Напоминание

«Заучивание стихотворения И.Сурикова «Зима»


Автор: Журманова Айгуль Сериковна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКДОУ д/с 26 "Красная шапочка"
Населённый пункт: Казахстан город Байконур
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
Тема: «Заучивание стихотворения И.Сурикова «Зима»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД в подготовительной к школе группе

по речевому развитию

(приобщение к художественной литературе)

на тему: «Заучивание стихотворения Е.Трутневой Первый снег»

Тип ОД: обобщающее

Направление: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие,

познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-

эстетическое.

Форма организации: групповая.

Форма проведения: путешествие.

Цель: развитие связной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Задачи приоритетной образовательной области:

Образовательные:

-обучать умению выразительно читать наизусть стихотворение, используя технологию

Скрайбинг; подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания снега, зимы.

Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».

Развивающие:

-развивать речь, грамматический строй речи; память; образное восприятие, внимание,

умение анализировать. Развивать поэтический слух; речевое дыхание, артикуляционный

аппарат, творческое воображение. Упражнять правильное произношение звука "Ч" в речи

ребенка с помощью чистоговорок с регулированием силы голоса . Упражнять в

произношении звука «У» с разной интонацией и силой голоса; в словообразованиях

(подбор однокоренных слов).

Воспитательные:

-воспитывать интерес и эмоциональное положительное отношение к художественной

литературе.

Задачи интегрируемых областей:

Познавательное развитие: обобщать представления о признаках зимы, ее характерных

особенностях, явлениях природы.

Социально-коммуникативное развитие: развивать коммуникативные навыки.

Воспитывать культуру поведения.

Физическое развитие: двигательную активность детей; упражнять бег на месте;

ходьба с

высоким подниманием колена (бедра).

Предпосылки учебной деятельности: закреплять навыки учебной деятельности: умение

слушать указания и пояснения воспитателя, отвечать на вопросы; одновременно начинать

и прекращать действия, не мешая друг другу.

Виды детской деятельности

:

игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная,

продуктивная.

Методическое обеспечение:

Демонстрационный материал:

ТСО (ноутбук, диапроектор, интерактивная доска).

Слайды и анимации к заданиям.

Зеркало; сундук.

2.Раздаточный материал:

Альбомный лист, расчерченный на 6 квадратов , цветные карандаши

Предварительная работа:

знакомство с писателем Е.Трутневой – краткая биография;

рассматривание картин, беседа по теме: «Здравствуй, зимушка-зима!»

чтение произведений о зиме.

разучивание физминуток, коммуникативных игр, пальчиковых игр и упражнений по теме

«Зима»; чистоговорок.

Приёмы руководства деятельностью детей:

Для постановки целей и мотивации деятельности: беседа, вопросы.

Для активизации деятельности детей в процессе ООД: сюрпризный момент.

Для организации практической деятельности: организация продуктивной деятельности

детей (рисование мнемотаблицы (скрайбинг-технологию) , динамическая пауза

(физминутка).

Приёмы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, игровые упражнения.

Рефлексия: подведение итогов на каждом этапе.

Методы и приемы:

Организационный: эмоциональная завязка, сюрпризный момент.

Мотивационный: эффект удивления , игровые упражнения.

Словесный: вопросы к детям. напоминание, указание, опросы, индивидуальные ответы

детей.

Наглядно – демонстрационный: показ слайдов.

Практический: игры и игровые упражнения, рисование скрайбинга.

Метод контроля: анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности.

Рефлексия.

Технологии, используемые в ООД:

Технология проблемного обучения: создание проблемной ситуации.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

технологии сохранения и укрепления здоровья: динамическая пауза, двигательные

упражнения, пальчиковая игра.

технология обучения ЗОЖ: коммуникативная игра.

технология наглядного моделирования.

Личностно-ориентированная технология: педагогическая поддержка.

ИКТ-технология: наглядный материал в виде слайдов и анимаций.

