Автор: Подобед Елена Станиславовна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: с. Быков, Долинский район, Сахалинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Методы педагогической мотивации к обучению учащихся класса баян/аккордеон»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств» с. Быков
(МБУ ДО ДШИ с. Быков)
694062 Сахалинская область, Долинский район, с. Быков, ул. Шахтерская, д.13,
тел. +7(924)197-54-27, e-mail dgo
.
mbudodshib
@
sakhalin
.
gov
.
ru
Методическая разработка
«Методы педагогической мотивации
к обучению учащихся класса
баян/аккордеон»
Разработчик:
Преподаватель
по
классу
баяна
Подобед Е.С.
с. Быков
2024 год
Содержание
Введение………………………………………………………………….
I. Основные принципы педагогики успеха…………………………
1.1. Сущность понятия «мотивация» и применение ее в школах
искусств…………………………………………………………………….
1.2. Польза музыкального образования………………………………..
1.3. Личность и компетентность преподавателя……………………….
II. Мотивация и ее роль в успешном обучении в ДШИ……………
2.1. Начальный этап обучения – установка на успех………………….
2.2. Развитие интереса к музыке средствами пробуждения творческой
активности…………………………………………………………………
2.3. Роль коллективного музицирования учащихся…………………….
2.4. Концертная и конкурсная деятельность учащегося - мощный
стимул к саморазвитию ………………………………………………….
2.5. Взаимосвязь семьи и мотивации обучения ………………………...
2.6. Виды и способы применения современных технологий в классе
баяна……………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………….
Литература……………………………………………………………….
3
4
4
5
8
12
12
18
21
23
25
27
30
32
2
ВВЕДЕНИЕ
«Основа всякой культуры прежде всего – в самом человеке.
Мы должны ее, эту культуру, взращивать, воспитывать и поддерживать.
И думаю, вы со мной согласитесь, что нужно это делать с детства»
Антуан де Сент- Экзюпери
В настоящее время набор учащихся в класс специального инструмента
«баян», «аккордеон» в малых городах России является проблемой. И даже
пришедшие дети недостаточно ответственно относятся к обучению, не
осознают значимости и пользы музыкального образования. Есть тенденция
отсева учащихся.
Сталкиваясь с тем, что мотивация обучения в ДШИ все чаще
становится темой для бесед с детьми, требует решения и новизны.
Преподаватели стараются проводить интересные уроки, но и в устной форме
вынуждены объяснять и пропагандировать музыкальное исполнительство,
казалось бы, современным информированным ученикам, мотивируя и
стимулируя их на обучение. И хотя мотивация – неотъемлемая часть
обучения в школе искусств, актуальность темы работы очевидна. Дети
загружены в общеобразовательной школе и слишком увлечены телефонами и
планшетами, а родители настолько заняты финансовым обеспечением семьи,
что музыка с ее большими затратами, усилием и временем за инструментом
для достижения успеха, отходит на второй план и не поддерживается
взрослыми и самими учениками. В связи с этим встает вопрос формирования
преподавателями
положительной
мотивации
к
обучению,
выяснение
негативных причин и применения новых методов и форм работы для
создания устойчивого интереса учащихся к музыке и музыкальному
исполнительству.
Считается, что проблема снижения мотивации обучения в ДМШ и
ДШИ решаема при условии совместных усилий преподавателя, ребенка и его
родителей. Адекватную помощь могут оказать внедрение новых форм и
методов работы, использование современных технологий, так привычных и
3
любопытных детям даже младшего школьного возраста. Это стимулирует
когнитивную деятельность мозга, повышает уровень мотивации, интереса к
музыкальным занятиям. Надо стараться, чтобы ребенок на уроке получал
много позитивных эмоций, был активным и ждал встречи с преподавателем и
музыкой!
I. Основные принципы педагогики успеха
1.1. Сущность понятия «мотивация» и применение ее в школах искусств
В современном обществе стало модно ставить и добиваться своих
целей, учиться действовать, развиваться, стремиться и иметь свою точку
зрения. Быть мотивированным, четко понимать, что и зачем ты хочешь, быть
настойчивым учит музыка.
Музыкальное обучение и мотивация – две параллельно идущие
прямые. Давайте разберемся, какова сущность этого термина и каким
образом она влияет на качество музыкального образования.
Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый
человеком.
Мотив - побуждение к достижению цели. Важно различать понятия
мотив и цель.
Мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма и
определяющее его направленность.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, поддерживает и
направляет усилия на выполнение учебной деятельности. Это сложная
комплексная система, состоящая из целей и мотивов, реакций на неудачу,
установками и настойчивостью ученика.
4
Мотивация
раскрывает
целенаправленность
действия,
организованность
и
устойчивость
деятельности,
направленной
на
достижение определенной цели.
На формирование мотивации подрастающего поколения оказывают
влияние
семья,
его
окружение
и
педагоги
детского
сада,
общеобразовательных школ и преподаватели учреждений дополнительного
образования. Создание положительной мотивации к обучению - одна из
главных задач преподавателя для успешности обучения. Ее актуальность
обусловлена
спецификой
музыкального
образования.
