Автор: Абаева Татьяна Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Оболенская СОШ"
Населённый пункт: п. Оболенск, г.о. Серпухов
Наименование материала: Практикум для воспитателей
Тема: "Двигательные практики в коррекционной логопедической работе с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Оболенская средняя общеобразовательная школа»
Дошкольное отделение
Практикум для воспитателей
«Двигательные практики
в коррекционной логопедической работе
с дошкольниками»
2025 г.
п. Оболенск
Учитель-логопед Абаева Т. В.
Теоретическая часть. Методы двигательной коррекции и телесно-ориенти-
рованные психотехники и их использование в современной педагогике.
Практическая часть. Базовый комплекс образовательной кинезиологии.
В настоящее время резко возросло число детей с отклонениями в развитии. Кли-
нические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патоло-
гии. Между тем, такие дети испытывают значительные проблемы при обучении.
Работа с детьми в современных условиях требует новых подходов и решений.
Традиционные когнитивные методы, ориентированные на тренировку памяти,
внимания, мышления, речи, оказываются недостаточными. Поэтому получили
активное развитие методы двигательной коррекции и телесно-ориентированные
психотехники. Цель их внедрения – восстановление или формирование у ребен-
ка контакта с собственным телом, активизация межполушарного взаимодей-
ствия, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов обще-
ния для улучшения психического самочувствия и взаимодействия с другими
людьми.
Одним из таких методов является «Комплексное нейропсихологическое сопро-
вождение ребенка» или «Метод замещающего онтогенеза». Этот метод разрабо-
тан московскими специалистами – психоневрологами, логопедами и психолога-
ми под руководством Семенович Анны Владимировны. Этот метод направлен
на преодоление дисфункций центральной нервной сиситемы, которые возни-
кают при внуриутробной, родовой патологии или на раннем этапе развития ре-
бенка. Дисфункции ЦНС выражаются в искажениях становления подкорково-
корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной специализации
правого и левого полушарий мозга.
Метод замещающего онтогенеза восстанавливает энергетический потенциал ор-
ганизма (повышается работоспособность), стабилизирует сенсомоторные и пси-
хические процессы (преодолевается расторможенность, стабилизируется эмоци-
ональный фон), формирует связи между отделами мозга в том числе межполу-
шарное взаимодействие (количество и качество подобных связей и определяют
интеллект человека).
Как работает этот метод? Через движения восстанавливают этапы развития ре-
бенка, т. е. его онтогенез. Таким образом, те связи, которые не были сформиро-
ваны своевременно, начинают формироваться. Прорабатываются все те движе-
ния, которыми овладевает ребенок после рождения. Работа строится по опреде-
ленной системе, которая включает основные блоки: растяжки, дыхательные
упражнения, глазодвигательные упражнения, ползания, отработка ритмов.
Работа по методу замещающего онтогенеза предполагает специальную подго-
товку педагога и использование всей системы упражнений.
Еще одним направлением, основанным на движении, является образовательная
кинезиология. Образовательная кинезиология представляет собой учение о раз-
витии ребенка и взрослого человека через естественные физические движения,
которые согласуют деятельность мозга и тела, координируют работу обоих по-
лушарий мозга.
Слово «кинезиология» происходит от греческих слов «кинезис» — движение,
«логос» - наука, то есть изучение движения. Вся наша жизнь — движение от ее
начала и до конца. Ребенок учится двигаться по жизни в прямом смысле — пол-
зать, вставать, ходить. Наши мышцы движутся, кровь и лимфа протекают в на-
шем теле.
Основателем образовательной кинезиологии считаются американских психоло-
гов Пола и Гейла Деннисон. Они создали программу «Гимнастика Мозга», кото-
рая направлена на активизацию природных механизмов работы мозга через
естественные физические движения тела. В России эта методика известна с а
90-х годов прошлого века.
Для понимания воздействия кинезиологических упражнений на мозг человека,
необходимо разобраться в таких понятиях как функциональная асимметрия по-
лушарий и межполушарное взаимодействие. Психофизиологи выделяют 32 типа
функциональной организации мозга. Упростив, можно выделить три главных
типа организации головного мозга:
1.Левополушарный тип.
Доминирует левое полушарие. Наблюдается склонность к абстрагированию и
обобщению, словесно – логический характер познавательных процессов. Левое
полушарие оперирует словами, условными знаками, символами, отвечает за
письмо, счет, способность к анализу.
