Напоминание

Учебная программа по рисунку 1-4 класс


Автор: Казакова Ирина Валерьевна
Должность: Преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №1
Населённый пункт: г.Златоуст,Челябинская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Учебная программа по рисунку 1-4 класс
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1»

ЗЛАТОУСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

456200, Челябинская область, г. Златоуст, ул. Петровская, 1. Тел. 8 (3513) 622756 ИНН 7404030758 / КПП 740401001 E-mail:

zamok

_

na

_

gore

@

mail

.

ru

«РИСУНОК»

1-4 кл.

Программа

для художественного отделения школы искусств

г. Златоуст 2024 г.

Рецензия

на рабочую программу

«Рисунок»

Составитель: преподаватель ДШИ № 1

Казакова И.В.

«Рисунок» является одним из основных предметов, изучаемых на

художественном отделении.

Учебно-тематический план рассчитан на 4 года обучения. Программа

составлена в четкой логической последовательности, формирует системные

представления по решению основных методов и задач обучения академическому

рисунку и включает в себя полезные методические рекомендации. Учебные

задания в порядке постепенного усложнения с учетом возрастных особенностей

учащихся. Наряду с длительными постановками, большое внимание уделяется

краткосрочным учебным рисункам (зарисовкам и наброскам) для решения

основной задачи предмета: умению видеть, понимать и изображать трехмерную

форму на двухмерной плоскости.

Рекомендуемая литература доступна и способствует более углубленному

изучению предмета.

Данная

программа

может

быть

рекомендована

для

обучения

на

художественном отделении в детской школе искусств

Преподаватель высшей категории Самойлова Г.П.

27.08.2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рисунок является основой изобразительного искусства - живописи,

скульптуры,

декоративно-прикладного

искусства.

Будучи

основой

реалистического изображения, рисунок, по словам Микеланджело, - этот высшая

точка и живописи, и скульптуры и архитектуры.

Главной задачей обучения ДШИ является приобщение учеников к

художественной культуре, воспитание их эстетического вкуса, а также выявление

более одаренных учащихся для их дальнейшего обучения в средне - специальных

заведениях и ВУЗах. Детская школа искусств должна в тесном контакте с

общеобразовательной школой способствовать воспитанию гармонично развитой

личности.

Задача данного курса заключается в том, чтобы дать учащимся конкретные

знания по изобразительной грамоте, научить их видеть и анализировать,

грамотно изображать объемную форму на плоскости.

При прохождении курса рисунка используется все лучшее в системе

академических художественных школ. Так, в рисунке, начиная с момента

композиционного размещения изображения на бумаге и до окончательного

завершения его, учащиеся с помощью педагога усваивают правила графического

изображения

и

законы

построения

формы,

перспективного

построения

реалистического изображения на плоскости, распределения света на предметах,

применяя для этой цели графические средства рисунка: линию, штрих, светотень

и тон.

Перед началом работы преподаватель должен объяснить поставленную

задачу

и

последовательность

выполнения

задания.

Следует

постоянно

напоминать учащимся об отходе от работы для более тщательного анализа,

сравнения с постановкой и лучшего видения цельности композиции.

Задача передачи характера формы для всех заданий остается постоянной.

Курс рисунка строится на системе учебных заданий двух видов: длительных и

краткосрочных рисунков (зарисовок и набросков), расположенных в порядке

постепенного усложнения формы предметов.

При этом учащиеся приобретают навыки последовательного ведения

рисунка по принципу: от общего к частному и от частного — к обобщенному

общему, а также усваивают технические приемы рисунка - от самых простых до

более сложных. Кроме того, на занятиях по длительному рисунку проводится

работа над воспитанием таких художественных качеств, как «постановка глаза»,

развитие «твердости руки», умение «цельно видеть», наблюдать и запоминать

увиденное, острота и точность глазомера.

Краткосрочные учебные зарисовки и наброски обостряют восприятие,

развивают наблюдательность и зрительную память учащегося. Содержание

программы предполагает переход от простейших упражнений до изображений

человека, как наиболее сложной и разнообразной по форме и выразительности

натуры.

