Напоминание

Развитие творческих способностей на уроках тематического рисования


Автор: Ирина Петровна Скиба
Должность: Преподаватель детской школы искусств
Учебное заведение: МБУДО" Старомайнская ДШИ" р.п. Старая Майна Ульяновская обл
Населённый пункт: Ульяновская обл. р.п. Старая Майна, ул Советская д.21
Наименование материала: доклад
Тема: Развитие творческих способностей на уроках тематического рисования
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУДО «Старомайнская детская школа искусств»

Доклад

на методическом объединении

Развитие творческих способностей на уроках

тематического рисования

преподаватель

Скиба И. П.

Старая Майна

2024 год

Творчество это высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать

нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности:

научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д.

Актуальность развития творческих способностей - нестандартно и творчески мыслить в

современном обществе, художественное развитие и воспитание детей как в младшем

возрасте, так и в среднем и старшем, развитие воображения и фантазии,

пространственного мышления, цветового восприятия, целостного восприятия в познании

мира, гармонизация эмоциональной сферы ребенка, его психической устойчивости.

Основными учебно-воспитательными задачами являются: учить детей находить

прекрасное в окружающей действительности; поощрять активность и свободу выбора,

помогать развиться ребёнку; поощрение самостоятельности в выборе сюжетов, в их

раскрытии, выразительности композиции и техники выполнения. Использование

потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся

к выполнению творческих заданий на уроке.

Тематическое рисование приучает детей наблюдать и изображать предметы в

совокупности; наблюдая, дети сравнивают предметы, сопоставляют их и устанавливают

общие и отличительные особенности; в тематических рисунках развивается творчество

детей, их умение пользоваться полученными знаниями и навыками на уроках

изобразительного искусства; помогает давать правильную оценку увиденному и

прочитанному, изображать предметы по наблюдению и представлению не отдельно, как

на уроках с натуры, а вместе с окружающей средой, соблюдая соотношения размеров

предметов и расположения их в пространстве; целенаправленное наблюдение приучает

детей размышлять, повышает уровень их развития и развивает пространственное

представление.

Высокие требования, которые предъявляет к личности современное общество, вызывает

необходимость каждому человеку уметь творчески применять знания, умения и навыки,

которыми он обладает; уметь свою творческую деятельность сделать как можно более

эффективной. Таким образом, рисунок условно можно назвать самой первой,

относительно доступной человеку грамотой, которая позволяет в далёких от совершенства

- но всё- таки понятных – формах обмениваться несложной информацией, выражать своё

отношение к различным явлениям окружающей жизни, к прошлому и будущему.

Одной из главных задач, стоящих перед детской школой искусств является создание

оптимальных условий для развития каждого учащегося на уроках. Наше время - это время

перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения,

умеющие творчески мыслить. Детская школа искусств должна готовить учащихся к

жизни. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает

инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному

самовыражению, уверенность в себе.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только

овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения,

наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

Значимость тематического рисования в развитии творческой фантазии, наблюдательности,

воображения, мыслительной активности, художественно-эстетическом воспитании

школьников.

Становление творческих способностей активно начинается уже в детском возрасте и

успешными темпами продолжается в школе особенно в младших и средних классах.

Рисовать на темы, значит, сочинять на основе впечатлений от увиденного, услышанного,

прочитанного, выражая своё эмоциональное отношение.

Учебные предметы по изобразительной грамоте занимают важное место в комплексе

предметов предпрофессиональных программ «Живопись». Они является базовой

составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного

искусства. Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и

согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста.

Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности

поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных

упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать

необходимые навыки.

Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать

задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого

интереса к изобразительной деятельности.

Рисование темы – специфический вид самостоятельной работы. Он позволяет

преподавателю развивать у детей на уроках изобразительного искусства

наблюдательность, воображение, зрительную память. Тематическое

рисование основывается на знаниях и умениях, полученных учащимися при наблюдении

окружающей действительности, восприятии произведений искусства, рисунках с натуры,

т.е. является результатом всех видов художественной деятельности.

Развитие внимания, наблюдательности, познавательных интересов и творческих

способностей у учащихся зависят от умения преподавателем правильно организовать

процесс обучения. Преподаватель должен помочь развивать у детей творческое

отношение к выполнению работы, в выборе сюжетов, в раскрытии темы, выразительности

композиции и техники выполнения.

Развить интерес детей к творчеству можно только с учетом индивидуальных

способностей. Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в

особенности слабые, стремились не отставать от лучших учеников, научить ребенка

работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для

развития у детей художественных, творческих способностей.

На уроках изобразительной грамоты я стараюсь дать каждому ребенку активно,

самостоятельно проявить свои способности.

В младших классах ставиться задача правильно разместить изображение на листе,

передать связь между предметами, их пропорции, цветовую окраску. В тематических

рисунках младшие учащиеся часто изображают предметы окружающей обстановки,

людей, дома, те предметы, которые больше всего их интересуют. Развитие зрительных

представлений, образного мышления, воображения, фантазии в младших классах

происходит в процессе эмоционального отношения к изображаемым явлениям, событиям,

поступкам персонажей.

В подростковом возрасте у учеников появляется желание работать с натуры,

использовать графические средства, работать в различных техниках. Юного художника

уже не удовлетворяют прежние средства выражения. А трудность овладения новыми без

посторонней систематической помощи приводит к неверию в собственные силы, к отказу

от творческой деятельности.

В более старшем возрасте, где требуется решение нестандартных задач, а также возрастёт

критическое отношение к результатам своего творчества уроки тематического рисования,

как правило, связаны с событиями отечественной истории, иллюстрированием

литературных произведений, продолжается развитие умения работать с различными

изобразительными материалами и техниками, а также творческого использования

выразительных средств в процессе создания тематической и декоративной композиции.

Особое внимание уделяется умению вести композиционный поиск сюжета.

Совершенствуется умение использовать основы художественного изображения

пространства.

Чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности

изобразительной деятельности обучающихся. Нужно сделать все возможное, чтобы

сохранить у учащегося тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить,

а затем и развить познавательные интерес к рисованию. При проведении уроков

изобразительного искусства в среднем и старшем звене необходимо отталкиваться от

следующих направлений в работе: от знаний к творчеству – основной метод обучения;

постепенности восприятия учебного материала; обеспечение последовательности

творческого процесса; требование обязательной грамотности исполнения работы –

композиционной и изобразительной; стимулирование работы в участии в конкурсах, в

целях поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения;

стимулирование сообразительности, изобретательности, оригинальности, как замысла, так

и исполнения; формулировка задачи, дающей множество разнообразных решений,

развитие образного мышления; требование завершенности, аккуратности и

привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе, независимо от ее

характера; обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу;

создание игровых ситуаций, оживляющих процесс усвоения учебного материала;

создание постоянной творческой атмосферы, праздника творчества за счет смены

характера работы, тем, материалов, изменения масштаба работы, когда маленькие

зарисовки сменяются большими работами, стимулирование проявления

индивидуальности, несмотря на равный шанс для всех, а именно одна заданная тема, одна

техника исполнения; обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование

умения защитить и объяснить свой замысел.

Работа преподавателя, его помощь обучающимся выражается не только в выборе сюжетов

для рисования. Он должен иметь такие личностные качества как целеустремленность,

настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Современные

исследователи выделяют следующие свойства личности, структура которых, по их

мнению, и составляет собственно педагогические способности: пособность делать

учебный материал доступным; творчество в работе, педагогически-волевое влияние на

учащихся; способность организовать коллектив учащихся; интерес и любовь к детям;

содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность; педагогический такт;

способность связать учебный предмет с жизнью; наблюдательность; педагогическая

требовательность.

