Напоминание

Поддержка мотивации учащихся начальной школы с помощью изменения традиционной системы урока


Авторы: Бехтерева Лариса Александровна, Ковель Марина Юрьевна
Должность: учитель начальной школы, педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Лицей №103 "Гармония"
Населённый пункт: Красноярский край, ЗАТО г. Железногорск
Наименование материала: Статья
Тема: Поддержка мотивации учащихся начальной школы с помощью изменения традиционной системы урока
Раздел: начальное образование





Назад




Поддержка мотивации учащихся начальной школы с помощью изменения

традиционной системы урока.

Авторы: Бехтерева Л.А., учитель начальной школы МБОУ Лицей № 103 «Гармония»,

Ковель М.Ю. педагог-психолог МБОУ Лицей № 103 «Гармония».

Формирование учебной мотивации является одной из ключевых проблем

педагогов

в

России.

В

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО),

базовое требование к результатам обучающихся, которые освоили основную

образовательную

программу,

готовность

и

способность

к

саморазвитию,

сформированность мотивации к обучению и познанию. Исследователи вопроса

мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу.

В результате

уменьшается

мотивация,

пропадает

встречная

активность,

ослабевает

воля,

направленная

на

овладение

школьными

предметами,

снижается

в

целом

успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. В этой

связи, повышение мотивации, познавательного интереса у учеников является весьма

важной проблемой. Исследованием учебной мотивации школьников занимались

различные отечественные и зарубежные ученые, в частности, Л. И. Божович, Х.

Хекхаузен, Е. П. Ильин, А. К. Маркова, В. С. Мухина, Г. И. Щукина и др. Данные

авторы в своих трудах раскрывают понятие «учебная мотивации»,

различные

подходы к повышению мотивации к обучению в школе.

Анализ базового понятия «учебная мотивация»

Понятие

Определение

Автор, источник

Учебная

мотивация

Совокупность

мотивов,

которая

определяет учебную деятельность

школьников.

Л.И. Божович. Личность и ее

формирование

в

детском

возрасте.

Мотивация учения

Направленность

школьника

на

отдельные

стороны

учебной

работы,

связанная

с

внутренним

отношением ученика к ней.

А.К. Маркова. Формирование

мотивации учения.

Мотивация учения

Это

психологическая

характеристика интереса учащегося

к усвоению знаний, к приобретению

определенных умений и навыков, к

собственному развитию.

Р.С. Немов. Психология Кн.2.

Мотивация

обучения

Это общее название для процессов,

методов,

средств

побуждения

учащихся

к

продуктивной

познавательной

деятельности,

к

активному освоению содержания

И.П. Подласый. Педагогика.

образования.

Учебная

мотивация

Это процесс, который определяет и

поддерживает

усилия,

направленные

на

выполнение

учебной деятельности. Это

сложная, комплексная система.

Л.С.

Выготский.

Педагогическая психология.

Учебная

мотивация

Частный

вид

мотивации,

включенный

в

учебную

деятельность.

И.А.

Зимняя.

Педагогическая

психология.

Учебная

мотивация

школьников

Это

интегральная

структура,

образованная

из

совокупности

познавательных,

социальных

и

личностных мотивов.

В.Г.

Асеев.

Мотивация

поведения

и

формирование

личности.

Учебная

мотивация

Это

частный

вид

мотивации,

включенной в деятельность учения.

Педагогический словарь.

В

младшем

школьном

возрасте

формируется

основа

последующего

учения

школьника. Получение образования является главной целью в становлении личности,

в этой связи, проблема повышения школьной мотивации − центральная в психолого-

педагогической

науке.

Мотивация

учения

выполняет

особую

роль

в

жизнедеятельности

школьников,

без

нее

невозможна

эффективная

учебная

деятельность, развитие способностей.

Учебная мотивация состоит из следующих составляющих:

– положительный настрой обучающегося ( принятие понимание как учителем ученика,

так и учеником учителя);

– ясная цель, к которой нужно стремиться (способность ставить цели учителем и

создание системы выборов для учащихся) ;

– мотивы достижения цели (интерес и заинтересованность);

– адекватная реакция не неудачу (витальность и способность к восстановлению после

неудачи);

– настойчивость по достижению результата своей деятельности (цели) и

жизнестойкость.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к

учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них.

Поэтому перед нами стоит задача по формированию и развитию у ребёнка

положительной мотивации к учебной деятельности. А для этого педагоги должны

знать и уметь применять на практике педагогические приемы, позволяющие усиливать

учебную мотивацию учащихся.

Устойчивый интерес к обучению у младших школьников формируется через

проведение следующих форм уроков:

–урок - игра;

– урок-путешествие;

– урок-сказка;

– урок-викторина;

– защита творческих проектов;

- урок- исследование.

Применение на различных этапах урока разнообразных форм, методов и

приёмов повышения мотивации, их чередование укрепляет желание детей учиться,

открывать новые для себя знания. На уроке ученик должен быть настроен на

эффективный процесс познания, иметь в нем личную заинтересованность, понимать,

что и зачем он будет делать. Без возникновения этих мотивов обучения, без мотивации

учебной деятельности познания не может принести положительный результат.

Для достижения нужного результата следует использовать различные приёмы

развития познавательных мотивов.

1.

С

помощью беседы

.