Большую часть заданий по рисунку составляют натюрморты. При

построении

натюрморта

преподавателю

необходимо

помнить,

что

сама

постановка это тоже искусство. Требования к постановкам:

1) выявления выразительных особенностей натуры;

2) ясность поставленной задачи;

3) решение большого силуэта (светлое на темном или темное на светлом);

4) связь со средой;

5) пластическое решение формы (освещение прямое, боковое или против

света);

6) общая тональность.

Постановки должны быть разными по характеру и содержанию.

В конце работы преподаватель проверяет выполнение поставленной

задачи. Полезно тут же устроить выставку работ и проанализировать их вместе с

учениками. Очень важно добиться того, чтобы учащиеся

продолжали творчески работать и дома: передавали общую настроенность

работы, тональную гамму.

Особое внимание должно уделяться завершению работы - самому

ответственному и сложному моменту. Подлинная законченность состоит в

достижении тональной гармонии — то есть приведению к единству всех деталей,

подчинение всех элементов основному замыслу, поставленной задаче.

Дополнительным практическим заданием в содержании курса вводится

анализ рисунков мастеров русской реалистической школы посредством показа

репродукций, фильмов, посещения художественных музеев и галерей, а также

выставок современных художников.

Основными видами контроля полученных умений и навыков по предмету,

а также формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотры и

выставки.

Выпускник школы должен владеть материалами и техникой рисунка,

уметь анализировать свой рисунок в процессе работы, сравнивая его с другими

работами.

Следует учитывать, что, в связи с индивидуальными способностями

учащихся, результативность в усвоении учебного материала может быть

различной. Полезными в данном случае могут быть специальные задания и

упражнения, выполняемые индивидуально.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН

1 КЛАСС

п/п

Наименование заданий

Количество

часов

I полугодие

1

Вводная беседа о рисунке

3

2

Зарисовки бытовых предметов, имеющих разный

силуэт, размер и характер

6

3

Рисунок одного предмета на различных высотах по

отношению к горизонту (линейное построение)

6

4

Рисунок каркасных проволочных моделей

геометрических тел

9

5

Рисунок натюрморта из двух предметов,

контрастных по форме и тону на светлом фоне

6

6

Рисунок группы из двух геометрических тел или

натюрморта из двух близких по форме предметов

6

7

Натюрморт из двух предметов, напоминающих по

форме простейшие комбинации геометрических

тел (шар — гипс, кирпич, крынка)

6

8

Натюрморт: цветочные растения на светлом

фоне

6

II полугодие

9

Натюрморт из двух бытовых предметов

контрастных по форме на светлом фоне

9

10

Наброски фигуры человека

6

11

Рисунок чучела птицы с предметом быта на фоне

драпировки без складок

9

12

Постановка из двух-трех предметов, включая

гипсовое геометрическое тело

9

13

Наброски по памяти отдельных предметов

6

14

Экзаменационная работа: натюрморт из двух -

трех предметов

15

ИТОГО учебных часов

102

\

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 КЛАСС

п/п

Наименование заданий

Количество

часов

I полугодие

1

Беседа о целях и задачах предмета во втором

классе (упражнения на построение предметов)

3

2

Натюрморт из двух — трех геометрических тел, а

также близких к ним по форме бытовых

предметов (например, гипсовый шар, светлая

коробка и книги) фон гладкий

9

3

Рисунок светлой однотонной драпировки (часть

драпировки на поверхности стола)

6

4

Зарисовки фигуры человека в спокойной позе (стоя,

сидя)

6

5

Рисунок несложного орнамента или розетки из

гипса

9

6

Натюрморт из двух - трех предметов быта на

фоне однотонной драпировки с простыми

складками

6

7

Натюрморт из трех предметов: чучело птицы,

геометрического тела и бытового предмета

простой геометрической формы

9

II полугодие

8

Постановка в интерьере (угол комнаты) из

предметов крупной формы (ящик, ведро, садовый

инвентарь и т. п.)

