Напоминание

"Нравственное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями"


Автор: Алямова Зухро Кадыровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ РМЭ "Детский дом-интернат "Солнышко"
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола
Наименование материала: Доклад-презентация
Тема: "Нравственное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями"
Раздел: среднее образование





Назад




ГБУ РМЭ «ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ «СОЛНЫШКО»

Нравственное воспитание детей

с интеллектуальными нарушениями

Подготовила воспитатель: Алямова З.К.

Нравственность

является

составной частью

комплексного

подхода к воспитанию

личности. Нравственное

воспитание

– одна

из

актуальных

и

сложнейших

проблем,

которая должна

решаться

сегодня всеми,

кто имеет

отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

«Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение

воспитанников

с

целью

формирования

у

них

нравственных

качеств,

соответствующих

требованиям

общественной

морали».

Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

Духовно-нравственное воспитание формирует у человека:

- нравственные чувства (совесть, долг, веру, ответственность,

гражданственность, патриотизм);

- нравственный облик (терпение, милосердие, кротость);

- нравственные позиции (способность к различению добра и зла,

готовность к преодолению жизненных испытаний);

-

нравственное здоровье (создание условий для сохранения физического,

психического здоровья, воспитание негативного отношения к вредным

привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни);

-

нравственное поведение (готовности служения людям и Отечеству,

проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Для

воспитанниц

с

интеллектуальными

нарушениями

слова воспитателя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное

значение,

дети

испытывают

большое

доверие

к

воспитателю.

Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением,

своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о

справедливости,

человечности,

нравственности,

об

отношениях

между людьми.

Конечно,

трудно

сейчас

перечислить

все

нравственные

качества человека будущего общества, но эти качества необходимо

закладывать сегодня. Мы должны научить детей видеть хорошее в

человеке,

стать

добрыми

к

людям,

проявлять

сочувствие,

честно

признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте

окружающей

нас

природы,

бережно

относиться

к

ней,

помочь

обрести чувство любви к своему отечеству, к своим корням, к своим

традициям.

Каждый педагог должен помнить, что воспитание культурного

человека

это

воспитание

человека

не

столько

успешно

обучающегося

и

образованного,

сколько

воспитание

человека

духовно-нравственного,

способного

сохранить

и

развить

в

себе

нравственные

ценности

семьи,

общества

и

человечества,

использовать

их

в

повседневной

жизни,

демонстрируя

это

своим

поведением, общением, своей жизнью.

Для формирования нравственных качеств необходимы

различные методы и формы .

Методы нравственного воспитания - это своеобразный

инструмент в руках воспитателя. При помощи методов

нравственного воспитания осуществляется

целенаправленное воздействие на воспитанников,

организуется и направляется их жизнедеятельность,

обогащается их нравственный опыт.

Исходя из целей и задач нравственного

воспитания, его методы принято классифицировать на две

основные группы: методы формирования общественного

поведения и методы формирования нравственного

сознания.

К методам формирования общественного

поведения относятся методы и приемы накопления

детьми нравственного опыта, воспитания навыков и

привычек общественного поведения.

Наиболее характерная черта этих методов

состоит в том, что они находят свое конкретное

воплощение в самых разнообразных видах деятельности :

учебной, общественно - полезной, трудовой, игровой и т. д.

Особое место в работе с детьми с нарушением интеллекта занимает

процесс воспитания у них нравственных привычек. В основе

привычек лежат глубокие и активные побуждения, определяющие

действия и поступки человека.

У воспитанников формируются чувство уважения к

старшим, чувство ответственности за дисциплину; успеваемость, за

соблюдение режима дня и правил внутреннего распорядка, чувство

справедливости, готовность заступиться за обиженного. Необходимо

воспитывать чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы,

от соблюдения чистоты, порядка в быту и др.

Формы организаций и методы нравственного воспитания

изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная

работа проводится не только со всей группой, но и принимает

индивидуальные формы.

Конечная

цель

работы

с

коллективом

-

воспитание

личности

каждого ребенка.

Воспитанники с интеллектуальным нарушением имеют

существенные отклонения в личностных проявлениях.

1. У них существенно страдают волевые процессы. Эти дети крайне

безынициативны,

не

умеют

самостоятельно

руководить

своей

деятельностью,

подчинить

ее

отдельной

цели,

не

всегда

могут

сосредоточить

усилия

для

преодоления

даже

незначительных

препятствий.

