Автор: Ямушин Виктор Вячеславович
Должность: Преподаватель по гитаре
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Анива»
Населённый пункт: г. Анива
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «Развитие технических приемов игры в классе гитары»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
«Детская школа искусств г. Анива»
Методическое сообщение
на тему: «
Развитие технических приемов игры в классе гитары
»
Выполнил:
Преподаватель
Ямушин В. В.
г. Анива
29 ноября 2024 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3
1.
Основные приёмы звукоизвлечения на гитаре…………………………..4
1.1.
Арпеджио……………………………………………………………4
1.2.
Легато………………………………………………………………..5
1.3.
Вибрато………………………………………………………………7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 10
2
ВВЕДЕНИЕ
Начало обучения игре на музыкальном инструменте — это фундамент,
на котором строится будущее музыканта. Чтобы достичь вершин мастерства,
гитаристу необходимо пройти все этапы обучения, включая изучение нотной
грамоты, правильную посадку и постановку рук, а также множество других
аспектов.
Важно уделить особое внимание технике игры на гитаре, поскольку
умение применять её на практике — это важный шаг к достижению
художественной
выразительности
в
музыкальных
произведениях.
Технические возможности игры на гитаре разнообразны и многогранны, что
делает процесс освоения инструмента как сложным, так и увлекательным.
Безусловно, чем больше техник и приёмов будет в арсенале гитариста,
тем более содержательной и оригинальной станет его игра. В этом контексте
я хотел бы выделить лишь некоторые из них.
3
Основные приёмы звукоизвлечения на гитаре
Арпеджио — это последовательное воспроизведение нот,
составляющих аккорд. В переводе с итальянского языка это слово означает
«как на арфе». Эта техника особенно популярна в игре на гитаре.
Существует множество разновидностей арпеджио, которые отличаются
по стилю и технике исполнения. Обычно арпеджио исполняется с
использованием с звукоизвлечения по басу аккорда, но иногда его сочетают с
верхним звуком. Такой подход позволяет подчеркнуть мелодию среди других
звуков арпеджио.
Комбинации арпеджио на гитаре поражают своим многообразием и
богатством вариантов.
1) прямое движение: p-i-m-a
2) обратное движение: p-a-m-i
3) полное прямое: p-i-m-a-m-i
4) полное обратное: p-a-m-i-m-a
5) ломаное: на 8. p-i-m-i-a-i-m-i
(все виды играет учащийся)
Важно осознавать, что пальцы правой руки должны быть заранее
расположены над струнами.
Процесс обучения начинается с игры на открытых струнах, после чего
переходит к изучению этюдов и прелюдий классических композиторов-
гитаристов, таких как Каркасси, Карулли и Джулиани.
Для того чтобы движения правой руки стали более свободными и
лёгкими, необходимо регулярно выполнять упражнения и этюды, которые
включают в себя различные виды арпеджио.
В качестве примера можно рассмотреть «Аллегро» Ф. Карулли,
которое исполняет ученик.
Аллегро
— это инструментальная пьеса, предназначенная для развития
навыков в определённой технике исполнения. В данном случае речь идёт о
4
технике
арпеджио,
штрихах,
динамических
оттенках,
балансе
между
голосами и игре тирандо.
«Аллегро» Ф. Карулли — это пьеса, которая носит чисто технический
характер. Она состоит из одной части и написана в тональности Ля минор.
Пьеса исполняется шестнадцатыми нотами в основном арпеджированной
техникой. Важно следить за динамикой и играть ноты без участия правой
руки тише. Также необходимо играть ноты ритмично и не ускорять темп.
Ученику предлагается исполнить пьесу отдельно, соблюдая рекомендации. В
каждом такте происходит музыкальное развитие, которое выражается в
противостоянии двух музыкальных образов через разницу в динамике и
штрихах. Также происходит частая смена позиций, которая требует
отдельной отработки.
Ученику предлагается исполнить все такты целиком, а затем рассказать, что
сыграно удачно, а что нет.
В середине и конце пьесы основная сложность заключается в быстрой смене
динамики с сохранением темпа и «чистом» исполнении. Педагог хвалит
ученика за достойное исполнение и предлагает доработать произведение для
участия в конкурсах.
5
Гитара — инструмент, который чутко реагирует на движения пальцев.
Если не контролировать их, звук может стать неразборчивым и неприятным.
Поэтому играть на гитаре кантилену — это сложная задача.
Чтобы добиться качественного и выразительного звучания, нужно, чтобы
пальцы обеих рук работали синхронно. В этом может помочь приём легато.
