Напоминание

"Использование пособия В.В.Воскобовича «Фиолетовый лес» в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения"


Автор: Матигуллина Сания Акрамовна
Должность: Учитель-дефектолог, учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №38
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование пособия В.В.Воскобовича «Фиолетовый лес» в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения"
Раздел: начальное образование





Назад




Матигуллина Сания Акрамовна

Использование пособия В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес» в работе

учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими

нарушения зрения

У детей с амблиопией и косоглазием наблюдается недостаточность

зрительных

представлений

об

окружающем

мире,

что

исследователи

связывают с выраженными затруднениями в опредмечивании геометрических

фигур.

Формирование

таких

представлений

требует

проведения

целенаправленной коррекционной работы, направленной на обогащение

зрительных впечатлений детей и уточнение их понимания предметного

окружения. Такой подход предполагает использование демонстрационных

пособий, отражающих связь формы геометрических фигур с реальными

объектами, что способствует конкретизации предметного восприятия.

Эффективным

инструментом

в

проведении

коррекционно-

развивающей работы является предметно-практическая среда «Фиолетовый

лес»

Вячеслава

Владимировича

Воскобовича,

отличающаяся

многофункциональностью и способностью решать широкий спектр задач.

Данная среда предусматривает образовательные активности на основе

большой ковролиновой основы, предназначенной для крепления модульных и

съемных

элементов.

Основная

плоскость

включает

элементы,

символизирующие

различные

природные

зоны

(небо,

земля,

полянка,

лужайка), а съемные компоненты (солнце, облака, озеро, деревья, животные и

др.)

крепятся

с

использованием

липучек,

что

позволяет

менять

их

расположение на основе и варьировать игровые сценарии. Эти элементы могут

применяться как по изначально заданному назначению, так и в роли

предметов-заместителей при решении других педагогических задач. Более

того,

дополнительно

возможно

изготовление

индивидуализированных

персонажей и объектов.

Игровое

поле

«Фиолетового

леса»

структурировано

на

четыре

условных зоны: «Небо», «Лужайка», «Дорожка» и «Полянка». Разделение на

зоны способствует варьированию игровых ситуаций, что позволяет педагогам

комбинировать сценарии либо использовать зоны автономно, задавая новые

коррекционные задачи. Для логопедической работы с детьми с амблиопией и

косоглазием

такая

структура

обеспечивает

возможность

комплексного

подхода

к

развитию

сенсорных

функций,

зрительно-пространственной

ориентации и речи.

Примеры коррекционно-развивающих задач при работе с «Фиолетовым

лесом»:

Матигуллина Сания Акрамовна

1. Развитие психических процессов. Одним из примеров такого задания

является игра «Откуда выпал листочек?», которая предполагает выполнение

детьми действий, направленных на восстановление объекта на своем месте.

Этот процесс сопровождается речевыми инструкциями, активизирующими

внимание и память ребенка.

2. Формирование лексико-грамматического строя речи. В игровой

деятельности

реализуются

задачи

согласования

существительных

с

числительными (например, «Сколько листьев на дереве?»), образования

притяжательных прилагательных (например, игра «Чей хвостик?»), а также

упражнения на развитие употребления предлогов и пространственных

понятий («над», «под», «на», «из-за» и т.д.), что формирует у ребенка более

адекватное восприятие пространственных отношений.

3. Развитие фонематического слуха. Для этого используется, например,

игра «Назови первый звук в слове», которая развивает у детей способность

различать звуки на слух, укрепляя основы будущей грамотности.

4. Развитие сенсорного восприятия.

Здесь эффективным является

применение игр, связанных с цветовыми и форменными характеристиками

предметов (например, игра «Подбери по цвету»).

5. Артикуляционные упражнения. Игры с персонажами, например, от

имени лягушки, способствуют развитию мелкой моторики и координации

артикуляционных движений.

Особое место в коррекционной работе занимает развитие зрительно-

пространственной

ориентировки,

важное

для

адекватного

отражения

пространства ребенком. Это включает упражнения на усвоение направлений

(«слева — справа», «выше — ниже», «дальше — ближе») и понятий,

связанных с расположением объектов в пространстве (например, задания с

использованием предлогов).

Кроме того, задачи классификации и обобщения решаются с помощью

перфокарт, которые позволяют ребенку сравнивать объекты, находить

сходства и отличия, а также учат словесному обозначению характеристик

предметов, таких как форма, цвет и назначение. Это способствует развитию

умения отвечать на вопросы: «Что это?», «Как называется?», «К чему

похоже?».

Дети с амблиопией и косоглазием зачастую испытывают выраженные

трудности, вызванные снижением остроты зрения, нарушением функции

цветоразличения, стереоскопичного и бинокулярного восприятия, а также

глазодвигательной функции. Эти факторы препятствуют точности, скорости и

полноте зрительного анализа и синтеза, что выражается в сложностях при

Матигуллина Сания Акрамовна

описании предметов, составлении связного рассказа, восприятии серии

сюжетных картинок, а также самостоятельном речевом творчестве.

Важной задачей логопеда в данных случаях является работа с

заданиями на зрительное прослеживание ряда объектов. Например, детям

предлагается указать порядок элементов в ряду («Какой по счету?»), выделить

предметы определенного цвета или типа («Назови все желтые предметы»,

«Перечисли только овощи»). Подобные задания способствуют тренировке

зрительного анализа и устранению последствий двоения и наслоения

объектов, возникающих при нарушении глазодвигательных функций.

Таким

образом,

использование

предметно-практической

среды

«Фиолетовый

лес»

в

коррекционной

работе

позволяет

комплексно

формировать зрительные, пространственные и речевые представления у детей

с нарушениями зрения. Это способствует преодолению когнитивных и

речевых трудностей, связанных с ограничением зрительных возможностей, и

создает условия для гармоничного развития личности ребенка.



В раздел образования