Напоминание

Творческий потенциал в современной хореографии: методика развития творческих способностей


Автор: Брагина Светлана Николаевна
Должность: Преподователь хореографии
Учебное заведение: МБУ ДО "Губкинская детская хореографическая школа"
Населённый пункт: ЯНАО г. Губкинский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Творческий потенциал в современной хореографии: методика развития творческих способностей
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГУБКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА»

Методическая разработка

«Творческий потенциал в современной хореографии:

методика развития творческих способностей»

Составитель: Брагина С.Н.

г. Губкинский 2025

Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно

новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью. Творчество

предполагает оригинальный склад мышления, то есть способность

постоянно

ломать

привычные

рамки

и

стереотипы.

Творчество

в

хореографии

-

свойство

человека

тонко

чувствовать

и

понимать

прекрасное. Наипервейшая задача педагога

– выявить и развить

творческие способности в доступной и интересной детям деятельности,

создать условия, которые содействовали бы возникновению и развитию у

всех

обучаемых

качеств

и

склонностей,

обычно

выделяемых

как

характерные черты творческой личности.

Танцы - один из самых древних, любимых и популярных видов

искусства. Они открывают широкие возможности в сферах физического,

эстетического и этического воспитания детей. Не секрет, что танцы

являются подлинным выражением глубочайших душевных чувств.

Поэтому

при

разработке

методики

преподавания

современной

хореографии, а также при создании репертуара для детей основными

критериями являются содержательность танца, его соответствие задачам

эстетического воспитания и возрастным особенностям детей.

Современная

хореография

построена

на

принципах

смешивания

различных танцевальных стилей, техник и направлений, получивших

развитие в XX веке. Комплекс знаний по возможностям человеческого

тела и движениям позволяет создать индивидуальную хореографическую

лексику, а это возможно только в творческой атмосфере.

Если говорить о творчестве в процессе обучения, то необходимо

иметь в виду и творчество педагога. Творческий подход педагога может

проявиться в создании новых, интересных процессов обучения, которые

влекут за собой изменения содержания программы или создание новых

комбинаций из известных методов и приёмов обучения. В первую очередь

педагогу

необходимо

развивать

у

детей

фантазию,

нестандартное

мышление, воображение и т.д. Главное в этом - доброжелательное

отношение к ребёнку, желание помочь ему в развитии его способностей и

склонностей.

Конечно, сделать всех творческими личностями нельзя, но учить

этому нужно. Можно выделить ряд эффективных форм развития и

совершенствования

творческих

способностей,

сущность

которых

заключается в формировании их активной деятельности. Опыт работы

показывает, что занятия по развитию творческих начал должны идти по

двум направлениям:

1.

Организация

коллективной

творческой

деятельности

на

практических занятиях по специальным дисциплинам.

2. Самостоятельная творческая деятельность.

Мотивом участия

воспитанников в коллективной творческой

деятельности

является

стремление

их

к

самоутверждению,

самовыражению. Это практические занятия, связанные с физической

2

нагрузкой, и для привития интереса и желания заниматься хореографией

широко использую творческую игру и состязательность.

Это даёт возможность научить детей умению слушать и слышать

друг друга. Одним из основных принципов обучения является принцип от

простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии

творческого потенциала детей.

Для

эффективности

развития

творческих

способностей

у

обучающихся соблюдаю основные условия:

1. развивать творческие способности с самого раннего возраста;

2. разрабатывать методику преподавания таким образом, чтобы

задачи опережали развитие способностей;

3. используемые методы синтезировать и создавать разнообразие по

своему

содержанию,

что

помогает

погрузить

детей

в

атмосферу

свободного и радостного творчества.

В процессе организации деятельности по развитию творческого

потенциала

обучающихся

неизменно

важным

остается

применение

общедидактических принципов:

- научности;

- систематичности;

- последовательности;

- доступности;

- наглядности;

- активности;

- прочности;

- индивидуального подхода.

Творческая деятельность - специфический вид активности человека,

направленный на познание и творческое преобразование окружающего

мира, включая самого себя.

Наряду

с

принципами

для

активизации

творчества

ребенка

использую следующие методы работы:

1. Метод танцевального показа - это такой способ обучения, при

котором я демонстрирую танцевальную композицию, отдельные фигуры и

элементы,

и

соответственно

анализирую

их.

