Напоминание

"Детям о Блокаде Ленинграда"


Авторы: Сандахчиева Елена Николаевна, Трофимова Наталья Юрьевна
Должность: Воспитатель, Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Совёнок"
Населённый пункт: Новосибирская область, рп Кольцово
Наименование материала: Проект
Тема: "Детям о Блокаде Ленинграда"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

«Детям о блокаде Ленинграда»

В старшей группе «Тигрёнок»

МБДОУ Детский сад «Совёнок»

Подготовили и провели:

Сандахчиева ЕН.

Трофимова Н.Ю

Кольцово

2025г.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Тип проекта: информационно – познавательный.

Участники проекта: воспитанники старшей группы детского сада, воспитатели,

родители.

Проблема, на решение которой направлен проект: во время бесед с детьми о том,

что они знают о блокадном времени, выяснилось, что практически ничего. Кроме того,

у

детей

появились

вопросы

о

Великой

Отечественной

войне.

Учитывая

заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаем, что

необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время

блокады, пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с

подвигом народа во время блокады Ленинграда.

Актуальность проекта: Великая Отечественная война – важное событие в жизни

нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную

землю; гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров,

самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти

знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек.

Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к

сожалению, её ветеранов остаётся с каждым годом всё меньше. Закономерности

человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно

сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те

годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё

дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и

страшная война, а город Ленинград находился в блокадном кольце. И всё сложнее с

каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900

блокадных днях.

И есть еще одна важная проблема: как рассказать о блокаде, не травмируя детскую

психику, не пугая их. Нужно очень тщательно подбирать материалы о лишениях и

тяготах жителей блокадного Ленинграда – детей и взрослых. Очень аккуратно и

дозировано рассказывать о войне, о блокаде.

Цель

проекта:

расширение

представлений

о

героическом

подвиге

жителей

блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны у детей старшей

группы.

Задачи проекта:

Для детей:

- Формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей

страны.

- Обогащать знания детей о героическом городе Ленинград.

- Познакомить с понятиями «блокада», «Дорога жизни», «продуктовая карточка»,

«Блокадная ласточка».

- Обогащать словарный запас детей.

- Познакомить с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными

войне.

- Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества.

- Формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего

тяготы войны.

Для педагогов:

- Формировать у детей нравственные понятия и этику жителей Ленинграда,

любовь к городу.

Для родителей:

- Повысить знания родителей о блокадном Ленинграде.

Предполагаемые результаты:

- Расширение знаний детей о героическом подвиге жителей блокадного

Ленинграда.

- Развитие интереса детей к истории Отечества в годы Великой Отечественной

войны.

- Понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города.

- Умение рассказать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и

музыкальные произведения, посвящённые блокаде Ленинграда.

-

Установление

социально-коммуникативных

контактов

между

детьми,

родителями и воспитателями.

-

Пополнение методической «копилки» тематическими конспектами НОД с детьми

старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.

Этапы реализации проекта.

1

этап: «Подготовительный»

- Определение цели и задач проекта, изучение методической литературы,

составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана

работы с родителями.

-

Подбор

детской

и

методической

литературы,

наглядного

материала

(иллюстрации, фотографии, зарисовки); занятий.

- Подготовка материала для продуктивной деятельности.

- Подбор информации через интернет (презентации, фильмы, мультфильмы о

блокадном Ленинграде и о войне).

- Пополнение предметно-развивающей среды.

- Знакомство родителей с проектом в родительском уголке.

2 этап: «Основной» (работа над проектом)

С детьми:

- Беседы: «Блокадный Ленинград», «Что мы знаем о блокаде?», «Что рассказывают

о блокаде бабушки и дедушки?», «Дорога жизни». «Блокадная ласточка».

- Чтение художественной литературы: Е.Благинина «Шинель», Л.Кассиль «Твои

защитники» (отрывки), Т.Цимберг, О.Бергольц «Мы – ленинградцы», Ю.Герман

«Вот как это было».

- Прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокаде Ленинграда:

Д. Шостакович «Ленинградская симфония», Харитонов - «Не стареют душой

ветераны», гр. «Ленинград» - «Город-герой Ленинград», минута молчания «Вечная

память героям Великой Отечественной войны».

