Авторы: Сандахчиева Елена Николаевна, Трофимова Наталья Юрьевна
Должность: Воспитатель, Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Совёнок"
Населённый пункт: Новосибирская область, рп Кольцово
Наименование материала: Проект
Тема: "Детям о Блокаде Ленинграда"
Раздел: дошкольное образование
Проект
«Детям о блокаде Ленинграда»
В старшей группе «Тигрёнок»
МБДОУ Детский сад «Совёнок»
Подготовили и провели:
Сандахчиева ЕН.
Трофимова Н.Ю
Кольцово
2025г.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Тип проекта: информационно – познавательный.
Участники проекта: воспитанники старшей группы детского сада, воспитатели,
родители.
Проблема, на решение которой направлен проект: во время бесед с детьми о том,
что они знают о блокадном времени, выяснилось, что практически ничего. Кроме того,
у
детей
появились
вопросы
о
Великой
Отечественной
войне.
Учитывая
заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаем, что
необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время
блокады, пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с
подвигом народа во время блокады Ленинграда.
Актуальность проекта: Великая Отечественная война – важное событие в жизни
нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную
землю; гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров,
самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти
знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек.
Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к
сожалению, её ветеранов остаётся с каждым годом всё меньше. Закономерности
человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно
сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те
годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё
дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и
страшная война, а город Ленинград находился в блокадном кольце. И всё сложнее с
каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900
блокадных днях.
И есть еще одна важная проблема: как рассказать о блокаде, не травмируя детскую
психику, не пугая их. Нужно очень тщательно подбирать материалы о лишениях и
тяготах жителей блокадного Ленинграда – детей и взрослых. Очень аккуратно и
дозировано рассказывать о войне, о блокаде.
Цель
проекта:
расширение
представлений
о
героическом
подвиге
жителей
блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны у детей старшей
группы.
Задачи проекта:
Для детей:
- Формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей
страны.
- Обогащать знания детей о героическом городе Ленинград.
- Познакомить с понятиями «блокада», «Дорога жизни», «продуктовая карточка»,
«Блокадная ласточка».
- Обогащать словарный запас детей.
- Познакомить с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными
войне.
- Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества.
- Формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего
тяготы войны.
Для педагогов:
- Формировать у детей нравственные понятия и этику жителей Ленинграда,
любовь к городу.
Для родителей:
- Повысить знания родителей о блокадном Ленинграде.
Предполагаемые результаты:
- Расширение знаний детей о героическом подвиге жителей блокадного
Ленинграда.
- Развитие интереса детей к истории Отечества в годы Великой Отечественной
войны.
- Понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города.
- Умение рассказать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и
музыкальные произведения, посвящённые блокаде Ленинграда.
-
Установление
социально-коммуникативных
контактов
между
детьми,
родителями и воспитателями.
-
Пополнение методической «копилки» тематическими конспектами НОД с детьми
старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.
Этапы реализации проекта.
1
этап: «Подготовительный»
- Определение цели и задач проекта, изучение методической литературы,
составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана
работы с родителями.
-
Подбор
детской
и
методической
литературы,
наглядного
материала
(иллюстрации, фотографии, зарисовки); занятий.
- Подготовка материала для продуктивной деятельности.
- Подбор информации через интернет (презентации, фильмы, мультфильмы о
блокадном Ленинграде и о войне).
- Пополнение предметно-развивающей среды.
- Знакомство родителей с проектом в родительском уголке.
2 этап: «Основной» (работа над проектом)
С детьми:
- Беседы: «Блокадный Ленинград», «Что мы знаем о блокаде?», «Что рассказывают
о блокаде бабушки и дедушки?», «Дорога жизни». «Блокадная ласточка».
- Чтение художественной литературы: Е.Благинина «Шинель», Л.Кассиль «Твои
защитники» (отрывки), Т.Цимберг, О.Бергольц «Мы – ленинградцы», Ю.Герман
«Вот как это было».
- Прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокаде Ленинграда:
Д. Шостакович «Ленинградская симфония», Харитонов - «Не стареют душой
ветераны», гр. «Ленинград» - «Город-герой Ленинград», минута молчания «Вечная
память героям Великой Отечественной войны».
