Автор: Рахматулина Лилия Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Междуреченская СОШ"
Населённый пункт: п.Междуреченск Удорского района Республики Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интеллектуально-творческая игра "Новогодняя мозаика: математика + информатика"
Раздел: полное образование
Рахматулина Лилия Александровна,
Учитель математики, МОУ «Междуреченская СОШ»,
п. Междуреченск Удорского района республики КОМИ
Интеллектуально-творческая игра
«Новогодняя мозаика: математика + информатика»
5-11 классы
Вид игры: интеллектуально-творческий
Оформление: надпись: «Новогодняя мозаика», снежинки
Необходимые материалы: скрепки для оформления стоек, стойки для оформления
названия команды, авторучки – 3шт. на 1 команду, листы писчей бумаги – по 5 шт. на
команду, ведомости учета баллов, фломастеры, сигнальные карточки
Оборудование: проектор, экран.
Музыкальное сопровождение: новогодняя музыка.
Цель: создание условий для проявления интеллектуальных и творческих умений
обучающимися 5-11 классов.
Задачи:
способствовать углублению знаний по информатике и математике, развитию
находчивости, смекалки у учащихся;
способствовать
развитию
интуиции,
эрудиции,
логического
мышления,
расширению кругозора знаний учащихся;
создать
условия
для
воспитания
культуры
общения,
математического
мышления и математической речи.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ
Слайд «Заставка».
1.
Регистрация команд. Выбор стола и оформление стойки.
2.
Оргмомент.
3.
Песенка «Что такое Новый год?» поздравление с Новым годом. (группа
детский сад)
Дети: С Новым годом!
А какой Новый год без Деда Мороза со Снегурочкой? Где они?
Давайте их позовем!!
Дед Мороз! Снегурочка!
Выходят Дед Мороз и Снегурочка (музыка)
Дед Мороз:
Здравствуйте, мои дорогие,
И маленькие и большие.
С Новым годом поздравляю,
Счастья, радости желаю.
Здравствуйте ребята! Как вы выросли за этот год! Какие вы все взрослые стали и
красивые! А вы знаете, где я был?
Где я только не был! На Северном полюсе был, на Южном полюсе был... пингвины,
понимаешь, совсем с ума посходили с этим Новым годом! Хороводы водят, подарков
требуют, еле вырвался... В Африке был... мартышки чуть всю бороду не повыщипали...
еле отпустили меня!
А сегодня сюда позвали, праздник говорят: «Новогодняя мозаика».
Снегурочка: Праздник! Значит, будут веселье, хоровод! Кого пригласили?
Дед
Мороз:
Пригласили
2
команды:
команда
Едвинской
школы
«Убойная
сила»
и
команда
Междуреченской
школы
«Вектор
Перемен»,
а
также
зрителей.
Бурные
аплодисменты всем!
Снегурочка: Оценивать интеллектуальные способности игроков будет жюри.
Знакомимся с членами жюри:
Ученица
11
класса
Арнаутова
Юлия,
руководитель
ШНОУ
«Эсперанто»
Татьяна
Николаевна Селянинова, член родительского комитета Галина Вениаминовна Мамедова,
учителя Едвинской школы учитель математики Александра Петровна Головченко, ЗД по
УВР Валентина Михайловна Чистова. И председатель жюри директор школы Нина
Петровна Акиньшина.
Снегурочка: С чего дедушка начнем?
Дед Мороз: С моего любимого – с хоровода. (Игра на снятие напряжения «Два круга».)
Сейчас прошу выйти ко мне на сцену команду Едвинской школы и образовать плотный
круг.
Повернитесь
спиной
внутрь
круга.
Ваш
круг
называется
Первый,
который
двигается по часовой стрелке.
Теперь прошу выйти на сцену команду Междуреченской школы и образовать большой
внешний круг. Возьмитесь за руки. Вы круг номер два, который двигается против
часовой стрелки.
Первый круг похлопайте в ладоши и начните движение по часовой стрелке. Второй круг
потопайте ногами и начните движение против часовой стрелки. Молодцы!
Сегодня вы команды - конкуренты. А с конкурентами нужно научиться вести себя
вежливо и доброжелательно.
Поэтому сейчас запомните начало такой фразы: «Я желаю тебе…». Повторим ее хором.