Для успешного обучения таких детей необходим линейный стиль изложения
информации, анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина на
занятии, работа в одиночку, вневременные задания. Для них характерна высокая
потребность в умственной деятельности. Оптимальное сочетание цветов на дос-
ке: темный фон, светлый мел. Классическая посадка за партами.
Дети этого типа лучше запоминают материал абстрактно-логического содержа-
ния (особенно на слух). Активно используют приёмы смысловой памяти. Дела-
ют больше ошибок при воспроизведении наглядно-чувственных видов материа-
ла (особенно цвета и формы зрительных объектов). Хорошо перерабатывают
информацию. Их привлекают трудные, необычные задачи, любят учиться ново-
му, у них рано формируются познавательные потребности. Выражена потреб-
ность в самосовершенствовании (ума, волевых качеств) и самореализации в
практической деятельности. Люди этого типа не склонны к фантазиям, они
практичны, подчиняются рассудку и логике. Более холодны в отношениях с
людьми, ориентированы на себя и свои проблемы.
2. Правополушарный тип.
Доминирует правое полушарие. Наблюдается склонность к творчеству. Люди
этого типа предпочитают запоминать материал целиком, при этом информацию
перерабатывают медленнее. При восприятии на слух делают больше ошибок.
Им больше нравятся гуманитарные предметы, легко ориентируются в про-
странстве, ярко воспринимают форму, цвет, визуальное восприятие более разви-
то. Больше развита непроизвольная память. Проявляют способности к рисова-
нию, музыке. Артистичны, успешны в спорте.
Для успешного обучения им необходимы творческие задания, эксперименты,
музыкальный фон на уроке, речевой ритм, работа в группах, престижность по-
ложения в коллективе. Для организации невербального общения правополу-
шарных детей необходимо посадить полукругом, чтоб они имели возможность
более полного зрительного восприятия выступающих. Оптимальное сочетание
цветов на доске: светлая доска, темный мел. Таким детям требуется меньше вре-
мени для полноценного отдыха.
3.Равнополушарный тип – нет ярко выраженного подавления одного полушария
другим.
Люди такого типа обладают довольно широким диапазоном возможностей и ин-
тересов, могут реализовать себя как в гуманитарной, так и в математической
сфере. Зачастую они обладают общей одарённостью, имеют задатки гениев. Но
познавательная активность у них часто бывает поверхностной, они не доводят
начатое дело до конца.
Основой интеллекта человека служат межполушарные связи, которые обеспечи-
вают взаимодействие всех зон головного мозга. Нарушение межполушарной
передачи информации искажает познавательную деятельность ребенка, что при-
водит к различным отклонениям в развитии речи, мышления, изменениями пси-
хического статуса.
Образовательная кинезеология направлена на устранение многих причин, за-
трудняющих гармоничное развитие ребенка, стимулирует его интеллектуальное
развитие, а также решает множество проблем эмоционального плана.
Практическая часть.
Упражнения собраны в 4 группы:
Первая группа включает движения, пересекающие среднюю линию тела, (об-
разованную его левой и правой половинами); они стимулируют работу как
крупной, так и тонкой моторики. Ведущий механизм «единства мысли и движе-
ния», лежащий в основе этих упражнений, способствует совершенствованию и
интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, пол-
ноценному восприятию материала, как на аналитическом уровне, так и на уров-
не обобщения.
Вторая группа - это упражнения, растягивающие мышцы тела. Эти упражнения
снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела. Когда мышцы растяги-
ваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посыла-
ют сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном со-
стоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне
работы мозга это означает, что информация из задних отделов мозга (зон выжи-
вания) может свободно переходить в передние, причинно-обусловливающие,
через лимбическую систему, в высшие отделы мозга. Процесс обучения при та-
ком состоянии мышц доставляет ребенку удовольствие.
Третья группа представляет собой упражнения, заряжающие тело энергией,
или, иными словами, обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность
протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток го-
ловного мозга. Эти упражнения основаны на точном знании зон рефлекторного
и «психологического» функционирования тела.
Четвертая группа упражнений - это позовые упражнения, которые способству-
ют углублению позитивного отношения, ибо влияют на эмоциональную и лим-
бическую систему мозга, взаимодействующую с центрами восприятия собствен-
ного «Я» личности. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы орга-
низма, также способствуя спокойному, успешному обучению.
Каждое упражнение выполняется по 1-2 минуте, что не требует много времени.
