Напоминание

Методическое сообщение к открытому уроку по предмету «Основы изобразительной грамоты и рисования» С учащимися художественного отделения 2(5) ФГТ класса на тему: «Психология цвета»


Автор: Баженов Дмитрий Игоревич
Должность: преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств г. Анива"
Населённый пункт: г. Анива
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Методическое сообщение к открытому уроку по предмету «Основы изобразительной грамоты и рисования» С учащимися художественного отделения 2(5) ФГТ класса на тему: «Психология цвета»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств г. Анива»

Методическое сообщение к открытому уроку

по предмету «Основы изобразительной грамоты и рисования»

С учащимися художественного отделения 2(5) ФГТ класса

на тему: «Психология цвета»

Выполнил:

Преподаватель художественных дисциплин

Баженов Д.И.

г. Анива

2025 г.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава

1.

Влияние

цвета

на

восприятие

и

эмоции………………………………...5

Глава 2. Применение знаний о психологии цвета в художественной

практике…………………………………………………………………………....7

Заключение……………………………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………………11

2

Введение

Цвет в изобразительном искусстве и дизайне—это один из важнейших

элементов, который значительно влияет на восприятие произведений.

Каждый цвет имеет свои характеристики, включая оттенок, насыщенность и

яркость, которые могут вызывать различные эмоции. Например, теплые

цвета, такие как красный и желтый, ассоциируются с энергией и радостью, в

то время как холодные цвета, например, синий и зеленый, могут передавать

чувство спокойствия и умиротворения.

Для учащихся детской художественной школы важно не только

знакомство с этими характеристиками, но и понимание, как цвет может

воздействовать на зрителя. Знание о психологическом влиянии цвета

помогает им создавать выразительные художественные образы, которые

могут

передавать

определенные

эмоции

или

настроение.

Например,

использование ярких, контрастных цветов может сделать работу более

динамичной, тогда как мягкие сочетания могут создать атмосферу уюта.

Таким образом, изучение цвета становится основой для развития

творческого потенциала учащихся, позволяя им не только осваивать

технические навыки, но и выражать свои мысли и чувства через искусство.

Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях стремительного

развития визуальной культуры и дизайна знания о психологии цвета

становятся особенно значимыми. Умение осознанно использовать цветовые

сочетания

необходимо

для

создания

художественных

произведений,

способных вызывать у зрителей запланированный эмоциональный отклик.

Эти навыки важны не только для учащихся художественных школ, но и для

будущих профессионалов в области искусства и дизайна.

Цель данного методического доклада - раскрыть основы психологии цвета,

изучить его влияние на человека и рассмотреть практические аспекты

применения знаний о цвете в творческой деятельности учащихся.

3

Задачи:

1.

Изучить психологические характеристики основных цветов.

2.

Рассмотреть культурные и эмоциональные ассоциации цвета.

3.

Развить

навыки

анализа

и

применения

цветовых

решений

в

художественной практике.

4.

Предложить практические упражнения для закрепления теоретических

знаний о психологии цвета.

4

Глава 1. Влияние цвета на восприятие и эмоции

1.1. Психологические характеристики цветов

Каждый

цвет

обладает

определёнными

психологическими

характеристиками, которые влияют на восприятие зрителя:

- Тёплые цвета (красный, оранжевый, жёлтый): ассоциируются с энергией,

радостью и теплом, но могут вызывать тревожность или агрессию при

чрезмерном использовании.

o

Красный:

символизирует

страсть,

силу,

опасность;

может

стимулировать физическую активность и вызывать сильные эмоции.

o

Оранжевый: ассоциируется с весельем, творчеством и общением.

o

Жёлтый: вызывает чувство радости и оптимизма, но при избыточности

может быть раздражающим.

- Холодные цвета (синий, зелёный, фиолетовый): вызывают чувство

спокойствия,

умиротворения

и

сосредоточенности,

но

могут

создать

ощущение грусти или отчуждения.

o

Синий: символизирует доверие, стабильность и гармонию.

o

Зелёный: ассоциируется с природой, ростом, балансом и свежестью.

o

Фиолетовый: сочетает в себе энергию красного и спокойствие синего,

символизируя творчество, духовность и роскошь.

- Нейтральные цвета (чёрный, белый, серый): служат фоном или акцентами,

подчёркивая другие цвета.

o

Белый: символизирует чистоту и невинность.

o

Чёрный: ассоциируется с элегантностью, таинственностью или драмой.

o

Серый: символизирует нейтральность и сдержанность.

1

1.2. Цветовые ассоциации и культура

1

Цвет в искусстве: сборник статей. — СПб.: Академия художеств, 2018. — 320 с.

5

Цветовые значения варьируются в зависимости от культуры. Например:

o

В западной культуре красный символизирует любовь и страсть, а в

восточной — счастье и благополучие.

o

Белый в европейских странах — цвет чистоты, а в некоторых азиатских

— цвет траура.

o

Зелёный в исламской культуре часто ассоциируется со святостью и

вечной жизнью.

Знание этих различий помогает учащимся учитывать культурный контекст

при создании художественных работ, чтобы добиться более точной передачи

идеи.

1.3. Цвет как инструмент манипуляции восприятием

В рекламе, дизайне и кинематографе цвет используется для усиления

эмоционального отклика. Например, красный цвет в логотипах стимулирует

энергичность

(Coca-Cola),

синий

создаёт

ощущение

надёжности

и

профессионализма (Facebook).

2

Эти принципы можно применять в композиции художественных работ

для создания нужного настроения.

