Напоминание

"Маленькие помощники"


Автор: Саушкина Лариса Владиславовна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад №21"
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: Проект
Тема: "Маленькие помощники"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Маленькие помощники».

(2мл.гр.)

"Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения,

посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. В труде

раскрывается богатство человеческих отношений».

В.А. Сухомлинский.

Актуальность: дети - это зеркало любого общества. Ребенок, растущий в первые годы своей

жизни, растет и развивается в рамках своей семьи, но постепенно рамки раздвигаются и ребенок

попадает в общество, где он стремиться получить новое и расширить круг своих интересов и

способностей. Ребенок открывает для себя мир новых человеческих отношений, знакомиться с

новыми видами деятельности, у него возникает огромное желание включиться в новую взрослую

жизнь и быть активным ее участником. Известно, что именно труд ,является одной из важнейших

ступеней развития ребенка.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных и актуальных

направлений в дошкольном образовании. Главное сформировать у ребенка позитивное отношение к

различным видам трудовой деятельности. Весь процесс воспитания малышей должен быть

направлен на понимание и полезность и даже необходимость труда в жизни каждого человека и

коллектива, и главное научить радоваться любому даже минимальному полученному результату .

Одним из обязательных процессов является трудовое воспитание, благодаря которому у

ребенка формируются положительное отношение к трудовой деятельности, появляется желание и

умение трудиться, и главное развиваются нравственные качества. Самообслуживание - это первая

ступень трудового воспитания детей дошкольного возраста. Формирование навыков

самообслуживания является очень важным в период развития ребенка и имеет огромное значение

для социального развития ребенка.

Проблема: у детей группы мало развить интерес к труду взрослых и очень важно на этом этапе

развития сформировать у детей необходимые умения и стремления к трудовой деятельности.

Если рассмотреть процентное отношение, то 50% детей не умеют самостоятельно одеваться и

раздеваться в определенной последовательности. Правильно одевать обувь, выворачивать вещи.

Поэтому мы приняли решение об углубленном изучении вопроса самообслуживания и трудового

воспитания воспитанников нашей группы.

Цель проекта: дать понятие детям что такое труд, его значение и его необходимость в жизни

каждого человека. Способствовать воспитанию ценностного отношения к труду, формированию

навыков самообслуживания воспитанников. Поощрение детской инициативы в труде,

самостоятельности. Развивать познавательный интерес к различным видам труда и профессиям

взрослых.

Задачи проекта:

1.

Продолжать формировать навыки самообслуживания детей в группе, уметь и стремиться

выполнять все действия относящиеся к труду и самообслуживанию самостоятельно, до конца

и согласно алгоритму действий.

2.

Воспитывать у детей ценностное отношение к любому труду взрослых, положительное

отношение к труду и к тому кто его выполняет.

3.

Воспитывать аккуратность и бережное отношение к окружающим предметам и вещам.

4.

Формировать представление о предметах быта и одежде.

Тема проекта «Маленькие помощники».

Автор проекта: воспитатель Саушкина Л.В.

Продолжительность проекта: 2 недели .

Тип проекта по количеству участников : групповой

Тип проекта по доминирующему виду деятельности: познавательный

Тип проекта по содержанию: информационный, практико-ориентированный, позновательно-

игровой.

Участники: дети младшей группы «Солнышко» (3-4 года), воспитатель, помощник воспитателя,

родители.

Сроки проведения: с 11 ноября по 24 ноября 2024г.

Итоговое событие: Открытое занятие «Морское путешествие на остров трудолюбия».

Направления

развития

(образовательные

Области).

задачи

задачи

задачи

воспитательные

развивающие

обучающие

Соццциально-

Коммуникативное

развитие

Воспитывать

самостоятельность,

инициативности,

аккуратность,

бережное и

заботливое

отношение к вещам,

положительные

взаимоотношения и

культуру общения с

взрослыми и детьми.

Способствовать

развитию волевых

усилий, мелкой и

моторики рук.

Формировать умение

одеваться и

раздеваться в

определенном порядке

используя предметно-

схематичную модель

последовательности

одевания,

выворачивать вещи

налицо, складывать и

вешать свою одежду,

платком, салфеткой.

Познавательное

развитие

Знакомство с

материалами проекта,

рассматривание

картинок,

фотографий.

Способствовать

развитию

наблюдательности,

познавательных

способностей детей в

процессе опыта.

Формировать

представления детей о

предметах одежды, и

обуви, головных

уборах, а также их

назначении и способах

использования.

Художественно-

эстетическое

развитие

Воспитывать

положительные

отношения к

результату своей

деятельности.

Способствовать

развитию

эстетического

восприятия, чувства

формы и пропорций.

Продолжать

формировать умение

детей правильно

пользоваться кистью,

карандашом,формиров

ать умение сочетать

разные формы и линии,

создавать композицию

из отдельных

элементов., умение

осуществлять действие

по образцу и заданному

правилу.