Двигаться будем под музыку. После того, как музыка остановится, вы тому, кто оказался
напротив вас говорите: «Я желаю тебе…!». Пожелания должны быть только хорошими.
(музыка)
Слайд «Правила конкурса»
Снегурочка
А
теперь
познакомимся
с
правилами
конкурса,
которые
неукоснительно
нужно
соблюдать:
1.
Право голоса дает Дед Мороз, он же руководит всем процессом конкурса.
2.
Команды проходят 6 испытаний, включая визитку-приветствие, для того, чтобы
попасть в замок Деда Мороза.
3.
На протяжении конкурса по итогам испытания, командам начисляются баллы.
4.
Команды с экрана выбирают категорию вопроса и его стоимость.
В случае
верного
ответа
на
счет
команды
поступает
количество
баллов,
соответствующее
стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса.
5.
Если
команда
дала
неправильный
ответ,
то
право
ответить
на
этот
вопрос
переходит к другой команде. В случае неверного ответа обеих команд право выбора
следующего вопроса автоматически переходит к другой команде.
6.
Победитель
конкурса
определяется
по
суммарному
количеству
заработанных
баллов.
Основная часть.
Дед Мороз: А теперь переходим к испытаниям. Все готовы? Не слышу, все готовы?
Слайд «1 головоломка»
1 головоломка.
И первая головоломка от Деда Мороза.
Разгадайте ребус.
Кто
первым
разгадает
ребус,
получит
право
первыми
представить свою команду.
Внимание на экран! Ответ записываем на листе бумаги.
Это детская зимняя игра,
дошедшая до нас с древних
времён,
зародившаяся
при
чистке снега
со
двора
или
дорожек (снеговик- сканер, ворд, джойстик)
Ответ: снеговик
1 испытание «Визитка – приветствие»
«Я люблю математику».
Объявляем 1-е испытание «Визитка-приветствие». Максимальное
количество баллов – 5.
Слайд «2 головоломка»
2 головоломка.
Снегурочка.
Вторая головоломка от Деда Мороза.
Разгадайте ребус.
Кто
первым
разгадает
ребус,
получит
право
первыми
выбрать категорию и вопрос.
Внимание на экран! Ответ записываем на листе бумаги.
Ответ: Снегурочка
Слайд ВОПРОСЫ ИГРЫ
Дед Мороз
Внимание на экран! Перед вами 5 категорий:
1.
Сколько? По сказкам Андерсена
2.
Non Stop
3.
Математика в сказках
4.
Новогодняя информатика
5.
Задачи на смекалку
В
каждой
категории
номер
вопроса
означает
количество
баллов,
которые
получает
команда в случае правильного ответа. Каждый из вас имеет право выбрать любые
категорию и номер вопроса
(участники выбирают тему, отвечают на вопрос)
Категория: Сколько? По сказкам Андерсена
1.
Сколько сыновей и дочерей было у короля в сказке
«Дикие лебеди»?
Ответ: Одиннадцать сыновей и одна дочь
2.
Сколько тюфяков, перин и горошин положили на
постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»?
Ответ: двадцать
тюфяков,
двадцать
перин
и
одна
горошина
3.
Сколько
братьев
было
у
стойкого
оловянного
солдатика в сказке «Стойкий оловянный солдатик»?
Ответ: Двадцать четыре
4.
Сколько собак увидел солдат в сказке «Огниво»?
Ответ: 3
5.
Сколько историй рассказано Андерсеном в сказке
«Снежная королева»?
Ответ: семь
История первая, в которой рассказывается о зеркале и его
осколках
История вторая. Мальчик и девочка
История
третья.
Цветник
женщины,
которая
умела
колдовать
История четвертая. Принц и принцесса
История пятая. Маленькая разбойница
История шестая. Лапландка и финка
История
седьмая.
Что
случилось
в
чертогах
Снежной
королевы и что случилось потом
Категория Non Stop
1.
Детская школьная песня о таблице умножения
по
мотивам сказок Захария Топелиуса
Ответ: Дважды два четыре
2.
Замечательная детская песня, впервые прозвучавшая
в телефильме "Мэри Поппинс, до свидания!». В фильме
песню поет Мистер Эй. По сюжету дети несут Мистеру Эй в
его комнату стакан молока, а он про это самое молоко поет.