-

Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением блокадного

Ленинграда.

- Просмотр презентаций «Блокада», «900 дней блокады».

- Просмотр мультфильмов о блокаде:

- мультфильмы: «Воробушек».

- Аппликация «Блокадная ласточка».

С родителями:

- Папки – передвижки: «Блокада Ленинграда».

- Предложить родителям посмотреть дома другие м\ф про блокаду Ленинграда.

2

этап: «Заключительный»

- Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

- Сотрудничество с Кольцовской библиотекой - передать на выставку аппликацию

«Блокадная ласточка».

Полученные результаты:

- Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во

время Великой Отечественной войны.

- Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.

-В группе созданы условия для углублённого изучения детьми истории блокадного

Ленинграда: внесён наглядный и дидактический материал по теме.

Конспект занятия с презентацией посвящённый понятию блокады Ленинграда.

Цель:

Расширять

знания

детей

о

героическом

подвиге

жителей блокадного

Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Познакомить детей с понятием

блокада; Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за народ проявивший

отвагу. Познакомить детей со страшными днями пережитыми людьми;

Задачи:

-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ;

– формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.

– обогащать знания детей о героические прошлые города Ленинграда;

- воспитывать уважение к старшему поколению пережившего тяготы войны;

-воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.

- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;

- активизировать словарный запас детей;

- развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов;

- совершенствовать изобразительные умения и навыки

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-

коммуникативное развитие», «Художественная литература». «Музыкальное

развитие».»

Предварительная работа:

Чтение

художественной

литературы

по

теме,

прослушивание

музыкальных

произведений, военных песен, рассматривание иллюстраций. Рассматривание военных

наград (ордена и медали прадедушек, прабабушек и других родственников).

Ход непосредственно образовательной деятельности

Звучит музыка: «Вставай страна огромная».

Воспитатель: Мы сегодня с Вами поговорим о «Дороге Жизни» и блокадном

Ленинграде, который отмечается 27 января. Это очень памятная дата нашей страны.

Воспитатель: А кто мне скажет, как назывался этот город во время войны? –

Молодцы, Ленинград, а жители назывались ленинградцами.

Воспитатель: Много испытаний было у этого прекрасного города: наводнения,

пожары, но эта война самое страшное испытание. В 1941 году на нашу Родину напала

фашистская Германия. Пришла война, и очень скоро враги оказались рядом с

Ленинградом.

Воспитатель: Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали

пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил

окружить город в кольцо, взять в блокаду. Наступили страшные блокадные дни… Их

было 900… это почти 2, 5года.

Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной

возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По этой дороге

под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и

стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были

опасны, машины проваливались под лед.

Звучит «Ленинградская симфония» Шостаковича

Воспитатель: Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: «Нашей борьбе с

фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду

– я посвящаю 7-ю симфонию».

Дети читают стихи:

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Бомбёжки. Метели, заносы…

Уходят машины под лёд,

Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что город, любимый спасёт.

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Хотели враги Ленинград уничтожить,

Стереть этот город с земли.

Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не смогли.

Воспитатель: 45 километров вьётся шоссе от Ленинграда до Осиновца. Давайте

представим, что мы с вами едем по этой военной дороге.

Воспитатель: Мы проехали совсем немного и увидели памятную стелу. Металлом

блестят на ней слова: «Дорога Жизни». А сверху – цифра – один. Значит, мы отъехали

от Ленинграда всего один километр. До Осиновца осталось сорок четыре километра. И

на каждом километре мы увидим такую же стелу.

Воспитатель: Ленинград позади. На третьем километре находиться мемориальный

комплекс, входящий в Зелёный пояс Славы. Создан в память погибшим детям в

блокадном Ленинграде. В комплекс входит памятник «Цветок жизни», аллея Дружбы,

дневник Тани Савичевой и березовая роща с красными повязанными платками.

Воспитатель: Памятник «Цветок жизни». На лепестках цветка изображены лицо

улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце».

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце».

Воспитатель читает стихотворение:

Какого цвета беда?

Какого цвета война?

Какого цвета холод?