Одним из важнейших требований к уроку тематического рисования является

формирование у обучающихся умения добиваться выразительности. Поэтому для того,

чтобы уроки рисования на темы опирались не только на практический опыт, но и на

знания, полученные в ходе изучения художественного наследия прошлого и настоящего,

необходимо установить тесную связь тематического рисования с беседами по искусству.

Для решения задач в развитии творческих способностей необходимо использовать–

интерес к предмету. Для достижения успеха нужна мотивация.

Творческий подход к методике проведения уроков, даёт результаты – виден

интеллектуальный и художественный рост учащихся.

Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию

творческой личности. Дети создают свой продукт творчества, который приносит успех,

радость им и окружающим.

Требования к выбору тем: тема должна быть посильной, тема должна включать

конкретные задачи, должна быть четкая формулировка темы.

Работа над тематическим заданием ведётся, как правило, в течение 2-3-4 уроков (в

зависимости от размера листа). На первом уроке выполняется рисунок карандашом, на

втором, третьем - композиция завершается в цвете.

В начале первого урока по тематическому рисованию я сообщаю тему урока, цель.

Условием грамотного урока тематического рисования является вводная беседа, где

раскрывается содержание задания, и выбираются сюжеты. Работа над тематическим

заданием ведется по следующему плану: 1. предлагаю рассмотреть наиболее яркие и

выгодные для рисунка эпизоды сюжета, события, 2. беседа по картинам, имеющая

направленную подготовку учащихся к работе над темой, 3. Поиск композиционного

решения простым карандашом, 4. выполнение окончательного варианта линейного

рисунка, 5. Работа цвете с использованием натурного материала в композиции, 6.

подведение итогов урока - рефлексия, анализ работ учащихся.

Если учесть, что выполнение задания требует соответствующей подготовки, ясно, что

завершить работу менее чем за два часа, невозможно.

Использование различных форм и приемов работы, типов уроков изобразительного

искусства позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс.

Типы уроков, которые использую на уроках тематического рисования: урок усвоения

новых знаний, урок применения знаний и умений ( урок закрепления), урок актулизации

знаний и умений( урок повторения), урок систематизации и обобщения знаний и умений,

урок контроля знаний и умений, комбинированный урок, смешанный урок, урок-

экскурсия.

Формы обучения:

мотивирующее обучение, которое базируется на совместной деятельности педагога и

учащихся;

активный творческий поиск (педагога и учащихся) - основа процесса обучения на уроках;

дифференцированный подход;

индивидуальный подход.

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням:

узнавание, воспроизведение, применение;

ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е.

развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного,

обобщения, воображения и т.п.

дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий

и сильным, и средним, и слабым учащимся;

учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной).

На уроках творческого рисования я предлагаю каждому ребёнку перед началом работы

на основном листе сделать несколько вариантов набросков по заданной теме. Пройдя по

классу и убедившись в правильности нескольких замыслов, надо посоветовать детям ещё

хорошенько подумать.

На уроках изобразительного искусства использую упражнения. Они являются

необходимой составной частью практически каждого предмета ДШИ с целью его

усвоения. Упражнение может осуществляться и сразу после объяснения, при этом

закрепление новой темы полностью происходит в процессе упражнений. В

изобразительном искусстве упражнения используется педагогом для развития рук (штрих)

и подготовки ее к рисованию; упражнения в создании и нахождении красивых форм;

упражнения для развития воображения; упражнения в геометрическом рисовании

предметов; в перспективе. Упражнения, которые используются на уроке помогают

лучшему восприятию рисования на темы, развивают любознательность и обогащают

технические приемы, они помогают переходу от работы в закрытом помещении, к

занятием живописью на воздухе, интересно, ярко, выразительно, пробуждает

любопытство и сравнительно легко запоминается.

Овладение разными техниками изображения даёт чувство уверенности ребёнка в своих

силах, развивает его познавательную активность и самостоятельность в выборе и

выполнении работы. На уроках тематического рисования ученики используют различные

техники работы акварелью «заливка», «растяжка, «впайка» цвета в цвет, работу мазками,

рисование на мокрой бумаге, используют в работе соль и парафин. Также на уроках могут

использоваться и нетрадиционные техники, как тычок жесткой полусухой кистью,

рисование пальчиками, рисование ладошкой( в младших классах), оттиск смятой бумагой,

восковые мелки + акварель, Свеча + акварель, точечный рисунок, набрызг, коллаж.

На уроках изобразительного искусства я использую показ наглядных пособий по теме. Без

наглядности дети не смогут в полной мере осознать и усвоить даваемый им материал.

Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия

учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Для проведения

интересного урока использую современные информационные компьютерные

технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ они позволяют не

только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных,

соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные,

творческие способности учащихся.

Связь тематического рисования с другими видами изобразительного искусства.

Рисование на темы расширяет круг наблюдений учащихся, что имеет большое значение в

плане общего его развития. Рассматривая предмет, анализируя его с помощью учителя на

уроках рисования с натуры, ученик далеко не всегда умеет перенести полученные им

навыки и умения в другие условия и применить их при других обстоятельствах.Ученик,

который любит рисовать, много рисует по своей собственной инициативе. Обучая

рисованию на темы, преподаватель помогает изобразительному творчеству детей,

утверждая необходимую связь между рисованием с натуры и рисованием по

представлению. Такой связью является использование в работе над темой зарисовок

предметов, организованное наблюдение и анализ предметов, которые не могут быть

нарисованы с натуры, но изображение которых часто встречается в их рисунках.

Детское творчество, опирающееся на самостоятельность и сознательность ребенка, при

выполнении того или другого задания, обеспечивает активность процесса работы

учащихся и является необходимым ее условием, независимо от того, рисует ли ребенок с

натуры, по представлению или воспроизводит узор по образцу.

В тематическом рисовании сочинение даже самой простой по своему содержанию темы

требует отбора предметов изображения (что надо изобразить, чтоб передать в рисунке ту

или другую тему, каковы должны быть предметы, как их надо расположить в рисунке).

Постепенное воспитание у учащихся элементарных умений раскрытия сюжета и образов

темы имеет большое значение во всестороннем их развитии, поддерживает и углубляет их

способность к рассказыванию, чтению картинок, к литературному творчеству.

Уроки тематического рисования также тесно взаимосвязаны с декоративным рисованием,

художественным конструированием и лепкой.

Но особенно большое значение приобретает интеграция с такими уроками, как история,

литература, музыка. Именно эти уроки дают те необходимые знания, которые помогают

развить и воображение учащихся, и творческое мышление, способствуя активной работе

над тематической композицией.

Принципы анализа и критерии оценки детских тематических работ.

Критерием оценки детского рисунка является степень его приближения к

реалистическому изображению. Только этот критерий отвечает запросам самих учеников,

у которых формируется стремление к познанию действительности, к более полному и

точному изображению предметов и явлений.

Оценивание детских работ – дело очень деликатное, при оценке работы учащихся я

учитываю оригинальность выполнения композиции и выразительность рисунка.

Для успешного формирования графических и живописных навыков я стремлюсь на

уроках систематически и целенаправленно соблюдать следующие условия: чётко

определять и осознавать конечный результат. Самый эффективный стимул

познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих

уроках. Одна из форм поощрения, которую я использую – это участие в различных

выставках. Выставки проводятся регулярно, для детей, для родителей, на праздники и т.д.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить

свои работы, ощутить радость успеха, родители видят результаты обучения детей в ДШИ.

Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для

родных и друзей, применяются в оформлении школы.

Работая над развитием творческих способностей учащихся на уроках надо знать, что

«быстрых» результатов сразу не бывает, они обязательно будут, но не надо торопить

события. Надо всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое

самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных».

В результаты моей деятельности: учащиеся имеют высокий уровень познавательной

мотивации, о чем свидетельствует их активное и результативное участие в творческих

конкурсах, и образовательных проектах различного уровня, поступление в учебные

заведения по этой направленности.

Уроки изобразительного искусства не призваны сделать всех детей художниками, их

задача – расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность,

пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке

действительности. Овладевая изобразительно - выразительными навыками, дети

приобщаются к творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать

образы предметов и явлений окружающей действительности. Таким образом задача

педагога в том, что бы развивать художественные способности ребенка, а следовательно и

творческие способности.

Считаю опыт своей работы – «Развитие творческих способностей на уроках

тематического рисования» перспективным, так как он позволяет обеспечить рост

качественного обучения в образовательном процессе, учит ребёнка самостоятельному

достижению цели, активизирует творческие способности учащихся, повышает

эффективность урока и возможность получить профессию в этом направлении.

Список использованной литературы

1.Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

2.Воронов В.А. Воспитание красотой .Начальная школа. – 1992. - №5-6. –

3.Гликман И.Э. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников .Методист. –

2007. - №7. –

4.Евладова Е.Б. Возможности дополнительного образования по развитию

интеллектуального и творческого потенциала детей. Дополнительное образование. – 2001.

- №5. – С.4-7.

5.Комаров В.В. Психолого – педагогические предпосылки развития творческой

активности учащихся. Школа. – 1997. - №2. – С. 5-8. 7.Методика обучения

изобразительной деятельности и конструированию.Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.

6.Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.Комарова Т. С. Дети в

мире творчества. - М., 1995.

7.Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Уроки мастерства». –

Самара: Корпорация «Федоров», 2006. – 64 с.

8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996.

9.Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. М.,1970

10.Кузин В.С. «Вопросы изобразительного творчества». М., 1971

11.Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004

12.Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983

13.Претте М.К., Капальдо Альфонсо. Творчество и выражение. Курс художественного

воспитания. М., 1981

14Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М., Книга, 1990

15.Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977

16.Даниэль С.М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 1984

17.Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство, 1986

18. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996

«Развивающее обучение учащихся на уроках изобразительного искусства через творческую художественную деятельность»

…Если мы добьемся того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, то ребёнок сможет более глубоко воспринимать и человека, и

природу, и музыку, и изобразительное искусство, и многое другое. . .

Всё начинается с простого – с отношения

ребёнка к цветку, паутинке, животным.

Затем появляются отношения более высокого

порядка – к родной природе, дому, Родине».

Н.А. Горяева

Волшебный мир радости, добра и красоты… Кто приоткроет завесу этого удивительного мира детям, которые приходят в школу? Конечно же,

школьный учитель изобразительного искусства. Уникальность и значимость уроков изобразительного искусства в том, что этот предмет играет

совершенно особую роль – развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребёнка, пробуждает способность видеть, ценить и

создавать красоту в жизни и в искусстве. Этот предмет непосредственно направлен на развитие воображения и творческих способностей в качестве

цели, а не побочного результата. Если мы хотим через искусство формировать нравственность, духовность в детях, необходимо об этом постоянно

помнить и радоваться каждой маленькой победе на уроке: восторженному озарению в глазах, смелому поиску цветосочетаний, задумчивому

выражению лица и т.д.

Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты. Красота, в каких бы формах она ни проявлялась, всегда несёт в себе добро. Мы знакомим детей с

людьми, предметами, которые нас окружают, с событиями, которые происходили и происходят в мире.

Я понимаю, что насколько учащиеся освоят опыт, передаваемый предшествующими поколениями, настолько они смогут ориентироваться в

постоянно меняющихся условиях жизни, осознавать себя в пространстве культуры. Творческий прилив сил, радостное расположение духа, да и

просто хорошее настроение испытывает каждый ребёнок, приобщаясь к искусству в условиях школьного урока. Изначально каждый ребёнок

обладает безграничным воображением. Он выдумывает истории и сказки, рисует дворцы и невиданных животных, творчески фантазирует обо всём,

что его окружает. Потенциальные возможности детей безграничны. Побуждая ребёнка к творчеству, учитель помогает ему найти подходящий способ

самовыражения, учит детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и

неброской. В рамках урока ребёнок получает возможность совершать открытие той красоты, которую он не замечал раньше. Маленькие островки

красоты острее всего воспринимаются в детстве. От урока к уроку учитель раскрывает перед детьми широкую панораму образов, многие из которых

берут своё начало в глубокой древности и простираются в сегодняшний день. Дети получают ключ к пониманию истинных ценностей через

формирование отношения к ним. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей, она глубоко волнует ребенка, вызывает

положительные эмоции. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью они

создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения.

Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных

наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. При проведении занятий создаю благоприятные условия для

формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность.

Решая учебные и творческие задачи, дети пробуют свои возможности в изобразительном искусстве и художественном труде. Установка на пробу

состоит в том, что я не требую от всех одинаково высокого уровня освоения способов деятельности. Обосновано это многими причинами:

неодинаковыми условиями воспитания детей, разным уровнем развитости их способностей, различным темпом усвоения знаний и умений и т.п.

Поэтому одни ученики сразу схватывают сущность каждого способа и легко превращают их в средства своей художественной деятельности. Другие

достигают этого позже. Будут и такие, кто продвигается в учении очень медленно. Существенно могут отличаться успехи одних и тех же детей в

освоении специфически изобразительных способов и в обучении трудовым умениям, операциям, технологиям. Всё надо обязательно учитывать.

Однако очень опасно по результатам удачных или неудачных проб поспешно разделять учеников на способных, середняков и неспособных.

Склонности и интересы у детей ещё неопределенны и не раз будут меняться. Способности же к какому-то виду художественной деятельности есть у

каждого, но они ещё, возможно, не выявились. Именно поэтому необходимо знакомить детей со многими различными видами, жанрами и

технологиями художественной деятельности.

Урок изобразительного искусства - это творческо–поисковый процесс, где я являюсь организатором. Возможно, на следующем уроке буду

наблюдателем или руководителем, соучастником или помощником, но в каждой роли буду руководствоваться лозунгом: “Нельзя преподносить

знания готовыми, надо каждое новое “открытие” делать вместе с детьми.

Использование творческих заданий на уроках изобразительного искусства способствует развитию творческих способностей учащихся. Для создания

творческой атмосферы на занятиях я пользуюсь следующими приёмами:

- первоначально даю легко доступные творческие задания;

- проявляю интерес к действиям учеников;

- признаю и поощряю множественность вариантов ответов;

-поощряю чувство предвосхищения и ожидания;

- знакомое вновь делаю незнакомым (рассматриваю с другой точки зрения);

- не подчеркиваю чувство вины после совершения ошибки, повышаю значение ответа или работы.

У каждого ребёнка есть возможность найти виды работ, наиболее созвучные его внутреннему складу, собственному мироощущению, обрести

внутреннюю силу и веру в себя, рисование гуашью, акварелью, простым карандашом, рисование композиций русского народного творчества,

памятников архитектуры древних миров, рисунок фигуры человека в сложном движении на пространственном фоне, натюрмортов, мозайки и т.д.