Ответ: тридцать три коровы
3.
Музыка народная, слова народные.
Песня из мультфильма «Веселая карусель»
Ответ: жили у бабуси два веселых гуся
4.
Финальная
песня,
после
которой
собственно
и наступает Новый год
Ответ: пять минут
5.
Самая
зимняя
песня.
В
ней
поётся
сразу
о
трёх
месяцах этого волшебного времени года.
Ответ: три белых коня. Декабрь и январь и февраль
Категория Математика в сказках
1.
Задача: Карлсон съел в гостях у Малыша 12 конфет,
что составило 30% всех конфет, имевшихся в доме. Сколько
конфет было у Малыша?
Решение:
12 : 0,3 = 40
Ответ: 40 конфет
2.
Задача: Крёстная подарила Золушке на день рождения
500 рублей. После того, как Золушка потратила часть денег
на подарки своим друзьям, у неё осталось 65% всей суммы.
Сколько денег потратила Золушка?
Решение:
1.
100 – 65 = 35% - потратила
2.
500 * 0,35 = 175 руб
Ответ: 175 рублей
3.
Задача:
Буратино
решил
купить
куртку
для
папы
Карло. У него было 5 сольдо, куртка стоила 4 сольдо, но так
как Буратино попал в магазин только летом, вместо весны, то
там
была
скидка
на
весь
весенний
ассортимент
в
20%
процентов. Сколько денег осталось у Буратино? Решение:
1.
0,2
4 = 0,8 (сольдо) – скидка.
2.
4 – 0,8 = 3,2 (сольдо) - стала стоить куртка.
3.
5-3,2 = 1,8 (сольдо) - осталось.
Ответ: 1,8 сольдо осталось у Буратино.
4.
Задача: Смогла ли бы старуха купить себе новую
избу за 16 червонцев и корыто за 3 гривенника, если бы она
попросила старика взять с рыбки следующий выкуп: первый
раз попросил бы старик у рыбки 5 червонцев, а в каждый
следующий приход на 50% больше предыдущей суммы?
Решение: Червонец – 10 руб
Гривенник – 10 коп
К
м о р ю
–
5
р а з
Ответ: да.
5.
Задача: Банк «Три поросенка» выдал серому Волку
ссуду
10
000 000
рублей
из
расчетов
8%
годовых
на
строительство
виллы
для
Василисы
Прекрасной.
Какова
будет прибыль банка за 3 месяца? Решение:
1.
10 000 000
0,08 = 800 000 рублей – выгоды за год
2.
800 000
12
3=200 000 рублей – выгода банка за
3 месяца
Ответ:
200
000
рублей
выгода
банка
за
3
месяца.
Категория «Новогодняя информатика»
1.
Дед Мороз: я современный дед Мороз, я начал
осваивать компьютер. В текстовом редакторе WORD я
набрал слово – свое любимое! Тут прибежал кот и
прогулялся по клавиатуре. Что получилось!!!
АП_ОККДА!_РООКИ
Я все исправил: установил курсор в начале строки и
п р о д е л а л
с л е д у ю щ и е
д е й с т в и я .
П о л у ч и л
первоначальное слово.
Какое это слово?
Ответ: подарки
2.
Измерьте
информационный
объем
сообщения
«Ура! Скоро Новый год!» в битах, байтах, килобайтах.
(1 символ – 8 бит)
Ответ: 21 символ, 168 бит, 21 байт, 0,02 кбайт
3.
Дед Мороз: я современный дед Мороз, я начал
осваивать
компьютер.
В
графическом
редакторе
я
создал рисунок размером 800*600 пикселей. Затем я
его уменьшил, сохраняя пропорции так, чтобы размер
меньшей стороны стал равен 480 пикселей. Чему равен
размер большей стороны?
Ответ: 640 пикселей
4.
На нашей новогодней елке висят игрушки. Мы
их развесили не просто так, мы закодировали фразу.
Используя код, расшифруйте ее.
Ответ: Информатика - любимый урок
5.
Еще в
17 веке обычай наряжать новогоднюю
ёлку прочно вошёл в моду. Именно тогда на елках
стала
появляться
специальная
символика
–
шары
и
гирлянды.
Определите
количество
шаров,
необходимых
для
украшения елки, если известно, что на верхней ветки 3
шара.