Легато — это способ исполнения музыкальных звуков, при котором
они плавно перетекают один в другой. Для обозначения нот, которые нужно
играть связно, используется дугообразная линия, которая называется лигой.
Легато может быть как восходящим, так и нисходящим.
Восходящее легато — это непростой приём, который не всегда даётся
детям с первого раза. Как отмечал Ф. Таррега, именно в этом приёме
оттачивается мастерство игры пальцами левой руки.
Первая нота извлекается правой рукой, а вторая — мощным движением
пальца левой руки. При этом палец опускается к ладовому порожку, словно
«заколачивает гвозди».
Нисходящее легато для исполнения необходимо заранее расположить
пальцы левой руки на нужных ладах. После того как правая рука издаст
высокий звук, палец левой руки должен с усилием потянуть струну вниз,
чтобы извлечь следующую ноту.
Этот приём легато занимает важное место в гитарной технике и требует
серьёзной практики для его освоения.
Существует множество упражнений и этюдов, которые помогают улучшить
технику легато.
Чтобы добиться кантилены при синхронном движении пальцев обеих рук,
нужно внимательно следить за тем, как пальцы левой руки опускаются и
6
поднимаются, а также извлекать звук правой рукой в строго определённое
время.
В качестве примера можно рассмотреть этюд Л. Ивановой в С dur.
Чтобы звук на гитаре был приятным для слуха, необходимо освоить
технику вибрато. Это приём, при котором тон ноты слегка колеблется вверх
и вниз. Благодаря этому внимание слушателя концентрируется на основной
ноте, что усиливает её эмоциональное воздействие.
Вибрато создаётся за счёт контролируемых движений левого
предплечья и запястья. Они направлены в стороны и параллельны грифу
гитары. Эти движения передаются на струну через центральную часть
кончика пальца. Палец «вибрирует» по ладу, поочерёдно натягивая и
ослабляя струну, что создаёт желаемые изменения в тональности. Важно,
чтобы большой палец оставался на задней поверхности грифа, а кисть не
меняла его положение.
В произведении «Романс» В. Гомеса можно увидеть уникальный способ
игры на гитаре, который называется баррэ. Это сложная техника, при
которой указательный палец левой руки не просто касается струн, а
прижимает их одновременно на одном ладу. Существуют два типа баррэ:
большое, когда прижимаются 5 или 6 струн, и малое, при котором
задействованы от 2 до 4 струн.
С одной стороны, баррэ упрощает задачу гитаристам, так как позволяет
извлекать несколько звуков одним пальцем. С другой стороны, это
технически сложный приём, который не всегда легко освоить, особенно для
новичков, у которых ещё не сформирован необходимый игровой аппарат.
7
Также нужно учитывать анатомические особенности указательного пальца,
которые могут затруднять комфортное нажатие на струны.
Сложность выполнения баррэ заключается не только в необходимости
сильно прижимать палец к грифу, но и в умении равномерно распределять
давление по всей его поверхности. Для тренировки баррэ рекомендуется
выполнять специальные упражнения: два для малого и одно для большого. В
начале занятий ученики могут чувствовать усталость в левой руке, поэтому
важно делать перерывы и разбивать упражнения на части.
Эти приёмы, которые были применены для анализа художественного
образа на примере произведений «Аллегро», «Этюд», «Романс» можно
использовать
и
в
других
произведениях.
Эти
методы
работы
над
произведением
помогают
ученикам
в
дальнейшем
самостоятельно
анализировать художественные образы в своих работах.
Заключение
Музыкальные средства выразительности напрямую определяют
характер и образ музыкального произведения. Развитие музыкального слуха,
чувства ритма, навыков чтения нот и выразительной игры способствует
более
эффективному
освоению
каждого
навыка
в
отдельности
и
обеспечивает комплексный подход к обучению.
Умение использовать различные приёмы и штрихи является ключевым
аспектом в создании музыкального образа и позволяет максимально
раскрыть потенциал этого удивительного инструмента — гитары.
8
Используемая учебно-методическая литература:
1. А. ИВАНОВ-КРАМСКОЙ «Школа игры на шестиструнной гитаре»
Москва «Музыка», 1979. - 145 с.
2. М. Александров «Азбука гитариста».
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
КИФАРА» 2010г. – 114 с.
3. Каркасси М. / Маттео Каркасси «Школа игры на шестиструнной
гитаре» / пер. Н.Рождественской, ред. А.Иванова-Крамского, Москва
«Музыка», 1965. - 92 с.
9