Напоминание

Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через современные технологии


Автор: Шевцова Ирина Геннадьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Николаевск-на-Амуре
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через современные технологии
Раздел: полное образование





Назад




Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на

уроках истории и обществознания через современные технологии.

Приоритетным

направлением

исторического

образования

считаю

формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и

навыков, универсальных способов деятельности. В ходе работы развиваю у

школьников

умение

самостоятельно

и

мотивированно

организовать

познавательную

деятельность,

использовать

элементы

причинно-

следственного анализа, определять сущностные характеристики изучаемого

объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления.

На уроках применяю различные образовательные технологии, с помощью

которых организую и провожу учебно-исследовательскую работу, в том

числе развиваю умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,

владеть

элементарными

приёмами

исследовательской

деятельности,

самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для

решения задач творческого и поискового характера.

Формирование мотивации предполагает разнообразие форм и приемов, с

помощью которых большинство обучающихся вовлекается в активную

учебную работу. При этом надо понимать, что развитие учения не самоцель,

но всего лишь одно из средств развития личности студента.

Усилению

интереса

способствуют

занимательность

изложения

(примеры, опыты, факты), необычная форма преподнесения материала

(вызов удивления), эмоциональность речи преподавателя познавательные

игры, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций (связь с

повседневной жизнью студентов).

Часто мотивация рассматривается преподавателями только как фактор,

вызывающий у обучающихся интерес к теме, создающий положительную,

эмоциональную атмосферу. Вместе с тем необходимо, чтобы мотивация была

связана с актуализацией определенных знаний и умений студентов.

Мотивацию можно рассматривать как структурный компонент урока.

Она

помогает

реализовать

цели

конкретного

урока:

объяснить,

сформировать, отработать, закрепить, сравнить, узнать, дополнить и т.д.

Мотивацию обучающихся можно рассматривать и как результат

повышения уровня и качества обучения. В этом случае мы можем говорить о

формировании у студентов таких навыков, как умение делать вывод и давать

оценку

событиям,

сравнивать

и

анализировать

явления,

работать

с

несколькими

источниками,

извлекать

информацию,

самостоятельно

формулировать задачу и создавать алгоритм ее решения.

Для себя отмечаю, что использование современных информационных

технологий

повысило

активность

учащихся

на

уроках,

позволило

эффективно

организовать

познавательную

и

исследовательскую

деятельность

учащихся,

усилило

наглядность

и

эмоциональную

наполненность урока

Применение

метода

проблемного

обучения

позволило

создавать

ситуации на уроках, когда ученики не пассивно воспринимают информацию,

а выдвигают и исследуют проблемы с разных точек зрения. Проведение

подобных уроков повысило заинтересованность учащихся в учебной

деятельности,

позволило найти в сегодняшнем дне отголоски далекого

прошлого. Проблемно-поисковая постановка учебных задач активизировала

мыслительную

деятельность

школьников,

повысилась

самостоятельная

работа каждого учащегося, что подтверждает систематический контроль,

который проводится путем устных и письменных разноуровневых заданий.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной

деятельности

человека,

который

характеризуется

высоким

уровнем

восприятия,

понимания,

объективности

подхода

к

окружающему

его

информационному полю.

Какие цели и задачи ставит данная технология?

1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны

открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и

точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

2)

Развитие таких базовых качеств личности, как критическое

мышление,

коммуникативность,

креативность,

мобильность,

самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и

результаты своей деятельности.

Учащемуся надо освоить текст, выработать собственное мнение,

выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение

слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на

существование. Роль учителя – в основном координирующая.

Что дает технология критического мышления учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного

сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных

методик, которые способствуют развитию критического мышления и

самостоятельности в процессе обучения;

- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою

деятельность;

- стать источником ценной профессиональной информации для других

учителей.

Анализируя результаты своей работы, хочу сказать, что на уроках

истории очень актуально применение технологии развития критического

мышления. Приёмы ТРКМ позволяют сделать урок более продуктивным,

помогают ученикам сформировать собственную позицию, стимулируют

мыслительную деятельность и развивают познавательную активность,

повышают уровень самоорганизации обучающихся.