15

9

Зарисовки фигуры человека по памяти, после

выполненных набросков фигуры человека с натуры

9

10

Рисунок натюрморта из трех предметов, включая

несложный гипсовый орнамент

12

11

Итоговая постановка из двух — трех предметов

быта на фоне драпировки с двумя — тремя

складками

18

ИТОГО учебных часов

102

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 КЛАСС

п/п

Наименование заданий

Количество

часов

I полугодие

1

Беседа о целях, задачах предмета в третьем классе

1

2

Рисунок

несложного

гипсового

орнамента

(ассиметричного) с однотонной драпировкой

11

3

Зарисовка несложного интерьера

12

4

Тематическая постановка из трех предметов на

фоне ткани со складками

16

5

Рисунок частей лица (гипсовые слепки глаза, носа,

губ и уха Давида)

24

II полугодие

6

Натюрморт из пяти — восьми предметов

различных по форме и объему, расположенных в

глубоком пространстве на различных уровнях, с

применением драпировок

16

7

Натюрморт из двух — трех предметов, включая

гипсовый орнамент и драпировку

16

8

Зарисовки фигуры человека в разных позах

20

9

Итоговый натюрморт, состоящий из гипсовой

розетки высокого рельефа или гипсовой античной

вазы и двух предметов различных по материалам

(керамика, стекло, дерево)

20

ИТОГО учебных часов

136

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 КЛАСС

п/п

Наименование заданий

Количество

часов

1 полугодие

1

Беседа о целях и задачах предмета в четвертом

классе

1

2

Натюрморт из трех – четырех геометрических

предметов различных по форме, размерам

15

3

Рисунок черепа человека в двух проекциях

16

4

Рисунок гипсовой маски льва

16

5

Рисунок натюрморта в интерьере

16

II полугодие

6

Рисунок гипсовой античной головы

14

7

Зарисовки головы человека в различных ракурсах

на одном листе

14

8

Рисунок фигуры человека с передачей характерных

черт натуры и соблюдением пропорций модели

12

9

Кратковременный рисунок античной гипсовой

головы человека

8

10

Кратковременный рисунок живой модели

8

11

Итоговый натюрморт с гипсовым слепком античной

головы

16

Всего учебных часов

136

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс.

Основы учебного рисования: умение анализировать, видеть и правильно

передавать форму предмета, грамотно располагая его на плоскости данного листа

бумаги.

С первого класса необходимо привить учащимся любовь к отображению

окружающего мира. Для этого необходимо в доступной форме рассказать об

изобразительных средствах рисунка (линия, штрих, пятно) и показать примеры их

применения.

Правила при работе над рисунком: выбор места относительно натуры,

расположение листа бумаги по отношению к глазу рисующего (высота,

расстояние), правильная осанка, использование графических материалов.

Правила построения предметов и передача их объема с помощью

светотеневых

отношений.

Знания

по

перспективе,

с

учетом

которых

анализируются и строятся предметы, расположенные в пространстве.

Последовательность ведения работы по рисунку. Постепенное повышение

требований к качеству выполнения заданий, усложнение учебных задач.

Наряду

с

рисованием

предметов

легко

воспринимаемой

формы,

выполняются рисунки чучел птиц и животных.

Все задания выполняются на листах формата от 1\4 до 1\3 ватмана (формат

должен соответствовать задачам и композиционным решениям постановки).

Освещение верхнее боковое.

Задание 1 (3 часа).

Вводная беседа о рисунке. Знакомство с материалами, методы работы

карандашом. Упражнения и знакомства с понятиями «линия», «тон» и «штрих».

Задача: выявить степень подготовленности учащихся, ознакомить учащихся

с

основными

изобразительными

средствами

рисунка

и

разновидностями

материалов.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 2(6 часов).

Зарисовки бытовых предметов, расположенных на уровне глаз, имеющих

разный силуэт, размер и характер.

Задача: ознакомить учеников с понятиями «пропорция» и «симметрия».

Дать представление о конструкции предметов.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 3 (6 часов).

Переход от плоскостного изображения к объемному. Беседа, об устройстве

глаза и наглядной перспективе (линия горизонта, точка схода).

Задача: упражнения на ознакомление с перспективой. Рисунок одного

предмета

на

различных

высотах

по

отношению

к

горизонту

(линейное

построение).

