Автор: Шалагина Татьяна Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: КОГОАУ ДО "Дворец творчества - Мемориал"
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Арт-терапия в сенсорной комнате для детей с особыми образовательными потребностями"
Раздел: дополнительное образование
АРТ-ТЕРАПИЯ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Шалагина
Татьяна Викторовна,
психолог клуба «Доброе сердце» для детей с ОВЗ
КОГОАУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»
Внутренний мир ребенка с особенностями в развитии сложен и многообразен. Как
помочь таким детям, увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей
реальности, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно
существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о
здоровье. Средством, способным решить все эти задачи, является искусство, а в системе
психокоррекции – арт-терапевтические методы. Применение методов арт-терапии в
работе с детьми с особыми образовательным потребностями способствует развитию их
творчества, совершенствованию взаимодействия детей с окружающим миром через
наглядные образы.
Арт-терапия – междисциплинарное направление, которое возникло на стыке
искусства и науки (медицины, педагогики, социологии и других).
Ее методы
универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения
проблем
социальной
и
психологической дезадаптации и
заканчивая
развитием
человеческого потенциала. В настоящее время арт–терапию все чаще рассматривают как
инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию
здоровой и творческой личности.
Арт-терапия
ориентирована
на
гармонизацию
эмоционально-волевой
сферы
несовершеннолетних с ограниченными возможностями и их родителей через развитие
способности самовыражения и самопознания. Наши исследования эмоционально-волевой
сферы несовершеннолетних показало, в большинстве случаев наблюдается повышенная
тревожность и склонность к переживаниям депрессивного характера, что влечет за собой
страхи, истощаемость, агрессивность при повышенной нервно-психической нагрузке.
Эмоциональные проблемы и трудности волевого самоконтроля являются ощутимыми
проблемой для импульсивно-гиперактивной группы детей и отражаются в нарушениях
астенического характера (головные боли, нарушение сна, снижении уровня произвольной
концентрации, переключения и распределения внимания, психомоторных нарушениях
типа тиков, расторможенности и др.), и, в конечном итоге, опосредующим фактором в
возникновении трудностей социальной адаптации, возникновению делинквентного и
девиантного поведения.
Такие дети нуждаются в постоянном поддержании позитивного эмоционального фона,
профилактике поведенческих расстройств, помощи в их социальной адаптации к жизни в
обществе. В рамках деятельности клуба «Доброе сердце» КОГОБУ ДО «Дворец
творчества – Мемориал» для детей с ментальными расстройствами ведется системная
работа по дополнительной общеразвивающей программе «Арт-терапия», рассчитанная на
три года систематического сопровождения развития ребенка.
Цель
программы
-
содействие
личностному
и
эмоциональному
развитию
обучающихся средствами арт-терапии - осуществляется через системное решение четырех
групп задач:
-
коррекционно-развивающая:
стабилизация
и
поддержание
эмоционального
состояния детей с особыми образовательными потребностями, коррекция состояний
страха, агрессии, апатии, возбуждения;
- образовательная: обучение простейшим навыкам саморегуляции поведения и
состояния, простейшим навыкам эффективной коммуникации в ближайшем окружении;
- развивающая: развитие первичных навыков рефлексии, познавательных процессов
(повышение работоспособности, объема внимания, памяти, восприятия, ощущения,
мышления);
- воспитательная: содействие развитию ценностно-смысловой сферы личности
(формирование социальных ценностей: трудовых, семейных, нравственных, эстетических,
гендерных).
Содержание программы строится по модулям (разделам): «В мире людей», «В мире
чувств», «Наедине с собой».
Раздел «В мире людей» нацелен в первую очередь на формирование ценностно-
смысловой сферы личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и
включает в частности следующие темы, ориентированные на ценностное развитие: «Наша
группа», «Дружба», «Мальчики и девочки», «Партнёрские отношения в семье», «Моя
мама/мой папа», «Мои братья и сестра».
Раздел «В мире чувств» направлен на развитие и коррекцию эмоционально-волевой
сферы
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
его
содержание
разворачивается через такие темы, как «Управляю волнением», «Управляю страхом»,
«Управляю гневом», «Ситуации эмоционального риска», «Рисуем музыку», «Какое
настроение у праздников (День победы, Новый год, День рождения)», «Наслаждение
спектаклем», «Настроения времен года».
