Автор: Ирина Петровна Скиба
Должность: Преподаватель детской школы искусств
Учебное заведение: МБУДО" Старомайнская ДШИ" р.п. Старая Майна Ульяновская обл
Населённый пункт: Ульяновская обл. р.п. Старая Майна, ул Советская д.21
Наименование материала: статья
Тема: Роль изобразительного искусства в развитии личности в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Старомайнская детская школа искусств»
«Роль изобразительного искусства в развитии
личности ребёнка в системе дополнительного
образования»
преподаватель
Скиба И. П.
Старая Майна
2024 год
«Если какая нибудь страна научит своих граждан рисовать так же, как
она учит их писать и читать, эта страна займет первое место в мире в
развитии техники, науки и искусства».
Дени Дидро
Содержание:
1.Ведение
2. Как именно рисование влияет на разные стороны развития ребенка
3. Методы и приёмы развития личности ребёнка через нетрадиционное
рисование
4. Роль преподавателя в развитии личности ребёнка и творческих
способностей
5. Вывод
6. Список литературы
1.Ведение
Искусство развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы,
оценивать явления действительности, стремиться не только познать, но и
изменить ее, делать жизнь более интересной, содержательной, красивой.
Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание
действительности. Она имеет большое влияние на развитие познавательных
процессов – это ощущение, мышление, память, восприятие, внимание и
наблюдательность. Другими словами – все, что напрямую связано с
сознанием. Познавательные процессы у человека развиваются всю жизнь, но
активнее всего это происходит в детстве, особенно в первые десять лет.
Основы зарождения творческой личности закладываются еще раньше до 6
лет. Одним из наиболее полезных занятий является рисование. Рисуя,
ребенок учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать
их. Рисуя, он свободно выражает мысли, эмоции, ощущения, изображает свое
индивидуальное отношение к окружающему миру, показывает, что для него
главное, а что второстепенное. Благодаря рисункам мы, мы взрослые, можем
понять внутренний мир малыша. Этим хорошо пользуются психологи.
Недаром большинство психологических тестов для детей проводятся
посредствам рисования.
2.Как именно рисование влияет на разные стороны развития ребенка?
Влияние на интеллект
В младшем школьном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше
новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются
интеллектуальные способности и мыслительные операции. Сильнейшим
стимулом развития в это время является творчество. Также уникальное
свойство мышления – креативность: развивается в детстве, в творческой
деятельности. Рисование позволяет ребенку создавать множество образов,
изменять их по своему желанию. Поиск ассоциаций и генерация образов –
отличная тренировка ума, с успехом, заменяющая любые методики раннего
интеллектуального развития.
Влияние на фантазию и воображение
Рисование развивает воображение – способность мысленно представлять
зрительные картины. Благодаря этому человек может перерабатывать
прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем
больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление.
Фантазия нужна будущему взрослому – она позволяет человеку делать
смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое. В
рисовании она развивается очень хорошо, поскольку ребенку нужно детально
продумывать образ до того, как он сможет его изобразить. То, что ребенок
способен перенести на бумагу, не передает всего воображаемого им мира.
Именно поэтому дети часто видят в своих рисунках больше, чем нарисовано,
– они фантазируют, придумывая различные истории о своих картинках.
«Фантазерство» не должно раздражать . Эту способность нужно
поддерживать, не указывать ребенку на несоответствия между выдуманным
образом и неумелым рисунком. Наоборот, лучше включиться в игру и
попытаться «увидеть» превращение образа.
Влияние на развитие речи
Еще до того, как ребенок начнет изображать что-то конкретное, он уже
«рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы. Во время
рисования дети часто комментируют то, что изображают. Необходимо
внимательно слушать рассказы ребенка и задавать наводящие вопросы,
интересоваться героями, сюжетом, деталями. Проговаривание во время
рисования («сейчас я возьму белый, потом розовый, добавлю водички»)
помогает ребенку осознавать свои действия и лучше их координировать. В
свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества
утверждают, что «молчаливое» рисование развивает менее интенсивно,
образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и
заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упростить
эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.