Детям

свойственно

неумение

противостоять

воле

другого

человека.

Но

прибегают

к

хитростям

и

уловкам,

стремясь

добиться

желаемого

результата,

большей

частью

связанного

с

удовлетворением

житейских

потребностей.

2. Развитие эмоциональной

сферы умственно

отсталых

детей

в

значительной мере определяется внешними условиями, важнейшими из

которых являются специальное обучение и правильная организация всей

жизни.

Свойственные

детям

импульсивные

проявления

злобы,

обиды,

радости и т. п. могут быть постепенно сглажены путем целенаправленного

воспитания ребенка, способствующего осмысливанию им своих действий и

поступков,

помогающего

формированию

положительных

привычек

и

правильного поведения в быту, необходимых для социальной адаптации.

Так,

для

одних

воспитанников

характерны

вялые,

заторможенные,

стереотипные

эмоциональные

реакции.

У

других

реакции

чрезмерно

бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим их причинам, в ряде

случаев

неадекватные.

У

третьих

не

прослеживается

грубых

нарушений эмоциональной сферы, хотя в отдельных случаях наблюдаются

отклонения и не всегда объяснимые поступки.

В

сложной

структуре

формирующейся

личности

воспитанников

существенное

место

занимает мотивационно-потребностная

сфера. Под

понятием мотивы обычно имеется в виду все то, что побуждает человека к

поступкам и различным видам деятельности. У наших детей преобладают

физиологические потребности. Отсутствие правильного осознания своего

социального статуса, самооценки и уровня притязаний. А ведь это является

одним из самых главных нравственный качеств личности.

3. Самооценка

и

уровень

притязаний наших

воспитанников

часто

бывают

не

вполне

адекватными.

Многие

дети

переоценивают

свои

возможности.

В

данный

момент

я

являюсь воспитателем 4-ый год в данной группы.

Нельзя выделить определённые часы для воспитания нравственности. Оно происходит во

всех режимных моментах - на занятиях, в общении с ребенком, на прогулке.

Для формирования волевых качеств я в своей работе использую метод беседы как

фронтальной,

так

и

индивидуальной.

Я

требую

от

каждого

ребенка

выполнения

режимных

моментов,

провожу

беседу

о

правилах

поведения

в

школе-интернате.

В

течении

года

запланированы

здоровьесберегающие

классные

часы:

«Как

вырасти

здоровым?», «Профилактика гриппа», « Здоровое питание» и т.д.

В

целях

формирования

доброжелательного

отношения

между

воспитанниками

будут

проведены беседы:

О сквернословии;

О толерантности;

«Мы все такие разные»

О правилах личной гигиены.

Мои дети зачастую не осознают свою принадлежность к социальному статусу. Для этого я

провела беседы «Права и обязанности воспитанниц», «Поведение в группе, на занятиях,

на обще-интернатных мероприятиях».

Также я запланировала и провожу мероприятия как:

Что такое хорошо, что такое плохо?

Что значит быть ответственным.

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

Ты и твои друзья.

Добро и зло вокруг нас.

В доме-интернате проходит много интересных, ярких

мероприятий и поэтому я хочу, чтобы мои дети как можно активнее

участвовали в мероприятиях. Положительные эмоции хорошо влияют на

доброжелательные отношения между детьми, а это необходимо для

поведения в быту и для социальной адаптации.

Завершая

свое

выступление

могу

сказать

следующее, нравственное

воспитание -

непрерывный

процесс,

он

начинается

с

рождения

человека

и

продолжается

всю

жизнь,

и

направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

На

первый

взгляд

может

показаться,

что

нельзя

обозначить

какие-то

периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это

возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные

возрастные

периоды

существуют

неодинаковые

возможности

для

нравственного воспитания.

Специфика работы в нашем доме – это совместная работа всех

воспитателей. Поэтому подготовку и проведение мероприятий проводим

согласованно

и

взаимосвязанно. Только

систематическая,

повседневная

работа специалистов и воспитателя на всех режимных моментах нашего

дома: на занятиях, на самоподготовке, на мероприятиях способна ввести

наших ребят в мир человеческого общения.

Т.О.

проводя

такую

работу,

мы

стараемся

формировать

у

детей

нравственные

качества,

которые

готовят

ребят

к

вступлению

во

“взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями.

Ни одна даже самая малая возможность донести понятия о

долге и честности, добре и справедливости не должна быть упущена

педагогами .

Спасибо за внимание



В раздел образования