Напоминание

«Преодоление ребенком сценического волнения как один из факторов развития творческого потенциала учащегося в классе народных инструментов»


Автор: Светлана Евгеньевна Лукьянова
Должность: преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: Тульская область, город Донской
Наименование материала: статья
Тема: «Преодоление ребенком сценического волнения как один из факторов развития творческого потенциала учащегося в классе народных инструментов»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Преодоление ребенком сценического волнения как один из факторов

развития творческого потенциала учащегося в классе народных

инструментов»

Каждый ребенок, независимо от возрастной категории, много мечтает и

фантазирует. Многие из них на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» отвечают: «Артистом,

актером, певцом…». Каждая из этих профессий предполагает реализацию творческого

потенциала и требует определенной доли сценического волнения. Сегодня, в сфере

дополнительного музыкального образования, в соответствии с федеральными

государственными требованиями, основной контингент поступающих в детские школы

искусств – это дети шести с половиной лет. Именно в этом и младшем школьном возрасте

важно выявить и понять каким творческим потенциалом обладает ребенок для

максимального его раскрытия и дальнейшего развития, так как именно в этом возрасте,

как правило, дети, выходя на концертную сцену, с удовольствием выступают перед

публикой и редко чувствуют волнение.

Но, к сожалению, чем старше становится ребенок, тем сложнее выявить и раскрыть

его творческий потенциал в силу психологических особенностей: большинство детей

начинают стесняться, больше волноваться перед и вовремя публичного выступления.

Часто именно сценическое волнение становится основным фактором, из-за которого

юный музыкант не может максимально раскрыть свой имеющийся творческий потенциал.

Так как психика ребенка неустойчива, преподавателю следует внимательно и

осторожно готовить учащегося к выступлению на публике, постепенно воспитывая

умение совмещать положительные эмоции с мерой ответственности за концертное или

конкурсное выступление.

Для ребенка публичное исполнение является далеко не простым делом.

Волнение по-разному отражается на качестве исполняемых произведений. Часто

ученик, сильно волнуясь, теряет самоконтроль и это проявляется в нарушении темпа.

Порой ему кажется, что он играет очень тихо, что его не слышно, и он начинает играть на

нюанс выше. Бывает наоборот: гаснет темперамент, игра становится бесцветной и

беззвучной. Неизбежная остановка в игре возникает, если вдруг отказывает память.

У одних учеников при выступлении появляется творческий подъем и волнение

помогает блестяще справиться со своей творческой задачей, способствует большей

яркости исполнения, лучшему контакту исполнителя со слушателем, других напротив

охватывает паника и растерянность, приходиться затрачивать массу лишней энергии на

преодоление волнения и при этом исполнитель не всегда достигает желаемого результата.

Неудачное исполнение рождает неуверенность в себе, в своих силах и возможностях,

ребенок начинает бояться плохо сыграть, забыть текст, остановиться, в конечном итоге

это может привести к срыву, боязни сцены и послужить причиной дальнейших отказов от

концертных выступлений, а значит творческий потенциал учащегося не будет раскрыт в

полном объеме.

Возникают вопросы – как для оптимального раскрытия творческого потенциала

учащегося избавиться от излишнего волнения во время концертного исполнения, как

работать над волнением в период подготовки учащегося к выступлению. Чтобы ответить

на них следует знать причины его возникновения. Рассмотрим каждую из причин

подробно.

1.

Непривычная обстановка.

Выступление на публике влечет за собой эффект неожиданности, ввиду того, что, как

правило, если даже ученик уже когда-то выступал в данном помещении, то публика

всегда разная. Как же сделать так, чтоб для ребенка концертное выступление стало

привычным, и он мог адаптироваться к посторонним внешним раздражителям? Есть

несколько советов, которыми вполне можно воспользоваться. Чувство дискомфорта и

1

неуверенности становится меньше, если перед концертом ребенок предварительно

обыграл свою программу в помещении, в котором предстоит ему выступать. Тем самым

он привыкнет к акустическим особенностям зала, мысленно представит своих

слушателей, возможные организационные помехи (движения по залу, хлопок двери и т.п.,

что часто можно наблюдать на концертах, где присутствует детская публика). Кроме этого

артист должен внимательно послушать свою игру, в зависимости от акустических

характеристик помещения игра будет отличаться и, скорее всего, нужны будут

корректировки звука.