Влияние на развитие восприятия
Восприятие в детском возрасте еще несовершенно, и рисование стимулирует
его развитие, заставляя ребёнка изучать объекты для изображения и
открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Для того
чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо
хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию,
цвет, расположение частей. Во время рисования тренируется умение
наблюдать и анализировать объект, - очень полезно для развития мышления.
Влияние на физическое развитие
Искусство способствует физическому развитию детей, так как
рисование и похожие
занятия тренируют и совершенствуют умение управлять большими и малыми
мышцами и перестраивать согласованность глаза и ладони.
Влияние на эмоциональное развитие
Творчество помогает детям развиваться эмоционально: рисуя, они обретают
большую уверенность в себе и в своих силах,
способствует выражению своих чувств и мыслей.
Влияние на развитие коммуникативных качеств
Занятия искусством развивает у детей умение ориентироваться
в обществе: дети учатся обращаться к тем, кто рядом. Дети легче учатся сотр
удничеству и умению как сочувствовать, так и просто понимать других
людей.
Влияние на эстетическое развитие
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия
для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно
переходят в эстетические чувства, содействующие формированию
эстетического отношения к действительности.
Непосредственное эстетическое чувство развивает чувство цвета, чувство
пропорций, чувство формы, чувство ритма.
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных
способностей большое значение имеет знакомство с произведениями
изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках,
скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают
эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления
жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке,
аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Благодаря рисованию у детей развивается способность воспринимать вещи
во всей их яркости и полноте. Благодаря способам мышления и
возможностям мозга, становятся доступны творческие решения, как в
школе, так и дома. Рисование является приятным и полезным занятием.
3. Методы и приёмы развития личности ребёнка через нетрадиционное
рисование
В ДШИ дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами
изобразительного искусства. Обучение детей изобразительному искусству в
ДШИ строится на основе сформированного у них ещё до школы жизненного
опыта, поэтому в работе с детьми младшего школьного возраста важно
учитывать как общий уровень развития детей, так и степень
подготовленности их в области изобразительной деятельности. Все эти
факторы учитываются в дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе «Живопись» учебный предмет «Основы
изобразительной грамоты». Темы уроков продуманы исходя из возрастных
возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки
обучающихся данного возраста. В этой программе есть темы уроков,
которые помогают развитию личности ребёнка это нетрадиционные техники
рисования.
Это темы изучения нетрадиционных живописных приемов, таких как набрыз,
монотипия, использование соли, кляксография + раздувание и т. д.
Изобразительное искусство является важным средством познания мира
и развития эстетического восприятия, оно связано с самостоятельной,
практической и творческой деятельностью ребенка, эстетического,
волевого развития. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная,
завораживающая деятельность, которая восхищает детей, позволяет ребёнку
получить удовольствие от творческого процесса, развивает внутренний мир
детей. Проведение уроков с использованием нетрадиционных техник:
способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах;
развивает пространственное мышление; учит детей свободно выражать свой
замысел; учит детей работать с разнообразным материалом; развивает
чувство композиции, ритма, колорита, световосприятия; развивает мелкую
моторику рук; развивает творческие способности, воображение.
Изобразительные техники делят на традиционные и нетрадиционные. В
первом случае это использование всех видов красок и различных мелков, а
во втором использование для рисования подручных материалов таких как
зубная щетка, расческа, вата, тампоны, мятая бумага, паралон, свечка,
трубочка, чтоб гонять краску по листу бумаги и т. д., а также можно работать
и пальцами, ладошкой.