Наглядно-образные

представления,

получаемые

обучающимися,

являются

основой

для

последующего разучивания схемы движения, поворотов, вращений.

Ребёнку

нужно

изначально

преподать

азы

хореографии,

основы

классического танца.

2. Метод устного изложения учебного материала.

Показывая и разъясняя те или иные танцевальные движения и

композиции, я помогаю детям понять характер танцевальной лексики и

особенности танцевальной музыки.

3. Метод танцевально-практических действий.

Рассмотренные выше методы и приемы наглядного обучения и

устного

изложения

материала

органически

сочетаются

с

методом

3

танцевально-практических действий. Как уже отмечалось, урок танца чаще

всего

преимущественно

строится

как

практическое

занятие

по

разучиванию танцев и закреплению навыков. Кратко остановлюсь лишь на

хореографических упражнениях и заданиях. Тренировочные упражнения -

это планомерно повторное выполнение танцевальных движений, которые

обучающиеся под руководством педагога осуществляют каждое занятие.

Танцевальные задания - это задания, с помощью которых обучающиеся

воспроизводят

танцевальную

лексику

с

целью

дальнейшего

ее

закрепления, или это многократные повторения, в которых вырабатывают

танцевальные умения и навыки.

4.

Метод

познавательной

деятельности.

Различают

иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-

поисковый

и

исследовательский

методы.

Эти

методы

применяю

взаимосвязано.

Они

отличаются

друг

от

друга

по

характеру

познавательной деятельности обучающихся. Использование этих методов

способствует более глубокому и прочному усвоению танцевального

материала.

5. Метод индивидуального подхода к каждому ребенку.

У одних детей может преобладать уровень развития творческих

способностей над уровнем техники, у других – наоборот.

Исходя из учёта тех или иных особенностей ребёнка, необходимо

развивать именно то, чего недостаёт. При оценке творческой деятельности

детей поощряю самобытность, проявление индивидуальности, свободу

самовыражения,

приветствую

нестандартные

подходы

к

решению

поставленной педагогом творческой задачи.

6. Метод игры.

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в

игре. Для этого использую игры нового типа: творческие и развивающие,

которые при всём своём разнообразии объединены под общим названием

не случайно, они все исходят из общей идеи и позволяют стимулировать

развитие творческих способностей.

Каждая игра представляет собой набор заданий-задач. Задачи даются

обучающимся в разной форме, и таким образом знакомят их с разными

способами передачи информации. Задачи ставятся в порядке возрастания

сложности и имеют очень широкий диапазон трудностей. Постепенное

возрастание

трудности

задач

способствует

развитию

творческих

способностей. Поэтому такие игры могут возбуждать интерес к занятиям

современной хореографией в течение многих лет.

В игре перед детьми раскрывается красота и многообразность

танцев. Поэтому в педагогическом процессе в игровую деятельность я

включаю моменты импровизации, и использую это как еще один метод

обучения и развития творческих способностей воспитанников.

4

Танцевальная импровизация – это большая внутренняя работа по

включению

креативности

мышления

и

изменению

отношения

к

собственному телу и навыкам владения им. Для меня ценность этой

деятельности в том, что, она постепенно перерастает в обучение, в

творчество.

Практически

каждое

танцевальное

занятие

традиционно

заканчивается полюбившейся игрой.

7.

Метод

анализа

и

самоанализа

позволяет

оценивать,

анализировать и контролировать как собственную деятельность, так и

деятельность своих товарищей. В коллективных занятиях использую

приемы баттл-созтязательности по группам, что позволяет оценить себя и

«соперников» и при этом повысить положительный эмоциональный

настрой.

В любом ребенке, как было сказано выше, от рождения заложено

творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество

изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он

находится: либо затухает, либо наоборот – развивается. И в связи с этим,

перед родителями и взрослыми, которые окружают ребенка, встает задача

не навредить, не «убить» в ребенке это творческое начало, а наоборот

направить его в нужное русло, а постоянно находить в самом себе новые

возможности.

В

связи

с

этим,

в

педагогической

деятельности

практикую

использование трех немаловажных направлений:

1.

Постановка

танцевальных

номеров

с

использованием

элементов детского творчества.