Ответ: 24
Категория «Задачи на смекалку»
1.
Задание на слайде
2.
Из спичек выложено мужское имя Толя.
Переложите
1
спичку
так,
чтобы
получить женское
имя.
Из Толя — Юля:
3.
На
новогоднем
карнавале
самыми
красивыми
были признаны костюмы Ани, Вали, Гали и Димы. Это
были костюмы феи, кота, паука и петуха. На вопрос, кто
в
каком
костюме
пришел
на
праздник,
были
даны
с л е д у ю щ и е
о т в е т ы :
«Аня была в костюме феи, а Дима — в костюме петуха»;
«Аня была в костюме кота, а Валя — в костюме феи»;
«Галя была в костюме феи, а Дима — в костюме паука».
Дед Мороз сказал, что каждый ответ лишь наполовину
правдив.
Кто в каком костюме был на елке, если все были в
разных костюмах?
Д и м а
-
п е т у х
Г а л я
-
ф е я
А н я
-
к о т
Валя - паук
4.
Длина
привязи
коня
от
его
шеи
до
другого
конца - 9 м. Скирда сена удалена на 12 м. Тем не
менее конь способен лакомиться сеном, хотя веревка
не рвется и не растягивается. Как такое возможно?
Ответ: Другой конец веревки ни к чему не привязан.
5.
Перед Вами кувшин с водой и хрустальный
бокал, который необходимо доверху заполнить водой
из
этого
кувшина.
Но
необходимо
выполнить
следующее
условие:
в
кувшине
должно
остаться
ровно столько же воды, сколько ее есть до начала
ваших действий.
Ответ:
Все
очень
просто.
Берете
бокал
и
о сторожно
устанавливаете его на дно кувшина с водой, не проливая
ни капли жидкости на стол.
Слайд (музыка)
Замок Деда Мороза.
Уважаемые участники конкурса, вы прошли 6 испытаний и подошли и замке Деда
Мороза.
Открыть
дверь
в
замок
можно
только,
если
команда
правильно
пройдет
испытание «Ледяной ларец».
За это задание команда может получить до 6-х баллов
дополнительно.
Испытание «Ледяной ларец»
Перед вами Ледяной ларец. В нем находится 2 предмета. Вам нужно их отгадать. Я
озвучу краткое описание 1 предмета. Каждая команда имеет право задать мне 2 вопроса,
на которые я дам ответ «да» или «нет». Если вы догадались что это за предмет, вы
можете сказать это только своей команде. Название предмета записывается на лист
бумаги. По моему сигналу поднимаете ответ.
Затем также отгадываем 2 предмет.
За каждый правильный ответ 3 балла.
Итак, отгадываем первый предмет. Внимание!
И так, первый предмет
Это
простое
механическое
устройство
для
произведения
арифметических
расчётов,
является одним из первых вычислительных устройств. Его предок – древнегреческий
«Абак», что означает дощечка, покрытая слоем пыли. Изготовлялся абак из бронзы,
камня,
слоновой
кости
и
цветного
стекла.
Китайцы
заменили
камешки
бусинками,
нанизанными на прутики и назвали – суан – пань. Позднее из Китая суан – пань попал в
Японию и назывался Соробан.
В России это устройство появились в то же время, что и в Японии, но было изобретено
самостоятельно, поэтому отличаются от китайского. Что это?
Ответ: счеты
Название предмета записываем на сигнальной карточке и поднимаем.
Отгадываем 2-й предмет. ….
История
их
изобретения
насчитывает
тысячи
лет.
Эта
вещь
на
протяжении
веков
постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшаясь в своих размерах.
Слово, которым эта вещь называется, не имеет единственного числа. В математике без
этого предмета трудно обойтись. Особенно при решении задач на движение. Почти у
каждого есть эта замечательная вещь: механическая, электронная, водонепроницаемая,
противоударная.
Название предмета записываем на сигнальной карточке и поднимаем.
Ответ: часы.
Подведение итогов конкурса и награждение.
Дед Мороз вручает грамоты за призовые места
Дед Мороз: Наступает расставанье,
Но имеем мы в виду,
Расставанье - до свиданья!
В новом, будущем году!
Все вместе: СЛАЙД: С Новым Годом! До новых встреч!!!