Автор: Брагина Светлана Николаевна
Должность: Преподователь хореографии
Учебное заведение: МБУ ДО "Губкинская детская хореографическая школа"
Населённый пункт: ЯНАО г. Губкинский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Творческий потенциал в современной хореографии: методика развития творческих способностей
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГУБКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА»
Методическая разработка
«Творческий потенциал в современной хореографии:
методика развития творческих способностей»
Составитель: Брагина С.Н.
г. Губкинский 2025
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно
новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью. Творчество
предполагает оригинальный склад мышления, то есть способность
постоянно
ломать
привычные
рамки
и
стереотипы.
Творчество
в
хореографии
-
свойство
человека
тонко
чувствовать
и
понимать
прекрасное. Наипервейшая задача педагога
– выявить и развить
творческие способности в доступной и интересной детям деятельности,
создать условия, которые содействовали бы возникновению и развитию у
всех
обучаемых
качеств
и
склонностей,
обычно
выделяемых
как
характерные черты творческой личности.
Танцы - один из самых древних, любимых и популярных видов
искусства. Они открывают широкие возможности в сферах физического,
эстетического и этического воспитания детей. Не секрет, что танцы
являются подлинным выражением глубочайших душевных чувств.
Поэтому
при
разработке
методики
преподавания
современной
хореографии, а также при создании репертуара для детей основными
критериями являются содержательность танца, его соответствие задачам
эстетического воспитания и возрастным особенностям детей.
Современная
хореография
построена
на
принципах
смешивания
различных танцевальных стилей, техник и направлений, получивших
развитие в XX веке. Комплекс знаний по возможностям человеческого
тела и движениям позволяет создать индивидуальную хореографическую
лексику, а это возможно только в творческой атмосфере.
Если говорить о творчестве в процессе обучения, то необходимо
иметь в виду и творчество педагога. Творческий подход педагога может
проявиться в создании новых, интересных процессов обучения, которые
влекут за собой изменения содержания программы или создание новых
комбинаций из известных методов и приёмов обучения. В первую очередь
педагогу
необходимо
развивать
у
детей
фантазию,
нестандартное
мышление, воображение и т.д. Главное в этом - доброжелательное
отношение к ребёнку, желание помочь ему в развитии его способностей и
склонностей.
Конечно, сделать всех творческими личностями нельзя, но учить
этому нужно. Можно выделить ряд эффективных форм развития и
совершенствования
творческих
способностей,
сущность
которых
заключается в формировании их активной деятельности. Опыт работы
показывает, что занятия по развитию творческих начал должны идти по
двум направлениям:
1.
Организация
коллективной
творческой
деятельности
на
практических занятиях по специальным дисциплинам.
2. Самостоятельная творческая деятельность.
Мотивом участия
воспитанников в коллективной творческой
деятельности
является
стремление
их
к
самоутверждению,
самовыражению. Это практические занятия, связанные с физической
2
нагрузкой, и для привития интереса и желания заниматься хореографией
широко использую творческую игру и состязательность.
Это даёт возможность научить детей умению слушать и слышать
друг друга. Одним из основных принципов обучения является принцип от
простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии
творческого потенциала детей.
Для
эффективности
развития
творческих
способностей
у
обучающихся соблюдаю основные условия:
1. развивать творческие способности с самого раннего возраста;
2. разрабатывать методику преподавания таким образом, чтобы
задачи опережали развитие способностей;
3. используемые методы синтезировать и создавать разнообразие по
своему
содержанию,
что
помогает
погрузить
детей
в
атмосферу
свободного и радостного творчества.
В процессе организации деятельности по развитию творческого
потенциала
обучающихся
неизменно
важным
остается
применение
общедидактических принципов:
- научности;
- систематичности;
- последовательности;
- доступности;
- наглядности;
- активности;
- прочности;
- индивидуального подхода.
Творческая деятельность - специфический вид активности человека,
направленный на познание и творческое преобразование окружающего
мира, включая самого себя.
Наряду
с
принципами
для
активизации
творчества
ребенка
использую следующие методы работы:
1. Метод танцевального показа - это такой способ обучения, при
котором я демонстрирую танцевальную композицию, отдельные фигуры и
элементы,
и
соответственно
анализирую
их.
