Напоминание

«Развитие технических приемов игры в классе гитары»


Автор: Ямушин Виктор Вячеславович
Должность: Преподаватель по гитаре
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Анива»
Населённый пункт: г. Анива
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «Развитие технических приемов игры в классе гитары»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования

«Детская школа искусств г. Анива»

Методическое сообщение

на тему: «

Развитие технических приемов игры в классе гитары

»

Выполнил:

Преподаватель

Ямушин В. В.

г. Анива

29 ноября 2024 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3

1.

Основные приёмы звукоизвлечения на гитаре…………………………..4

1.1.

Арпеджио……………………………………………………………4

1.2.

Легато………………………………………………………………..5

1.3.

Вибрато………………………………………………………………7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 10

2

ВВЕДЕНИЕ

Начало обучения игре на музыкальном инструменте — это фундамент,

на котором строится будущее музыканта. Чтобы достичь вершин мастерства,

гитаристу необходимо пройти все этапы обучения, включая изучение нотной

грамоты, правильную посадку и постановку рук, а также множество других

аспектов.

Важно уделить особое внимание технике игры на гитаре, поскольку

умение применять её на практике — это важный шаг к достижению

художественной

выразительности

в

музыкальных

произведениях.

Технические возможности игры на гитаре разнообразны и многогранны, что

делает процесс освоения инструмента как сложным, так и увлекательным.

Безусловно, чем больше техник и приёмов будет в арсенале гитариста,

тем более содержательной и оригинальной станет его игра. В этом контексте

я хотел бы выделить лишь некоторые из них.

3

Основные приёмы звукоизвлечения на гитаре

Арпеджио — это последовательное воспроизведение нот,

составляющих аккорд. В переводе с итальянского языка это слово означает

«как на арфе». Эта техника особенно популярна в игре на гитаре.

Существует множество разновидностей арпеджио, которые отличаются

по стилю и технике исполнения. Обычно арпеджио исполняется с

использованием с звукоизвлечения по басу аккорда, но иногда его сочетают с

верхним звуком. Такой подход позволяет подчеркнуть мелодию среди других

звуков арпеджио.

Комбинации арпеджио на гитаре поражают своим многообразием и

богатством вариантов.

1) прямое движение: p-i-m-a

2) обратное движение: p-a-m-i

3) полное прямое: p-i-m-a-m-i

4) полное обратное: p-a-m-i-m-a

5) ломаное: на 8. p-i-m-i-a-i-m-i

(все виды играет учащийся)

Важно осознавать, что пальцы правой руки должны быть заранее

расположены над струнами.

Процесс обучения начинается с игры на открытых струнах, после чего

переходит к изучению этюдов и прелюдий классических композиторов-

гитаристов, таких как Каркасси, Карулли и Джулиани.

Для того чтобы движения правой руки стали более свободными и

лёгкими, необходимо регулярно выполнять упражнения и этюды, которые

включают в себя различные виды арпеджио.

В качестве примера можно рассмотреть «Аллегро» Ф. Карулли,

которое исполняет ученик.

Аллегро

— это инструментальная пьеса, предназначенная для развития

навыков в определённой технике исполнения. В данном случае речь идёт о

4

технике

арпеджио,

штрихах,

динамических

оттенках,

балансе

между

голосами и игре тирандо.

«Аллегро» Ф. Карулли — это пьеса, которая носит чисто технический

характер. Она состоит из одной части и написана в тональности Ля минор.

Пьеса исполняется шестнадцатыми нотами в основном арпеджированной

техникой. Важно следить за динамикой и играть ноты без участия правой

руки тише. Также необходимо играть ноты ритмично и не ускорять темп.

Ученику предлагается исполнить пьесу отдельно, соблюдая рекомендации. В

каждом такте происходит музыкальное развитие, которое выражается в

противостоянии двух музыкальных образов через разницу в динамике и

штрихах. Также происходит частая смена позиций, которая требует

отдельной отработки.

Ученику предлагается исполнить все такты целиком, а затем рассказать, что

сыграно удачно, а что нет.

В середине и конце пьесы основная сложность заключается в быстрой смене

динамики с сохранением темпа и «чистом» исполнении. Педагог хвалит

ученика за достойное исполнение и предлагает доработать произведение для

участия в конкурсах.

5

Гитара — инструмент, который чутко реагирует на движения пальцев.

Если не контролировать их, звук может стать неразборчивым и неприятным.

Поэтому играть на гитаре кантилену — это сложная задача.

Чтобы добиться качественного и выразительного звучания, нужно, чтобы

пальцы обеих рук работали синхронно. В этом может помочь приём легато.

