Автор: Лапшова Евгения Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ "Вдохновение"
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Малые формы в хореографии
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества «Вдохновение»
городского округа Самара
Методическая разработка
«Малые формы в хореографии»
Выполнила:
педагог дополнительного образования
ЦДТ «Вдохновение» г.о. Самара
Лапшова Е.А.(хореография)
Самара 2025
1
Хореография является одним из видов сценического искусства,
которые имеет свои оригинальные и разнообразные формы и виды, а также
развивается в различных направлениях и жанрах. Веками вырабатывались
малые
и
крупные
танцевально-хореографические
формы,
способные
выражать обобщенно-поэтическое жизненное содержание. Форма-это способ
изложения хореографического материала, и как он будет изложен - такую
форму этот материал, как хореографическое произведение и приобретет.
Малые формы требуют определенного мастерства и от исполнителей, и
от постановщика. Тут не получается спрятать слабых танцоров за спинами
более сильных. Каждый на виду, такие номера похожи на крупные планы в
кино.
Понятие малых хореографических форм есть во всех танцевальных
направлениях - от классического до уличного танца. Отличает малые формы
непродолжительное время и небольшое число танцоров.
Как сделать соло или дуэт нескучным, ведь в них нет множества
разных рисунков и массовой энергетики?
Как заполнить пространство сцены, когда участников мало?
Не секрет, что малые формы - «редкий жанр» у большинства
постановщиков. Есть на то свои причины:
-их труднее ставить, рисунки не «навертишь», надо брать лексикой;
-сложнее выстроить сюжет, особенно в дуэте или соло;
-танцовщики должны быть сильными и артистичными - в такой постановке
за чужую спину не спрячешься…
Малые формы по количеству участников это:
-соло,
-дуэт,
-трио,
-квартет,
-квинтет.
Организация рисунков в танце малых форм переходит на уровень
зрительного восприятия. Мы видим, что исполнитель бежит по кругу - и
дорисовываем этот круг в своем воображении. То же происходит и с другими
фигурами и рисунками.
2
Зритель, даже не знает терминов, воспринимает передний, средний и
задний план сцены. Поэтому, если мы хотим что-то донести ярче и
откровение, то располагаем ближе к зрителю, на переднем плане. Если нужно
дать общую картину происходящего - на заднем.
Малые формы танца
«Вариация» она является формой балетного спектакля, посредством
чего
раскрывается
сюжет
действия,
характер
героя.
В
вариации
показываются технические возможности артиста, его исполнительская
виртуозность.
Вариации
бывают
мужские
и
женские,
построены
на
технически сложных движениях.
Каждая из малых форм имеет свои задачи, приемы построения и
специфические особенности.
1. В соло и дуэтах - понятие центра сцены отсутствует. В сольном
номере центр находится там, где находятся сам танцовщик. В дуэте – точно
посередине между обоими исполнителями. Независимо от того в каких
местах они находятся и как далеко расположены друг от друга.
В современном танце дуэт может быть исполнен в унисон друг с
другом, с использованием канонов или изолированно, в рамках партнеринга,
на основе различных соединений дуэтно - классического и дуэтно -
акробатического танцев, а также в рамках контактной импровизации.
2. В трио, квартетах и квинтетах центр сцены присутствует, и
композиция танца строится относительно него. В решении пространства
присутствует симметрия или асимметрия.
Двух/трех-частная форма, любого характера исполнения танцовщиков
предназначена для:
а) показа разнообразия хореографии
б) раскрытия характера героя
в)
способствует
развитию
сюжета,
показывает
состояние
героя
на
протяжении всего спектакля.
3. Квартет воспринимается нами как что-то стабильное и устойчивое.
Танцовщики располагаются на сцене симметрично, чаще всего это квадрат
или прямоугольник. В квинтете пятый танцор либо является центром
зеркального построения, либо все время нарушает равновесие, придавая
рисунку асимметричность и неустойчивость.
3
Стоит отметить, если в сольных и дуэтных номерах восприятие зрителя
устроено так, что он всегда будет связывать художественный образ с каждым
отдельно исполнителем-то, начиная с трио, можно создавать постановки, в
которых образ может быть одним на всех исполнителей.
Следует всегда помнить, что все виды танцевального искусства имеют
свои формы, свои особенности построения композиции танца.
4