Развивающее обучение детей в области художественной деятельности бывает продуктивно, когда на занятиях обеспечено органичное единство

учения и творчества. Для этого требуется отличать то, чему можно и нужно учить детей, от того, что прямому научению не поддаётся. И если

творчеству, как известно, обучить невозможно, то можно и необходимо создавать на уроках такие условия, благодаря которым оно проявится у

детей, а их творческие способности будут развиваться. Учить можно не только приёмам и операциям, которые принято называть “техническими”, но

и способам действия, опробовав которые ребёнок подготавливает себя к творчеству. Другое условие - это применение педагогических средств

пробуждения творческой активности учеников. Они многообразны, а общим для них является результат: каждому ребёнку должно стать интересно

то, что ему предстоит делать.

В пятом классе целый цикл уроков изобразительного искусства посвящен обучению рисования композиций русского народного творчества

(гжельская роспись, городецкая роспись, дымковская игрушка, жостовские подносы ). Мною разработан альбом пошагового исполнения каждого из

перечисленных видов росписи, для обучения учащихся. (Приложение 1)

Следующий вид творческой деятельности в рамках урока изобразительного искусства, которому я обучаю учащихся это мозаичный

рисунок. (Приложение 2)

Мозаика – это процесс и результат соединения кусочков разного материала, формы и размеров, когда восхитительные композиции возникают

словно из ничего. Искусство мозаики имеет длинную и славную историю; тысячи лет собирали люди мелкие камни, черепки керамической посуды,

осколки стекла, чтобы украсить свои дома рисунками. И сегодня настенная мозаичная композиция или небольшая скульптура могут стать

прекрасным дополнением к любой обстановке.

При кажущейся сложности законченной картины техника изготовления мозаики достаточно проста, а набор инструментов совсем небольшой.

Постигнув основы этого ремесла, вы вскоре убедитесь, что овладеть этим искусством не так трудно. Мозаика доступна и взрослым, и подросткам.

Это идеальное семейное хобби. Постепенный и неторопливый набор мозаичной картины – спокойное и увлекательное занятие. И удивительного

эффекта можно достичь даже при использовании самых простых материалов. Возможности мозаики безграничны – от простого геометрического

узора до тщательно разработанного мотива. Стиль ее может варьироваться от классического до современного, а палитра безгранична – от

монохромности до сочетания всех цветов и оттенков. На уроках изобразительного искусства я обучаю школьников работе со стеклом, керамической

плиткой, подручными материалами и другим материалами.

Стеклянная плитка – один из наиболее высоко ценимых мозаичных материалов благодаря их отражательным свойствам и огромному количеству

цветов. Витражное стекло – прозрачное и окрашено в различные цвета, устойчиво к морозу и очень прочно. Стекловидная плитка – это маленькие

(от 0,5 см до 2 см) разноцветные непрозрачные плитки. Они очень прочны и часто используются для выкладывания полов, стен, рабочих

поверхностей и декоративных изделий. Керамическая плитка. Пожалуй, это самый замечательный из существующих материалов. Плитка имеет

многие качества, которые делают ее идеальной для мозаики. К подручным материалам можно отнести бусы, броши, пуговицы, игрушки, прозрачные

стеклянные и мраморные шарики, ракушки и практически все, что можно приклеить и покрыть лаком.

В старших классах, при выполнении задания “Рисунок фигуры человека в сложном движении на пространственном фоне” учащиеся должны дать

академический рисунок, не только выполненный по всем правилам и законам, но и достаточно выразительный, а этого можно достигнуть только при

активной творческой деятельности. Одной учебной установки здесь не достаточно. Чтобы достигнуть успеха, нужна ещё и “активизация всей

системы способностей”, “укрепление взаимосвязи всех свойств, необходимых для определённой деятельности, и формирование умения

пользоваться ими именно в данной деятельности”, а это учащиеся могут приобрести с помощью преподавателя, перехожу от общих установок к

индивидуальным с учётом способностей каждого школьника.

Учитывая творческий характер учащихся , которые стремятся к тонкому чеканному рисунку и любят рисовать карандашом, я обращаю их внимание

на пластическую характеристику модели, на красоту движения фигуры, на плавность перехода одной формы в другую, которую можно выразительно

передать в рисунке с помощью линий; внимание школьников, обращаю на красоту тональных отношений, на эффекты освещения, на контрасты

освещённых и теневых границ формы с фоном. Для активизации творческой деятельности требую от каждого ученика рисовать сознательно, не

допускать механического копирования натуры; творчески использовать научные знания из области перспективы, анатомии, теории теней;

рационально использовать рисовальный материал и возможности его тонового и фактурного диапазона.

В последнее время в теории и практике обучения особо актуальна задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека

в нем. Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение и межпредметные связи. Это дает возможность показать мир

во всем его многообразии с привлечением научной информации, литературных, музыкальных, живописных произведений. Это способствует

эмоциональному развитию личности ребенка, формированию его творческого мышления и научно-теоретической подготовки, делают знания

практически более значимыми и применимыми в будущей производственной, научной и общественной жизни.

В учебной деятельности предусматриваю уроки закрепления и контроля знаний. С этой целью я разработал бланки контрольных работ с

теоретическими и практическими заданиями. Контрольные работы делю на тематические, которые проводятся в течение четверти после изучения

одного из разделов программы и итоговые, включающие вопросы по всем темам курса. Разработанная серия контрольных работ позволяет в

увлекательной форме проводить проверку знаний и умений, полученных на занятиях по истории изобразительного искусства.

Учитывая специфику предмета, в вопросы и задания включаются репродукции картин, изображения архитектурных и скульптурных произведений.

Задания наглядны, четко сформулированы, составлены с учетом возрастных особенностей учащихся. В них входят:

1.определение автора и названия художественного произведения

2.анализ художественных произведений

3.решение кроссвордов

4.объяснение специальных терминов

5.выполнение рисунков

6.выполнение шрифтовой композиции и т.д.

Контрольные работы являются хорошим методическим материалом по проверке знаний. Многие их них уже прошли проверку на практике и

показали, что учащиеся с увлечением и интересом выполняют задания, привлекая для этого знания по истории, географии, геометрии, литературе и

другим предметам. В качестве примера дана итоговая контрольная работа по теме “Искусство Древнего мира” в 5 классе. (Приложение 3)

Лучшие произведения учащихся представляю в виде школьных выставок. Сменные выставки создают эстетическую среду, приносят эмоциональное

удовлетворение детям, становятся предметом их гордости, особенно если они украшают коридоры школы, кабинеты, школьный музей. Задача

учителя состоит в том, чтобы создать условия для возникновения желания, стремления, потребности выразить свои переживания средствами

искусства, дать ребёнку возможность овладеть средствами искусства и выбрать среди них те, которые наиболее отвечают их индивидуальности.

Ведущую роль в воспитании каждого человека играет школа. Каждый день ребёнок в среднем 60-70% своего времени пребывает в школе, где

центральное место занимает урок. Известно, что большую часть времени на уроке дети заняты обучением, а воспитание – это, прежде всего, некий

пример “хорошего”, который должны усвоить ученики из содержания того или иного предмета. Убежден , что воспитывающий потенциал урока

весьма высок. Независимо от содержания учебного материала, целенаправленно или ситуативно, в зависимости от уровня воспитанности детского

коллектива, характера складывающихся отношений между учениками, между учениками и учителями воспитание осуществляется на каждом этапе

урока. Общение с искусством учит детей внимательно и терпеливо относиться друг к другу, свободнее чувствовать себя в коллективе, ставить себя

на место другого человека, смотреть на мир глазами собеседника, прислушиваться сердцем, уважать любую точку зрения, понимать необходимость

слаженных действий.