Речевое развитие

Способствовать

развитию

диалогической речи,

зрительного

внимания, слухового

Уточнять, расширять и

активизировать

словарь по теме

«одежда», «предметы

быта», «посуда».

восприятия, памяти.

Физическое

развитие

Способствовать

развитию ловкости,

координации

движений в подвижных

играх.

Формировать умение

выполнять действия по

сигналу.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети познакомились с профессиями которые есть в ДОУ .

Получили знания о значимости профессий.

Дети поняли для чего нужно трудиться.

Дети научились ориентироваться в ДОУ. Знают где кто работает.

Дети научились работать сообща и дружно.

Повысился уровень самообслуживания детей.

Появилось желание к самостоятельности, аккуратности, инициативы, познавательной

Активности.

Воспитание положительного взаимоотношения и культуры общения с

взрослыми и детьми;

Воспитание бережного отношение к вещам и окружающим предметам.

Взаимодействие родителей с детским садом по вопросу трудового

воспитания детей.

Этапы проекта

Подготовительный

Основной

Заключительный

1.Создание условий для

проекта

2. Изуче.ние методических

пособий и литературы по теме.

3. Подбор художественной

литературы (пословицы, стихи,

загадки, игры).

4.Составление перспективного

плана мероприятий.

1. ОД по теме проекта.

2. Беседы.

3. Рассмотрение картин,

иллюстраций.

4. Дидактические игры.

5. Художественное творчество

(аппликация, рисование, лепка)

Игра ситуация «Оденем куклу на

прогулку».

2. Выставка детских аппликаций с

вязанных с тематикой проекта.

«Дворник и листопад».

3. Консультации для родителей:

«Как научить ребенка

самостоятельно

одеваться?».

Презентация для педагогов:

«Формирование у детей навыков

самообслуживания» .

Изменение образовательной среды группы

Центр развития

Предметы ( деятельность)

Книжный

уголок и

речевого

развития

Картотека иллюстраций «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»

Подборка художественной литературы по теме «Одежда», «Труд»,: Е.

Благина «Не мешайте мне трудиться», «Новая одежка»,

«Как у нашей Ирки», Серия «Самые добрые стихи.

«Хорошие поступки», К. Чуковский «Чудо-дерево»,

«Мойдодыр», «Песня о бедных сапожках», В. Маяковский «Что такое

хорошо и что такое плохо?», Я Аким «Неумейка», В. Осеева «Волшебное

слово», русская народная сказка «Про непослушные ручки и ножки»,

И.

Муравейко «Я сама», Г. Принести журналы

мод, книги с рассказами и стихами об одежде, придуманные сказки

об одежде и обуви. Ладонщиков «Портниха», Ш. Перро «Красная

шапочка», Л. Кон «Лен», В.Бианки «Как рубашка в поле выросла»,

В. Лившиц «Валины перчатки» Схема-картинки «Рсскажи об одежде».

Настольных

игр

Подборка настольных игр:лото «Одежда», «Волшебные пуговки»,

«Ателье одежда» дидактических игр: «Подбери пару», «Туфельки

поссорились – помирились», «Собери картинку», «Мишка и Мишутка»,

«Подбери заплатку к одежде».

ИЗО

Расскраски с элементами одежды, трафореты одежды, различные штампы для

украшения одежды.

Сюжетно-

ролевые игры

Атрибуты для сюжетно- ролевой игры «Магазин одежды», «Семья»,

«Парикмахерская».

Уголок в

приемной

Схемы-картинки «Алгоритм одевания», «Я во всем люблю порядок», «Так

нужно убирать одежду в шкаф».

Уголок

эксперементир

ования и

уголок

природы

Одежда из различных материалов, игра «Одежда по сезонам».

Взаимодействие с родителями в ходе проекта:

1.

Рекомендации по взаимодействию с ребенком в домашних условиях.

2.

2 Чтение сказок и стихов и песен по теме одежда, по самообслуживанию и

трудовой деятельности.

3.

Экскурсия в магазин одежды и на рынок, где продают детскую, мужскую и

женскую одежду.

4.Беседа с детьми как ухаживать за одеждой и обувью .

5. Совместная стирка белья.

6.Продумавание вместе с детьми какую одежду одеть сегодня.

7.Наблюдение вместе с детьми за одеждой прохожих.

Участие членов семьи в образовательном процессе:

1 Фотоотчет «Час семьи».

2. Совместно придуманные с детьми сказки об одежде и обуви.

3. Оформление альбома «Я модница»

4. Мастер-класс родителей и детей дома «Я с мамой фартук украшаю».

Планирование образовательной деятельности

Образовательные

области

Образовательная деятельность

Социально-

коммуникативное

развитие

Беседы «Для чего делают одежду и обувь?», «Что будет, если не завязать

шнурки?».

Презентация «Такая разная одежда»

Д/игры «Одень Таню, одень Ваню», «Кто во что одет», «Уложи куклу

спать» «Кукла проснулась», «Нарядим куклу», «Для чего это нужно».