Наглядно-образные
представления,
получаемые
обучающимися,
являются
основой
для
последующего разучивания схемы движения, поворотов, вращений.
Ребёнку
нужно
изначально
преподать
азы
хореографии,
основы
классического танца.
2. Метод устного изложения учебного материала.
Показывая и разъясняя те или иные танцевальные движения и
композиции, я помогаю детям понять характер танцевальной лексики и
особенности танцевальной музыки.
3. Метод танцевально-практических действий.
Рассмотренные выше методы и приемы наглядного обучения и
устного
изложения
материала
органически
сочетаются
с
методом
3
танцевально-практических действий. Как уже отмечалось, урок танца чаще
всего
преимущественно
строится
как
практическое
занятие
по
разучиванию танцев и закреплению навыков. Кратко остановлюсь лишь на
хореографических упражнениях и заданиях. Тренировочные упражнения -
это планомерно повторное выполнение танцевальных движений, которые
обучающиеся под руководством педагога осуществляют каждое занятие.
Танцевальные задания - это задания, с помощью которых обучающиеся
воспроизводят
танцевальную
лексику
с
целью
дальнейшего
ее
закрепления, или это многократные повторения, в которых вырабатывают
танцевальные умения и навыки.
4.
Метод
познавательной
деятельности.
Различают
иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-
поисковый
и
исследовательский
методы.
Эти
методы
применяю
взаимосвязано.
Они
отличаются
друг
от
друга
по
характеру
познавательной деятельности обучающихся. Использование этих методов
способствует более глубокому и прочному усвоению танцевального
материала.
5. Метод индивидуального подхода к каждому ребенку.
У одних детей может преобладать уровень развития творческих
способностей над уровнем техники, у других – наоборот.
Исходя из учёта тех или иных особенностей ребёнка, необходимо
развивать именно то, чего недостаёт. При оценке творческой деятельности
детей поощряю самобытность, проявление индивидуальности, свободу
самовыражения,
приветствую
нестандартные
подходы
к
решению
поставленной педагогом творческой задачи.
6. Метод игры.
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в
игре. Для этого использую игры нового типа: творческие и развивающие,
которые при всём своём разнообразии объединены под общим названием
не случайно, они все исходят из общей идеи и позволяют стимулировать
развитие творческих способностей.
Каждая игра представляет собой набор заданий-задач. Задачи даются
обучающимся в разной форме, и таким образом знакомят их с разными
способами передачи информации. Задачи ставятся в порядке возрастания
сложности и имеют очень широкий диапазон трудностей. Постепенное
возрастание
трудности
задач
способствует
развитию
творческих
способностей. Поэтому такие игры могут возбуждать интерес к занятиям
современной хореографией в течение многих лет.
В игре перед детьми раскрывается красота и многообразность
танцев. Поэтому в педагогическом процессе в игровую деятельность я
включаю моменты импровизации, и использую это как еще один метод
обучения и развития творческих способностей воспитанников.
4
Танцевальная импровизация – это большая внутренняя работа по
включению
креативности
мышления
и
изменению
отношения
к
собственному телу и навыкам владения им. Для меня ценность этой
деятельности в том, что, она постепенно перерастает в обучение, в
творчество.
Практически
каждое
танцевальное
занятие
традиционно
заканчивается полюбившейся игрой.
7.
Метод
анализа
и
самоанализа
позволяет
оценивать,
анализировать и контролировать как собственную деятельность, так и
деятельность своих товарищей. В коллективных занятиях использую
приемы баттл-созтязательности по группам, что позволяет оценить себя и
«соперников» и при этом повысить положительный эмоциональный
настрой.
В любом ребенке, как было сказано выше, от рождения заложено
творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество
изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он
находится: либо затухает, либо наоборот – развивается. И в связи с этим,
перед родителями и взрослыми, которые окружают ребенка, встает задача
не навредить, не «убить» в ребенке это творческое начало, а наоборот
направить его в нужное русло, а постоянно находить в самом себе новые
возможности.
В
связи
с
этим,
в
педагогической
деятельности
практикую
использование трех немаловажных направлений:
1.
Постановка
танцевальных
номеров
с
использованием
элементов детского творчества.