Вводя искусство во все сферы школьной жизни, сделав развитие творческого потенциала одной из основных целей школы, можно создать реальные

предпосылки для формирования высокой духовности и нравственности детей. Самое важное – превратить школьные часы, дни и годы учёбы в

радостные и счастливые мгновения.

«Развивающее обучение учащихся на уроках изобразительного искусства через

творческую художественную деятельность»

«

Всё начинается с простого – с отношения

ребёнка к цветку, паутинке, животным.

Затем появляются отношения более высокого

порядка – к родной природе, дому, Родине».

Творчество это высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать

нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности:

научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д.

Актуальность - нестандартно и творчески мыслить в современном обществе,

художественное развитие и воспитание детей как в младшем школьном возрасте, так и в

среднем и старшем, развитие воображения и фантазии, пространственного мышления,

цветового восприятия, целостного восприятия в познании мира, гармонизация

эмоциональной сферы ребенка, его психической устойчивости.

Проблема - раскрыть особенности формирования творческой свободы учеников на

уроках изобразительной грамоты.

Цель – развитие воображения и творческих способностей учащихся на уроках

изобразительного искусства в ДШИ.

Основными учебно-воспитательными задачами являются: учить детей находить

прекрасное в окружающей действительности; поощрять активность и свободу выбора,

помогать развиться ребёнку; поощрение самостоятельности в выборе сюжетов, в их

раскрытии, выразительности композиции и техники выполнения. Использование

потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся

к выполнению творческих заданий на уроке.

Каждый ребёнок обладает безграничным воображением. Потенциальные возможности

детей безграничны. Побуждая ребёнка к творчеству, преподаватель помогает ему найти

подходящий способ самовыражения, учит детей понимать истинную красоту. В рамках

урока ребёнок получает возможность совершать открытие той красоты, которую он не

замечал раньше. Изобразительная деятельность это одна из самых интересных для детей,

она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Дети показывают в

рисунке, лепке, аппликации то, что знали ранее, с чем они уже знакомы. Они создают

рисунки и другие работы по представлению или по памяти, а так же с интересом рисуют

по теме. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания

объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и

т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы.

Уроки изобразительного искусства приучают детей наблюдать и изображать предметы в

совокупности; наблюдая, дети сравнивают предметы, сопоставляют их и устанавливают

общие и отличительные особенности; в тематических рисунках развивается творчество

детей, их умение пользоваться полученными знаниями и навыками в рисовании; помогает

давать правильную оценку увиденному и прочитанному, изображать предметы по

наблюдению и представлению не отдельно, как на уроках рисования с натуры, а вместе с

окружающей средой, соблюдая соотношения размеров предметов и расположения их в

пространстве; целенаправленное наблюдение приучает детей размышлять, повышает

уровень их развития и развивает пространственное представление.

Высокие требования, которые предъявляет к личности современное общество, вызывает

необходимость каждому человеку уметь творчески применять знания, умения и навыки,

которыми он обладает; уметь свою творческую деятельность сделать как можно более

эффективной. Таким образом, рисунок условно можно назвать самой первой,

относительно доступной человеку грамотой, которая позволяет в далёких от совершенства

- но всё- таки понятных – формах обмениваться несложной информацией, выражать своё

отношение к различным явлениям окружающей жизни, к прошлому и будущему.

Одной из главных задач, стоящих перед детской школой искусств является создание

оптимальных условий для развития каждого учащихся на уроках изобразительного

искусства.

Наше время это время перемен. Сейчас в России нужны люди, способные принимать не

стандартные решения, умеющие нестандартно, творчески мыслить.

Детская школа искусств должна готовить учащихся к жизни. Этот процесс пронизывает

все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативность и самостоятельность

принимаемых решений, уверенность в себе.

Склонности и интересы у детей ещё неопределенны и не раз будут меняться. Способности

же к какому-то виду художественной деятельности есть у каждого, но они ещё, возможно,

не выявились. Именно поэтому необходимо знакомить детей со многими различными

видами, жанрами и технологиями художественной деятельности

.

Многие педагоги осознают, что обучение изобразительному искусству это не только

овладение определёнными знаниями и навыками, но и развитие воображения,

наблюдательности, мыслительной активности, творческой фантазии но и воспитание

творческой активности в целом.

Учебные предметы по изобразительной грамоте занимают важное место в комплексе

предметов предпрофессиональных программ «Живопись». Они является базовой

составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного

искусства.

Значимость рисования в развитии творческой фантазии, наблюдательности, воображения,

мыслительной активности, художественно-эстетическом воспитании школьников

Становление творческих способностей активно начинается уже в детском возрасте и

успешными темпами продолжается в школе особенно в младших и средних классах.

Рисовать по представлению или по памяти, а так же по теме значит, сочинять на основе

впечатлений от увиденного, услышанного, прочитанного, выражая своё эмоционально

отношение. Рисование по представлению или по памяти, это специфический вид

самостоятельной работы. Он позволяет преподавателю развивать наблюдательность,

воображение, зрительную память. Рисование по

представлению

или по памяти, а так же по

теме - одно из основных занятий по изобразительному искусству в ДШИ, так как

основывается на знаниях и умениях, полученных учащимися при наблюдении

окружающей действительности, восприятии произведений искусства, рисунках с натуры,

т.е. является результатом всех видов художественной деятельности.

Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно

минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста.

Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности

поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных

упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать

необходимые навыки. Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать

задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого

интереса к изобразительной деятельности.

Развитие внимания, наблюдательности, познавательных интересов и творческих

способностей у учащихся зависят от умения преподавателем правильно организовать

процесс обучения. Преподаватель должен помочь развивать у детей творческое

отношение к выполнению работы, в выборе сюжетов, в раскрытии темы, выразительности

композиции и техники выполнения. Развить интерес детей к творчеству можно только с

учетом индивидуальных способностей. Поэтому основное направление в обучении и

воспитании это развитие художественно-творческих способностей детей, освоения ими

методов и способов эстетического и художественного познания мира средствами

изобразительной грамоты.

При проведении уроков изобразительного искусства необходимо создать благоприятные

условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива,

умственная активность и самостоятельность,

стараться дать каждому ребенку активно,

самостоятельно проявить свои способности. Решая учебные и творческие задачи, дети

пробуют свои возможности в изобразительном искусстве и художественном труде. Не

надо требовать от всех одинаково высокого уровня освоения способов деятельности.

Обосновано это многими причинами: неодинаковыми условиями воспитания детей,

разным уровнем развитости их способностей, различным темпом усвоения знаний и

умений и т.п. Поэтому одни ученики сразу схватывают новый материал по теме, другие

достигают этого позже. Будут и такие, кто продвигается в учении очень медленно.

Заметно могут отличаться успехи одних и тех же детей в освоении изобразительных

способов и в обучении трудовым умениям, операциям, технологиям. Всё надо обязательно

учитывать. Склонности и интересы у детей ещё неопределенны и не раз будут меняться.

Способности же к какому-то виду художественной деятельности есть у каждого, но они

ещё, возможно, не выявились. Именно поэтому необходимо знакомить детей со многими

различными видами, жанрами и технологиями художественной деятельности

.