Педагогический опыт показывает, что наиболее лучший способ

сделать детей открытыми и коммуникабельными – обеспечить им

возможность ощущения свободы выбора и самоутверждения через участие

в творческой деятельности. Главный инструмент при этом – соавторство

ребенка в создании творческого продукта.

Движение под музыку, отражая внутренне состояние ребёнка,

одновременно

способствует

становлению

зрительных,

слуховых

и

мышечных стимулов, развитию музыкального слуха, овладению своим

телом.

Овладев техникой исполнения движений, ребенок с удовольствием

танцует

самостоятельно,

придумывает

плясовые

движения,

играет,

перевоплощаясь в музыкальный образ, варьируя движения в соответствии

с характером музыки, выраженным в ней настроением.

2. Проведение открытых занятий для родителей воспитанников.

Публичное выступление - один из самых важных моментов в жизни

хореографического коллектива. Оно является качественным показателем

всей организационной, учебно-творческой, воспитательной работы и

педагога, и самих участников коллектива. Выступление перед зрителями -

5

это не только показ определенных художественных результатов, но и

эффективная форма нравственного и эстетического развития, стимул

повышения мотивации обучающихся к занятиям через «ситуацию успеха».

3.

Самостоятельное выполнение индивидуальных творческих

задач.

Танец - это не только физическое проявление каких-либо физических

качеств, не просто показ движений, это, прежде всего, творческая фантазия

личности, которая может находить яркие и образные сравнения.

Процесс творчества вызывает у детей особое желание действовать в

искренней и непринужденной обстановке. По своей природе детское

творчество синтетично и часто носит импровизационный характер.

Практиковать выполнение индивидуальных творческих задач предпочитаю

в таких видах деятельности как игра, инсценировка, танец. Это дает

возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях

и своевременно выявить способности у детей.

Творческая активность может начинаться с подражания. Подражание

– это не копирование, а ориентация на образец. Оно не препятствует

проявления

своеобразия

и

индивидуальности

ребенка.

Источником

создания образов при выполнении таких заданий являются их жизненные

ситуации из собственного опыта. К примеру, даются задания создавать

образные скульптурные композиции, в частности, импровизировать на

сказочные сюжеты, фантазировать в условиях свободного действия.

В

таком

виде

творческой

деятельности,

как

современная

хореография важное место занимает музыка. С помощью правильно

подобранного музыкального сопровождения возможно яркое развитие

творческих способностей на занятиях по хореографии. Педагогическая

наука

считает,

что

творческая

активность

детей

развивается,

воспитывается и совершенствуется в процессе воспитания и обучения -

активной целенаправленной деятельности. На занятиях по хореографии

детям я предлагаю посильные задания, вызывающие у них интерес и

стремление

проявить

инициативу.

Воодушевленные

музыкой

дети

объединены на занятиях общим чувством, но каждый ребенок обычно

выражает его по-своему. Овладение детьми навыками и способами

выполнения заданий того или иного рода освобождают их внимание и

силы для творческой деятельности.

Творческие способности детей я развиваю на основе слушания

музыки и накопления музыкальных представлений, овладения навыками

двигаться под музыку.

В

состав

творческих

способностей

входят

характеризующие

исполнительство - выразительность, непосредственность, искренность и

отличающие продуктивное творчество - индивидуальное своеобразие в

замыслах и поисках новых средств воплощения.

6

Проявление творческих способностей особенно проявляется в

процессе музыкально-ритмической деятельности ребенка: при выполнении

образных

упражнений,

упражнений

типа

«что

мы

показываем»

с

реальными предметами, при инсценировании сюжетов песен под пение,

исполнении

танцев,

сочинении

танцевальных

импровизаций,

инсценировании несюжетных и сюжетных игр и этюдов.

Таким образом, музыкально-ритмическое движение использую как

средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства

музыкального ритма. Кроме того, музыкально-ритмические движения

способствуют развитию пространственных и временных ориентировок.

Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой

реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с

необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его

внимание, творческую инициативу.

А для меня, как для педагога, лучшая награда – сияющие глаза детей,

с которыми я занимаюсь хореографией, глаза, всегда ожидающие чуда. Их

неиссякаемый интерес к музыке, движению, умение активно включаться в

дело.

7



В раздел образования