Их можно выполнять в различном порядке и сочетании. Простые движения и
упражнения несут в себе возможность радостного, творческого учения, пози-
тивного личностного роста, перспективного формирования учебных навыков и
умений.
«Гимнастика мозга» направлена на стабилизацию трех составляющих: латераль-
ность ("лево - правостороннее" измерение тела и мозга), центрация (измерение
"верха-низа" тела, вовлекающее в работу средний мозг) и фокус (измерение
"переда-спины" тела, вовлекающее в работу ствол мозга). Когда эти три измере-
ния работают вместе, это означает, что вся целостная система "интеллект-тело"
сбалансирована для коммуникации, организации и понимания. Если одно из
трех измерений находится в конфликте с другим, процесс обучения оказывается
"односторонним" или незавершенным.
Упражнения кинезиолгоии универсальны. Они помогают взрослым и детям рас-
крыть те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут (5-7
минут) занятий дают высокую умственную энергию. Они очень просты в испол-
нении и не требуют специальной физической подготовки. При регулярном вы-
полнении этих упражнений снимется усталость, повышается концентрация вни-
мания, возрастает физическая и умственная активность.
Базовый комплекса упражнений.
1.
Упражнение «Кнопки мозга» подготовит ваши глаза к напряженной рабо-
те. Левую руку положите на пупок, правой нащупайте две точки под клю-
чицами слева и справа от грудины. Точки могут быть слегка болезненны-
ми. Промассируйте их большим и средним пальцами 30-40 секунд. Этим
вы поможете включению внимания и легче справитесь с напряжением.
Потом поменяйте руки.
2.
«Перекрестные шаги». Это может быть обычный шаг, но в такт движению
левой ногой нужно коснуться правой руки и, наоборот, при движении
правой ногой нужно коснуться левой руки. Вы можете сидеть, лежать,
стоять, бежать или танцевать, при этом касаясь колена левой ноги локтем
или ладонью правой руки, и, соответственно, в другую сторону. Это мож-
но делать под музыку и без нее. И столько раз, сколько захотите. В ходе
несложных и веселых движений вы пересекаете срединную линию тела и
включаете тонкие нейрофизиологические процессы. Упражнение улучша-
ет внимание и координацию движений и синхронизирует работу обоих
полушарий мозга. Что это дает на практике? Умение логически просчи-
тать ситуацию и одновременно управлять своими эмоциями.
3.
«Крюки» Денисона или Кука. Стоя, скрестите ноги и руки. Язык прижми-
те к небу. Постойте так немного с прямой спиной, ноги на ширине плеч.
4.
«Ленивые восьмерки». Делать его нужно медленно, плавно, осознанно
описывая движение по большой траектории. Вытяните правую руку
вперед и большим пальцем опишите в поле зрения горизонтально распо-
ложенную восьмерку (как знак «бесконечность»). Начните с центра лежа-
щей восьмерки и двигайтесь влево-вверх. Опишите левую часть, перейди-
те к правой. Закончите на подъеме, снизу подойдя к точке, откуда начина-
ли. Проделайте три раза. Глазами непрерывно следите за пальцем. Затем
то же проделайте большим пальцем левой руки, начиная так же влево-
вверх, тоже три раза. После этого сцепите руки в замок: большие пальцы
направлены вверх и образуют перекрестие. Сосредоточившись на центре
перекрестия, проделайте движение теперь уже двумя руками (три раза).
Не пугайтесь, если возникнет легкая боль в мышцах глаз. Она пройдет
очень быстро. В ходе упражнения включается боковое, периферическое
зрение. Это хорошее коррекционное упражнение после работы на
компьютере. Оно снимает не только усталость глаз, но и напряжение в
мышцах шеи, боль в спине.
5.
Для расслабления шеи и плеч полезно проделать «Вращение шеей». Рас-
слабим плечи и опустим голову прямо вниз. На выдохе медленно повора-
чиваем голову вправо, затем влево. В каком-то положении можем почув-
ствовать, как шея побаливает. Это и есть мышечный зажим. В этот мо-
мент нужно сделать несколько небольших круговых движений подбород-
ком по часовой стрелке до исчезновения боли.
6.
Упражнение «Позитивные точки» поможет снять эмоциональное напря-
жение. Тремя пальцами каждой руки легко коснитесь точек на лбу над
глазными яблоками между линией роста волос и бровей. Удерживайте
позу 40 секунд. Напряжение начнет спадать.