Напоминание

Пути решения проблемы развития когнитивных способностей студента СПО для преодоления трудностей в обучении


Автор: Молчанова Наталья Петровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ "Читинский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Чита, Забайкальский край
Наименование материала: Статья
Тема: Пути решения проблемы развития когнитивных способностей студента СПО для преодоления трудностей в обучении
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Пути решения проблемы развития когнитивных способностей

студента СПО для преодоления трудностей в обучении.

Н.П. Молчанова

ГПОУ СПО «Читинский медицинский колледж», г.Чита

Плоды

дистанционного

обучения

школьников

в

период

пандемии

коронавирусной

инфекции

и

современные

педагогические

проблемы

обучаемости

Z

поколения,

наблюдают

у

студентов

все

педагоги

профессиональных образовательных учреждений. К нам пришли подростки,

которые имеют трудности в обучении, проблемы в когнитивной сфере. Они не

обладают умением долго концентрировать внимание, рационально запоминать

информацию, у них слабо развита долговременная память, снижены процессы

мышления (умение анализировать, систематизировать полученный материал). К

великому сожалению, большинство студентов не умеют четко и грамотно

выражать усвоенное в письменной и устной формах.

Самая частая жалоба преподавателей: студенты не умеют долго слушать,

невнимательные, обладают кратковременной памятью, сдают зачеты и экзамены

кое-как,

все

время

отвлекаются

на

телефоны.

За последние 10–15 лет длительность концентрации внимания у молодого,

обучающегося поколения снизилась в десятки раз. Раньше на уроках учащиеся

были способны удерживать внимание около 40 минут, что считалось нормальным

явлением.

В

текущий

момент

продолжительность

периода

концентрации

внимания подростка составляет около 10–15 минут. Данная тема с каждым годом

становится всё более актуальной [1].

Поэтому в настоящее время пристальное внимание субьекта образования

должно быть направлено на то, чтобы в первую очередь научить студента

эффективно ОБУЧАТЬСЯ! Мотивировать и научить студента развивать свою

память, мышление, концентрацию внимания, коммуникативные способности.

Ведь в школе редко кто из педагогов учит инструментам, методам запоминания

информации и развитию памяти, внимания. Все и так знают, что образовательный

процесс в общем и целом развивает когнитивные способности человека. Но

хочется

качественного

улучшения

локальных

функций

развития

памяти,

внимания, мышления студента, чтобы помочь ему освоить образовательный

процесс

более

легко,

качественно

освоить

необходимые

ЗУН

и

стать

профессионалом в своем деле.

Достичь этого в современных условиях образования вполне возможно.

Во-первых, можно предложить педагогам кураторам, педагогам психологам

во всех группах (особенно первого курса) создать проект, НАПРИМЕР, по теме

«Лучшие практики воспитания в области ценности когнитивного развития

студента», внедрить его в программу воспитания и проводить классные часы,

дополнительные специальные тренинги по методикам развития когнитивных

способностей, методикам мнемотехники, мотивации любви к интеллектуальному

труду и обучению. Разработать привлекательные мультимедийные презентации

по

темам:

например

«Йога

интеллекта»,

«Упражнения

нейрогимнастики»

,«Эффективные

мнемотехники»,

«Ваше

внимание

инструмент, которым можно управлять» и т д. Задействовать все современные

образовательные технологии для популяризации данной темы у студентов:

распространить информацию в онлайн-платформах в виде электронных памяток.

Обязательно в презентациях освятить общие правила развития памяти и

запоминания информации.

Например, несколько правил запоминания информации:

– В начале пробудить в себе интерес к информации, дать себе внутреннюю

установку-цель «Я запомню!», изучить необходимый текст, обработать его

(конспект, тезисные записи), создать ассоциации – чем лучше ассоциации, тем

крепче информация остается в памяти.

– Попытаться понять изучаемый материал, создать логическую структуру.

Так информация лучше сохранится в долгосрочной памяти. Применить технику

«Объясни простым языком изучаемую информацию ребенку»

Запоминать частями большой текст. Прочитали один абзац, запомнили

ключевые слова, закрыли его ладонями и сразу постарались воспроизвести. Также

поступить с остальными частями текста, а после прочтения необходимо

вспомнить и пересказать весь текст.

– Использовать систему повторений. Повторение является ключевым

фактором памяти. Чтобы сразу лучше запомнить информацию, ее нужно

повторить пять раз интервально – через полчаса, час, два, пять часов, день (см.

кривая забывания- Герман Эббингауз).

Также

желательно

повторить

текст

вечером

и,

проснувшись

утром

обязательно натощак еще один раз закрепить информацию.

– Никогда не учить

материал сразу после еды! В этот момент кровь

притекает к желудку, а нам важно, чтобы кровь при учении больше питала

кислородом наш мозг. Приступать к занятиям через 30 мин. после еды. Как гласит

народная мудрость - «Сытое брюхо к ученью глухо!».

– Помнить об рациональном отдыхе! Отдых всегда должен идти впереди

утомления. Кто делает небольшие перерывы по пять минут через каждые 30

минут изучения материала, тот больше и лучше воспринимает и запоминает

информацию.