-
Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением блокадного
Ленинграда.
- Просмотр презентаций «Блокада», «900 дней блокады».
- Просмотр мультфильмов о блокаде:
- мультфильмы: «Воробушек».
- Аппликация «Блокадная ласточка».
С родителями:
- Папки – передвижки: «Блокада Ленинграда».
- Предложить родителям посмотреть дома другие м\ф про блокаду Ленинграда.
2
этап: «Заключительный»
- Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
- Сотрудничество с Кольцовской библиотекой - передать на выставку аппликацию
«Блокадная ласточка».
Полученные результаты:
- Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во
время Великой Отечественной войны.
- Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.
-В группе созданы условия для углублённого изучения детьми истории блокадного
Ленинграда: внесён наглядный и дидактический материал по теме.
Конспект занятия с презентацией посвящённый понятию блокады Ленинграда.
Цель:
Расширять
знания
детей
о
героическом
подвиге
жителей блокадного
Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Познакомить детей с понятием
блокада; Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за народ проявивший
отвагу. Познакомить детей со страшными днями пережитыми людьми;
Задачи:
-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ;
– формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.
– обогащать знания детей о героические прошлые города Ленинграда;
- воспитывать уважение к старшему поколению пережившего тяготы войны;
-воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
- активизировать словарный запас детей;
- развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов;
- совершенствовать изобразительные умения и навыки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Художественная литература». «Музыкальное
развитие».»
Предварительная работа:
Чтение
художественной
литературы
по
теме,
прослушивание
музыкальных
произведений, военных песен, рассматривание иллюстраций. Рассматривание военных
наград (ордена и медали прадедушек, прабабушек и других родственников).
Ход непосредственно образовательной деятельности
Звучит музыка: «Вставай страна огромная».
Воспитатель: Мы сегодня с Вами поговорим о «Дороге Жизни» и блокадном
Ленинграде, который отмечается 27 января. Это очень памятная дата нашей страны.
Воспитатель: А кто мне скажет, как назывался этот город во время войны? –
Молодцы, Ленинград, а жители назывались ленинградцами.
Воспитатель: Много испытаний было у этого прекрасного города: наводнения,
пожары, но эта война самое страшное испытание. В 1941 году на нашу Родину напала
фашистская Германия. Пришла война, и очень скоро враги оказались рядом с
Ленинградом.
Воспитатель: Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали
пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил
окружить город в кольцо, взять в блокаду. Наступили страшные блокадные дни… Их
было 900… это почти 2, 5года.
Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной
возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По этой дороге
под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и
стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были
опасны, машины проваливались под лед.
Звучит «Ленинградская симфония» Шостаковича
Воспитатель: Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: «Нашей борьбе с
фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду
– я посвящаю 7-ю симфонию».
Дети читают стихи:
Наш город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
Бомбёжки. Метели, заносы…
Уходят машины под лёд,
Но каждый шофёр твёрдо верил,
Что город, любимый спасёт.
Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
Хотели враги Ленинград уничтожить,
Стереть этот город с земли.
Но захватить и прорвать оборону
Фашисты никак не смогли.
Воспитатель: 45 километров вьётся шоссе от Ленинграда до Осиновца. Давайте
представим, что мы с вами едем по этой военной дороге.
Воспитатель: Мы проехали совсем немного и увидели памятную стелу. Металлом
блестят на ней слова: «Дорога Жизни». А сверху – цифра – один. Значит, мы отъехали
от Ленинграда всего один километр. До Осиновца осталось сорок четыре километра. И
на каждом километре мы увидим такую же стелу.
Воспитатель: Ленинград позади. На третьем километре находиться мемориальный
комплекс, входящий в Зелёный пояс Славы. Создан в память погибшим детям в
блокадном Ленинграде. В комплекс входит памятник «Цветок жизни», аллея Дружбы,
дневник Тани Савичевой и березовая роща с красными повязанными платками.
Воспитатель: Памятник «Цветок жизни». На лепестках цветка изображены лицо
улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце».
Звучит песня «Пусть всегда будет солнце».
Воспитатель читает стихотворение:
Какого цвета беда?
Какого цвета война?
Какого цвета холод?
Какого цвета голод?
Какого цвета блокада?