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 4 (9 часов).

Рисунок каркасных проволочных моделей геометрических тел (куб,

пирамида, призма, параллелепипед). Задача: повторение и закрепление правил

построения геометрических тел.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 5 (6 часов).

Рисунок натюрморта из двух предметов, контрастных по форме и тону на

светлом фоне. Понятие о светотени, выявление формы средствами штриха и

пятна. Композиционное расположение рисунка на листе бумаги.

Материалы: мягкие материалы (уголь, сангина, сепия), бумага.

Задание 6 (6 часов).

Рисунок группы из двух геометрических тел или натюрморта из двух

близких по форме предметов, в виде простых комбинаций геометрических тел.

Задача: закрепление знаний по перспективе, усвоение знаний по передаче объема

в пространстве.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 7 (6 часов).

Натюрморт из двух бытовых предметов контрастных по форме на светлом

фоне (с драпировкой без складок или без драпировки). Выявление и закрепление

полученных знаний.

Задача:

выполнение

построения

и

светотеневой

моделировки

рисунка,

требование: цельность и завершенность.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 8 (6 часов).

Натюрморт: цветочные растения на светлом фоне.

Выполнение рисунка натюрморта с цветами разными по форме и строению.

Задача: выразительно передать форму и строение растений.

Материалы: цветные карандаши, бумага.

Задание 9(9 часов).

Натюрморт из двух предметов, напоминающих по форме простейшие

комбинации геометрических тел (шар — гипс, кирпич, крынка) и стоящих на

фоне простых драпировок без складок.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 10 (6 часов).

Наброски фигуры человека. Варианты выполнения набросков различными

художественными

средствами

(линия

и

силуэт-пятно),

и

графическими

материалами.

Задача: передача основных пропорций человека.

Материалы: карандаши разной твердости, сангина, сепия, уголь, тушь,

перо, бумага.

Задание 11 (9 часов).

Рисунок чучела птицы с предметом быта на фоне драпировки без складок.

Задача: композиционно разместить два предмета на одном листе бумаги,

передать пропорции, закрепить знания, уметь вести и правильно завершать

рисунок.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 12 (9 часов).

Постановка из двух-трех предметов, включая гипсовое геометрическое

тело.

Задача: закрепить знания по перспективе и передать объем и пространство.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 13 (6 часов).

Наброски по памяти отдельных предметов.

Задача:

упражнения

на

развитие

мышления,

наблюдательности

и

зрительной памяти.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 14 (15 часов).

Экзаменационная работа: натюрморт из двух - трех предметов домашней

утвари на фоне однотонной драпировки с одной - двумя простыми складками.

Задача: выявление знаний и умений, полученных учащимися за первый год

обучения.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Наброски фигуры человека выполняются по 30 минут на каждом занятии

(учащиеся позируют друг другу).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 класс.

Дальнейшее совершенствование умений и навыков, приобретенных в

течение первого года обучения.

Углубленный анализ конструктивной формы предметов. Умение грамотно

строить предметы в соответствии с их различным расположением к линии

горизонта.

Увеличение

требований

к

качеству

передачи

фактуры

предметов,

законченности рисунка. Рисование гипсовых орнаментов и рельефов, а также

драпировок со складками.

Рисование натюрмортов из трех — четырех предметов более сложной

формы, различных по фактуре (дерево, гипс, металл, стекло и керамика).

Наброски фигуры человека выполняются по 30 минут на каждом занятии

(учащиеся позируют друг другу).

Продолжение рисования набросков фигуры человека и в домашних

заданиях. Размер рисунка от 1\3 до 1\4 листа ватмана.

Задание 1 (3 часа).

Беседа о целях и задачах предмета во втором классе. Повторение правил

перспективы. Упражнения на построение предметов.

Задача: зарисовки каркасных геометрических тел.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 2 (9 часов).

Натюрморт из двух — трех геометрических тел, а также близких к ним по

форме бытовых предметов (например, гипсовый шар, светлая коробка и книги)

фон гладкий. Ознакомление с особенностями передачи объема шара (рефлекс, как

часть тени).

