Автор: Егорова Наталья Леонидовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СШ №32 им.С.А.Лавочкина"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Структура урока английского языка в рамках ФГОС»
Раздел: среднее образование
Структура урока английского языка по ФГОС
Вопрос, связанный с особенностями построения современного урока
английского языка в школе актуален в связи с введением и внедрением в
систему образования нового Федерального Государственного Стандарта.
Следовательно, возникает вопрос как правильно построить урок английского
языка в соответствии с ФГОС?
Урок иностранного языка состоит из структурных и содержательных
элементов.
К структурным элементам относятся: начало урока, центральная часть и
завершение урока.
Начало должно включать в себя организационный момент, различные
речевые упражнения, постановку цели урока и его темы.
В центральной части урока обучающиеся выполняют задания для
достижения цели урока, а учитель только контролирует. На этом этапе
происходит выполнение упражнений с опорой на тексты учебника, учебные
речевые ситуации, технические средства обучения, дополнительный
дидактический материал с использованием межпредметных связей,
применением эффективных приемов, форм, режимов работы. Это может
быть:
- ознакомление с соответствующей лексикой по теме урока;
- тренировка использования языкового и речевого материала;
- применение языкового и речевого материала по конкретным видам речевой
деятельности;
- организация аудирования текста для обучающихся;
- организация монологических, диалогических высказываний;
- организация чтения текста вслух, про себя.
Что касается, завершения, то сюда должно входить подведение итогов урока
обучающимися, рефлексия достигнутых результатов на уроке, оценивание,
информация о домашнем задании и его объяснение.
Все структурные элементы урока взаимодействуют и дополняют друг друга,
в структуре урока обязательно должны прослеживаться логичность и
последовательность элементов урока. И если нарушается хоть одна
составляющая, то цель может быть не достигнута, или достигнута, но
частично. Поэтому очень важно соблюдать структуру урока.
Содержание урока также должно быть увлекательным и интересным, так как,
только учебные действия, совершаемые с мотивацией успешны, и имеют
результат. На уроке должны применяться приемы и методы, которые
формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую
информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это
значит, что у современного ученика должны быть сформированы
универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к
организации самостоятельной учебной деятельности.
Каждый тип урока имеет свою структуру.
В зависимости от типа урока, структурные и содержательные элементы урока
могут меняться.
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок
закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний
учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные
задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и
умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному
материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у
учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности
должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания
устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется
его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение
типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и
совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные,
групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Фрагмент урока, который я хочу продемонстрировать - урок
комбинированного типа, который состоит из следующих этапов: определение
темы урока, формулировка целей и задач, практическая деятельность
обучающихся, физминутка, осуществление контроля, осуществление
коррекции, оценивание обучающихся, рефлексия, итог урока, домашнее
задание.
Цель урока: отработка лексики по теме «Моя коллекция».
Первый этап - формулирование темы урока. Согласно новому стандарту тему
урока обучающиеся формулируют тему сами, учитель только подводит их к
осознанию темы.
Далее идет отработка лексики. Здесь я использовала фронтальную работу,
где использовалась словесная и наглядная передача учебной информации
одновременно всем учащимся, идет обмен информацией между учителем и
детьми .
Для развития умения учиться я использовала памятку-алгоритм.
Памятка-алгоритм – это последовательность операций
Памятка – инструкция – предлагается желаемая последовательность
операций.
Также я использовала игру для актуализации лексики.
У детей обычно неустойчивое внимание. Поэтому необходимо
предусматривать виды работ, которые снимают напряжение, переключают
внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение. А то,
что пережито эмоционально положительно, надолго остаётся в памяти,
оставляя след в сознании ребёнка.