Урок

изобразительного искусства - это творческо–поисковый процесс. Обучая детей нужно

руководствоваться лозунгом: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое

“открытие” делать вместе с детьми».

Преподавателю надо знать индивидуальные особенности детей и применять к ним

индивидуальный подход, что способствует более быстрому выполнению задач обучения и

всестороннего развития учащихся. Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы

все учащиеся, в особенности слабые, стремились не отставать от лучших учеников,

научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные

условия для развития у детей художественных, творческих способностей

.

В младших классах ставиться задача правильно разместить изображение на листе,

передать связь между предметами, их пропорции, цветовую окраску. В своих рисунках

младшие учащиеся часто изображают предметы окружающей обстановки, людей, дома,

те предметы, которые больше всего их интересуют. Развитие зрительных представлений,

образного мышления, воображения, фантазии в младших классах происходит в процессе

эмоционального отношения к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей.

В подростковом возрасте у учеников появляется желание работать с натуры,

использовать графические средства, работать в различных техниках. Юного художника

уже не удовлетворяют прежние средства выражения. А трудность овладения новыми без

посторонней систематической помощи приводит к неверию в собственные силы, к отказу

от творческой деятельности.

В более старшем возрасте, где требуется решение нестандартных задач, а также

возрастёт критическое отношение к результатам своего творчества уроки тематического

рисования, как правило, связаны с событиями отечественной истории, иллюстрированием

литературных произведений, продолжается развитие умения работать с различными

изобразительными материалами и техниками, а также творческого использования

выразительных средств в процессе создания тематической и декоративной композиции.

Особое внимание уделяется умению вести композиционный поиск сюжета.

Совершенствуется умение использовать основы художественного изображения

пространства.

При проведении уроков изобразительного искусства в среднем и старшем звене

необходимо отталкиваться от следующих направлений в работе: от знаний к творчеству –

основной метод обучения; постепенности восприятия учебного материала; обеспечение

последовательности творческого процесса; требование обязательной грамотности

исполнения работы – композиционной и изобразительной; стимулирование работы в

участии в конкурсах, в целях поощрения оригинальности замысла и повышения качества

исполнения; стимулирование сообразительности, изобретательности, оригинальности, как

замысла, так и исполнения; формулировка задачи, дающей множество разнообразных

решений, развитие образного мышления; требование завершенности, аккуратности и

привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе, независимо от ее

характера; обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу;

создание игровых ситуаций, оживляющих процесс усвоения учебного материала;

создание постоянной творческой атмосферы, праздника творчества за счет смены

характера работы, тем, материалов, изменения масштаба работы, когда маленькие

зарисовки сменяются большими работами, стимулирование проявления

индивидуальности, несмотря на равный шанс для всех, а именно одна заданная тема, одна

техника исполнения; обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование

умения защитить и объяснить свой замысел.

Чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности

изобразительной деятельности учащихся. Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить

у учащегося тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и

развить познавательные интерес к рисованию.

Основные методы и приемы развития художественно-образного мышления школьников

в процессе рисования на темы.

Работа преподавателя, его помощь ученикам, выражается не только в выборе сюжетов для

рисования. Он должен иметь такие личностные качества как адекватность самооценки и

уровня притязаний, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность,

наблюдательность, контактность. Современные исследователи выделяют следующие

свойства личности, структура которых, по их мнению, и составляет собственно

педагогические способности: пособность делать учебный материал доступным;

творчество в работе, педагогически-волевое влияние на учащихся; способность

организовать коллектив учащихся; интерес и любовь к детям; содержательность и яркость

речи, ее образность и убедительность; педагогический такт; способность связать учебный

предмет с жизнью; наблюдательность; педагогическая требовательность.

Одним из важнейших требований к уроку изобразительного искусства является

формирование у школьников умения добиваться выразительности. Поэтому для того,

чтобы уроки рисования на темы опирались не только на практический опыт, но и на

знания, полученные в ходе изучения художественного наследия прошлого и настоящего,

необходимо установить тесную связь тематического рисования с беседами по искусству.

Для решения задач в развитии творческих способностей необходимо использовать–

интерес к предмету. Для достижения успеха нужна мотивация.

Творческий подход к методике проведения уроков, даёт результаты – виден

интеллектуальный и художественный рост учащихся.

Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию

творческой личности.

Дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и

окружающим.

Требования к выбору тем:

Тема должна быть посильной.

Тема должна включать конкретные задачи.

Должна быть четкая формулировка темы.

Работа над темой по изобразительному искусству ведётся, как правило, в течение 2-3-4

уроков (в зависимости от размера листа). На первом уроке выполняется рисунок

карандашом, на втором – композиция, затем завершающая работа в цвете.

В начале первого урока я сообщаю тему урока, цель. Условием грамотного урока по

изобразительному искусству является вводная беседа, где раскрывается содержание

задания, и выбираются сюжеты. Работа над заданием ведется по следующему плану:

1. Я предлагаю рассмотреть наиболее яркие и выгодные для рисунка эпизоды сюжета,

события.

2. Беседа по картинам, имеющая направленную подготовку учащихся к работе над темой.

3. Поиск композиционного решения простым карандашом

4. Выполнение окончательного варианта линейного рисунка.

5. Работа цвете с использованием натурного материала в композиции.

6. Подведение итогов урока - рефлексия, анализ работ учащихся.

Если учесть, что выполнение задания требует соответствующей подготовки, ясно, что

завершить работу менее чем за два часа, невозможно.

Использование различных форм и приемов работы, типов уроков изобразительного

искусства позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс.

Типы уроков, которые использую на уроках: урок усвоения новых знаний, урок

применения знаний и умений ( урок закрепления), урок актулизации знаний и

умений( урок повторения), урок систематизации и обобщения знаний и умений, урок

контроля знаний и умений, комбинированный урок, смешанный урок, урок- экскурсия.

Формы обучения:

мотивирующее обучение, которое базируется на совместной деятельности педагога и

учащихся;

активный творческий поиск (педагога и учащихся) - основа процесса обучения на уроках;

дифференцированный подход;

индивидуальный подход.

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

- избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням:

узнавание, воспроизведение, применение;

- ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е.

развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного,

обобщения, воображения и т.п.

- дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий

и сильным, и средним, и слабым учащимся;

- учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной).

Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и

кратковременной памяти. В этом случае художественные образы становятся яркими,

насыщенными, что говорит о развитии ребёнка как творческой личности.

На уроках творческого рисования я предлагаю каждому ребёнку перед началом работы

на основном листе сделать несколько вариантов набросков по заданной теме. Пройдя по

классу и убедившись в правильности нескольких замыслов, надо посоветовать детям ещё

хорошенько подумать.

На уроках изобразительного искусства использую упражнения. Они являются

необходимой составной частью практически каждого предмета ДШИ с целью его

усвоения. Упражнение может осуществляться сразу после объяснения, при этом

закрепление новой темы полностью происходит в процессе упражнений.

Это упражнения для развития руки( штрих) и подготовки ее к рисованию; упражнения в

создании и нахождении красивых форм; упражнения для развития воображения;

упражнения в геометрическом рисовании предметов; в перспективе. Упражнения,

которые используются на уроке помогают лучшему восприятию рисования на темы,

развивают любознательность и обогащают технические приемы, они помогают переходу

от работы в закрытом помещении, к занятием живописью на воздухе, интересно, ярко,

выразительно, пробуждает любопытство и сравнительно легко запоминается.