Задача: показать связь предметов в пространстве, обобщить тоном, и

сохранить линейно-конструктивное построение в течении всего хода работы над

рисунком.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 3 (6 часов).

Рисунок

светлой

однотонной

драпировки

(часть

драпировки

на

поверхности стола). Изучение конструкции драпировки на основе ее опорных

точек и поверхностей.

Задача: изучить образование складок и выявить их формы при помощи

светотени.

Материалы: карандаши разной твердости, мягкие материалы, бумага.

Задание 4 (6 часов).

Зарисовки фигуры человека в спокойной позе. Передача характера модели,

ее пропорций, расположение складок, подчеркивающих движение человека.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 5 (9 часов).

Рисунок несложного орнамента или розетки из гипса, с использованием

контрастного освещения, подчеркивающего форму. Изучение конструкции формы

и пропорций.

Задача: лепка формы орнамента светотенью.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 6 (6 часов).

Натюрморт из двух - трех предметов быта на фоне однотонной драпировки

с простыми складками. Повторение правил построения предметов близких по

форме геометрическим телам.

Задача:

полное

тональное

решение

с

сохранением

линейно-

конструктивного решения.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 7 (9 часов).

Натюрморт из трех предметов: чучело птицы, геометрического тела и

бытового предмета простой геометрической формы. Компоновка рисунка на

листе. Конструктивная проработка предметов.

Задача: тональное светотеневое решение с желательной передачей фактуры

и материальности предметов, составляющих натюрморт.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 8 (15 часов).

Постановка в интерьере (угол комнаты) из предметов крупной формы

(ящик, ведро, садовый инвентарь и т. п.). Освещение верхнее рассеянное.

Задача: построение интерьера с использованием правил перспективы,

компоновка и выбор формата для рисунка в пределах заданного размера.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 9 (9 часов).

Зарисовки

фигуры

человека

по

памяти

(упражнения

по

развитию

наблюдательности и зрительной памяти), после выполненных набросков фигуры

человека с натуры.

Задача: нарисовать набросок человека по памяти, показав характер позы и

соблюсти пропорции.

Материалы: карандаши разной твердости, сепия, сангина, уголь, бумага.

Задание 10 (12 часов).

Рисунок натюрморта из трех предметов, включая несложный гипсовый

орнамент (освещение контрастное).

Использование знаний по перспективе и умение последовательно вести и

завершать рисунок.

Задача: конструктивное построение и светотеневое решение рисунка.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 11 (18часов).

Итоговая постановка из двух — трех предметов быта на фоне драпировки с

двумя — тремя складками.

Соблюдение

последовательности

при

выполнении

рисунка.

Обоснованность конструктивного построения предметов. Точность пропорций и

грамотность штрихов, соблюдение законов линейной и воздушной перспективы.

Задача: выявление полученных знаний и умений. Материалы: карандаши

разной твердости, бумага.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс.

Закрепление и углубление практических знаний по предмету. Построение

точной формы и характера предметов на листе бумаги с выявлением при помощи

светотени объема, тона, фактуры и освещенности изображаемого.

При этом учащийся должен:

Уметь самостоятельно анализировать конструктивно пространственные

свойства изображаемого (для этого использовать зарисовки натюрморта

сбоку);

Знать принципы последовательности ведения рисунка, применять их в

работе, уметь доводить рисунок до определенной степени завершенности;

Владеть навыками в определении размеров предметов, их пропорций,

навыками целостного видения натуры.

Рисование постановок из пяти — восьми предметов различных по форме,

тону и материалам, расположенных в глубоком пространстве на различных

условиях с применением драпировок (освещение контрастное). Рисование

несложных интерьеров, подготовка к рисованию головы человека, рисование

частей лица: носа, глаза и уха. Размеры рисунка 1\3 — 1\2 листа.

Задание 1 (1 час).

Беседа

о

целях,

задачах

предмета

в

третьем

классе.

Зарисовки

геометрических тел.

Задача:

повторение

правил

перспективы

и

линейно-конструктивное

решение рисунка.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 2 (11 часов).

Рисунок несложного гипсового орнамента (ассиметричного) с однотонной

драпировкой.

Задача: компоновка на листе, построение и выявление формы светотенью.

