Напоминание

Деление с остатком. Конспект открытого урока по математике в 3 классе


Автор: Копылова Екатерина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 56
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Деление с остатком. Конспект открытого урока по математике в 3 классе
Раздел: начальное образование





Назад




Математика 3 класс

Деление с остатком

Составила Копылова Е.В.

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 56 г. Тюмени

Оборудование

Презентация

Рабочий лист

Учебник Математики 3 класс 2 часть Моро М.И., Бантова М.А. 2023 «Школа

Росии»

Организационный этап

Здравствуйте, ребята.

Сегодня в сказку мы пойдем,

Много знаний там найдем.

В какую же сказку мы отправимся первой, вы должны отгадать.

С зеркалом вела беседу

Королева до обеда,

А оно правдиво было,

Красоту её хвалило.

Но принцесса стала краше,

Всех красавиц лучше даже…

И тогда принцессу эту

Мачеха сжила со свету.

Правильно. Мы отправимся в сказку «Белоснежка и 7 гномов».

А знаете ли вы кто ее автор?

Сказку «Белоснежка и 7гномов» Братья Гримм Якоб и Вильгельм

Родились в Германии в 1785 и 1786 г. Оба были профессорами Берлинского

университета. Они создали грамматику и словарь немецкого языка. Много

научных трудов по немецкой литературе и языку вышло из-под их пера, славу

принесли им три сборника немецких сказок, которые начали публиковать в

1812г. Но сами они их не сочиняли, а только обрабатывали те, что записывали со

слов людей, обходя деревни и небольшие города.

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Устный счёт

Гномики разную любят работу,

А сейчас принесли вам задания

Для устного счета.

Задание 1

Ребята, у каждого гномика по одному высказыванию, вы должны либо с ним

согласиться, и тогда на строке в своем рабочем листе у нужного гномика

поставить знак «+», либо нет, поставить знак «-».

Математический диктант.

1. Чтобы разделить число 78 на 6, его нужно разложить на удобные слагаемые 60 и

18……(+)

2. 48 больше, чем 24 умножить на 2……

(—)

3. Если произведение 96, а первый

множитель 16, то второй множитель 6…….

(+)

4.14:4=5………(—)

5. 82 : 2= 41……. (+)

6. Делитель 26, частное 2. делимое 13……

(—)

7. Если 18 увеличить в 3 раза, получится 54…. (+)

Проверьте себя……….

+ - + - + - +

Задание 2. Устный счет

Угадайте в какую сказку мы отправимся дальше:

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти Маленькие дети.

Правильно: «Волк и семеро козлят»

Решите задачу.

На день рождения мамы каждый козлёнок принёс по 5 цветочков. Сколько всего

цветов подарили маме козлята?

Проверьте себя.

5*7=35цветов

Ответ: 35 цветов подарили маме козлята.

Задание 3. Устный счет

Знаете ли вы другие сказки Братьев Гримм?

Отгадайте загадку

Бродячие артисты,

Они ловки и быстры.

Известны их таланты:

Певцы и музыканты.

Кот, петух, осёл, собака

Никогда не знают страха.

Кто же это? Отгадайте!

И ответ мне быстро дайте.

(Бременские музыканты).

Музыканты приготовили для вас задание: Решите числовые выражения.

56 : 8

36 : 9

24:8

12:4

45:5

18:3

15:7

27:9

Все ли примеры удалось решить?

Нет

Какой не смогли?

15:7

Давайте сформулируем тему урока

Деление с остатком

Чему мы научимся?

Какие задачи поставим?

Ответы учеников

Этап усвоения новых знаний

Следующая сказка в которой мы окажемся называется «Семеро храбрецов»

Задание 4. (В рабочем листе у детей №2). Усвоение новых знаний.

Давайте поможем храбрецам разделить между собой пятнадцать яблок……

15:7=

Узнаем, сколько раз по 7 содержится в числе 15. Нарисуйте 15 кружков,

отсчитайте 7 и поставьте вертикальную черту, сделайте так же ещё раз.

Что получилось?

В 15 содержится 2 раза по 7 и 1 яблоко остаётся.

Значит, можно разделить любое число, просто остаётся остаток, а записывается

это так:

15 делим на 7 получается 2 и один в остатке.

Физминутка

Поднялся ветер (трём ладони).

Начинает капать дождь (клацаем пальцами обеих рук).

Дождь усиливается (хлопаем по плечам).

Начинается настоящий ливень (хлопаем по бёдрам).

А вот и гром — настоящая буря (топот ногами).

Буря стихает (хлопаем по бёдрам).

Дождь стихает (хлопаем по плечам).

Редкие капли падают на землю (клацаем пальцами).

Тихий шелест ветра (трём ладони).

Солнце! (руки вверх, пошевелили пальчиками рук).

Задание 5. Усвоение новых знаний.

