Автор: Еремеева Людмила Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №38 отделение ДОД Приморского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка технологической карты музыкального занятия
Тема: "Осенние посиделки"
Раздел: дошкольное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
музыкального занятия
Автор-разработчик: Еремеева Людмила Николаевна, музыкальный руководитель ГБОУ СОШ №38 Приморского района Санкт-Петербурга
Тема музыкального занятия: «Осенние посиделки»
Возрастная адресованность: дети от 5 до 6 лет
Длительность мероприятия: 25 мин.
Тип музыкального занятия: тематическое
Вид музыкального занятия: подгрупповое
Форма организации музыкального занятия: нетрадиционная
Цель: знакомить детей с русскими фольклорными традициями осенних посиделок
Задачи:
-формировать представление у детей о музыкальной культуре русских народных посиделок
- обогащать музыкальные и слуховые впечатления детей, создавать радостное настроение от общения с музыкой;
- развивать у детей певческие умения и навыки, способствующие выразительному исполнению песни народного характера
- развивать чувство ритма, ориентировку в пространстве, умение выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с характером музыки,
соотносить движение с текстом в играх и танцах;
- развивать слуховое внимание, музыкальную память, мелкую моторику, закреплять способы игры на музыкальных инструментах;
- воспитывать дружеское отношение к сверстникам, развивать навыки коммуникации
-воспитывать у детей уважение к традициям русского народа
- поддерживать интерес к музыкальным занятиям в творческом самовыражении
-способствовать укреплению дыхательного аппарата при пении песни, игры и двигательной активности детей
Образовательные области, затронутые в занятии:
«Художественно-эстетическое воспитание» (музыкальное развитие), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое
развитие», «Познавательное развитие».
Организация РППС: Костюмы: Деда, Бабки, косоворотки, брюки, картузы, сарафаны, блузы, платки на голову; украшения; убранство избы: печь,
стол, сундук, самовар, чашки с блюдцами; сундучок с загадками; осенний венок и дождинки в руки; муз. инструменты; корзинка для танца;
угощение на подносе.
Предварительная работа:
- беседа о традициях русского народа в музыкальной культуре
1
-чтение художественной литературы по теме
-просмотр видео по теме: убранство русского дома
-разучивание песни, танцевальных композиций и игры
-подбор и разучивание загадок и пословиц
-прослушивание аудиозаписей русских песен, плясовых
-подготовка атрибутов к занятию
Планируемые результаты:
- ориентируются в пространстве;
- меняют движения в соответствии со сменой характера музыки;
- согласованно и выразительно выполняют движения;
- исполняют песню весело в традициях русской песни
- одновременно начинают и заканчивают пение;
- слышат аккомпанемент и поют в соответствии с ним;
-ритмично аккомпанируют себе на ложках в припеве песни
- активно отвечают на вопросы о фольклорных традициях осенних посиделок
- удерживают зрительный контакт при игре в оркестре на различных инструментах;
- охотно принимают участие в уже знакомых детям танцах и играх.
Дальнейшая работа: применение музыкальных игр, песен, танцев в самостоятельной деятельности детей.
Этап занятия
Деятельность педагога
Деятельность
детей
Время
(примерно)
1. Вводная часть
Организационный
момент
Проблемная
ситуация
(или
мотивация)
и
постановка
и
принятие
детьми
цели занятия
Педагог приветствует детей, создает позитивный настрой у детей.
Педагог: Ребята, как вы думаете, что такое посиделки?
И сегодня мы с вами побываем на настоящих осенних посиделках. Только
ребята, подскажите мне, когда приходят гости, они приходят нарядными? И
нам нужно с вами нарядиться. Только где же наш волшебный сундук с
украшениями? Ребята, помогите найти сундук. Нарядились гости, зашли в
избу и начали веселиться.
Дети
проходят
в
зал-избу,
здороваются
с
Дедом
(муз.
руководителем)
и
Бабкой
(воспитателем)
Дети отвечают на вопрос
Дети
ищут
сундук
и
наряжаются.
3 мин
2
2.
Основная
часть
-
закрепление
ранее
приобретенных
знаний,
умений,
навыков
и
включение новых
навыков и умений
в систему знаний.
Педагог:
Но какие же посиделки без весёлой песни. Ну, добры молодцы, красны девицы
Под баян, мы в пляс пойдём
И сыграем и споём!
берите ложки и вставайте в полукруг. Рус.н. песня “Субботея”
Педагог:
Бабка, а что ты говорила о посиделках?...
