Автор: Бакланова Оксана Александровна
Должность: доцент
Учебное заведение: Тюменский государственный институт культуры
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: "Осознанность как основа личностной трансформации в современном танце"
Раздел: высшее образование
Осознанность
как
основа
личностной
трансформации
в
сontemporary dance.
На сегодняшний день тема «телесной осознанности» является одной из
самых популярных и прогрессивных в современном танце.
Перспективы осознанного движения в танце возрастают, благодаря синтезу
физического и психологического воспитaния.
Танец прежде всего – это не только вид искусства, но и составная часть
двигательной культуры человека, его телесности и aффективности.
Отношение к человеческой телесности - вопрос, терзающий умы
философов,
культурологов,
психологов,
историков,
антропологов
на
протяжении тысячелетий. Можно сказать, что тело человека, как особый
объект научного и общественного интереса прошло долгий путь, познав и
унижение, и превозношение, и стандартизацию.
Само по себе тело и отношение к нему менялось с течением времени, в
зависимости от культурных и социальных условий. В средневековье
культура тела рассматривалась с подозрением и неодобрением, так как оно
ассоциировалось с греховным удовольствием. В Древние времена тело
танцора считалось священным и облаченным божественный силой. Во
времена Барокко тело танцора стало символом женской красоты и
чувственности. В 19-й и 20-й века тело стало предметом споров и критики,
так как некоторые балетные техники считались неестественными. В
настоящее время тело принято считать «свободным» от всех норм и канонов.
Общество в целом принимает различные типы телосложения и физические
способности
танцоров,
признавая
их
художественную
ценность
и
разнообразие.
Современный танец – это нaправление тaнцевального искусствa,
включающее танцевальные техники, школы и стили XX
и XXI
века,
сформировавшиеся на основе американского и европейского танца модерн и
джазового
танца
(contemporary).
Художественными
средствaми
этого
направления выступает синтез различных техник и танцевальных стилей. Для
современного
танца
характерна
исследовательская
направленность,
обусловленная
взаимодействием
танца
с
постоянно
развивающейся
философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого
тела.
Современный танец – это динамично развивающееся искусство, которое
требует от танцора не только технического мастерства, но и глубокой
телесной осознанности.
Внимание к телу, развитие чувства движения, осознание внутреннего
состояния стали целями новых систем телесно-двигательного воспитания,
например таких, как техники contemporary dance.
Хореографический язык contemporary dance основывается одновременно и на
западном (классический танец, джаз-модерн), и на восточном (цигун, тай цзи
цюань, йога) искусствах движения. Истоки возникновения этих двух
подходов различны. Западное искусство движения возникло как искусство
танца, а восточное – как искусство самообороны или духовных практик.
Объединяет их то, что они используют принцип сенсорного и кинетического
сознавания себя.
Сontemporary dance
– интеллектуальный тaнец. Это направление
требует понимания и осознания того, как тело устроено, как оно движется,
как поддержать и нaправить возникнувший импульс. Анализ тезисов, в
которых
описывается
структурная
и
техническая
сторона
уроков
современных
преподавателей
сontemporary
dance,
дает
возможность
выделить следующие основные техники и методики, используемые в этом
направлении
танца:
техника
Фельденкрайса,
Александера
(Alexander
Technique), С.Кляйн (Klein Technique), Лабана, техники йоги, Тай Цзи Цуань,
релиза (release technique), Skinner Releasing Technique, Bodymind Centering,
техники
импровизации,
контактной
импровизации.
Отличительной
их
чертой, как и целого направления, является направленность на процесс
сенсорного и кинетического сознавания. Другими словами, эти техники
помогают создать в теле центр внимания. Можно сказать, что сontemporary
dance, среди прочего, фокусируется на формировании навыков сенсорного,
кинетического
осознавания,
что
дает
возможность
использовать
естественные ресурсы тела в танце (сбалансированное использование мышц
вокруг суставов, налаживание связей между центром тела и конечностями,
дыхание, оправданное напряжение, перераспределение веса тела и т.д.)
Очень многие ученые и философы посвятили свои научные статьи теме
«телесности» в целом.
Советский физиолог Николай Бернштейн создал теорию построения
движений и операционализовал понятие ловкости. На его теорию ссылается
американский психолог, автор концепции существования множественных
видов интеллекта Говард Гарднер. Он размышлял о телесно-кинестетическом
интеллекте
(bodily-kinesthetic
intelligence),
который
определял,
как
«способность управлять собственными движениями и умело обращаться с
предметами».