Педагогический опыт показывает, что наиболее лучший способ
сделать детей открытыми и коммуникабельными – обеспечить им
возможность ощущения свободы выбора и самоутверждения через участие
в творческой деятельности. Главный инструмент при этом – соавторство
ребенка в создании творческого продукта.
Движение под музыку, отражая внутренне состояние ребёнка,
одновременно
способствует
становлению
зрительных,
слуховых
и
мышечных стимулов, развитию музыкального слуха, овладению своим
телом.
Овладев техникой исполнения движений, ребенок с удовольствием
танцует
самостоятельно,
придумывает
плясовые
движения,
играет,
перевоплощаясь в музыкальный образ, варьируя движения в соответствии
с характером музыки, выраженным в ней настроением.
2. Проведение открытых занятий для родителей воспитанников.
Публичное выступление - один из самых важных моментов в жизни
хореографического коллектива. Оно является качественным показателем
всей организационной, учебно-творческой, воспитательной работы и
педагога, и самих участников коллектива. Выступление перед зрителями -
5
это не только показ определенных художественных результатов, но и
эффективная форма нравственного и эстетического развития, стимул
повышения мотивации обучающихся к занятиям через «ситуацию успеха».
3.
Самостоятельное выполнение индивидуальных творческих
задач.
Танец - это не только физическое проявление каких-либо физических
качеств, не просто показ движений, это, прежде всего, творческая фантазия
личности, которая может находить яркие и образные сравнения.
Процесс творчества вызывает у детей особое желание действовать в
искренней и непринужденной обстановке. По своей природе детское
творчество синтетично и часто носит импровизационный характер.
Практиковать выполнение индивидуальных творческих задач предпочитаю
в таких видах деятельности как игра, инсценировка, танец. Это дает
возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях
и своевременно выявить способности у детей.
Творческая активность может начинаться с подражания. Подражание
– это не копирование, а ориентация на образец. Оно не препятствует
проявления
своеобразия
и
индивидуальности
ребенка.
Источником
создания образов при выполнении таких заданий являются их жизненные
ситуации из собственного опыта. К примеру, даются задания создавать
образные скульптурные композиции, в частности, импровизировать на
сказочные сюжеты, фантазировать в условиях свободного действия.
В
таком
виде
творческой
деятельности,
как
современная
хореография важное место занимает музыка. С помощью правильно
подобранного музыкального сопровождения возможно яркое развитие
творческих способностей на занятиях по хореографии. Педагогическая
наука
считает,
что
творческая
активность
детей
развивается,
воспитывается и совершенствуется в процессе воспитания и обучения -
активной целенаправленной деятельности. На занятиях по хореографии
детям я предлагаю посильные задания, вызывающие у них интерес и
стремление
проявить
инициативу.
Воодушевленные
музыкой
дети
объединены на занятиях общим чувством, но каждый ребенок обычно
выражает его по-своему. Овладение детьми навыками и способами
выполнения заданий того или иного рода освобождают их внимание и
силы для творческой деятельности.
Творческие способности детей я развиваю на основе слушания
музыки и накопления музыкальных представлений, овладения навыками
двигаться под музыку.
В
состав
творческих
способностей
входят
характеризующие
исполнительство - выразительность, непосредственность, искренность и
отличающие продуктивное творчество - индивидуальное своеобразие в
замыслах и поисках новых средств воплощения.
6
Проявление творческих способностей особенно проявляется в
процессе музыкально-ритмической деятельности ребенка: при выполнении
образных
упражнений,
упражнений
типа
«что
мы
показываем»
с
реальными предметами, при инсценировании сюжетов песен под пение,
исполнении
танцев,
сочинении
танцевальных
импровизаций,
инсценировании несюжетных и сюжетных игр и этюдов.
Таким образом, музыкально-ритмическое движение использую как
средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства
музыкального ритма. Кроме того, музыкально-ритмические движения
способствуют развитию пространственных и временных ориентировок.
Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой
реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с
необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его
внимание, творческую инициативу.
А для меня, как для педагога, лучшая награда – сияющие глаза детей,
с которыми я занимаюсь хореографией, глаза, всегда ожидающие чуда. Их
неиссякаемый интерес к музыке, движению, умение активно включаться в
дело.
7