В

начале

урока

учитель

определяет

круг

вопросов,

которые

будут

рассматриваться на занятии. При этом привлекается опыт учащихся, приводятся

интересные примеры. Учитель указывает на практическое значение рассматриваемой

темы.

2.

П

утем создания проблемной ситуации

.

Учитель предлагает проблемную ситуацию, для решения которой у детей не

хватает

знаний.

3.

С использованием приёма «Мозговой штурм».

Этот метод заключается в коллективной творческой работе по решению

определенной сложной проблемы. Всех учеников объединяет совместная работа над

поиском истины. Размышляя над определенной проблемой, дополняя друг друга,

подхватывают

и

развивают

одни

идеи,

отвергая

другие.

4.

С помощью приёма «Незаконченное предложение».

Учащимся раздают листы с незаконченными предложениями и объясняют, что

каждый должен самостоятельно закончить их. Данные предложения касаются темы

урока, и ученики имеют достаточно знаний и личного опыта для выражения

собственных мыслей. После завершения работы высказывания зачитываются. В любой

момент урока ученики должны быть готовы обсудить ответ товарища или попросить

его

аргументировать

свой

вариант

окончания

предложения.

5.

Путем изготовления самодельных наглядных пособий.

В начале изучения темы учащиеся получают перечень наглядных пособий,

которые они могут изготовить. Изготовленные самодельные приборы, модели,

рисунки, объясняющие то или иное природное явление, карты древних поселений,

описанных в учебнике, ученики демонстрируют на уроке, объясняя идею создания и

особенности предлагаемых ими пособий. В классе можно постоянно создавать

выставку самодельных наглядных пособий, это дает возможность всем учащимся

ознакомиться с творческими достижениями одноклассников. Использование таких

наглядных пособий на уроках способствует повышению интереса к учебе, развивает

исследовательские навыки, повышает производительность педагогической работы,

наполняет урок элементами заинтересованности, вызывает у учащихся чувство

причастности к событиям на уроке.

6.

Путем использования творческих задач

.

Ученикам можно предложить составить кроссворд, сканворд, загадки, ребус.

Возможны следующие варианты работы с кроссвордом:

– Разгадайте кроссворд, заполнив пустые ячейки.

– Сформулируйте вопрос к словам, в заполненном кроссворде.

– Заполните кроссворд, в котором выделены определенные квадратики. Из букв,

попавших в них, составьте ключевое слово и объясните его содержание.

– Составьте кроссворд, используя понятия по теме урока.

7.

Путем создания ситуации успеха.

Это эффективный способ для формирования и сохранения мотивации у младших

школьников. С педагогической точки зрения ситуация успеха — это такое

целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается

возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой

личности, так и коллектива в целом.

8.

Путем формирования 4к

компетенций (креативность, критическое мышление

кооперация и коммуникация).

Наилучшим

условием

для

является

социальная

ситуация

общения

и

взаимодействия: «Я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными

усилиями мы можем постепенно приближаться к истине».

Кроме знания приемов мотивирования важно проводить мониторинг мотивов

обучения и учебной мотивации. Данную работу

мы проводим совместно с

психологической

службой

школы

с

помощью

комплекса

по

«Диагностике

мотивационной сферы учащихся Уфимцевой Л.П.». С помощью данного комплекса

мы исследуем два фактора мотивационной сферы учащихся - определение мотивов

учебной деятельности и общее отношение к школе и учению. Анализ этих двух тестов

дает достаточно достоверную картину мотивации учащегося. Так анализ последнего

диагностического среза выявил учащихся с узкими социальными мотивами и низкой

мотивацией к учению. Понимание проблем ребенка дает нам понимание и

возможность работы с формированием его мотивированности к обучению и созданию

для него особенных индивидуальных приемов формирования учебной мотивации. В

такой ситуации мы часто используем прием создания для данного ребенка

индивидуальных разноуровневых карточек индивидуальных заданий с планированием

ситуации успеха. Данная комплексная работа в большинстве случаев приводит к

исправлению ситуации с мотивированностью ребенка, усиливая его внутреннюю

мотивацию к учению.

В заключении мы еще раз подчеркиваем, что применение разнообразных типов

урока, технологий его проведения, совместная вдумчивая работа с психологической

службой

улучшает

мотивацию

учащихся

и

обогащает

профессиональный

инструментарий учителя.

Список использованной литературы:

1.

Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. Москва:

Мысль, 1976. 158 с.

2.

Балашова Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных

условиях: Педагогика и психология, 2008. №10. 36-38 с.

3.

Бирюков С.М., Изучение мотивов учебной деятельности младших

школьников. Москва: Начальная школа, 1999. № 10. С.31-33.

4.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности: учебное пособие.

Москва, Воронеж: Институт практической психологии, 1995. 352 с.

5.

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: методика обучения: 1-4 классы.

Москва: Вента – Граф, 2005. 144 с.

6.

Гинзбург

М.Р.

Методика

изучения

учебной

мотивации

первоклассников по итогам обучения в 1-м классе. Москва: Просвещение, 1981.

265 с.

7.

Давыдов

В.В.

Виды

обобщения

в

обучении.

Логико-психол.

проблемы построения учеб. предметов. Москва: Пед. о-во России, 2000. 475 с.

8.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие. Санкт- Петербург:

Питер, 2000. 512 с.



В раздел образования