Автор: Молчанова Наталья Петровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ "Читинский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Чита, Забайкальский край
Наименование материала: Статья
Тема: Пути решения проблемы развития когнитивных способностей студента СПО для преодоления трудностей в обучении
Раздел: среднее профессиональное
Пути решения проблемы развития когнитивных способностей
студента СПО для преодоления трудностей в обучении.
Н.П. Молчанова
ГПОУ СПО «Читинский медицинский колледж», г.Чита
Плоды
дистанционного
обучения
школьников
в
период
пандемии
коронавирусной
инфекции
и
современные
педагогические
проблемы
обучаемости
Z
поколения,
наблюдают
у
студентов
все
педагоги
профессиональных образовательных учреждений. К нам пришли подростки,
которые имеют трудности в обучении, проблемы в когнитивной сфере. Они не
обладают умением долго концентрировать внимание, рационально запоминать
информацию, у них слабо развита долговременная память, снижены процессы
мышления (умение анализировать, систематизировать полученный материал). К
великому сожалению, большинство студентов не умеют четко и грамотно
выражать усвоенное в письменной и устной формах.
Самая частая жалоба преподавателей: студенты не умеют долго слушать,
невнимательные, обладают кратковременной памятью, сдают зачеты и экзамены
кое-как,
все
время
отвлекаются
на
телефоны.
За последние 10–15 лет длительность концентрации внимания у молодого,
обучающегося поколения снизилась в десятки раз. Раньше на уроках учащиеся
были способны удерживать внимание около 40 минут, что считалось нормальным
явлением.
В
текущий
момент
продолжительность
периода
концентрации
внимания подростка составляет около 10–15 минут. Данная тема с каждым годом
становится всё более актуальной [1].
Поэтому в настоящее время пристальное внимание субьекта образования
должно быть направлено на то, чтобы в первую очередь научить студента
эффективно ОБУЧАТЬСЯ! Мотивировать и научить студента развивать свою
память, мышление, концентрацию внимания, коммуникативные способности.
Ведь в школе редко кто из педагогов учит инструментам, методам запоминания
информации и развитию памяти, внимания. Все и так знают, что образовательный
процесс в общем и целом развивает когнитивные способности человека. Но
хочется
качественного
улучшения
локальных
функций
развития
памяти,
внимания, мышления студента, чтобы помочь ему освоить образовательный
процесс
более
легко,
качественно
освоить
необходимые
ЗУН
и
стать
профессионалом в своем деле.
Достичь этого в современных условиях образования вполне возможно.
Во-первых, можно предложить педагогам кураторам, педагогам психологам
во всех группах (особенно первого курса) создать проект, НАПРИМЕР, по теме
«Лучшие практики воспитания в области ценности когнитивного развития
студента», внедрить его в программу воспитания и проводить классные часы,
дополнительные специальные тренинги по методикам развития когнитивных
способностей, методикам мнемотехники, мотивации любви к интеллектуальному
труду и обучению. Разработать привлекательные мультимедийные презентации
по
темам:
например
«Йога
интеллекта»,
«Упражнения
нейрогимнастики»
,«Эффективные
мнемотехники»,
«Ваше
внимание
–
инструмент, которым можно управлять» и т д. Задействовать все современные
образовательные технологии для популяризации данной темы у студентов:
распространить информацию в онлайн-платформах в виде электронных памяток.
Обязательно в презентациях освятить общие правила развития памяти и
запоминания информации.
Например, несколько правил запоминания информации:
– В начале пробудить в себе интерес к информации, дать себе внутреннюю
установку-цель «Я запомню!», изучить необходимый текст, обработать его
(конспект, тезисные записи), создать ассоциации – чем лучше ассоциации, тем
крепче информация остается в памяти.
– Попытаться понять изучаемый материал, создать логическую структуру.
Так информация лучше сохранится в долгосрочной памяти. Применить технику
«Объясни простым языком изучаемую информацию ребенку»
– Запоминать частями большой текст. Прочитали один абзац, запомнили
ключевые слова, закрыли его ладонями и сразу постарались воспроизвести. Также
поступить с остальными частями текста, а после прочтения необходимо
вспомнить и пересказать весь текст.
– Использовать систему повторений. Повторение является ключевым
фактором памяти. Чтобы сразу лучше запомнить информацию, ее нужно
повторить пять раз интервально – через полчаса, час, два, пять часов, день (см.
кривая забывания- Герман Эббингауз).
Также
желательно
повторить
текст
вечером
и,
проснувшись
утром
обязательно натощак еще один раз закрепить информацию.
– Никогда не учить
материал сразу после еды! В этот момент кровь
притекает к желудку, а нам важно, чтобы кровь при учении больше питала
кислородом наш мозг. Приступать к занятиям через 30 мин. после еды. Как гласит
народная мудрость - «Сытое брюхо к ученью глухо!».
– Помнить об рациональном отдыхе! Отдых всегда должен идти впереди
утомления. Кто делает небольшие перерывы по пять минут через каждые 30
минут изучения материала, тот больше и лучше воспринимает и запоминает
информацию.
