Автор: Матюшева Светлана Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "Сыктывкарский лесопромышленный техникум"
Населённый пункт: Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Деятельность руководителя на этапе вступления в должность"
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки Республики Коми
Государственное автономное профессиональное автономное образовательное учреждение
«Сыктывкарский лесопромышленный техникум»
Деловая игра «Управление персоналом»
тема «Деятельность руководителя на этапе вступления в должность»
для студентов группы ЭС-41
специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
Разработал преподаватель Матюшева С.Н.
Сыктывкар, 2024г.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ЭТАПЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ»
Деловая игра – это имитация реальной производственной (управленческой или
экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет
каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо
роль, принять решение, совершить действия.
Появление в трудовом коллективе нового руководителя всегда значительное событие
как для него самого, так и для подчиненных. Вступающему в должность, даже если он не
назначен на нее, а избран коллективом или прошел по конкурсу, предстоит еще заслужить или
закрепить свой авторитет и доверие коллектива. Ему придется адаптироваться в сложившемся
коллективе, система отношений, установки и стиль работы которого уже сформировались.
Поэтому
возможны
значительные
осложнения,
противоречия,
конфликты,
иногда
заканчивающиеся отторжением нового руководителя.
С наибольшими сложностями сталкиваются при этом молодые, начинающие руководители.
Они, как правило, еще не умеют работать с людьми, плохо чувствуют разницу между
личными
контактами
и
деловым
общением,
иногда
грешат
самолюбованием,
администрированием, а потому теряют контакт с коллективом. Другая крайность выражается
в стремлении избежать активных действий. А ведь первое впечатление, сложившееся о
человеке,
оказывается
наиболее
сильным
и
сохраняется
достаточно
долго.
Новому
руководителю следует помнить, что состав и последовательность его действий должны
определяться
не
только
разработанной
им
стратегией
развития
коллектива,
но
и
особенностями межличностных отношений.
Цель работы
1.
Изучение процедуры вхождения в должность руководителя.
2.
Выявление различных точек зрения на проблему вхождения в должность.
3.
Оценка готовности занять должность руководителя.
4.
Отработка типовых процедур знакомства руководителя с коллективом, разработка
плана работы в первые дни, принятия и реализации решений в новых условиях.
Содержание работы
Место действия – промышленное предприятие, производственный цех по ремонту
оборудования. В последнее время участок едва справляется с заданием. Системой стали
сверхурочные, работа в выходные дни, что приводит к регулярному перерасходу фонда
заработной платы и отсутствию премий. Наблюдается высокая текучесть кадров. Коллектив
ежегодно обновляется. Несколько дней назад приказом руководителя предприятия мастер был
освобожден от занимаемой должности, но оставлен на том же участке.
Исходя из характеристики производственной ситуации в процессе деловой игры, необходимо
выполнить три задания по командам.
Задание 1.
Вы утверждены в должности мастера участка в момент, когда там сложилась
критическая ситуация. Коллектив с вами не знаком. После смены в комнате отдыха собрались
рабочие.
Подготовьте тезисы своего выступления, придерживаясь следующего плана:
1.
Что вы можете рассказать о себе как о человеке и специалисте (ваше прошлое,
настоящее, планы на будущее)?
2.
Какие мотивы побудили вас прийти именно на этот участок и занять должность
мастера?
3.
Ваше отношение к своим обязанностям, правам, полномочиям. Какие задачи вы хотели
бы решать?
4.
Что вы ожидаете от коллектива участка, в чем хотите найти поддержку и понимание?
5.
Как
вы
представляете
себе
будущее
участка,
трудового
коллектива,
его
производственную деятельность, общественную жизнь и перспективы роста?
Если учесть, что члены коллектива будут по-разному прогнозировать ваши действия, ожидая
подтверждений своим предположениям, ваше выступление должно быть кратким, четким,
аргументированным, убедительным, эмоционально ярким.
Задание 2
Вы утверждены приказом руководителя предприятия мастером участка. С коллективом
участка вы не знакомы, но предварительно информированы о тяжелой ситуации, сложившейся
на участке. Завтра вы непосредственно приступите к выполнению своих служебных
обязанностей и должны к этому подготовиться.
Подумайте, какие задачи вам надо решить, с кем встретиться, какую информацию
собрать, с какими предложениями обратиться к коллективу. Вы не должны быть застигнуты
врасплох в свой первый день. Если вы не можете сразу заявить о себе как о хозяине
положения, способном организаторе, окажетесь в плену у «текучки» и обстоятельств, вам
трудно будет в дальнейшем рассчитывать на успех.
Подумайте, что и в какой последовательности вы будете делать в первый день работы.
Помните, что подчиненные ожидают от вас многого: советов, указаний, сочувствия,
новой информации, сохранения или изменения привычного уклада работы, заведенных
порядков, критических замечаний, одобрения, похвалы и т.п.
Вас сознательно или бессознательно будут сравнивать с прежним мастером. Все ваши
действия, высказывания, предложения, замечания будут оцениваться. С первого же дня
подчиненные будут прогнозировать ваше поведение в будущем и сопоставлять с ним свои
надежды.
Разработайте план первого рабочего дня.
Задание 3.