Какого цвета голод?

Какого цвета блокада?

Никакой палитры не надо,

Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.

Воспитатель: Таня Савичева – ленинградская девочка, известная всему миру. Автор

блокадного дневника. Она – символ тех страданий, которые перенесли все его жители.

Её дневник, состоящий всего из девяти записей.

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива

Затаив на миг дыханье.

Слышит мир ее слова.

Воспитатель: У подножия Румболовской горы находится памятник, входящий в

«Зеленый пояс Славы». На гранитной плите выбиты слова поэтессы Ольги Берггольц:

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим,

Еще не знают на Земле

Страшней и радостней дороги.

Воспитатель: На 10 километре стоит памятник машине «Полуторке». Много лет

спустя, когда война уже кончилась, водолазы подняли эту машину со дна озера. И

установили, как памятник.

«Дорогой жизни» Ладогу назвали, надеждой на спасение людей.

Раненых. Больных и истощенных, везли полуторки по ней.

Нет смелее, нет храбрей шофера фронтового,

Любит он свою машину- друга боевого.

И по снегу, и по льду он ведет машину.

Как объехать полынью, не попасть на мину?

Воспитатель: На 17-м км Дороги жизни находится мемориал «Катюша».

Прослушивание песни «Катюша».

Он представляет собой нацеленную в небо металлическую конструкцию из пяти

балок, которые внешне напоминают реактивную артиллерийскую установку. В дни

блокады на месте памятника стояла зенитная батарея, которая защищала Дорогу

жизни.

В мемориал входит стена с памятным текстом.

Эти грозные годы запомни.

Здесь проходила «Дорога жизни».

Мужеством храбрых спасён Ленинград.

Павшим героям бессмертная слава.

Воспитатель: Наш автобус подъехал к Ладоге. Теперь до Осиновца осталось всего

несколько километров. У деревни Кокорево, на берегу Ладожского озера, высится

памятник «Разорванное кольцо», входящий в «Зеленый пояс Славы». Фашисты

окружил Ленинград со всех сторон. И город оказался в кольце, длиной в 900 дней и

ночей. В блокаде оказалось много жителей этого города: дети, женщины, старики.

Ребята, а как вы понимаете кольцо блокады? (ответы детей)

Подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу.

Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти не зайти. Это памятник солдатам,

матросам, лётчикам – всем, кто не дал врагу сомкнуть кольцо вокруг Ладожского

озера.

Воспитатель: 45 километр Дороги жизни – это Осиновец. Сюда в тяжелые годы

войны моряки и водители доставляли с Большой земли хлеб оружие.

Звучит песня «Дорога жизни»

Отсюда увозили на Большую землю детей, стариков, больных. Музей «Дорога жизни

В музее представлены корабельные флаги и боевые знамена, оружие и военная

техника военных лет, модели кораблей, самолетов, автомашин, участвовавших в

перевозках; документы и фотографии.

Воспитатель: Мы вышли из музея, и пошли к берегу. Вот она, Ладога сегодня! Тихое

безмятежное озеро. Там, где гремели бои, где насмерть стояли непоколебимые

защитники Ленинграда.

Воспитатель: Наш автобус возвращается в город. Но по пути мы заглянем ещё в один

музей. Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Диорама посвящена операции

«Искра» - переломному моменту в истории битвы за Ленинград.

Воспитатель:

В январе 1943 года войскам Ленинградского и Волховского фронтов дан приказ:

перейти в наступление, пробираться навстречу друг другу, разбить осаду города

Ленинград и соединиться. И только 27 января 1944 года город был полностью

освобожден от блокады. (Показ картинок).

Воспитатель: Когда людям сообщили, что блокада прорвана, все ленинградцы

радовались, выбегали на улицу, обнимались, хоть у них и осталось совсем мало сил.

Ребята, покажите, как бы вы радовались, обнимались…

Звучит песня «Дети 21 века».

Воспитатель: Мы должны почтить память погибших защитников славного города

минутой молчания, ведь тема войны и блокады должны всегда стучать в наших

сердцах.

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт!»

Чтоб помнили все строчки эти.

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

Кружился снег, а город наш бомбили.

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима!



В раздел образования