Авторы: Куклина Светлана Александровна, Синицына Евгения Юрьевна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №1 "Семицветик"
Населённый пункт: Мурманская область г. Гаджиево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Оформление пространств ДОО по ранней профориентации дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Семицветик»»
«Оформление пространств ДОО по ранней профориентации
дошкольников»
Воспитатели: Синицына Е.Ю, Куклина С.А.
Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу
- знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того, чтобы в будущем
он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать
чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста.
Новым актуальным направлением является система ранней профориентации, которая
сегодня находится на этапе своего становления.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в
педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий,
направленная
на
ознакомление
дошкольников
с
максимальным
количеством
профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе
профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей
и интересов.
Как можно создать современную развивающую, предметно-пространственную
среду в детском саду по профориентации?
Развивающая предметно - пространственная среда в ДОО (согласно ФГОС) - это
определённое пространство, организованно оформленное и предметно насыщенное,
приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении,
физическом и духовном развитии в целом.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации
подразумевает:
-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек,
связанных с темой «Профессии», в книжном центре;
-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о
профессиях и орудиях труда;
-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в центре
изобразительной деятельности; подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов,
связанных с темой «Профессии»; оформление альбома с фотографиями «Профессии
наших родителей»;
-выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых.
Так как мы являемся жителями военного гарнизона и многие родители
воспитанников –военнослужащие, то основной акцент мы делаем на ознакомлении
воспитанников с профессией военнослужащего. Создан небольшой мини-музей,
здесь дошкольники могут познакомиться с историей нашего города, флота,
рассмотреть макеты кораблей, книги. Литература, представленная в мини-музее,
включает поэзию и прозу профессиональных авторов и самодеятельных авторов-
заозерчан, для которых служба на Северном флоте стала источником вдохновения.
Дошкольники узнают о нелегком труде моряков подводников, знакомятся с историей
флота, морскими традициями, узнают о важных событиях в истории нашего города.
Многие экспонаты предоставлены шефами-военнослужащими.
Так как 2025 год обьявлен в России годом защитника Отечества, есть такая
профессия Родину защищать. В ДОУ оформлен мини музей, оформлена галерея
памяти героев.
Система ранней профориентации должна органично включаться в общую
систему воспитательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Среди направлений – экологическое воспитание, являющееся неотъемлемой частью
формирования личности ребенка. Здесь мы реализуем идею воспитания бережного
отношения к окружающему миру в разрезе профессиональной ориентации детей.
В помощь воспитателю был разработан методический комплект, который помогает
облегчить процесс изучения территории, флоры и фауны нашей разнообразной
необъятной страны «Путешествие по России утки Руси».
Набор отлично:
Формирует
первичные
представления
о
богатстве
животного
мира
в различных природных зонах России.
Расширяет представление ребёнка об окружающем мире.
Прививает бережное отношение к природе.
Способствует
развитию
речи,
логического
мышления,
памяти
и воображения.
1 блок – рассматривание карты Мурманской области, природных зон, богатых
природными ископаемыми, заповедники Мурманской области. Работа с картой
предполагает размещение на ней животных и макетов растений данной области.
Отмечаем на карте маршрут утки Руси.
На протяжении изучения природной зоны воспитанники занимаются
продуктивной и конструкторской деятельностью: создают макеты, модели, с
использованием природного и бросового материала, деталей конструкторов, рисуют с
применением разных материалов и техник, выполняют аппликации, в том числе
воплощая собственные замысли.
Составляют рассказы, в том числе сравнительные, используя полученную из
книг информацию, с опорой на наглядность, участвуют в квестах и викторинах.
2 блок – «Экосистема водоемов Мурманской области». Воспитанники также
работают
с
картой,
находят
на
ней
различные
водоемы,
участвуют
в
экспериментальной деятельности, строят причинно-следственные связи.
Таким образом, правильно созданная развивающая предметно-пространственная
среда позволяет: углубить практические знания воспитанников, выявить интересы и
склонности детей, развивать интерес и умение осуществлять действия.