Раздел «Наедине с собой» призван активизировать процессы самопознания и
становления самоотношения личности в той мере, в которой это позволяет осознавать
состояние психического развития личности. Вот отдельные темы раздела: «Мои сильные
стороны», «Какой я сын (дочь)?», «Какой я друг?», «Какой я мальчик (девочка)?», «Мой
дом», «Мой город», «Прилежание и трудолюбие».
При всём многообразии форм арт-терапевтической работы и значительных
различиях между отдельными группами детей, отмечены некоторые особенности, которые
необходимо учитывать. Так, дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации
своих проблем и переживаний, и невербальная экспрессия, в том числе изобразительная,
для них более естественна. Следует принимать во внимание и то, что наши воспитанники
более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков, чем обычные
их сверстники. Их переживания «звучат» в изображениях более непосредственно, не
пройдя «цензуры» сознания, поэтому переживания, запечатленные в изобразительной
продукции, легко доступны для восприятия и анализа.
Арт-терапевтические занятия с детьми с особенностями развития включают
элементы песочной терапии, цветотерапии, изотерапии, театротерапии, куклотерапии,
танцевально-двигательной терапии. При этом психологическое арт-терапевтическое
оборудование сочетается с оборудованием сенсорной комнаты, позволяющем создавать
разнообразную систему освещенности, цветовой гаммы пространства, музыкальный фон,
разнообразные эффекты.
Песочная терапия
предполагает использование в помещении
стационарной
юнгианской песочницы и световых планшетов для создания песочных разнообразных
сюжетов. Цветотерапия, лечение цветом - это особая методика, основанная на влиянии
фотонов света различной длины волны на мозг ребенка, что помогает в коррекции апатии,
раздражительности, чрезмерной активности, детской агрессивности. При решении
различных задач мы используем все доступные световые приборы и проекторы сенсорной
комнаты.
Изотерапия
(рисунок, лепка)
эффективна как психологическая коррекция
невротических, психосоматических нарушений у детей и подростков с трудностями в
обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах через рисунок. Мы
сочетаем разнообразную работу в темной сенсорной комнате с использованием освещения
при рисовании.
Сказкотерапия, работа с символами и образами -
извлечение вытесненного,
неосознаваемого психического материала, преобразование его в символы и образы и
работа с ним. Работа со сказочным сюжетом прекрасно развивается в «волшебном»
пространстве сенсорной комнаты. Эффективность использования сказкотерапии с детьми
с ограниченными возможностями обеспечивается спецификой деятельности особого
ребёнка, а также притягательной силой этого литературного жанра, позволяющего
свободно мечтать и фантазировать. Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни,
сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме постигать мир
чувств и переживаний. Она даёт возможность ребёнку идентифицировать себя с близким
для него персонажем, сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же
проблемы, как у героя сказки. Посредством сказочных образов, их действий, ребёнок
может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути разрешения
возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Мы
применяем сказкотерапию для формирования ценностных идеалов растущей личности.
Музыкотерапия прекрасно работает в пространстве сенсорной комнаты. В качестве
музыкального материала, который мы используем на занятиях, можно предложить
следующие произведения и сборники произведений: Танго «Кумпарсита» (бальный
танец), Полька «Народный танец», Вальс из оперетты «Летучая мышь» (И.Штраус),
Менуэт (В.Моцарт), «Вальс» из балета из балета «Спящая красавица» (П.И.Чайковский),
«Норвежский танец» (Э.Григ), «Турецкий марш» (В.Моцарт), «Полет шмеля» из оперы
«Сказка
о
царе
Салтане»
(НЛ.Римский-Корсаков),
«Полька
-
пиццикато»
(И.и
И.Штраусы), «К Элизе» (Л.Бетховен), «Неаполетанский танец» из балета «Лебединое
озеро»
П.И.
Чайковского,
«Итальянская
полька»
(С.В.Рахманинов),
«Серенада»
(Ф.Шуберт), сборник «Русские народные танцы». Уравновешиванию нервной системы
способствуют также фонограмма звуков леса, пение птиц, пьесы из цикла «Времена года»
П.И.Чайковского, «Лунная соната» Л.Бетховена.