Угадайте в какую сказку мы отправимся дальше:

Дар чудес бывает разным

В зельях, шляпах, книгах, снах.

Ну а ей достался редкий,

В очень длинных волосах.

С ними хоть весь лес окутай

Или недруга запутай.

Правильно: «Рапунцель»

Ребята, а какое число яблок разделилось на 7 без остатка?.......... 14

Почему?

Это табличный случай умножения.

Значит,

не

обязательно

раскладывать

предметы,

рисовать,

надо

просто

вспомнить таблицу умножения.

Решите задачу.

Хамелеоны решили поиграть. Для этого надо разделить игроков на две команды.

Наших хамелеонов – 7.

Делится ли число 7 на 2 без остатка?

Не делится.

Какое самое большое число до 7 делится на 2 без остатка?

Правильно, 6.

Как можно найти частное?

6: 2 =3

Какое число мы разделили на 2?

6

Какое число надо было разделить?

7

Как найти остаток?

7 – 6 = 1

Какой же ответ получится при делении 7 на 2?

В частном получится 3 и в остатке 1. Сколько же хамелеонов получилось в

каждой команде?

В каждой команде по 3 хамелеона и 1 остался.

Что можем сказать об остатке?

Остаток меньше делителя.

Запомните. При делении остаток всегда должен быть меньше делителя.

Проверить вычисление можно всегда.

Мудрая Рапунцель всё знает на свете,

Как делить, вычислять, прибавлять, умножать.

И чтоб ошибок не допускали дети,

Она научит нас проверять.

Проверить частное даже с остатком

Для нас не составит большого труда

Беритесь смелее за дело!

Ошибок не будет у вас никогда.

Как же проверить деление с остатком?

1. Сравниваем делитель и остаток. Остаток должен быть меньше, чем делитель.

2. Делитель умножаем на частное.

3. К полученному результату прибавляем остаток.

4. Делаем вывод: если получили делимое – пример решён правильно.

Этап закрепления новых знаний

Задание 7. Закрепление новых знаний. Учебник с. 24 № 2

Выполните деление, сделав рисунок:

7:3

10:4

10:6

11:4

Задание 8. (В рабочем листе у детей Задача №3) Закрепление новых знаний.

Работа в паре.

Угадайте сказку

Оставшись одни, дети встретили ведьму, которая жила в домике из хлеба и

печенья. Она притворялась доброй, но на самом деле планировала их убить и

съесть.

Правильно: «Гензель и Гретель»

Ребята, а вот задачка от Ведьмы.

На столе у злой ведьмы дети нашли 30 конфет и 7 вазочек. Ребятам стало

интересно по сколько конфет вместится в одну вазу? Помогите им посчитать.

Выполните работу в паре.

Проверьте себя.

В каждой вазочке оказалось по 4 конфеты, 2 конфеты лишние.

Задание 9. Самостоятельная работа с выбором варианта сложности.

Чтобы сбежать от ведьмы Ганзелю и Гретель нужно выполнить задание. Помоги

им. Выбери тот вариант, который тебе сделать легче. Выполни только один

вариант.

Вариант 1 (Выполни вычисления) Вариант 2 (Найди ошибки и исправь их)

18:5 = 37 : 7 = 5 (ост. 2)

29:7 = 19 : 3 = 5 (ост. 4)

37:9 = 47 : 5 = 9 (ост. 1)

34:10= 65 : 9 = 7 (ост. 2)

47:5= 23 : 4 = 5 (ост. 3)

Поменяйтесь листочками. Проверьте работу соседа по образцу на доске.

Задание 10 самопроверка.

Теперь проверим ваше внимание.

Нарисуй яблоко того цвета, какой пример записан верно .

14 : 4 = 2 (ост. 6)

14 : 4 = 3 (ост. 2)

14 : 4 = 4

Проверим себя:

14 : 4 = 3 (ост. 2)

Этап подведения итогов

Давайте повторим основные правила деления с остатком.

Чтобы выполнить деление с остатком,

рассуждайте так:

1) Число без остатка не делится.

2) Находим наибольшее число, которое меньше делимого и делится на делитель

без остатка.

3) Выполняем деление.

4) Находим остаток. Для этого вычитаем из делимого найденное число.

5) Записываем пример полностью.

6) Проверяем.

Вспомним основные правила проверки:

1. Сравниваем делитель и остаток. Остаток должен быть меньше, чем делитель.

2. Делитель умножаем на частное.

3. К полученному результату прибавляем остаток.

4. Делаем вывод: если получили делимое – пример решён правильно.

Рефлексия

Ребята, наши герои сказок хотят узнать, как вы поняли то, что они вам сегодня

на уроке объясняли:

- если вы всё на уроке поняли, то нарисуйте в тетради солнышко,

- если были затруднения, то солнышко за тучкой,

- если вам совсем ничего не понятно – тучку.

Вы хорошо потрудились.

Спасибо за работу!



В раздел образования