Умение цельно видеть и передавать большой объем изображаемого.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 3 (12 часов).

Зарисовка несложного интерьера. Конструктивное построение деталей

рисунка. Передача глубины пространства. Решение тональной перспективы

постановки.

Задача: передать линейную перспективу и взаимодействие больших масс.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага, сангина, сепия, уголь,

соус.

Задание 4 (16 часов).

Тематическая постановка из трех предметов на фоне ткани со складками.

Развитие цельности видения. Требования максимальной законченности предмета.

Сохранение линейно-конструктивного построения.

Задача: передать материальность и пространство.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 5 (24 часа).

Рисунок частей лица (гипсовые глаза, нос, губы и ухо Давида).

Задача: правильная компоновка на листе, построение и передача характера

больших форм, светотеневое решение. На рисунок каждой части лица отводится

по 6 часов.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 6 (16 часов).

Натюрморт из пяти — восьми предметов различных по форме и объему,

расположенных в глубоком пространстве на различных уровнях, с применением

драпировок.

Задача: конструктивное решение рисунка с легкой светотенью. Умение

закомпоновать большое количество предметов на листе.

Материалы: карандаши разной твердости, мягкие материалы, бумага.

Задание 7 (16 часов).

Задача

учащихся

выполнить

оригинальную

грамотную

композицию

составленную из стилизованных предметов быта.

Материалы: карандаши разной твердости, сепия, сангина, тушь, кисть,

перо, бумага.

Задание 8 (20 часов).

Рисунок фигуры человека в интерьере.

Задача: живописное решение, тональная дальность, передача расстояния,

настроения

композиции,

пространства,

фактуры

материала.

Верность

композиционного построения фигуры человека с соблюдением пропорций

фигуры относительно интерьера, добиться пропорционального и тонального

сходства с постановкой, используя все известные средства выразительности

(линия, штрих, пятно).

Материалы: карандаши разной твердости, сепия, сангина, бумага.

Задание 9 (20 часов).

Тематический натюрморт с гипсовой головой.

Задача: выявление и закрепление полученных в течение года знаний.

Работа

над

рисунком

выполняется

самостоятельно,

но

под

контролем

преподавателя.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс.

Углубление предыдущих знаний в области ознакомления с основами

пластической анатомии, правилами и особенностями линейного и тонального

рисования головы человека. В рисовании фигуры человека — выявление самого

характерного

и

индивидуального,

смелая

конструктивность

решения

с

соблюдением пропорций модели.

Изучение строения головы человека, мимических мышц лица, костей

черепа.

Конструктивное построение и лепка светотенью гипсовой головы и

портрета.

Владение линией, штрихом и пятном. В натюрмортах, поставленных в

интерьере, требуется осознанное и грамотное использование приемов линейной и

воздушной перспективы, уверенное моделирование формы сложных предметов

тоном.

Задания по изображению головы человека рекомендуется перемежать с

натюрмортными постановками и рисунками интерьера. Обязательны домашние

задания по зарисовкам портретов (друзей, родителей) и фигур человека в

движении. Наброски фигуры человека также выполняются на переменах.

При этом учащийся должен:

Уметь самостоятельно анализировать конструктивно пространственные

свойства изображаемого (для этого использовать зарисовки натюрморта

сбоку);

Знать принципы последовательности ведения рисунка, применять их в

работе, уметь доводить рисунок до определенной степени завершенности;

Владеть навыками в определении размеров предметов, их пропорций,

навыками целостного видения натуры.

Выпускник школы должен владеть материалами и техникой рисунка,

уметь анализировать свой рисунок в процессе работы, сравнивая его с другими

работами.

Следует учитывать, что, в связи с индивидуальными способностями

учащихся, результативность в усвоении учебного материала может быть

различной.

Задание 1 (1час).

Беседа о целях и задачах предмета в четвертом классе.

Задание 2 (15 часов).

Рисунок натюрморта из трех-четырех гипсовых геометрических предметов

различных по форме, размеру. Задание может выполняться в технике гризайль.

Сначала выполняется конструктивное построение всех предметов, после чего

учащийся должен передать объем и пространство при помощи светотени.