Несколько правил для развития памяти:
– Читать больше книг, не новости в газете, не ленту в социальных сетях, а
именно книги и лучше всего русскую классику. Учеными установлено, что чтение
книг Достоевского, Толстого, Чехова и т. д., заставляет мозг работать активнее.
Кто регулярно читает книги – у того память становится лучше.
–
Учить
понравившиеся
стихи.
Достаточно
одного
небольшого
стихотворения в неделю. За год можно освоить 52 стихотворения и блистать ими
на праздничных мероприятиях.
–
Вспоминать.
Перед
сном
в
мельчайших
подробностях
мысленно
вспоминать свой прожитый день, все чувства и эмоции, пережитые в дневном
моменте. Вести дневник.
– Высыпаться
и следить за своим питанием. Для мозга полезны
морепродукты, орехи, яйца, ягоды, листовые зеленые овощи, авокадо, черный
шоколад.
– Увлекаться творчеством: танцами, музыкой, рисованием (нейрографика).
– Играть в игры на развитие памяти. Геймификация – игры на логику и
мышление (онлайн флеш игры, шахматы, головоломки). Кстати, логические игры
–отличная образовательная стратегия, помогающая стимулировать обучение.
– Рекомендовать, популяризовать к просмотру лекции, дискуссии по тайнам
развития способностей мозга замечательных отечественных академиков и ученых:
Татьяны Владимировны Черниговской, Константина Владимировича Анохина,
Александра Яковлевича Каплана и других.
Во-вторых, обязательно на классных часах и тренингах осветить тему
мотивации и самомотивации к обучению.
Мотивация студентов является одним из наиболее эффективных способов
для улучшения процесса обучения. Мотивы являются движущими силами
процесса обучения и усвоения материала.
Студентам необходимо прививать интерес к улучшению своей памяти,
накоплению знаний, непрерывному самообразованию, поскольку в современном
обществе на рынке труда возрастает конкуренция при трудоустройстве (после
испытательного
срока
работы
организация
трудоустроит
к
себе
более
интеллектуально образованного, грамотного специалиста).
Формирование мотивации учения должно происходить на основе четко
поставленной цели – получения качественного образования, понимания важности
результата обучения. Очевидно, что не каждый студент с раннего возраста
понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших
достижений, что осваиваемый им труд имеет общественное значение. Поэтому
цель педагогов и психологов помочь им в осознании этой цели, помочь им
пробудить интерес к развитию своих умственных способностей и получению
профессиональных знаний и умений.
Отлично действует на самомотивацию студента и такая тенденция: изучение
новой информации (чем больше, тем лучше) развивает нейронные связи в
головном мозге человека, контактов между нейронами становится больше. Чем
больше нейронных связей, тем дольше живет человек, находится в хорошем
психологическом состоянии, меньше болеет, демонстрирует высокий уровень
удовлетворенностью жизнью. Кроме того, учеными доказано, что количество
нейронных связей передается по наследству. Чем умнее человек, тем умнее его
дети.
В-третьих,
занимаясь
развитием
когнитивных
и
интеллектуальных
способностей
обучающихся,
надо
помнить
о
том,
что
эти
способности
развиваются в деятельности, и что для их развития нужна высокая познавательная
активность. Известен факт, что не всякая деятельность развивает способности, а
только эмоционально приятная. Поэтому учебные занятия должны проходить в
доброжелательной обстановке, желательно с положительными эмоциями. В
идеале на занятии должна создаваться ситуация успеха студента, выражаемая в
виде похвалы. По опыту работы знаю, что есть такие педагоги-тираны, к которым
на учебные дисциплины студенты идти не хотят, при одном только виде такого
педагога со слов студентов у них «кровь стынет в жилах» и ничего изучать не
хочется.
И наконец последнее, чтобы включить внутренние когнитивные механизмы
студента, преподаватель должен сам обладать высоким уровнем когнитивных
способностей и владеть всем комплексом когнитивных методов и средств.
В своей педагогической практике я часто использую: физкультминутки и
нейрогимнастику для студентов, игры для изучения и закрепления материала
«Шапка вопросов», «Своя игра», что повышает эмоциональную включенность в
совместную деятельность по решению учебных целей и задач практического
занятия.
Таким образом, наша задача подойти к развитию когнитивных способностей
студента серьезно и системно. Главное – убедить студента внедрить методы и
способы развития когнитивных способностей в свою жизнь, систематически
применять их на практике. Разжечь в нем огонь мотивации любви к
интеллектуальному развитию так, чтобы у него «глаз горел», чтобы ему было
интересно получать новую информацию. Объяснить, что саморазвитие – это
необходимость всей его жизни, которое принесет ему только пользу. В конечном
счете, время, потраченное на развитие когнитивных способностей студента,
обернется его личностным и интеллектуальным ростом, помогая ему лучше
справляться с учебным курсом.
Список литературы:
1. Анализ педагогических проблем поколения Z. Дзюба Т.И.//Социология.
Журнал «Актуальные исследования» №23/июнь 2024 г.
2. Когнитивное развитие студентов среднего профессионального уровня
образования/Каменева А.В.//Вестник МИТУ-МАСИ №1/2019 г.