Напоминание

"Осознанность как основа личностной трансформации в современном танце"


Автор: Бакланова Оксана Александровна
Должность: доцент
Учебное заведение: Тюменский государственный институт культуры
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: "Осознанность как основа личностной трансформации в современном танце"
Раздел: высшее образование





Назад




Осознанность

как

основа

личностной

трансформации

в

сontemporary dance.

На сегодняшний день тема «телесной осознанности» является одной из

самых популярных и прогрессивных в современном танце.

Перспективы осознанного движения в танце возрастают, благодаря синтезу

физического и психологического воспитaния.

Танец прежде всего – это не только вид искусства, но и составная часть

двигательной культуры человека, его телесности и aффективности.

Отношение к человеческой телесности - вопрос, терзающий умы

философов,

культурологов,

психологов,

историков,

антропологов

на

протяжении тысячелетий. Можно сказать, что тело человека, как особый

объект научного и общественного интереса прошло долгий путь, познав и

унижение, и превозношение, и стандартизацию.

Само по себе тело и отношение к нему менялось с течением времени, в

зависимости от культурных и социальных условий. В средневековье

культура тела рассматривалась с подозрением и неодобрением, так как оно

ассоциировалось с греховным удовольствием. В Древние времена тело

танцора считалось священным и облаченным божественный силой. Во

времена Барокко тело танцора стало символом женской красоты и

чувственности. В 19-й и 20-й века тело стало предметом споров и критики,

так как некоторые балетные техники считались неестественными. В

настоящее время тело принято считать «свободным» от всех норм и канонов.

Общество в целом принимает различные типы телосложения и физические

способности

танцоров,

признавая

их

художественную

ценность

и

разнообразие.

Современный танец – это нaправление тaнцевального искусствa,

включающее танцевальные техники, школы и стили XX

и XXI

века,

сформировавшиеся на основе американского и европейского танца модерн и

джазового

танца

(contemporary).

Художественными

средствaми

этого

направления выступает синтез различных техник и танцевальных стилей. Для

современного

танца

характерна

исследовательская

направленность,

обусловленная

взаимодействием

танца

с

постоянно

развивающейся

философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого

тела.

Современный танец – это динамично развивающееся искусство, которое

требует от танцора не только технического мастерства, но и глубокой

телесной осознанности.

Внимание к телу, развитие чувства движения, осознание внутреннего

состояния стали целями новых систем телесно-двигательного воспитания,

например таких, как техники contemporary dance.

Хореографический язык contemporary dance основывается одновременно и на

западном (классический танец, джаз-модерн), и на восточном (цигун, тай цзи

цюань, йога) искусствах движения. Истоки возникновения этих двух

подходов различны. Западное искусство движения возникло как искусство

танца, а восточное – как искусство самообороны или духовных практик.

Объединяет их то, что они используют принцип сенсорного и кинетического

сознавания себя.

Сontemporary dance

– интеллектуальный тaнец. Это направление

требует понимания и осознания того, как тело устроено, как оно движется,

как поддержать и нaправить возникнувший импульс. Анализ тезисов, в

которых

описывается

структурная

и

техническая

сторона

уроков

современных

преподавателей

сontemporary

dance,

дает

возможность

выделить следующие основные техники и методики, используемые в этом

направлении

танца:

техника

Фельденкрайса,

Александера

(Alexander

Technique), С.Кляйн (Klein Technique), Лабана, техники йоги, Тай Цзи Цуань,

релиза (release technique), Skinner Releasing Technique, Bodymind Centering,

техники

импровизации,

контактной

импровизации.

Отличительной

их

чертой, как и целого направления, является направленность на процесс

сенсорного и кинетического сознавания. Другими словами, эти техники

помогают создать в теле центр внимания. Можно сказать, что сontemporary

dance, среди прочего, фокусируется на формировании навыков сенсорного,

кинетического

осознавания,

что

дает

возможность

использовать

естественные ресурсы тела в танце (сбалансированное использование мышц

вокруг суставов, налаживание связей между центром тела и конечностями,

дыхание, оправданное напряжение, перераспределение веса тела и т.д.)

Очень многие ученые и философы посвятили свои научные статьи теме

«телесности» в целом.

Советский физиолог Николай Бернштейн создал теорию построения

движений и операционализовал понятие ловкости. На его теорию ссылается

американский психолог, автор концепции существования множественных

видов интеллекта Говард Гарднер. Он размышлял о телесно-кинестетическом

интеллекте

(bodily-kinesthetic

intelligence),

который

определял,

как

«способность управлять собственными движениями и умело обращаться с

предметами».