План образовательной деятельности

Этапы деятельности

Содержание

I. Организационный

этап

1.Минутка приветствия

"Здравствуйте"

2. Сюрпризный момент

«Сундучок»

3. Игровое упражнение

«Открывайся сундучок»

(проговаривание

чистоговорки)

II. Основной этап

1. Сюрпризный момент

На экране появляется

снеговик.

2. Игровое

имитационное

упражнение «Одеваемся

на прогулку»

«Здравствуйте мальчишки-шалунишки!

Здравствуйте девчонки- длинные чёлки!

Встанем в круг скорей,

Поздороваемся все быстрей.

Здравствуйте!

Любим дружно мы играть,

Не ругаться, не кричать,

Улыбнёмся всем скорей,

И начнётся день светлей!»

В.: Ребята! А у меня с утра сегодня веселое настроение!

Как вы думаете, почему? Ответы детей.

В.: А еще, потому что утром у своей двери я нашла вот

что (показ сундучка). Как вы думаете, что это?

Ответы детей

В.: Что же там внутри? Давайте откроем. Пробует

открыть – не открывается.

Давайте скажем волшебные слова: чук- чак- чик- чок-

открывайся сундучок.

Воспитатель показывает рукой как регулировать силу

голоса. После чего сундучок открывается. Воспитатель

находит в нем зеркало. Рассматривают его.

В этот момент на экране появляется снеговик.

Снеговик: -Здравствуйте, ребята .

-Я вижу, вы уже получили сундучок с подарком от меня.

Ответы детей

В.: Здравствуй Снеговик, а что же это за зеркало?

Снеговик: Это зеркало не простое, оно волшебное. Оно

поможет вам быстро перемещаться в разные места. Ведь

наступила зима. И я хочу вас пригласить в лес,

полюбоваться и поиграть.

В.:- Ну, что ребята, принимаем приглашение от снеговика,

тогда одевайтесь по теплее.

Наденем на ножки (наклонились, указывают на ноги)

Теплые сапожки («надевают») сапожки

Пальтишки пуховые («надевают пальто»),

Шапочки меховые («одевают» шапку).

На ручки – рукавички (руки вверх, «одевают» рукавички),

Теплые сестрички (крутят ладошками).

В.: Дети, почему мы так тепло оделись? Какое время года

сейчас? А как вести себя в лесу? Тихо или громко?

Ответы детей

Правильно, нужно вести себя в лесу тихо, чтобы не

мешать лесным жителям и держаться вместе, чтобы не

заблудиться в лесу. А как же мы попадем в лес?

Снеговик: А попасть вам в лес поможет волшебное

зеркало. Нужно сказать слова:

« В зеркале я отражусь,

3. Вопросы детям

4. Игровое словесные

упражнения «Какой?

Какая?", «Снег»

5. Дидактическая игра

"Хорошо -плохо"

6.Игровое

фонопедическое

упражнение " Вьюга "

7.Физкультминутка.

Где захочу, там и окажусь-усь-усь».

(Снеговик исчезает)

В.: давайте все вместе скажем.

« В зеркале я отражусь,

Где захочу, там и окажусь».

В.: вот мы и в лесу. Полюбуйтесь, как здесь красиво!

Слайды зимнего леса.

В.: ребята, что можно сказать о лесе, какой он? Вы любите

зиму? Что вы можете сказать о зиме? А снег какой? Дети,

как вы думаете, какие слова произошли от слова снег?

(снежок, снежинки, снеговик, Снегурочка, снегопад)

В.: как вы считаете, зима – это хорошо или плохо?

Хорошо, потому что:

Много снега, можно лепить снежную бабу;

Снег покрывает землю и защищает растения от мороза;

Деревья имеют возможность отдохнуть;

Можно кататься на санках, лыжах, коньках;

Зима дарит нам веселые новогодние праздники;

Дед Мороз и Снегурочка принесут нам подарки.

Плохо, потому что:

Снег засыпал всё, поэтому животные и птицы остались без

пищи;

На улице скользко, можно упасть;

Можно простудиться и заболеть;

Снег засыпал всё: дворникам много работы;

Зимой нет зеленой травы и на деревьях нет листочков.