Никакой палитры не надо,
Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.
Воспитатель: Таня Савичева – ленинградская девочка, известная всему миру. Автор
блокадного дневника. Она – символ тех страданий, которые перенесли все его жители.
Её дневник, состоящий всего из девяти записей.
В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива
Затаив на миг дыханье.
Слышит мир ее слова.
Воспитатель: У подножия Румболовской горы находится памятник, входящий в
«Зеленый пояс Славы». На гранитной плите выбиты слова поэтессы Ольги Берггольц:
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим,
Еще не знают на Земле
Страшней и радостней дороги.
Воспитатель: На 10 километре стоит памятник машине «Полуторке». Много лет
спустя, когда война уже кончилась, водолазы подняли эту машину со дна озера. И
установили, как памятник.
«Дорогой жизни» Ладогу назвали, надеждой на спасение людей.
Раненых. Больных и истощенных, везли полуторки по ней.
Нет смелее, нет храбрей шофера фронтового,
Любит он свою машину- друга боевого.
И по снегу, и по льду он ведет машину.
Как объехать полынью, не попасть на мину?
Воспитатель: На 17-м км Дороги жизни находится мемориал «Катюша».
Прослушивание песни «Катюша».
Он представляет собой нацеленную в небо металлическую конструкцию из пяти
балок, которые внешне напоминают реактивную артиллерийскую установку. В дни
блокады на месте памятника стояла зенитная батарея, которая защищала Дорогу
жизни.
В мемориал входит стена с памятным текстом.
Эти грозные годы запомни.
Здесь проходила «Дорога жизни».
Мужеством храбрых спасён Ленинград.
Павшим героям бессмертная слава.
Воспитатель: Наш автобус подъехал к Ладоге. Теперь до Осиновца осталось всего
несколько километров. У деревни Кокорево, на берегу Ладожского озера, высится
памятник «Разорванное кольцо», входящий в «Зеленый пояс Славы». Фашисты
окружил Ленинград со всех сторон. И город оказался в кольце, длиной в 900 дней и
ночей. В блокаде оказалось много жителей этого города: дети, женщины, старики.
Ребята, а как вы понимаете кольцо блокады? (ответы детей)
Подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу.
Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти не зайти. Это памятник солдатам,
матросам, лётчикам – всем, кто не дал врагу сомкнуть кольцо вокруг Ладожского
озера.
Воспитатель: 45 километр Дороги жизни – это Осиновец. Сюда в тяжелые годы
войны моряки и водители доставляли с Большой земли хлеб оружие.
Звучит песня «Дорога жизни»
Отсюда увозили на Большую землю детей, стариков, больных. Музей «Дорога жизни
В музее представлены корабельные флаги и боевые знамена, оружие и военная
техника военных лет, модели кораблей, самолетов, автомашин, участвовавших в
перевозках; документы и фотографии.
Воспитатель: Мы вышли из музея, и пошли к берегу. Вот она, Ладога сегодня! Тихое
безмятежное озеро. Там, где гремели бои, где насмерть стояли непоколебимые
защитники Ленинграда.
Воспитатель: Наш автобус возвращается в город. Но по пути мы заглянем ещё в один
музей. Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Диорама посвящена операции
«Искра» - переломному моменту в истории битвы за Ленинград.
Воспитатель:
В январе 1943 года войскам Ленинградского и Волховского фронтов дан приказ:
перейти в наступление, пробираться навстречу друг другу, разбить осаду города
Ленинград и соединиться. И только 27 января 1944 года город был полностью
освобожден от блокады. (Показ картинок).
Воспитатель: Когда людям сообщили, что блокада прорвана, все ленинградцы
радовались, выбегали на улицу, обнимались, хоть у них и осталось совсем мало сил.
Ребята, покажите, как бы вы радовались, обнимались…
Звучит песня «Дети 21 века».
Воспитатель: Мы должны почтить память погибших защитников славного города
минутой молчания, ведь тема войны и блокады должны всегда стучать в наших
сердцах.
На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артобстреле.
Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
«Ничто не забыто. Никто не забыт!»
Чтоб помнили все строчки эти.
В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь они отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.
Кружился снег, а город наш бомбили.
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили,
Чтоб мирной стала каждая зима!