Напоминание

Малые формы в хореографии


Автор: Лапшова Евгения Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ "Вдохновение"
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Малые формы в хореографии
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества «Вдохновение»

городского округа Самара

Методическая разработка

«Малые формы в хореографии»

Выполнила:

педагог дополнительного образования

ЦДТ «Вдохновение» г.о. Самара

Лапшова Е.А.(хореография)

Самара 2025

1

Хореография является одним из видов сценического искусства,

которые имеет свои оригинальные и разнообразные формы и виды, а также

развивается в различных направлениях и жанрах. Веками вырабатывались

малые

и

крупные

танцевально-хореографические

формы,

способные

выражать обобщенно-поэтическое жизненное содержание. Форма-это способ

изложения хореографического материала, и как он будет изложен - такую

форму этот материал, как хореографическое произведение и приобретет.

Малые формы требуют определенного мастерства и от исполнителей, и

от постановщика. Тут не получается спрятать слабых танцоров за спинами

более сильных. Каждый на виду, такие номера похожи на крупные планы в

кино.

Понятие малых хореографических форм есть во всех танцевальных

направлениях - от классического до уличного танца. Отличает малые формы

непродолжительное время и небольшое число танцоров.

Как сделать соло или дуэт нескучным, ведь в них нет множества

разных рисунков и массовой энергетики?

Как заполнить пространство сцены, когда участников мало?

Не секрет, что малые формы - «редкий жанр» у большинства

постановщиков. Есть на то свои причины:

-их труднее ставить, рисунки не «навертишь», надо брать лексикой;

-сложнее выстроить сюжет, особенно в дуэте или соло;

-танцовщики должны быть сильными и артистичными - в такой постановке

за чужую спину не спрячешься…

Малые формы по количеству участников это:

-соло,

-дуэт,

-трио,

-квартет,

-квинтет.

Организация рисунков в танце малых форм переходит на уровень

зрительного восприятия. Мы видим, что исполнитель бежит по кругу - и

дорисовываем этот круг в своем воображении. То же происходит и с другими

фигурами и рисунками.

2

Зритель, даже не знает терминов, воспринимает передний, средний и

задний план сцены. Поэтому, если мы хотим что-то донести ярче и

откровение, то располагаем ближе к зрителю, на переднем плане. Если нужно

дать общую картину происходящего - на заднем.

Малые формы танца

«Вариация» она является формой балетного спектакля, посредством

чего

раскрывается

сюжет

действия,

характер

героя.

В

вариации

показываются технические возможности артиста, его исполнительская

виртуозность.

Вариации

бывают

мужские

и

женские,

построены

на

технически сложных движениях.

Каждая из малых форм имеет свои задачи, приемы построения и

специфические особенности.

1. В соло и дуэтах - понятие центра сцены отсутствует. В сольном

номере центр находится там, где находятся сам танцовщик. В дуэте – точно

посередине между обоими исполнителями. Независимо от того в каких

местах они находятся и как далеко расположены друг от друга.

В современном танце дуэт может быть исполнен в унисон друг с

другом, с использованием канонов или изолированно, в рамках партнеринга,

на основе различных соединений дуэтно - классического и дуэтно -

акробатического танцев, а также в рамках контактной импровизации.

2. В трио, квартетах и квинтетах центр сцены присутствует, и

композиция танца строится относительно него. В решении пространства

присутствует симметрия или асимметрия.

Двух/трех-частная форма, любого характера исполнения танцовщиков

предназначена для:

а) показа разнообразия хореографии

б) раскрытия характера героя

в)

способствует

развитию

сюжета,

показывает

состояние

героя

на

протяжении всего спектакля.

3. Квартет воспринимается нами как что-то стабильное и устойчивое.

Танцовщики располагаются на сцене симметрично, чаще всего это квадрат

или прямоугольник. В квинтете пятый танцор либо является центром

зеркального построения, либо все время нарушает равновесие, придавая

рисунку асимметричность и неустойчивость.

3

Стоит отметить, если в сольных и дуэтных номерах восприятие зрителя

устроено так, что он всегда будет связывать художественный образ с каждым

отдельно исполнителем-то, начиная с трио, можно создавать постановки, в

которых образ может быть одним на всех исполнителей.

Следует всегда помнить, что все виды танцевального искусства имеют

свои формы, свои особенности построения композиции танца.

4



В раздел образования