2

Сидоров, А. В. Психология цвета в дизайне / А. В. Сидоров. — М.: Арт-Пресс, 202

6

Глава 2. Применение знаний о психологии цвета в художественной

практике

2.1. Создание цветовых гармоний

Цветовые гармонии — это комбинации цветов, которые вызывают приятное

визуальное восприятие. Основные типы гармоний:

o

Дополнительная: сочетание противоположных цветов на цветовом

круге (например, синий и оранжевый).

o

Аналогичная: использование цветов, расположенных рядом друг с

другом (например, жёлтый, жёлто-зелёный, зелёный).

o

Триадическая: равномерное расположение трёх цветов (например,

красный, синий, жёлтый).

3

2.2. Упражнения на ассоциации

Упражнение 1: Подбор цветов для эмоций

Цель: Развитие способности связывать цвет с эмоциональным состоянием.

Ход выполнения: Учащимся предлагается список эмоций (радость,

тревога, грусть, вдохновение и т. д.). Они должны выбрать цвета, которые, по

их мнению, лучше всего передают каждую эмоцию, и объяснить свой выбор.

Затем можно обсудить выбор в группе и сравнить различные интерпретации.

Упражнение 2: Абстрактные композиции настроений

Цель: Исследование влияния цветовых сочетаний на восприятие зрителя.

Ход выполнения: Учащиеся создают абстрактную картину, используя

только цвет для выражения эмоции. Они не должны использовать конкретные

образы или формы, только цветовые сочетания. После завершения работы

3

Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен. — М.: Архитектура-С, 2017. — 216 с.

7

проводится обсуждение, в котором каждый объясняет, какие эмоции он

пытался передать.

Упражнение

3:

Анализ

цветовых

решений

в

известных

произведениях искусства

Цель: развитие навыков анализа цветовой палитры в произведениях

живописи.

Ход выполнения: учащимся предлагаются репродукции картин известных

художников (Ван Гог, Моне, Малевич и др.). Они должны определить, какие

цвета использованы и какие эмоции они передают. В процессе обсуждения

анализируется влияние цвета на восприятие зрителя.

Упражнение 4: Иллюстрация литературных произведений

Цель:

научиться

применять

психологию

цвета

при

создании

художественных образов.

Ход

выполнения:

учащиеся

выбирают

отрывки

из

литературных

произведений и создают к ним иллюстрации, используя цвета, которые, по их

мнению, лучше всего передают настроение сцены. После завершения работы

обсуждается,

насколько

удачно

выбранные

цвета

передают

смысл

произведения.

Упражнение 5: Разработка цветовой схемы оформления помещений

Цель: понять, как цвет влияет на психологический комфорт человека.

Ход выполнения: учащимся предлагается представить, что они оформляют

учебный класс или детскую комнату. Они должны подобрать цвета для стен,

мебели и декора, объяснив свой выбор с точки зрения психологии цвета.

Затем работы обсуждаются, и выбираются самые удачные решения.

Упражнение 6: Цветовой дневник

8

Цель: развитие осознанного восприятия цвета в окружающем мире.

Ход выполнения: в течение недели учащиеся ведут дневник, в котором

записывают, какие цвета они встречали чаще всего и какие эмоции они у них

вызывали. Затем результаты обсуждаются в классе.

2.3. Психологический анализ цветовых решений в искусстве

Рассмотрение произведений известных художников помогает учащимся

лучше понять применение психологии цвета:

Ван Гог использовал жёлтый и оранжевый для передачи энергии и

тревожности.

Казимир

Малевич

в

"Чёрном

квадрате"

исследовал

значение

монохромной палитры и её философское восприятие.

Использование синего и белого у Пикассо для передачи чувства

одиночества.

4

2.4. Эксперименты с цветом

Для развития творческого подхода учащиеся могут экспериментировать с

нестандартными цветовыми решениями:

Создание работ в ограниченной палитре (например, только холодные

цвета).

Использование

цветов

для

передачи

противоположных

эмоций

(например, грусти через тёплые цвета).

4

Цвет в искусстве: сборник статей. — СПб.: Академия художеств, 2018. — 320 с.

9

Заключение

Изучение психологии цвета открывает двери к новым творческим

возможностям, позволяя учащимся глубже понять, как цвет влияет на

восприятие и эмоции. Принимая во внимание эмоциональное значение

каждого оттенка, студенты начинают осознанно подходить к выбору

цветовых решений в своих работах. Красный может передавать страсть или

агрессию, синий — успокаивать и вдохновлять, а желтый — вызывать

радость и оптимизм.

Культурный контекст цвета также играет важную роль; различные

цветовые символы могут иметь разные значения в зависимости от

культурных

традиций.

Таким

образом,

учащиеся

не

только

учатся

комбинировать цвета, но и осознают, как можно использовать их для

передачи конкретных идей и чувств.

Такой подход к обучению не только улучшает технические навыки, но

и способствует формированию уникального творческого почерка. Каждый

студент, осваивая психологию цвета, обогащает свои художественные

произведения глубиной и выразительностью, а новые знания становятся

основой для самовыражения и экспериментов в искусстве. Эти уроки

помогут раскрыть индивидуальность каждого творца и расширить горизонты

его возможностей.

10

Список литературы

1.

Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен. — М.: Архитектура-С, 2017. —

216 с.

2.

Сидоров, А. В. Психология цвета в дизайне / А. В. Сидоров. — М.:

Арт-Пресс, 202

3.

Цвет в искусстве: сборник статей. — СПб.: Академия художеств, 2018.

— 320 с.

11



В раздел образования