Задача: научиться выполнять рисунок гипсовых предметов, передавая их

материальность.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 3(16 часов).

Рисунок черепа человека в двух проекциях. Конструктивное построение с

легкой светотенью. Размер рисунка не должен превышать размер натуры.

Правильная

компоновка,

особое

внимание

уделить

пропорциям

черепа,

особенностям и характеру больших форм.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 4(16 часов).

Рисунок гипсовой маски льва. Основное требование: четкость построения,

соблюдение

всех

пропорций,

правильность

компоновки,

лепка

формы

светотенью.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 5(16 часов).

Рисунок натюрморта в интерьере. Цельность решения использования

законов линейной и воздушной перспективы. Работа по закону от общего к

частному.

Задача:

правильно

и

последовательно

вести

работу

над

рисунком

интерьера.

Материалы: карандаши разной твердости, сепия, сангина, ретушь, бумага.

Задание 6(14 часов).

Рисунок гипсовой античной головы. Изучение пластической формы головы

человека, особенностей и отличия живой головы от гипсовой. Требования:

точность построения, соблюдение пропорций, светотеневое решение.

Материалы: карандаши разной твердости, сангина, сепия, бумага.

Задание 7(14 часов).

Зарисовки головы человека в различных ракурсах на одном листе бумаги.

Изучение пластической формы головы человека, особенностей и отличия живой

головы от гипсовой. Требования: точность построения, соблюдение пропорций,

светотеневое решение.

Материалы: карандаши разной твердости, сангина, сепия, бумага.

Задание 8 (12 часов).

Рисунок фигуры человека с передачей характерных черт натуры и

соблюдением пропорций модели. Правильность компоновки, умение правильно

вести последовательную работу над рисунком.

Задача:

постепенное

построение

от

линейно-конструктивного

до

светотеневого рисунка.

Материалы: карандаши разной твердости, сангина, сепия, бумага.

Задание 9 (8 часов).

Кратковременный рисунок античной гипсовой головы человека.

Задача:

соблюдение

пропорций,

целостное

решение

с

сохранением

линейно- конструктивного построения, выявление больших форм.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Задание 10 (8 часов).

Кратковременный рисунок живой модели. Задачи: самостоятельный анализ

форм, последовательное видение рисунка с соблюдением пропорций модели и

передачей

характерных

черт

натуры.

Умение

стремиться

к

наибольшей

завершенности рисунка.

Материалы: карандаши разной твердости, сангина, сепия, бумага.

Задание 11 (16 часов).

Итоговый натюрморт с гипсовым слепком античной головы. Суммирование

приобретенных в школе знаний, умений и навыков. Самостоятельная работа,

выполняемая под наблюдением и контролем преподавателя.

Задача:

грамотно

выполнить

рисунок

натюрморта,

последовательно

выполняя построение и светотеневую моделировку, стремиться к наибольшей

завершенности рисунка.

Материалы: карандаши разной твердости, бумага.

Литература:

1.

Н. Н. Анисимов. Основы рисования: учебное пособие для ВУЗов. — М.

Стройиздат, 1999.

2.

Г. Баммес. Изображение фигуры человека:

Пособие для художников,

преподавателей и учащихся. — М. Сварог и К, 1999.

3.

А. О. Барщ. Наброски и зарисовки. — М. Искусство, 1970.

4.

А. О. Барщ. Рисунок в средней художественной школе. — М.

Издательство Академии художеств СССР, 1963

5. Г. Н. Кулебакин. Рисунок и основы композиции: учебник для СПТУ. —

М. Высшая школа, 1988.

6.

Н. Г. Ли. Основы учебного академического рисунка. — М.

Издательство Эксмо, 2003.

7.

Н. И. Ростовцев. Рисование головы человека: учебное пособие. — М.

Изобразительное искусство, 1989.

8.

Н. Н. Ростовцев. Очерки по истории методов преподавания рисунка:

учебное пособие. М. Изобразительное искусство, 1983.

9.

Учебный рисунок: учебное пособие / под ред. Королева В. А. / - М.

Изобразительное искусство, 1981.



В раздел образования