева В. А. / - М.
Изобразительное искусство, 1981.