Педагог: Да, давным-давно это было. Когда урожай на полях и в садах собран,
собирались девицы и молодцы в избе и придумывали себе развлечения. Песни
пели, играли на муз. инструментах, загадывали загадки. Вот песни мы пели, а
загадки ещё не загадывали. Ребята, вы не видели, где наша волшебная
шкатулочка с загадками?
Педагог: Вот наша шкатулочка, а в ней загадки. Но прежде, чем отгадывать
загадки, я хотела у вас спросить: Как называются предметы для жизни в
быту?..Правильно предметы быта в русской избе. Я сейчас буду загадывать
загадки о предметах быта в русской избе, а вы находите отгадку на картинках.
Педагог:
Молодцы, ребята! Песни пели, загадки отгадывали, может мы и поиграем? Я
вас сейчас научу игре “Дударь”. Выходите в круг.
Педагог: Ловкие, ребята, Молодцы! Вот мы на посиделках, поём, играем,
загадки загадываем. А хочу у вас спросить какое сейчас время года? Да, осень.
Бабка, урожай мы осенью весь собрали, полная кладовка овощей и заготовок.
Мы же с тобой ещё в лес ходили. Что мы там собирали? Может ребята,
подскажут?
Педагог: А ещё на посиделках не только песни поют и играют в разные игры,
так же там танцы разные танцуют. А помнишь, Бабка, танец такой сладкий,
сладкий был, какой же?..
Эй, ягодки, выходите
И танец весёлый спляшите! Танец “Ягодки”
Дети берут в руки ложки и
исполняют
песню
с
подыгрыванием на ложках.
Дети помогают найти сундучок
с загадками
Дети отвечают на вопрос.
Дети
отгадывают
загадки
и
находят отгадки на картинках
Дети запоминают условия
и
слова игры. Играют в игру 3
раза, в конце убегают на стулья.
Дети отвечают на вопрос.
Девочки
исполняют
танец
ягодок
2 мин
1 мин
3 мин
2 мин
1мин
2 мин
3
закрепление
ранее
приобретенных
знаний,
умений,
навыков;
Педагог: Ай, да ягодки, молодцы!
Повеселили от души!
Педагог: А ещё помню, люди на посиделках играли на разных музыкальных
инструментах: ложках, бубнах, трещётках. Давайте мы тоже вместе сделаем
большой оркестр, разберём муз. инструменты, сядем в центре на стулья и
сыграем вместе под песню «Во саду ли, в огороде» так, чтобы душа
развернулась и запела! Рус.н. песня «Во саду ли в огороде»
Педагог: Урожай мы собрали, во садочке погуляли. А теперь, Бабка, скажи,
знаешь ли ты какую-нибудь пословицу об осени?...Ребята, а давайте, Бабке
поможем, расскажем пословицы об осени?
Педагог: Нужно и нам, ребята, урожай собирать, да и с осенью играть!
Давайте поиграем в игру «Подарки Осени». Кто хочет из девочек быть
Осенью? (одевают осенний венок). Беритесь за руки, выходите в хоровод.
Игра «Подарки Осени» М. В. Сидоровой
Педагог: Но, какие же посиделки без чая и угощения. Где же наш самовар?
(берёт в руки самовар) Веселил нас много раз
Русский танец перепляс!
Самовар уже кипит
Пых, пых, пых нам говорит!
Педагог: Выходите, ребята на танец «Русский самовар».
Дети
выбирают
себе
муз.
инструмент и садятся в центре
зала на стулья. Исполняют на
муз. инструментах песню «Во
саду ли, в огороде». Педагог
дирижирует оркестром.
Дети
вспоминают
и
рассказывают
пословицы
об
осени.
Дети играют в игру, в центре
круга ребёнок-Осень. В конце
игры дети убегают на стулья, а
Осень
пятнает
детей
дождинками.
Дети
исполняют
танец
«Русский самовар»
4 мин
1 мин
2 мин
2 мин
3.
Заключительная
часть
Итог занятия.
Систематизация
знаний.
Рефлексия.
Педагог: Ай, да Молодцы, всех в избе собрали, всех развеселили!
Бабка: Дед, посиделки заканчиваются, а угощение для гостей?
Педагог: Прежде чем угощение получить, хочу у ребят спросить: Где вы
сегодня, ребята, побывали, как это одним словом называется? Правильно,
посиделки. А что мы делали на посиделках?... Бабка выноси угощение.
Педагог берёт поднос с угощением: Спасибо вам, дорогие гости, что зашли на
наши посиделки. Спасибо тебе, дорогая хозяюшка!
Дети отвечают на вопросы.
2 мин
4
Педагог: А теперь пора, ребята, в группу возвращаться, чай пить с угощением.
До свидания!
5