Попадая

в

ситуации

реальной

жизни,

ситуации

успеха,

создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают материал

любой сложности. Для создания ситуации успеха считаю, что в игре

необходимо четко поставить цель, вовлечь в игру весь класс, управлять

ходом игры, сочетать индивидуальную и коллективную форму работы,

подвести итог, провести рефлексию. Применяю следующие группы игр:

обучающие,

контролирующие,

познавательные,

воспитательные,

развивающие;

репродуктивные,

творческие;

коммуникативные,

диагностические. Урок-игру

использую как при прохождении нового

материала, так и для итоговой проверки знаний, для обобщения и

повторения, при этом обязательно учитываю возрастные особенности

учащихся. Для школьников 5 – 8 классов провожу уроки-КВН, телемосты,

соревнования, аукционы и т. д. В старших классах - уроки-диспуты, деловые

игры, конференции, выборы, уроки-спектакли, несмотря на то что на их

подготовку уходит довольно много времени, эффект от таких уроков очень

высок.

Использование исследовательского

метода, позволило

включить

задания поисково - исследовательского характера при работе с документами,

картинами

и

иллюстрациями,

картами,

таблицами,

схемами,

археологическим материалом; раскрыть познавательный процесс через

доказательство, изложение идей; проводить научное исследование, используя

алгоритма

исследования:

выявление

проблемы,

выдвижение

гипотез,

проведение исследования, проверка гипотез, принятие решения. Применение

исследовательского

метода

на

уроках

и

внеурочной

деятельности

способствовало

формированию

у

школьников

коммуникативной,

организаторской,

управленческой,

информационной

компетентностей,

навыков научного исследования. Доклады, сообщения, рефераты приобрели

научный характер, повысилось число учеников, занимающихся научными

исследованиями,

выступления

на

научно-практических

конференциях,

олимпиадах, конкурсах различного уровня стали более результативными:

появились призовые места.

Информационно-коммуникационные

технологии

(ИКТ)

на

уроках

истории и во внеурочной деятельности на современном этапе стали

педагогическим инструментом в информационно насыщенном, стремительно

меняющемся мире. Использование ИКТ на уроках истории, обществознания,

во внеурочной деятельности – на элективных, факультативных курсах, а

также конкурсов, олимпиад по истории и обществознанию, подготовке к

Единому

государственному

экзамену,

позволило

повысить

уровень

производительности труда учащихся на уроке, установить межпредметные

связи.

Уроки-презентации, подготовленные учениками далекими от истории,

но увлеченными компьютерными технологиями, например, «Неформальные

молодежные

субкультуры»,

«Походы

Ерофея

Хабарова»,

«Отражение

нашествия с Запада в XIII веке» способствуют повышению их уровня

развития учебной мотивации к данному предмету.

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые

формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся

в учении. Ведущее место среди таких методов

- метод проектов.

Учениками выполнены проекты: деловые игры: «Выборы президента», «Суд

над

Иваном

Грозным»;

урок-путешествие

«Путешествие

в

Древнюю

Грецию», «Этруски и Рим» и др.

Использование

исследовательских,

творческих,

игровых,

информационных, межпредметных, практико-ориентированных проектов

способствовало развитию исследовательских, рефлексивных

умений и

навыков, формированию умений, непосредственно сопряженных с опытом

их применения в практической деятельности; развитию познавательного

интереса учащихся,

реализации принципа связи обучения с жизнью,

повышению

общей

культуры

школьников,

развитию

нравственности,

толерантности, патриотизма, гражданственности.

Применение современных образовательных технологий, активных и

интерактивных методов, интеграция, личностно - ориентированный подход

способствует развитию деятельностного отношения ученика к изучаемому

материалу. Уменьшается доля репродуктивной деятельности, снижается

нагрузка на ученика, более эффективно используется учебное время,

происходит становление личности ребенка, развитие его позитивного

мышления, толерантности, ориентация в мире ценностей..

Самым

эффективным

приемом

развития

мотивации

большинство

исследователей

признают

увлекательный,

эмоциональный

рассказ,

объяснение учителя. Это достигается постоянной работой педагога над

повышением

своего

профессионального

мастерства,

чтением

дополнительных источников, художественных произведений.

В завершении хочу отметить, что в современных условиях мотивация

это важнейший, ключевой элемент урока, призванный повысить интерес к

учебной деятельности. Формировать и развивать мотивацию, вовлекать

учащихся в активную учебную работу можно используя разные технологии,

приемы

и

средства.

Большие

возможности

открывает

применение

информационных

технологий,

без

которых

невозможно

представить

современный урок. Мотивация должна носить систематический характер, а

не случайный, лишь тогда она дает положительный результат. И следует

помнить древнюю мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить

его напиться нельзя». Можно усадить детей за парты, но без внутренней

мотивации хорошего результата добиться нельзя



В раздел образования