Театротерапия используется как разыгрывание и просмотр сценок, инсценировка
сказок, картин известных художников, импровизация. При этом интерактивное сенсорное
пространство предлагает разнообразные стимулы для придания ситуации ощущения
реальности, для вступления в диалог со средой. Ещё одной из составляющих арт-терапии
в
сенсорной
комнате
является
куклотерапия. В
этом
направлении
мы
ставим
разнообразные задачи: помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить
психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, разрешить конфликты в
условиях коллективной творческой деятельности. Кукольное семейство, кукольный домик
с
мебелью
могут
изображать
членов
реальной
семьи
ребёнка,
обуславливая
непосредственность
в
выражении
чувств.
Когда
дети
разыгрывают
сценки
с
человеческими фигурками, можно проанализировать отношения, существующие между
членами семьи. В процессе игры дети часто испытывают сильные эмоции, для описания и
выражения которых у них нет словесных обозначений. Игрушки, помогающие снять
агрессию, солдатики, ружья, а также игрушки, изображающие диких животных, могут
использоваться для выражения и высвобождения гнева, враждебности.
Танцевальная, двигательная терапия прекрасно сочетается с использованием
стимулов и упражнений, направленных на развитие сенсо-моторных функций. Задачи арт-
терапии при этом и коррекционные, и развивающие: «Станцуй (или изобрази) «бабочку»,
«зайчика», «кошку», «лошадку», «утюг», «конфету», «молоток», И далее: «Станцуй
«радость», «страх», «горе», «веселье», «удивление», «каприз», «счастье», «жалость».
Для проведения занятий по программе с детьми и достижения её арт-
терапевтических задач активно используется оборудование сенсорной комнаты. В нашем
учреждении для реализации программы «Арт-терапия» предусмотрено специально
организованное пространство для арт-терапевтической работы: сенсорная комната для
проведения отдельных процедур или целых занятий и смежный с ней кабинет-студия для
индивидуальной и групповой работы (как с несовершеннолетними, так и с их
родителями).
Кабинет-студия зонирован:
- «Рабочая зона» - зона для проведения психотерапевтической сессии (2 стула, стол,
резервуар с глиной, «песочница», «кукольный дом», раковина и т.д.). Используется для
песочной терапии, работы с глиной, красками, бумагой, текстилем и др.
- «Чистая зона»
- зона для общения психолога с клиентом после завершения
изобразительной
работы
(стул,
стол).
Используется
для
проведения
вербальной
психокоррекции.
В кабинете-студии отведено место для хранения творческих работ.
Арт-терапевтическая работа с детьми с особенностями развития предполагает
следующие требования к психологическим занятиям:
- настроение несовершеннолетних, их психологическое состояние в конкретные
моменты должны становиться причиной варьирования методов, приемов;
- структура занятий гибкая, разработанная с учетом возрастных особенностей
несовершеннолетних, степени выраженности дефекта и включает в себя познавательный
материал и элементы психотерапии;
- выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором
наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы;
- формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание
как традиционных приемов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты,
рисование под музыку, и др.);
- психологическое воздействие конструируется путем создания дозированных по
содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам
заданий и образовательных ситуаций.
Таким образом, осмысливая многолетний опыт клуба «Доброе сердце» КОГОБУ ДО
«Дворец творчества – Мемориал» для детей с ментальными расстройствами и анализируя
результаты работы по дополнительной общеразвивающей программе «Арт-терапия»,
можно констатировать, что использование материальных ресурсов сенсорной комнаты
усиливает эффекты арт-терапевтического процесса, открывает новые возможности
профессиональных изысканий в области арт-терапевтических техник, а методика и
теория работы в сенсорной комнате обогащается арт-терапевтическим методом, его
роскошным технологическим багажом.
Литература
1.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству: Теория и практика арт-терапии.
СПб.: Златоуст, 2005.
2.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка, М., 1997
3.
Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010.
4.
Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб, 2002
5.
Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. –
СПб.: Речь, 2008.