Психологи заметили, что прикосновения, жесты, мимика, ощущения,
движения играют огромную роль в восприятии человеком окружающего
мира, поэтому в середине 90-х годов прошлого века стали серьёзно изучать
это направление и дали ему определение – кинестетика.
Кинестетика (или кинезиология, на американский манер) в переводе с
греческого это означает – чувство, ощущения, прикосновения, движение.
Также кинестетика включает в себя изучение движений тела и восприятия
(как осознанного, так и неосознанного) собственных движений тела. Учение
включает в себя нейрофизиологию, биомеханику и неврологию.
Формирование
осознанности
–
эта
одна
из
важных
черт
рассматриваемого направления, составляющая его психологический аспект.
А также – несущая потенциал для личностной трансформации танцоров.
Быть
осознанными
в
своих
действиях,
поступках,
уметь
контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние, быть
внимaтельным к себе и к тому, что происходит «здесь и сейчас» – это одни из
тех
нaвыков,
которые
необходимы
личности
для
гармонического,
творческого существования. Быть осознанным, эффективным и гармоничным
в танце – значит понимать, как устроено тело, как можно эффективно
использовать его в движении, понимая основные принципы последнего,
осознавать важность дыхания в движении и, естественно, применять все это
на практике. С другой стороны, это умение осознавать пространство
движения – то, как оно структурировано «здесь и сейчас», отслеживать
истории, развиваемые в нем другими людьми, свое отношение к ним и т.д.
Осознавание телесных ощущений и процесса движения в каждый
момент обеспечивает пространство, где может произойти трансформация.
Последнее становится возможным, т.к. в процессе осознания мы учимся
слышать себя, чувствовать, что с нами происходит в тот или иной момент.
Благодаря чувствительности к телу мы настраиваемся на более тонкие вещи,
на более глубокие пласты, на телесную мудрость. Со временем, мы учимся
раньше улавливать дисбаланс и вносить корректировки в свое поведение,
свою жизнь. Кроме того, в «переводе» на психологический язык с помощью
осознанности
мы
действительно
учимся
быть
не
только
более
чувствительными к себе и пространству наших отношений, но и управлять
ими.
Осознанность
—
понятие
в
современной
психологии,
которое
определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть
состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего
момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или будущего.
Осознание тела (проприорецепция) – это способность распознать
ориентацию своего тела в пространстве, это то, насколько вы сознательны и
связаны со своим телом. Это также известно, как кинестезия, или осознание
положения и движения частей тела по отношению к мышцам и суставам.
Кинестезия – не только способ регуляции собственных движений и
взаимодействия с миром, но и основа понимания чужого движения. Еще в
начале XX века немецкий искусствовед Ганс Бранденбург утверждал, что
воспринимать движения танцовщика вполне может тот, кто и сам обладает
«развитым телесным осознанием». Глядя на танцовщика, зритель якобы и
сам совершает незаметные движения, которые в какой-то степени имитируют
движения танца. Через кинетические ощущения от собственного тела он
способен этот танец лучше воспринимать.
Тело танцовщика очень многогранно. Тело – это прежде всего
хранилище наших воспоминаний, практикуя осознанность, в том числе
телесную, мы становимся способны отказаться от шаблонов как в мыслях,
так и в действиях. Она делает нас менее зависимыми от внешних оценок и
обстоятельств, помогает лучше понять себя.
Данная практика способствует снижению стресса. Например, движение в
паре с осознанием создает умственно-физическую связь, которая помогает
расслабить ум. Также практики, направленные на осознанное движение,
помогают повысить чувство присутствия. Осознание в комбинации с
движением,
удерживает
внимание
в
настоящем
моменте,
уменьшая
отвлечение и беспокойство.
Понимание себя, своих телесных и эмоциональных проявлений дaет
возможность наладить связи с самим собой. С тем, что происходит внутри
нас. И при этом, в то же самое время, налаживание связей с окружающим
миром. Тело танцора – это хранилище переживаний и моментов. Практикуя
осознанность,
мы
освобождаемся
от
ограничивающих
шаблонов
и
становимся менее зависимыми от внешних факторов. Это глубокое
самопознание
способствует
снижению
стресса
и
развитию
чувства
присутствия.
Осознaнное движение удерживает наш фокус в текущем моменте,
устраняя отвлечение и беспокойство. И в этом танцевально-психологическом
синтезе осознанности мы обретаем путь к трансформации, гармонии и
глубокому само пониманию.