Для воспитания уверенности на сцене преподаватель может рекомендовать ребенку

при проигрывании программы дома или в классе представлять, как будто исполняешь ее

перед слушателями, словно на концерте.

На раннем этапе обучения полезно приучать ученика играть в присутствии других

учащихся, преподавателей. Дома исполнить программу родным, знакомым, друзьям, и

даже игрушкам (для младшего школьного возраста). Такие проигрывания-исполнения

приучают ученика сразу включаться в образ произведения, вызывать в себе нужную

эмоциональную настройку, достигать полной сосредоточенности в процессе игры и т.д.

Актуально использование современных гаджетов - звукозаписи исполнения,

позволяющие услышать, проанализировать и исправить все выявленные недочеты. Такую

работу можно проводить как на учебных занятиях в классе совместно с преподавателем,

так и самостоятельно дома. Следует заметить, что, когда выступление ребенка

записывают на видеокамеру или телефон, например, для конкурса в большинстве случаев

он испытывает волнение сродни концертному и, как правило, редко удается сделать

достойную запись с первого раза.

Для уверенности в себе можно играть произведение с разных точек зала, при этом

преподавателю специально пытаться мешать исполнителю, отвлекать его, например,

разговаривать во время игры, хлопать в ладоши и т.п. Хорошим способом также является

проигрывание произведений в уме без нот или с закрытыми глазами.

2.

Подбор программы и технические способности ученика.

В большинстве случаев техническое несовершенство проявляется при выборе

«завышенной» программы. При подборе репертуара преподаватель должен учесть все

плюсы и минусы ученика, руководствоваться индивидуальными психическими

способностями и техническими возможностями ребенка. Для публичных выступлений

выбирать произведения, с которыми ученик справляется оптимально хорошо. Негативно

на качестве исполнения сказываются пробелы в технической подготовке.

Например, если до выступления еще имелось напряжение в мышцах из-за

недоученности, темповой трудности, то от волнения во время выступления оно во много

раз возрастает, проявляется скованность в мышцах всего тела, руки начинают дрожать,

плохо подчиняются исполнителю. Для того чтобы помочь ученику избавиться от

мышечных перенапряжений, преподаватель может предложить перейти к исполнению

программы в медленном темпе. При постоянном внимании, следить за тем, чтобы нигде

не появлялось излишнего напряжения, мышечных зажимов, судорог. Этот процесс

самопроверки и снятия мышечного напряжения должен быть доведен до «механической

бессознательной приученности». Еще один совет – самые трудные места начинать учить в

первую очередь, чтобы они были подготовлены заблаговременно. Чтобы не сформировать

в ученике комплекс, стараться не акцентировать внимание на технических проблемах

ученика, так как со временем, в процессе выучки произведения, таковые будут исчезать.

И

следует помнить, что произведения, вызывающие интерес, запоминаются легче, быстрее и

прочнее.

3.

Боязнь забыть текст.

Чаще всего исполнителя на сцене подводит память. Работа памяти зависит от

индивидуальных особенностей: от развития слуха, чувства ритма, от развития техники и

способности эмоциональных переживаний.

2

Если процесс запоминания был выстроен правильно, и в запоминании участвовали и

слуховой, и зрительный, и моторный, и логический компоненты памяти, момент

забывания не станет катастрофой.

Есть несколько способов выучивания пьес наизусть, применяя которые, можно

достичь более прочного и осмысленного запоминания. Учить надо начинать как можно

раньше, с заучивания отдельных фрагментов, предварительно, анализируя, выявив более

неудобные технически и гармонически эпизоды. Обычно пьесу учат наизусть на

инструменте по нотам и без нот. Полезно также учить по нотам без инструмента.

Некоторые педагоги и исполнители советуют учить без нот и без инструмента, например,

во время прогулки, продумывая сочинение.

Очень полезной является игра в медленном темпе, причем не только тогда, когда

произведение еще разучивается, но и тогда, когда оно уже выучено и даже исполнялось на

сцене.

Игра в медленном темпе нужна для того, чтобы, вникнуть в разучиваемое место,

вслушаться в интонацию, «рассмотреть» все это, как говорит советский пианист,

музыковед Григорий Михайлович Коган «в лупу» и «уложить в мозгу».