Легато — это способ исполнения музыкальных звуков, при котором

они плавно перетекают один в другой. Для обозначения нот, которые нужно

играть связно, используется дугообразная линия, которая называется лигой.

Легато может быть как восходящим, так и нисходящим.

Восходящее легато — это непростой приём, который не всегда даётся

детям с первого раза. Как отмечал Ф. Таррега, именно в этом приёме

оттачивается мастерство игры пальцами левой руки.

Первая нота извлекается правой рукой, а вторая — мощным движением

пальца левой руки. При этом палец опускается к ладовому порожку, словно

«заколачивает гвозди».

Нисходящее легато для исполнения необходимо заранее расположить

пальцы левой руки на нужных ладах. После того как правая рука издаст

высокий звук, палец левой руки должен с усилием потянуть струну вниз,

чтобы извлечь следующую ноту.

Этот приём легато занимает важное место в гитарной технике и требует

серьёзной практики для его освоения.

Существует множество упражнений и этюдов, которые помогают улучшить

технику легато.

Чтобы добиться кантилены при синхронном движении пальцев обеих рук,

нужно внимательно следить за тем, как пальцы левой руки опускаются и

6

поднимаются, а также извлекать звук правой рукой в строго определённое

время.

В качестве примера можно рассмотреть этюд Л. Ивановой в С dur.

Чтобы звук на гитаре был приятным для слуха, необходимо освоить

технику вибрато. Это приём, при котором тон ноты слегка колеблется вверх

и вниз. Благодаря этому внимание слушателя концентрируется на основной

ноте, что усиливает её эмоциональное воздействие.

Вибрато создаётся за счёт контролируемых движений левого

предплечья и запястья. Они направлены в стороны и параллельны грифу

гитары. Эти движения передаются на струну через центральную часть

кончика пальца. Палец «вибрирует» по ладу, поочерёдно натягивая и

ослабляя струну, что создаёт желаемые изменения в тональности. Важно,

чтобы большой палец оставался на задней поверхности грифа, а кисть не

меняла его положение.

В произведении «Романс» В. Гомеса можно увидеть уникальный способ

игры на гитаре, который называется баррэ. Это сложная техника, при

которой указательный палец левой руки не просто касается струн, а

прижимает их одновременно на одном ладу. Существуют два типа баррэ:

большое, когда прижимаются 5 или 6 струн, и малое, при котором

задействованы от 2 до 4 струн.

С одной стороны, баррэ упрощает задачу гитаристам, так как позволяет

извлекать несколько звуков одним пальцем. С другой стороны, это

технически сложный приём, который не всегда легко освоить, особенно для

новичков, у которых ещё не сформирован необходимый игровой аппарат.

7

Также нужно учитывать анатомические особенности указательного пальца,

которые могут затруднять комфортное нажатие на струны.

Сложность выполнения баррэ заключается не только в необходимости

сильно прижимать палец к грифу, но и в умении равномерно распределять

давление по всей его поверхности. Для тренировки баррэ рекомендуется

выполнять специальные упражнения: два для малого и одно для большого. В

начале занятий ученики могут чувствовать усталость в левой руке, поэтому

важно делать перерывы и разбивать упражнения на части.

Эти приёмы, которые были применены для анализа художественного

образа на примере произведений «Аллегро», «Этюд», «Романс» можно

использовать

и

в

других

произведениях.

Эти

методы

работы

над

произведением

помогают

ученикам

в

дальнейшем

самостоятельно

анализировать художественные образы в своих работах.

Заключение

Музыкальные средства выразительности напрямую определяют

характер и образ музыкального произведения. Развитие музыкального слуха,

чувства ритма, навыков чтения нот и выразительной игры способствует

более

эффективному

освоению

каждого

навыка

в

отдельности

и

обеспечивает комплексный подход к обучению.

Умение использовать различные приёмы и штрихи является ключевым

аспектом в создании музыкального образа и позволяет максимально

раскрыть потенциал этого удивительного инструмента — гитары.

8

Используемая учебно-методическая литература:

1. А. ИВАНОВ-КРАМСКОЙ «Школа игры на шестиструнной гитаре»

Москва «Музыка», 1979. - 145 с.

2. М. Александров «Азбука гитариста».

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

КИФАРА» 2010г. – 114 с.

3. Каркасси М. / Маттео Каркасси «Школа игры на шестиструнной

гитаре» / пер. Н.Рождественской, ред. А.Иванова-Крамского, Москва

«Музыка», 1965. - 92 с.

9



В раздел образования