4 Роль преподавателя в развитии личности ребёнка и творческих
способностей
Работая с детьми надо уделять большое внимание применению методов и
методических приемов обучения, которые способствуют более успешному
развитию личности ребёнка, обеспечивают активизацию умственной и
практической деятельности учащихся. Для успешного развития способностей
учащихся необходимо работать над развитием интересов каждого ребёнка с
учетом их возможностей; над приемами решения различных творческих
задач; над активизацией творческих способностей учащихся через
практическую деятельность.
Формой проведения занятий является урок.
Процесс обучения на уроке изобразительного искусства характеризуют:
сотворчество преподавателя и обучающегося; четкость поставленных задач
и способы их решения; освоение приёмов нетрадиционного рисования. Урок,
на котором применяются нетрадиционные техники должен быть для
каждого ребёнка ярким событием в жизни, который побуждает к развитию
личности ребёнка. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не
похожим на предыдущий, эмоциональным, ярким, интересным.
3.Методы и приёмы нетрадиционного рисования
Успех обучения детей нетрадиционным техникам во многом зависит от
того, какие методы рисования использует преподаватель на уроке: метод
пальцевой живописи, кляксография, картофельные штампы, монотипия,
рисование на сырой бумаге, рисование мелом, рисование с использованием
природного материала, рисование тычком (жесткой кистью), рисование
манкой, солью и др. крупами, рисование при помощи ниток, рисование
свечой.
Организуя урок по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для
успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать
возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.
Очень много необыкновенных способов и приёмов нетрадиционного
рисования можно включить в детское творчество.В нашей школе искусств
на уроках «Основы изобразительного искусства» во втором классе дети
работают в технике Кляксография. Для этого понадобилось: бумага,
акварельные краски, вода, трубочка (футляр от ручки). Для начала я
показывала детям, как делать кляксы: для этого акварельную краску
развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и
подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны, а затем уже
ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные
детали. Дети с интересом их рассматривали, пытались увидеть в них образы
или отдельные детали, как бы отвечая на вопрос: на что похожа эта клякса?
Кого или, что она напоминает? После этого, показываю на примере как
можно объединить или дорисовать кляксу раздуванием трубочкой. Каждый
ребёнок видит в своей кляксе определённый силуэт и начинает его
дорисовывать. В итоге получаются интересные сюжеты. Интересно было
наблюдать, за детьми, как они импровизировали, фантазировали, что не
всегда удаётся взрослым. У детей появился интерес к этой теме, они
использовали в работе различные оттенки цветов, с помощью рисунка
передали своё настроение.
Так же на уроке изобразительной грамоты дети работали в технике
монотипия. Этот метод помогает развивать фантазию, воображение, чувство
цвета и формы. С детьми мы рисовали «Деревья отражаются в реке». Дети
рисовали с удовольствием, им было интересно, как из одной половинки
рисунка получается целый рисунок, и даже картина.
Для работы в технике монотипия понадобится: бумага, краски. Я показала
наглядно последовательность работы: лист бумаги для рисования разделить
на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать
половину симметричного предмета, разводя краски водой, чем больше воды,
тем прозрачнее цвет красок. Пока краска не высохла, наложить чистую
половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при
необходимости дорисовать сюжет. Работы получаются очень нежными и
изящными.
Так же на уроках выполняем работы в технике мазковая живопись.
Рисовать мазками детям очень нравится. Не всегда у детей получаются
рисунки насыщенные, интересные. Не у всех получается правильный мазок.
У кого – то он очень длинный, у кого – то просто похож на примакивание.
Поэтому я советовала больше рисовать в свободное время на такие темы:
«Ёлочка», «Травка», «Пушистые животные» и.т.д.
Дети очень любят пластилиновое рисование. Эта техника требует
усидчивости, терпения и желания довести дело до конца. На уроке я
объясняла и показывала последовательность рисования. После этого дети
приступили к работе самостоятельно. По мере необходимости оказывала
индивидуальную помощь. По окончании урока рассматривали
получившиеся пластилиновые рисунки, оценивали работы, любовались ими.
Результат такой работы радует и детей и меня.
