Автор: Краюхин Александр Иванович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №1
Населённый пункт: город Донской Тульской области
Наименование материала: методическая работа
Тема: «Разнообразие приемов работы в классе «Баян» над произведением крупной формы венских клссиков; творческая работы над произведением — Й. Гайдн Соната C-dur, 1 часть».
Раздел: дополнительное образование
«Разнообразие приемов работы в классе «Баян»
над произведением крупной формы венских клссиков;
творческая работы над произведением — Й. Гайдн Соната C-dur, 1 часть».
Преподаватель МБУДО ДШИ №1 г. Донской Тульской области
КРАЮХИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
Обучающийся в 8 классе имеет навыки работы над музыкальным произведением, обладает
практикой публичных выступлений, может анализировать и адекватно оценивать свою
деятельность и концертные выступления.
В ходе урока организована опора на предыдущие знания. Данная тема урока актуальна:
ученик приобретает знания классической музыки, развивает умение точного и грамотного
исполнения нотного текста, закрепляет навыки качественного выступления перед
аудиторией, осмысленно относится и искусству и самой жизни.
Цель урока:
- подвести обучающегося к осознанию важности исполнительской деятельности и яркого
воплощения созданного художественного образа.
- развить творческие и коммуникативные способности.
- воспитать духовно-нравственное отношение к музыкальной культуре, к классическому
искусству.
Задачи:
- знакомство с понятиями: самостоятельная работа с нотным текстом, овладение
исполнительскими приемами игры на баяне, информацией музыкальной литературы.
- развитие ассоциативно-образного мышления ребенка, навыков восприятия и анализа
музыки, внутреннего слуха обучающегося.
- предоставление возможности сравнивать собственное выступление с аналогичными
концертными номерами.
- воспитание культурного человека.
Музыкальный материал:
Й. Гайдн Соната C-dur, 1 часть.
Методы: наглядный, словесный, поисковый, метож междисциплинарных взаимодействий,
метод проблемной ситуации.
Приемы: рассуждение, разучивание, исполнение, воспроизведение «ситуации концерта».
Форма организации творческой деятельности: индивидуальная.
Данный урок имеет следующий план:
I Организационный этап
II Целеполагание
III Основная часть урока
IV Рефлексия деятельности обучающегося
V Домашнее задание по выбору обучающегося.
На первом этапе урока обучающийся эмоционально настраивается на плодотворные занятия,
проверяет свою готовность к уроку. Преподаватель вовлекает обучающегося в творческую
работу через проблемный вопрос.
На втором этапе урока преподаватель не только проверяет знание обучающимся нотного
текста вышеуказанного произведения, но и знания общих сведений из области музыкального
искусства, а также направляет его внимание на определение первоочередных задач. Работа
ведется индивидуально. Ученик самостоятельно ставит перед собой задачи по теме урока и
планирует свои действия по их реализации.
Основной этап урока построен на проблемных заданиях, которые обучающийся выполняет в
разных формах; используется смена видов деятельности: работа с нотной литературой,
самостоятельный поиск ответа на вопросы преподавателя, слушание музыки в исполнении
преподавателя, теоретический разбор музыкальных фрагментов, сравнительный анализ
музыкальных произведений. На данном этапе урока проверятся и закрепляются знания
обучающегося о средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, основных
технических проблемах баяниста, содержании исполняемых произведений.
В результате данного этапа делается вывод, что для яркого художественного исполнения
любого музыкального произведения необходим долгий и целеустремленный процесс работы,
творческий поиск и расширение музыкального кругозора.
На этапе рефлексии обучающийся анализирует свою работу на уроке:
-- Выявляется степень решенных задач, найденных ответов на вопросы, которые он ставил
перед собой в начале урока на этапе целеполагания;
-- Приходит к выводу, что музыка способна выразить настроение человека;
-- Высказывается о знаниях, приобретенных им на уроке одним предложением, выбирая
одну из предложенных преподавателем фраз.
Последний этап урока — домашнее задание — дает ученику возможность самостоятельно,
по своему желанию, выбрать для себя формы выполнения домашнего задания. Такая свобода
выбора раскрепощает ребенка, развивает творческое отношение к домашнему заданию,
стимулирует работу.
Таким образом, каждый элемент урока влияет на получение конечного результата.
Структура урока соответствует общей цели, возможностям обучающегося. Между
преподавателем и обучающимся устанавливается контакт — умение взаимодействовать на
уровне ученик—учитель. На уроке создается положительный эмоциональный настрой,
доверительные отношения между преподавателем и учеником.
На протяжении урока формируются следующие УУД (универсальные учебные действия):
Предметные: ребенок учится исполнять и анализировать музыкальное произведение. Й.
Гайдн Соната C-dur, 1 часть.
Метапредметные:
познавательные — ученик внимательно слушает рекомендации преподавателя, формулирует
ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуется музыкальной
литературой, анализирует и делает выводы;
коммуникативные — ученик осваивает диалоговою форму общения; учится работать
совместно с преподавателем;
регулятивные — организовывает свою деятельность, принимает ее цели и задачи, выбирает
средства реализации этих целей и применяет их на практике.
Личностные: оценивает результаты своей деятельности.