Вы назначены мастером участка. С завтрашнего дня приступаете к исполнению своих
служебных обязанностей. Вы не имеете опыта работы в подобном трудовом коллективе. Вам
предстоит столкнуться с множеством нерешенных вопросов, непредсказуемыми поступками
ваших новых подчиненных. Ваша деятельность начинается в условиях неопределенности и
отягчается сложным, почти критическим состоянием дел на участке. Но это не избавляет вас
от обязанности оперативно и правильно реагировать, справедливо оценивать и принимать
обоснованные решения в каждом конкретном случае. От произведенного вами впечатления, от
правильного поведения в первые дни зависят ваш авторитет в коллективе и эффективность его
работы.
На
основании
имеющейся
информации,
личного
опыта,
установок
и
представлений постарайтесь прогнозировать свое поведение, если в первый день работы
вы столкнетесь со следующими ситуациями:
1.
Один из работников обратился с просьбой предоставить завтра отгул, так как ему надо
навестить больного родственника в больнице за городом.
2.
Вы получаете коллективную жалобу на одного из работников участка.
3.
Вам позвонят и, не представившись, потребуют назначить на сегодняшний вечер трех
человек для дежурства по охране общественного порядка на улицах, прилегающих к
территории завода.
4.
К вам подойдет пожилой рабочий и сразу же начнет ругать прежнего мастера.
5.
Вам доложат о поломке дорогостоящего оборудования.
6.
После
сбора
в
назначенное
время
персонала
участка
вас
неожиданно,
без
предварительной договоренности, пригласят на совещание к начальнику цеха.
7.
Вам предложат вечером после работы собраться узким кругом у одного из членов
бригады и отметить вступление в должность.
Постарайтесь дать краткое описание программы ваших действий в каждом конкретном
случае.
При обосновании любого из семи случаев необходимо ответить на вопросы:
Какие мысли возникли в первый момент?
Как бы вы хотели поступить?
Как поступаете в действительности?
Ход выполнения работы
1.
Продолжительность работы – 1,5 часа.
2.
Докладчики (претенденты на должность) должны использовать интересные формы
выступления.
3.
Участники разбора ситуации должны ставить вопросы докладчикам таким образом,
чтобы возникала активная дискуссия.
4.
Эксперты дают точные и объективные оценки докладов и деятельности команд.
5.
Докладчик, получивший за свой доклад наибольшее число баллов, становится
претендентом номер один.
6.
Краткие выводы и оформление отчета по данной работе.
Исходные данные
При
проведении
работы
в
качестве
исходной
информации
используются:
характеристика (описание) проблемной ситуации и задания участникам. Игра включает пять
этапов.
Этап I. Постановка задачи – до 10 минут
Преподаватель обосновывает актуальность ситуации, разъясняет ее цели, распределяет
роли. Для этого из группы выбирают трех лидеров, каждый из которых получает
индивидуальное задание, формирует по своему усмотрению рабочую группу, выбирая из
числа участников 3 человек.
Первая группа получает задание подготовиться к представлению в новом коллективе,
вторая – разработать план работы на первый день,
третья
– выработать решение предлагаемых ситуаций (см. выше, в разделе
«Содержание работы», задания № 1, 2, 3 соответственно).
Остальные участники делятся на три группы экспертов, одна из которых будет
оценивать представление в новом коллективе, вторая – план работы, третья – принятые
решения. Эксперты получают копии заданий и необходимую информацию о состоянии дел в
трудовом коллективе на момент вступления в должность нового руководителя.
Этап II. Разработка программы действий – до 20 минут
Группы готовятся к игре: обдумывают задание, составляют план его реализации,
отрабатывают основные этапы и т.п.
Этап III. Выступления лидеров команд – до 30 минут
За стол садятся три участника со своими помощниками.
Лидер первой группы произносит вступительную речь перед коллективом, роль
которого играют остальные слушатели учебной группы, отвечает на вопросы.
Затем второй участник игры знакомит группу с разработанным планом работы на
первый день, аргументируя целесообразность и последовательность этапов.
Третий участник рассказывает, с какими ситуациями он столкнулся в первый день и
какие принял решения.
В процессе разбора ситуации помощники выступающих могут дополнять их,
исправлять некоторые положения, отвечать на вопросы, если затрудняется сам выступающий.
Этап IV. Дискуссия – до 20 минут
Участвует вся группа. Представители экспертных групп дают оценки по пятибалльной
системе каждому участнику игры и его помощникам, аргументируя свои решения. Затем
проводится общее обсуждение проблемы вступления в должность нового руководителя,
высказываются и записываются предложения.
Этап V. Подведение итогов разбора ситуации – до 10 минут
Преподаватель оценивает работу участников игры и экспертных групп, анализируя ход
рассмотрения ситуации, содержание высказываемых предложений, поведение и активность
слушателей, обращает внимание на правильные решения и типичные ошибки, формирует
основные практические выводы с учетом возможных предложений, направленных на
улучшение решения.
Методические указания к работе
1. Оценка производится по пятибалльной системе.
2. Критериями оценки команд (претендентов) являются:
а) глубина и логичность сообщения докладчика, содержательность предложении; до 10 баллов
б) обоснованность и конкретность ответов на вопросы экспертов и других слушателей; до 10
баллов
в) активность группы поддержки (команды претендента); до 5 баллов
г) корректность претендента и его группы в процессе проводимой беседы; до 5 баллов
д) соблюдение регламента докладов и ответов на вопросы. до 5 баллов
3. По результатам подводятся итоги. Победителем (претендентом №1) объявляется лидер
(команда), набравший наибольшее количество баллов.
4. Оценка руководителем общего хода разбора ситуации, наиболее активных участников,
отдельных положительных и не удавшихся моментов разбора ситуаций.
5. По результатам работы студенты должны написать краткие выводы и рекомендации по
данной игре