Овладение разными техниками изображения даёт чувство уверенности ребёнка в своих

силах, развивает его познавательную активность и самостоятельность в выборе и

выполнении работы. На уроках тематического рисования ученики используют различные

техники работы акварелью «заливка», «растяжка, «впайка» цвета в цвет, работу мазками,

рисование на мокрой бумаге, используют в работе соль и парафин. Также на уроках могут

использоваться и нетрадиционные техники, как тычок жесткой полусухой кистью,

рисование пальчиками, рисование ладошкой( в младших классах), оттиск смятой бумагой,

восковые мелки + акварель, Свеча + акварель, точечный рисунок, набрызг, коллаж.

На уроках изобразительного искусства я использую показ наглядных пособий по теме. Без

наглядности дети не смогут в полной мере осознать и усвоить даваемый им материал.

Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия

учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Для проведения

интересного урока использую современные информационные компьютерные

технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ они позволяют не

только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных,

соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные,

творческие способности учащихся.

Рассматривая предмет с натуры, анализируя его с помощью преподавателя ученик далеко

не всегда умеет перенести полученные им навыки и умения в другие условия и применить

их при других обстоятельствах.

Ученик, который любит рисовать, много рисует по своей собственной инициативе. Обучая

рисованию преподаватель помогает изобразительному творчеству детей, утверждая

необходимую связь между рисованием с натуры и рисованием по представлению. Такой

связью является использование в работе над темой зарисовок предметов, сделанных

детьми с натуры, организованное наблюдение и анализ предметов, которые не могут быть

нарисованы с натуры, но изображение которых часто встречается в их рисунках.

Детское творчество, опирающееся на самостоятельность и сознательность ребенка, при

выполнении того или другого задания, обеспечивает активность процесса работы

учащихся и является необходимым ее условием, независимо от того, рисует ли ребенок с

натуры, по представлению или воспроизводит узор по образцу.

Постепенное воспитание у учащихся элементарных умений раскрытия сюжета и образов

темы имеет большое значение во всестороннем их развитии, поддерживает и углубляет их

способность к рассказыванию, чтению картинок, к литературному творчеству.

Уроки рисования также тесно взаимосвязаны с декоративным рисованием,

художественным конструированием и лепкой.

Но особенно большое значение приобретает интеграция с такими уроками, как история,

литература, музыка. Именно эти уроки дают те необходимые знания, которые помогают

развить и воображение учащихся, и творческое мышление, способствуя активной работе

над тематической композицией.

Принципы анализа и критерии оценки детских тематических работ.

Критерием оценки детского рисунка является степень его приближения к

реалистическому изображению. Только этот критерий отвечает запросам самих учеников,

у которых формируется стремление к познанию действительности, к более полному и

точному изображению предметов и явлений.

Оценивание детских работ – дело очень деликатное, при оценке работы учащихся я

учитываю оригинальность выполнения композиции и выразительность рисунка.

Для успешного формирования графических и живописных навыков я стремлюсь на

уроках систематически и целенаправленно соблюдать следующие условия: чётко

определять и осознавать конечный результат. Самый эффективный стимул

познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих

уроках. Одна из форм поощрения, которую я использую – это участие в школьной

выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники

и т.д. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и

оценить свои работы, ощутить радость успеха, родители видят результаты обучения детей

в ДШИ. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки

для родных и друзей, применяются в оформлении школы.

Работая над развитием творческих способностей учащихся на уроках надо знать, что

«быстрых» результатов сразу не бывает, они обязательно будут, но не надо торопить

события. Надо всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое

самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных».

В результаты моей деятельности: учащиеся имеют высокий уровень познавательной

мотивации, о чем свидетельствует их активное и результативное участие в творческих

конкурсах, и образовательных проектах различного уровня, поступление в учебные

заведения по этой направленности.

Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – расширить

такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию,

усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности. При

самостоятельном выборе, ребенок становится мужественным, искренним, развивает

фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и позднее, намного позднее, вкус.

Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к творческой

деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений

окружающей действительности. Таким образом задача педагога в том, что бы развивать

художественные способности ребенка, а следовательно и творческие способности.

Считаю опыт своей работы – «Развивающее обучение учащихся на уроках

изобразительного искусства через творческую художественную деятельность»

перспективным, так как он позволяет обеспечить рост качественного обучения в

образовательном процессе, учит ребёнка самостоятельному достижению цели,

активизирует творческие способности учащихся, повышает эффективность урока и

возможность получить профессию в этом направлении.

Список использованной литературы

1.Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

2.Воронов В.А. Воспитание красотой .Начальная школа. – 1992. - №5-6. –

3.Гликман И.Э. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников .Методист. –

2007. - №7. –

4.Евладова Е.Б. Возможности дополнительного образования по развитию

интеллектуального и творческого потенциала детей. Дополнительное образование. – 2001.

- №5. – С.4-7.

5.Комаров В.В. Психолого – педагогические предпосылки развития творческой

активности учащихся. Школа. – 1997. - №2. – С. 5-8. 7.Методика обучения

изобразительной деятельности и конструированию.Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.

6.Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.Комарова Т. С. Дети в

мире творчества. - М., 1995.

7.Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Уроки мастерства». –

Самара: Корпорация «Федоров», 2006. – 64 с.

8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996.

9.Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. М.,1970

10.Кузин В.С. «Вопросы изобразительного творчества». М., 1971

11.Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004

12.Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983

13.Претте М.К., Капальдо Альфонсо. Творчество и выражение. Курс художественного

воспитания. М., 1981

14Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М., Книга, 1990

15.Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977

16.Даниэль С.М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 1984

17.Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство, 1986

18. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996

МКУДО «Старомайнская детская школа искусств»

Мастер- класс:

Тема:

«Изготовление народной тряпичной куклы - кувадки»»

Преподаватель

МКУДО СДШИ

Скиба И.П.

Старая Майна 2019 г.

МОУ ДОД “ Старомайнская ДШИ “

Мастер – класс

“ Орнамент в росписи хохломы “

Преподаватель ДШИ

р.п. Старая Майна

Скиба И. П.

2007г.

Содержание

1.

Введение

2.

Методическая разработка урока “ Лепка с натуры птиц и животных в движении

“ 3 класс

3.

Методическая разработка урока “ Лепка по памяти и представлению.

Животные “ 2 класс

4.

Методическая разработка урока “ Лепка с натуры фигуры человека “ 3 класс

5.

Урок на тему “ Лепка фигуры человека “ 3 класс

6.

Урок на тему “ Дымковская игрушка “

7.

Основные приемы лепки

8.

Анализ

МОУ ДОД “ Старомайнская ДШИ “

Методические разработки по предмету скульптура

2-3 класс

Педагог дополнительного

Образования

Скиба И. П.

2009г.

МОУ ДОД “ Старомайнская ДШИ “

Открытый урок.

Композиция

2 класс

“ Древние образы в народном искусстве “

Педагог дополнительного

образования

Скиба И. П.

2008г.

Тема урока: Древние образы в народном искусстве

Цели: 1. Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и

ее историей.

2. Воспитать любовь к национальному искусству, к различным видам народного

творчества.

3. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную

активность.

Оборудование и материалы.

1.

Художественные материалы.

2.

Таблица с изображением чаши-календаря и знаков-символов.

3.

Таблица предметов широко используемые в быту ( посуда, деревянные ложки,

подносы, игрушки, свистульки ).

4.

Подборка иллюстраций с изображением орнамента на предметах быта.

План урока

1.

Беседа о древних орнаментах с исползованием игровой ситуации

( открыть тайну рисунков “ на старинной вазе “ )

2.