Звучат звуки вьюги, на экране появляется снеговик.

Снеговик: ребята, хорошо вы знаете зиме и о снеге.

Слышите, начинается вьюга в зимнем лесу. А я знаю, как

усмирить проказницу. Давайте мы ее поймаем в кругу.

Дети образуют круг. Расширяя круг, произносят звук «у»

долго и громко. Затем сужают круг и произносят звук

«у» долго и тихо. (Упражнение повторяется 2 раза)

В.: ребята, в лесу становиться очень холодно , надо нам

согреться:

Очень холодно зимой

Но не хочется домой

До сосульки дотянулись

Покачнулись, покачнулись

И побегали немножко

По дорожкам, по дорожкам

Перешагнули сугробы и согрелись мы немного.

Снеговик: ребята, вы такие молодцы всё знаете и я хочу

подарить вам книгу со стихотворениями о зиме.

В.: Спасибо Снеговик , хорошо у тебя в лесу зимой, но

пора нам всем домой. С лесом и с тобой надо нам

прощаться, в детский сад свой возвращаться.

Снеговик: Ну, что ж, ребята, тогда я буду ждать от вас

видео письмо со стихотворениями. До свиданья, до

новых встреч! (Снеговик исчезает)

В.: Давайте посмотрим в наше «волшебное» зеркало и

8.Чтение отрывка из

стихотворения "Зима"

9.Вопросы детям по

содержанию

стихотворения

10. Заучивание

стихотворения "Зима"

по мнемотаблице

скажем слова:

« В зеркале я отражусь,

Где захочу, там и окажусь»

- Перенеси нас, зеркало, в детский сад.

В.: Ребята, вот мы и побывали в лесу. Помните ,что

Снеговик нам книгу подарил, давайте откроем наш

сундучок.

Давайте скажем волшебные слова: чук- чак- чик- чок-

открывайся сундучок.

В.: Ребята, сейчас ,я вам прочитаю очень красивый

отрывок из стихотворения о зиме, его написал И. Суриков.

Хотите его послушать? Присаживайтесь на стульчики.

-Белый снег, пушистый в воздухе кружится

-И на землю тихо падает, ложится.

-И под утро снегом поле побелело,

-Точно пеленою все его одело.

-Темный лес что шапкой принакрылся чудной

-И заснул под нею крепко, непробудно…

-Божьи дни коротки, солнце светит мало,

-Вот пришли морозы – и зима настала.

В.: Как поэт описывает снег в своем стихотворении?

Какой он?

- Что происходит со снегом?

- Что произошло утром?

-Как заснул темный лес?

-Какими стали дни?

А что говорится про зимнее солнце?

-Что случилось, когда наступила зима?

В.: Понравилось ли вам стихотворение? А сейчас я ещё

раз прочитаю это стихотворение, и мы с вами попробуем

его выучить. Но теперь при чтении строчек , мы будем

смотреть на схему. А что нам всегда помогает все

запомнить? (план- схема- мнемотаблица).Правильно при

заучивании этого стихотворения мы будем опираться на

мнемотаблицу.

В.: Вы готовы?

В.: Ребята, давайте сегодня мы с вами эту схему сами

нарисуем и вы по ней прочитаете стихотворение. Я буду

зачитывать его, а вы изображать на листе бумаги в схемах.

Подходим к столам и садимся.

(воспитатель читает стихотворение по строчкам, дети

зарисовывают схему). По окончании работы дети по

желанию читают стихотворение с опорой на свою схему.

В.: Все ваши схемы очень хорошие. Мы с вами позднее

запишем видео-письмо Снеговику, где вы читаете

стихотворения о зиме и его отправим. Вы большие

молодцы!

В.: Ребята, где мы сегодня побывали? А кто нас туда

пригласил? Какая бывает зима? Какое стихотворение мы

выучили? Кто написал это стихотворение? Что помогло

нам запомнить стихотворение?

11.Самостоятельная

творческая

деятельность детей –

составление схемы для

заучивания

стихотворения –

скрайбинг.

III Рефлексия



В раздел образования