Психологи заметили, что прикосновения, жесты, мимика, ощущения,

движения играют огромную роль в восприятии человеком окружающего

мира, поэтому в середине 90-х годов прошлого века стали серьёзно изучать

это направление и дали ему определение – кинестетика.

Кинестетика (или кинезиология, на американский манер) в переводе с

греческого это означает – чувство, ощущения, прикосновения, движение.

Также кинестетика включает в себя изучение движений тела и восприятия

(как осознанного, так и неосознанного) собственных движений тела. Учение

включает в себя нейрофизиологию, биомеханику и неврологию.

Формирование

осознанности

эта

одна

из

важных

черт

рассматриваемого направления, составляющая его психологический аспект.

А также – несущая потенциал для личностной трансформации танцоров.

Быть

осознанными

в

своих

действиях,

поступках,

уметь

контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние, быть

внимaтельным к себе и к тому, что происходит «здесь и сейчас» – это одни из

тех

нaвыков,

которые

необходимы

личности

для

гармонического,

творческого существования. Быть осознанным, эффективным и гармоничным

в танце – значит понимать, как устроено тело, как можно эффективно

использовать его в движении, понимая основные принципы последнего,

осознавать важность дыхания в движении и, естественно, применять все это

на практике. С другой стороны, это умение осознавать пространство

движения – то, как оно структурировано «здесь и сейчас», отслеживать

истории, развиваемые в нем другими людьми, свое отношение к ним и т.д.

Осознавание телесных ощущений и процесса движения в каждый

момент обеспечивает пространство, где может произойти трансформация.

Последнее становится возможным, т.к. в процессе осознания мы учимся

слышать себя, чувствовать, что с нами происходит в тот или иной момент.

Благодаря чувствительности к телу мы настраиваемся на более тонкие вещи,

на более глубокие пласты, на телесную мудрость. Со временем, мы учимся

раньше улавливать дисбаланс и вносить корректировки в свое поведение,

свою жизнь. Кроме того, в «переводе» на психологический язык с помощью

осознанности

мы

действительно

учимся

быть

не

только

более

чувствительными к себе и пространству наших отношений, но и управлять

ими.

Осознанность

понятие

в

современной

психологии,

которое

определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть

состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего

момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или будущего.

Осознание тела (проприорецепция) – это способность распознать

ориентацию своего тела в пространстве, это то, насколько вы сознательны и

связаны со своим телом. Это также известно, как кинестезия, или осознание

положения и движения частей тела по отношению к мышцам и суставам.

Кинестезия – не только способ регуляции собственных движений и

взаимодействия с миром, но и основа понимания чужого движения. Еще в

начале XX века немецкий искусствовед Ганс Бранденбург утверждал, что

воспринимать движения танцовщика вполне может тот, кто и сам обладает

«развитым телесным осознанием». Глядя на танцовщика, зритель якобы и

сам совершает незаметные движения, которые в какой-то степени имитируют

движения танца. Через кинетические ощущения от собственного тела он

способен этот танец лучше воспринимать.

Тело танцовщика очень многогранно. Тело – это прежде всего

хранилище наших воспоминаний, практикуя осознанность, в том числе

телесную, мы становимся способны отказаться от шаблонов как в мыслях,

так и в действиях. Она делает нас менее зависимыми от внешних оценок и

обстоятельств, помогает лучше понять себя.

Данная практика способствует снижению стресса. Например, движение в

паре с осознанием создает умственно-физическую связь, которая помогает

расслабить ум. Также практики, направленные на осознанное движение,

помогают повысить чувство присутствия. Осознание в комбинации с

движением,

удерживает

внимание

в

настоящем

моменте,

уменьшая

отвлечение и беспокойство.

Понимание себя, своих телесных и эмоциональных проявлений дaет

возможность наладить связи с самим собой. С тем, что происходит внутри

нас. И при этом, в то же самое время, налаживание связей с окружающим

миром. Тело танцора – это хранилище переживаний и моментов. Практикуя

осознанность,

мы

освобождаемся

от

ограничивающих

шаблонов

и

становимся менее зависимыми от внешних факторов. Это глубокое

самопознание

способствует

снижению

стресса

и

развитию

чувства

присутствия.

Осознaнное движение удерживает наш фокус в текущем моменте,

устраняя отвлечение и беспокойство. И в этом танцевально-психологическом

синтезе осознанности мы обретаем путь к трансформации, гармонии и

глубокому само пониманию.



В раздел образования