Автор: Марышева Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Пречистенская средняя школа имени И.И. ЦАПОВА"
Населённый пункт: с.Пречистое Гагаринский район, Смоленская обл.
Наименование материала: сценарий
Тема: "ДЕНЬ НАУМА - ГРАМОТНИКА"
Раздел: среднее образование
Никита: Добрый день, народ благочестивый, взрослый , азбуке обученный..
Рад приветствовать и вас отроки младые. (поклон)
Зовут меня Наумом, в народе величают Грамотником.
Завтра у меня день святых именин . 1 декабря по старому стилю уже много
веков в России прославляют меня Наума, потому что я помогаю постичь
грамоту .
Сегодня я и мои помощники расскажем вам про этот день, будем давать вам
задания, задавать вопросы ученые, одаривать подарками самых прилежных в
учении и смекалистых.
Сначала немного о себе: Я-Наум- один из 12
ветхозаветных пророков, жил в 7 веке до Рождества Христова. Подробности
моей жизни неизвестны, но сохранилась «Книга пророка Наума».
Презентация «День Наума-грамотника»
1 мое задание
разбейтесь на группы по 4 человека. Каждая группа получит
конверт со словами , из которых необходимо составить пословицу об уме
или учении . Давайте сначала попробуем все вместе.
Видит око далеко, а ум ещё дальше.
1.
Карман толстый, да ум пустой.
2.
Красота до венца, а ум до конца.
3.
Нельзя взяться за ум, если его нет.
4.
Огромный вырос, да ума не вынес.
5.
Ум кроется не в богатстве, а в сердце.
6.
Ума палата, а ключ потерян.
7.
Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
8.
Ум за морем не купишь, коли его дома нет.
1
9.
Лучше с умным потерять, чем с глупым найти.
10.
Умный любит учиться, а дурак учить.
Наум подводит итоги задания, просит группы зачитать пословицы,
помощники раздают жетоны.
Кирилл: А меня величают Кириллом, я -дьяк. Так как первые школы на
Руси были ,в основном , церковно- приходскими , то учителями в таких
школах были священнослужители. В 1837 году начала работать
Пречистенская школа ,а в 1893 открыла свои двери для учеников
Кармановская . А какие школьные предметы были в те времена?
(Чистописание, Счисление или Арифметика.Закон Божий) За правильные
ответы –жетоны.
Я хочу вас познакомить с иконой ( на экране). Это
икона Божией Матери
«Прибавление ума»
По преданию, икона была написана в XVII веке после
видения неизвестным иконописцем Божией Матери. Этот иконописец впал в
безумие. Тогда он стал горячо молиться Пресвятой Богородице о
вразумлении. После Её видения он получил обещание об исцелении, если он
напишет икону Богородицы в том виде, в котором Она ему явилась.
Иконописец исполнил свой обет и после написания иконы исцелился.
К иконе обращаются за помощью в учёбе, избавлением от душевных
заболеваний, просветлением мыслей . Она является покровительницей
школьников, студентов и аспирантов.
А теперь мое задание 2 Жетон получит тот, кто правильно ответит или
покажет как и для чего использовались эти вещи в старинных русских
школах.
(Горох, греча, розги, деревянные ложки)- Для наказания
Подводит итоги выполнения задания. Раздает жетоны, предлагает
попробовать постоять на горохе.
Анастасия : А я уже школьница советской школы. Меня зовут Анастасия.
Телесные наказания были отменены, школьных предметов стало намного
больше, многие названия учебных дисциплин сохранились до сих пор. Но
были и неизвестные вам названия предметов. Например с 1950 по 1959 год в
2
советской школе изучался предмет ЛОГИКА , по которому даже сдавался
экзамен.
Давайте порешаем типичные логические задачки на советскую смекалку.
Задание №3
На экране рисунок №1 Ответьте в какую сторону едет этот автобус, ответ
обоснуйте. Вручает жетоны за правильные ответы.
Рисунок №2 . Какую ошибку допустил художник?
Рисунок №3 Как зовут мальчиков?
Рисунок №4 Найди ошибку.
Рисунок №5 Самый сложный. На рисунке вы видите участок железной
дороги «Москва-Смоленск». Здесь направление дороги совпадает с
направлением стрелки, изображённой сверху, концы стрелки показывают
запад и восток. Всё происходит в начале апреля. Куда идёт поезд: из Москвы
в Смоленск или обратно?
Никита: Вот мы и подошли к нынешнему времени. Расскажите –ка мне
отроки чем вы сейчас живете в школе, какие дисциплины изучаете, чему уже
научились?
Опыты по физике, химии, биологии. (Кармановская школа)
За каждое обоснование опыта – жетон.
Кирилл: Вот так чудеса! Далеко наука шагнула, да и школа тоже . Вас –
ребята не сравнить с учениками церковно-приходских школ…Многими
знаниями нужно овладеть, чтобы жить в современном мире.
Анастасия: И мы вам желаем преодолеть все трудности на этом пути.
Вырасти умными, умелыми, любознательными. На память о нашей встрече
хотим приподнести небольшой подарок Кармановской школе, так любезно
нас принявшей в своих стенах и лучшим игрокам нашего мероприятия.
3