Детям нравится всё нетрадиционное. Мятый рисунок относится к
необыкновенным приёмам. Для работы в этой технике понадобится: бумага,
цветные мелки, восковые мелки, гуашь, губка, вода. На листе бумаги дети
рисуют цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками
сделают фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок
аккуратно смять так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить
фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью
губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в
трещинах бумаги.
Вот ещё один из методик рисования, который применяю на уроках
изобразительной грамоты: граттаж – способ выполнения рисунка путем
процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона,
залитых тушью. Для работы использовали: бумагу формата А4, свечу, тушь,
краску, зубочистку.
Сначала дети раскрашивают лист бумаги красками, можно в произвольном
порядке. При этом использовали всевозможные цвета, кроме черного.
Дальше краске дают высохнуть, после чего хорошенько натереть лист бумаги
свечой, затем покрыли лист тушью, (можно в несколько слоев, т.к. тушь
сначала будет скатываться с воска). Подождали, когда все просохнет,
приступили к процарапаванию рисунка зубочисткой. Детям интересно
работать в этой технике. Работая по этой методике, у детей повышается
интерес к изобразительной деятельности. Необходимо продолжать работу в
этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает
возможности развития у детей творческих способностей, фантазии,
воображения.
От урока к уроку меняются художественные материалы. Многообразие
видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к
предмету, и является необходимым условием формирования личности
ребенка. Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет
радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста
детей. Для каждого возраста необходимо подобрать свои варианты работы,
приемы нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно
переходя к более сложному. В ходе уроков дети выполняют разные задания
по теме, требующие применения различных приёмов работы. Это помогает
детям быстро осваивать работу разными художественными материалами и
развить навыки по изобразительному искусству. Усложнение заданий
проходит постепенно, регулярно. На каждом уроке необходимо
поддерживать атмосферу увлеченности. Ведь одну и ту же тему каждый
преподаватель преподносит по-своему. Тема одна, а вариантов ее решения
множество.
4. Роль преподавателя в развитии личности ребёнка.
Искусство - это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к
духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее,
создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу. На
уроках изобразительного искусства, где в основном идет практическая
работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха в обучении
невозможно. Поэтому преподавателю надо постоянно приучать учащихся к
самостоятельной и активной учебной работе. Здесь могут быть применены
различные методы работы: поощрение, внушение веры в свои силы,
тактичная критика, разные формы помощи. Для развития личности ребёнка
на уроках, надо учитывать и постоянно активизировать мыслительную
деятельность учащихся, помогать им в работе, начиная с поисков
композиционного замысла и до его завершения в рисунке. К концу урока
надо выбирать наиболее удачные, а также слабые рисунки и показать, их
всему классу разъясняя, в чём их достоинства и недостатки. Указывая на
недостатки в работе ученика, необходимо соблюдать педагогический такт,
проявлять уважение к личности ученика, чуткое отношение к нему.
5.Вывод:
Таким образом, нужно расширять опыт ребёнка, формировать крепкие
базы для его творчества. Чем больше ребёнок видел, слышал, чем больше
узнал и освоил, тем значительнее и продуктивнее будет его фантазия.А
главное, нетрадиционное рисование играет главную роль в общем
психическом развитии ребёнка. Ведь самым ценным является не
окончательный рисунок, а формирование личности, уверенности в себе, в
собственных возможностях.
Уроки изобразительного искусства творят чудеса. И как сказал В. И.
Сухомлинский «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев!»
6.Литература:
1.А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
КАРО 2010;
2.А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки» -Ярославль: Академия развития 2007;
3. «Искусство» №16 /2007
4. Н.И. Платонов, В.Ф. Тарасов “Этюды об изобразительном искусстве”. –
М.: Просвещение, 1993.
5.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика,1989
6.Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996
7.Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие
дошкольника. М.: Педагогика, 1983
8.Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.: Просвещение,
1971
9.Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1998
10.В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. – М.: Просвещение, 1982