Несколько правил для развития памяти:

Читать больше книг, не новости в газете, не ленту в социальных сетях, а

именно книги и лучше всего русскую классику. Учеными установлено, что чтение

книг Достоевского, Толстого, Чехова и т. д., заставляет мозг работать активнее.

Кто регулярно читает книги – у того память становится лучше.

Учить

понравившиеся

стихи.

Достаточно

одного

небольшого

стихотворения в неделю. За год можно освоить 52 стихотворения и блистать ими

на праздничных мероприятиях.

Вспоминать.

Перед

сном

в

мельчайших

подробностях

мысленно

вспоминать свой прожитый день, все чувства и эмоции, пережитые в дневном

моменте. Вести дневник.

Высыпаться

и следить за своим питанием. Для мозга полезны

морепродукты, орехи, яйца, ягоды, листовые зеленые овощи, авокадо, черный

шоколад.

Увлекаться творчеством: танцами, музыкой, рисованием (нейрографика).

Играть в игры на развитие памяти. Геймификация – игры на логику и

мышление (онлайн флеш игры, шахматы, головоломки). Кстати, логические игры

–отличная образовательная стратегия, помогающая стимулировать обучение.

– Рекомендовать, популяризовать к просмотру лекции, дискуссии по тайнам

развития способностей мозга замечательных отечественных академиков и ученых:

Татьяны Владимировны Черниговской, Константина Владимировича Анохина,

Александра Яковлевича Каплана и других.

Во-вторых, обязательно на классных часах и тренингах осветить тему

мотивации и самомотивации к обучению.

Мотивация студентов является одним из наиболее эффективных способов

для улучшения процесса обучения. Мотивы являются движущими силами

процесса обучения и усвоения материала.

Студентам необходимо прививать интерес к улучшению своей памяти,

накоплению знаний, непрерывному самообразованию, поскольку в современном

обществе на рынке труда возрастает конкуренция при трудоустройстве (после

испытательного

срока

работы

организация

трудоустроит

к

себе

более

интеллектуально образованного, грамотного специалиста).

Формирование мотивации учения должно происходить на основе четко

поставленной цели – получения качественного образования, понимания важности

результата обучения. Очевидно, что не каждый студент с раннего возраста

понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших

достижений, что осваиваемый им труд имеет общественное значение. Поэтому

цель педагогов и психологов помочь им в осознании этой цели, помочь им

пробудить интерес к развитию своих умственных способностей и получению

профессиональных знаний и умений.

Отлично действует на самомотивацию студента и такая тенденция: изучение

новой информации (чем больше, тем лучше) развивает нейронные связи в

головном мозге человека, контактов между нейронами становится больше. Чем

больше нейронных связей, тем дольше живет человек, находится в хорошем

психологическом состоянии, меньше болеет, демонстрирует высокий уровень

удовлетворенностью жизнью. Кроме того, учеными доказано, что количество

нейронных связей передается по наследству. Чем умнее человек, тем умнее его

дети.

В-третьих,

занимаясь

развитием

когнитивных

и

интеллектуальных

способностей

обучающихся,

надо

помнить

о

том,

что

эти

способности

развиваются в деятельности, и что для их развития нужна высокая познавательная

активность. Известен факт, что не всякая деятельность развивает способности, а

только эмоционально приятная. Поэтому учебные занятия должны проходить в

доброжелательной обстановке, желательно с положительными эмоциями. В

идеале на занятии должна создаваться ситуация успеха студента, выражаемая в

виде похвалы. По опыту работы знаю, что есть такие педагоги-тираны, к которым

на учебные дисциплины студенты идти не хотят, при одном только виде такого

педагога со слов студентов у них «кровь стынет в жилах» и ничего изучать не

хочется.

И наконец последнее, чтобы включить внутренние когнитивные механизмы

студента, преподаватель должен сам обладать высоким уровнем когнитивных

способностей и владеть всем комплексом когнитивных методов и средств.

В своей педагогической практике я часто использую: физкультминутки и

нейрогимнастику для студентов, игры для изучения и закрепления материала

«Шапка вопросов», «Своя игра», что повышает эмоциональную включенность в

совместную деятельность по решению учебных целей и задач практического

занятия.

Таким образом, наша задача подойти к развитию когнитивных способностей

студента серьезно и системно. Главное – убедить студента внедрить методы и

способы развития когнитивных способностей в свою жизнь, систематически

применять их на практике. Разжечь в нем огонь мотивации любви к

интеллектуальному развитию так, чтобы у него «глаз горел», чтобы ему было

интересно получать новую информацию. Объяснить, что саморазвитие – это

необходимость всей его жизни, которое принесет ему только пользу. В конечном

счете, время, потраченное на развитие когнитивных способностей студента,

обернется его личностным и интеллектуальным ростом, помогая ему лучше

справляться с учебным курсом.

Список литературы:

1. Анализ педагогических проблем поколения Z. Дзюба Т.И.//Социология.

Журнал «Актуальные исследования» №23/июнь 2024 г.

2. Когнитивное развитие студентов среднего профессионального уровня

образования/Каменева А.В.//Вестник МИТУ-МАСИ №1/2019 г.



В раздел образования