Выставка формы разных профессий

Оформление альбома «любимые цветы»

С/ Р. игра «Магазин одежды», «Семья. Глажка и стирка белья»

Рассматривание модных журналов с одеждой.

Создание модели шляпки (в технике оригами)

Речевое развитие

Ситуативный разговор «Сказочные шапки»

Отгадывание загадок об одежде

Чтение и заучивание стихи об одежде

Игровое упражнение «Запомни в тексте название одежды и назови ее»

Д/игры: «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Подбери слово»,

«Жадина», «Добавь словечко», «Что лишнее»,

Чтение (прослушивание аудиозаписи): Ш. Перро «Красная шапочка», Л.

Кон «Лен», В. Бианки «Как рубашка в поле выросла», В. Лившиц «Валины

перчатки», Е. Благина «Не мешайте мне трудиться», «Новая одежка», «Как

у нашей Ирки», Серия «Самые добрые стихи. «Хорошие поступки», К.

Чуковский «Чудо-дерево», «Мойдодыр», «Песня о бедных сапожках», В.

Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», Я Аким «Неумейка»,

В. Осеева «Волшебное слово», русская народная сказка «Про непослушные

ручки и ножки», И. Муравейко «Я сама», Г. Ладонщиков «Портниха»

Познавательное

развитие

ООД: «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Из чего делают одежду»

Беседа «Почему головные уборы так называются?»

Речевая ситуация: «Кто шьет одежду?», «Откуда башмачки пришли?»

Презентация «Одежда в разные времена года»

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Назови одним словом»,

«Соедини точки», «Один-много», «Собери картинку», «Назови, какого

цвета», «Подбери пару», «Мишка и Мишутка», «Туфельки поссорились –

помирились», «Подбери заплатку к одежде», «Четвертый - лишний», «Что

не хватает?»

Н. игра: «Лото. Одежда». «Волшебные пуговки», «Ателье одежда».

Художественно-

эстетическое

развитие

Лепка «Девочка в красивом платье», «Шарфик»

Рисование «Украсим платье», «Красивый фартучек»

Аппликации: «Оденем Клаву на прогулку», «Украсим платочек»

Обводки «Обувь», «Одежда»

Раскрашивание одежды в раскрасках

Музыка исполнение песни «Пестрый колпачок» (муз. Г.Струве, сл. Н.

Соловьевой).

Физическое

развитие

Подвижныу игры «Кто быстрее оденет..», «Платье», «Брюки», «Шапочки»

Беседа «Одежда и обувь в разные времена года».

Результаты проекта:

1.

У воспитанников повысился уровень сформированности навыков самообслуживания до 70%

(из 21 человек у 17) детей .

2.

Дети стали более самостоятельные, аккуратные, повысилась познавательная

активность.

3. дети стали бережливее относиться к свои вещам, повысилась культура общения со взрослыми .

4. Взаимодействие с родителями в вопросах трудового воспитания стало более активным.

5.Родители воспитанников стали больше уделять внимание КГН. И навыкам самообслуживания.

Таким образом, решение проблемы формирования навыков самообслуживания воспитанников

младшего дошкольного возраста требует дальнейшего развития. В процессе совместной работы с

родителями мы стремились к тому, чтобы выполнение навыков самообслуживания стало для

детей естественным процессом и в дальнейшем постоянно совершенствовались. Тем самым в

совместной работе повысили самооценку воспитанников и стремление к знаниям.

Список литературы:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под

ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 352 с.

2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим / Н. В.

Алешина.-М.: "Педагогическое Общество России", 2000.

3. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой.- М.:

Просвещение,1974.

4. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников /Н. Н.

Захаров.- М.: Просвещение, 1988.

5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-

методическое пособие / В. П. Кондрашов.- Балашов: Изд-во

"Николаев", 2004.

6. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде

взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.-

1978.- № 10.

7. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. – М.:

Педагогика, 1987.

8. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет/Т. В.

Потапова.- М.: ТЦ Сфера, 2008.

9. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное

самоопределение / Н. С. Пряжников. - Воронеж, 1996.

10. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В.

Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1978.-№10.

11. Пособие «Трудовое воспитание в детском саду» / Л. В. Куцакова-

Мозаика-Синтез Москва. 2014.

12. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и

методические рекомендации для работы с детьми - 2-7 лет ./ Т. С.

Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез,

2005.

13. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

образования «От рождения до школы», Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой,

М.А.Васильева, Москва, Мозаика-Синтез, 2010г.

14 Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-

7 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. –М.: ТЦ Сфера, 2017г.

16.. Как организовать проект с дошкольниками/ Авт.-сост. А.А. Сидорова. – М.:

ТЦ Сфера, 2017г.

17. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском

саду»/ сост. Л. В. Русскова. –М.: Просвящение, 1986г.

18. Воспитание дошкольников в труде. Под ред. В.Г. Нечаевой – М.:

Просвещение, 1983г.

19. Интернет ресурсы.

ПРИЛОЖЕНИЯ



В раздел образования