Закрепление понятия о символах и славянском орнаменте, их культурном

значении.

3.

Подгатовка художественной задачи.

4.

Практическое выполнение задачи.

5.

Подведение итогов, обсуждение работ.

Ход урока.

Учитель: Ребята! В течении этого учебного года мы будем изучать декоративно-

прикладное искусство и его место в жизни человека.

Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом

человека.

С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Оно

получило название от латинского-dekoro-украшаю. Все предметы окружающие

человека должны быть не только удобными, но и красивыми.

Декоративно-прикладное искусство-это создание художественных идей, имеющих

практическое значение в быту и отличающихся декративной образностью ( посуда,

мебель, ткани, одежда, игрушки, украшения ).

Давайте назовем такие предметы в нашем быту.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма часто

имеет символическое значение. Большую тайну хранят в себе древнеславянские

орнаменты, полное глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечетлевал в

них свои надежды и чаяния, свое понимание строение мира и его красоты.

Давайте представим, что нам в руки попала большая редкость -сделанная на Руси

нашими предками чаша-календарь. Рассмотрим ее внимательно. Какая же тайна

скрывается в рисунках на чаше? Можем ли мы разузнать что-нибудь о ней?

Оказывается, люди верили в то, что если есть желание « изобразить», то что оно

обязательно сбудется. Какое же самое большое желание было у людей? Жить. Человек

спрашивает себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес огненные молнии,

кто заставляет лить дождь? И все его главные вопросы были связаны с небом,

солнцем, землей и водой. Человек понимал, что именно от них зависит их жизнь,

поэтому, он всегда обращался к ним с поклоном о помощи. Жизнь природы меняется:

зимой все спит, весной расцветает, летом-плодоносит, осенью увядает. И все это

зависит от великого и могущественного светила-Солнце. Всякий человек большой или

маленький умеющий чувствовать красоту природы, радуется, как великолепными

коврами, блестя на солнце снег лежит, как искрятся капли на травах, как появится

радуга после дождя. Наверное от этой радости у детей в каждом рисунке-Солнце. За

все то многое, что может дать Солнце человеку, его и считали самой-самой главной

силой и устраивали в честь него праздники, водили хороводы и пели: « Даруй, Бог

света, теплое лето. Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше. Краснопогодное,

лето хлебородное.»

Что бы Солнце светило, надо изобразить это желание. Где же знаки Солнца в

орнаменте? Конечно, это кружок. Кружок раделенный крестом на четыре части-это

тоже знак Солнца. Почему? Верно, в году четыри времени года. Солнце изображали и

ввиде квадрата с косым крестом, которым в календаре отмечали праздники Солнца.

Зарисуйте в строку знаки Солнца.

В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Дождь

называли небесной водой и думали, что она скапливается где то в невидимом небе.

Что бы пошел дождь надо его изобразить. Посмотрите, эта чаша для моления о воде.

Такие чаши всегда делали большими и широкими. Их называли чарами. Чародей

наливал в такую чашу воду и произносил над ней заклинание, то есть просьбу, что бы

пошел дождь. О дожде молились усердно и старательно особенно в четверг. Этот день

недели на Руси был посвящен Богу грома и молнии Перуну. Но как не молились люди

всесильному, грозному богу, только дождик редко шел именно в четверг. Значит,

желание это почти никогда не сбывалась в этот день.Поэтому в народе и появилась

поговорка-«после дождечка в четверг».Ребятишки тоже помогали просить дождик.Они

выбегали на улицу с нарядными расписными глиняными игрушками-свистульками-

свистели в них,звали дождевые облака(показать с вистульки).

Зарисуйте в строку знаки дождя и знаки воды в виде извилистых линий. Эту строку

расположить под знаками Солнца.

С водой связаны и образы русалок. Каждый знает, что их изображают в виде девушек

с рыбными хвостами. Но не каждый знает, что давным давно их рисовали в виде птиц

с девичьими лицами. В одной красивой легенде, дошедшей до нашего времени

рассказывается о том, что русалки рождаются на земле от росы на траве и потом

улетают далеко-далеко на край света. У них длинные косы, красивые лица и огромные

сильные крылья. Русалки возвращаются туда, где родились. А случается это всегда

один раз в году-весной, для того что бы, оросить хлебные поля дождем. Они выливают

на них росу, и хлеб начинает колоситься. И все верили, что от русалок зависит

плодородие земли ( показать русалку-птицу ). В распаханную землю сеятели бросали

семена. Как вы думаете, ввиде чего их изображали? Верно, ввиде точек. Семена-точки

можно видеть в квадратах, ромбах орнамента ( показать ).

Семена смочила вода, и они проросли. Небо подарило людям воду, и на прогретой

солнцем земле появились всходы-значит, будет урожай. Найдите в орнаменте чаши

знаки ростков и зарисуйте их в строке под знаками семян.

Сегодня мы с вами приоткрыли тайну рисунков на чашах, увидели, что в украшение

предметов человек вкладывал не только свое понимание красоты,но и определенный

смысл в изображаемый им мир, свое желание жить в согласии с природой свободно и

уверенно. Знаки солнца, воды, семян, ростков-это элементы, из которых можно

соченить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.

А теперь, ребята, пусть каждый из вас постарается украсить свою вазу ( чашу )

чародейными узорами.

Практическая работа:

Ребята могут придумать свою форму чаши и самостоятельно соченить

еще 2-3 линейных орнамента на ней, используя полученные знания о

знаках-символах. Выполнять работу на формате А-3.

Анализ урока: анализ работ, оценки.

Знаки солнца

◊ ○ □ ʘ

Соломенная народная игрушка

Изготовление кукол из природного материала уходит своими корнями в далекое прошлое.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, способны

отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Часто куклу делали безликой. По

старинным поверьям, в кукле без лица не может поселиться нечистая сила. Куклы

делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями.

Изготовляли их без ножниц, иголок. То, что кукла была « безликой», позволяло детям

мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать её настроение и характер. Через игры с

куклой дети знакомились с традициями, обычаями, жизненными ситуациями, познавали

мир природы и общества.

На народную игрушку не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам

детей и взрослых. Я предлагаю изготовить куклу из лыка, которая принесёт в ваш дом

природный аромат и солнечный свет.

Этапы работы:

1. Взять длинный пучок лыка и перевязать посередине ниткой.

2. Скатать шарик из остатков лыка.

3. Положить шарик из лыка на нитку. Распределить лыко вокруг шарика.

4. Собрать лыко вокруг шарика. Завязать нитью (получается голова).

5. Взять короткий пучок лыка. Завязать с одной стороны (ближе к краю).

6. Заплести косичкой, завязать конец косички ниткой. Подравнять концы (получились руки).

7. Теперь взять наш основной пучок - туловище куколки - и разделить его пополам. В этот разъем вставить

руки, подвинуть ближе к голове.

8. Под руками перевязать ниткой (получится пояс). Подравнять низ.

9. Взять ткань прямоугольной формы, приложить лицевой стороной к кукле (длинной стороной закрывая

голову). На поясе ткань присобрать, завязать нитью.

10. Опустить ткань вниз (получилась юбка).

11. Взять ткань для фартука. Приложить лицевой стороной к кукле (длинной стороной закрывая голову), на

талии сделать сборку. Завязать нитью.Опустить ткань вниз (получится фартук).

12. Взять тесьму, обернуть вокруг головы, кончики тесьмы завязать ниткой.

13. Взять ткань для платка (квадрат сложить по диагонали). Покрыть голову и закрепляем на шее нитью.



В раздел образования