Очень важно при подготовке к концертному выступлению правильно распределить

время, чтобы не было судорожного доучивания накануне выступления. Произведение

должно быть прочно выучено наизусть задолго до этого. Для «тренировки» памяти

полезно проигрывать всю программу целиком несколько раз подряд, при этом, стараясь

сохранить внимание, сосредоточенность и контроль.

Но если срыв на сцене все-таки произошел – не нужно что-то повторять, начинать

сначала. Лучше всего сосредоточиться продолжить спокойно играть дальше, помня о

важности целостного восприятия произведения слушателем.

4.

Неправильный психологический настрой ученика на выступление.

Нездоровый импульс иногда исходит от самого преподавателя. Вопросы и замечания

преподавателей: «Смотри, не ошибайся», «Ты не волнуешься? А ты не боишься?», или

«Да ты не волнуйся, ничего страшного тут нет» – часто вместо ободрения ученика

приводят к боязни выступления. Замечательный альтист и педагог Вадим Васильевич

Борисовский напутствовал своих учеников перед выступлением: «Не играй лучше, чем ты

можешь», – снимая тем самым излишнюю установку на максимум исполнения,

приводящую к зажатости.

Некоторые преподаватели при выступлении ученика сами прибывают в паническом

волнении, в этом случае не следует показывать это ребенку, свое волнение они обязаны

искусно скрывать. Конечно, способы психологического воздействия на ученика

непосредственно перед концертом зависят от его характера и самочувствия в данный

момент. Главная задача преподавателя в психологическом воздействии на ученика –

переключить, переориентировать «волнение-панику» на «волнение– подъем».

Способы и методы бывают разными: можно вселить в ученика уверенность в сильных

сторонах его игры, опуская недостатки, или – разрядить чрезмерное напряжение шуткой,

но, если ученик в панике, чтобы привести его в себя, возможен даже окрик. Полезно

говорить о волнении как обязательном спутнике хорошего выступления. Многие артисты

говорят о том, что, если перед концертом исполнитель не волновался, впоследствии

оказывалось, что концерт был не из удачных. Благодаря таким беседам волнение

приобретает другой характер: уходит страх, на его место приходит осознание волнения

как чувства нормального, естественного в данной ситуации и это в полной мере

способствует оптимальной реализации творческого потенциала.

После концерта нужно обязательно отметить положительные стороны выступления,

поддержать ученика. Особенно, когда речь идет о подростках – их эмоциональное

состояние нестабильно и все реакции обострены. Подробное обсуждение концертного

выступления лучше проводить не сразу после концерта, а в последующие дни, похвалить

за удачи, наметить пути исправления недостатков. Отмечая положительные моменты в

3

игре, мы способствуем более свободному поведению ученика на сцене, развитию его

артистизма и творческого потенциала. Нужно научить будущего музыканта преодолевать

временные неудачи.

5.

Режим занятий.

Уверенному сценическому выступлению предшествует кропотливая повседневная работа

и очень важно, чтоб от первых извлеченных звуков будущей концертной программы до

итогового исполнения на сцене правильно организовать занятия ученика, как в классе, так

и дома. Главное в процессе подготовки к выступлению – умение выработать чувство

уверенности и спокойствия.

Говоря об общем режиме перед концертом, можно сказать, что он не должен резко

отличаться от ритмической жизни и работы исполнителя. Большинство музыкантов перед

публичным выступлением предпочитают находиться в одиночестве и спокойно

обдумывать программу. Некоторые исполнители прибегают к использованию

дыхательной гимнастике, кто-то приобретает уверенность, занимаясь по шесть часов в

день концерта, кто-то вообще отдыхает.

Подводя итог, можно сказать о том, что творческое волнение свойственно всем

музыкантам от ученика до известных исполнителей. Главное помнить, что в процессе

обучения надо развивать радостное отношение ученика к концертному выступлению,

чтобы оно было праздником, а не «страшным» моментом в его жизни. Выходя на сцену,

ученик должен верить в себя, в свое исполнение, в свой творческий потенциал.

Список литературы:

1.

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1961.

2.

Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969.

3.

Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной системы.

Л.,1974.

4.

Гофман И. Фортепианная игра. М., 1961.

5.

Коган Г. У врат мастерства. М., 1977.

6.

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1987.

7.

Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1938.

8.

Струве Б. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов. М. 1959.

9.

Интернет ресурсы: Иван Хьюит статья из журнала «Телеграф» от 26. 06. 2014,

Перевод Адели Рахматулиной

4



В раздел образования