Когда
ученик
занимается с желанием, осознает пользу затрачиваемых усилий, получает
удовольствие от проделанной работы, подходит к процессу творчески, что
очень важно для музыкального искусства, - результат достигается легче,
приносит моральное удовлетворение и неоценимую пользу в развитии
личности в целом.
Воспитание силы воли, умение работать самостоятельно и активно,
обладание
навыками
коллективного
общения
и
взаимодействия,
неравнодушность и любознательность - в музыке трактуется навыком
«сотворчества», характеризует грамотных специалистов в своем деле. Задача
преподавателя побудить ученика к сотворчеству, желанию действовать,
учиться, развиваться с помощью педагога и музыкального исполнительства.
На педагога школы искусств ложится решающая роль в определении
мер и способов педагогического воздействия – от подходящей интонации
голоса, характера общения до индивидуального подбора репертуара.
Создание положительной мотивации музыкального обучения – это
формирование
желания
учащихся
самостоятельно
сделать,
выучить,
выступить ради собственного интереса; получение удовольствия от самого
процесса. Это даже лучше, чем старания и достижение результата ради кого
– то (чтобы порадовать родителей, педагога).
1.2. Польза музыкального образования
5
Современная
педагогическая
система
музыкального
образования
строится на лучших принципах советского воспитания, основанных на
трудах Д.К. Кабалевского, Асафьева, К.Д. Ушинского и других видных
музыкальных деятелей искусства, но с учетом постоянного движущегося
технического прогресса, интересов и обновленных методах и подходов к
совершенно
новому
восприятию
детей
XXI
века.
Всеобщая
компьютеризация, обилие информации, высокий ритм жизни даже в
провинциальных городах формирует у детей расположенность к этому
потоку и быстрое освоение технических новинок, но и результат с их
стороны ожидается мгновенный. Другая реальность сегодняшнего времени –
дети либо хотят знать все и сразу или ничего не хотят, и заинтересовать их
чем – либо кроме компьютерных игр, телефонов очень сложно. Думаю, и
первое, и второе является следствием технического прогресса.
Музыкальное образование не теряет своей привлекательности, а в
больших городах, возможно, даже испытывает подъем, включая обучение
игре
на
баяне,
аккордеоне,
но
преподаватели
небольших
городов
испытывают трудности в обеспечении и удержании стабильного контингента
учащихся, тем более по перечисленным музыкальным инструментам. Сейчас
большой выбор для досуга и занятия детей во Дворцах культуры, Дворцах
спорта: танцевальные, спортивные, вокальные объединения и секции для
воспитания и развития подрастающего поколения. Нередко выбор детей и
родителей делается не в пользу школ искусств в связи с тем, что здесь
необходима регулярная помощь родителей на начальном этапе, большая
умственная работа и трудолюбие, усидчивость ребенка – длительный
процесс на пути к успеху, видимости результата.
Музыка – это искусство звуков, чувств, эмоций и настроений,
культурного обогащения.
Россия всегда славилась своим культурным
достоянием
-
музыкальным
наследием
композиторов
-
классиков,
выдающихся русских писателей, поэтов, художников, артистов сцены,
школой русского балета и театральных деятелей. Но далеко не все могли себе
6
позволить культурное воспитание детей. Известный педагог К.Д.Ушинский
предупреждал, что общество, преимущественно заботящееся об образовании
ума, совершает "большой промах", ибо человек "более человек в том, как он
чувствует, чем в том, как он думает".
Именно приобщение к культуре, в частности, к музыке, воспитывает,
формирует правильные человеческие ценности, учит человека думать и
чувствовать, быть достойным гражданином своей страны. Великие ученые не
отрицают огромную роль своего личностного становления благодаря
музыкальному развитию и воспитанию своей духовной культуры.
В 2014 году была опубликована статья Д. К. Кирнарской - профессора,
проректора Российской академии музыки им. Гнесиных, доктора психологии
и искусствоведения «10 причин заниматься музыкой»,
где приводятся
объективные и доходчивые основания сомневающимся родителям о пользе
музыкальных занятий. «Музыка – говорит Д.К. Кирнарская – самый лучший
путь к жизненному успеху!» По словам известного методиста Г. Когана:
«Физик Эйнштейн и художник Энгр хорошо играли на скрипке; первый из
них утверждал, что Достоевский и музыка дали ему для его работы больше,
чем все специальные труды по математике и физике, больше, чем Гаусс».
Предположение о пользе всеобщего музыкального образования
выдвинуто давно, но значение музыкальных занятий недооценивается
большинством
родителей.
Наравне
с
культурным,
эмоциональным
воспитанием часто упускается из виду интеллектуальное развитие человека
от общения с
музыкой. Для исполнения простого нотного текста
необходимо одновременно прочитать звуковысотный и ритмический рисунок
в разных ключах, следить за правильностью аппликатуры, штрихов,
фразировки и т.д. Эти задачи во много раз усложняются при игре на баяне из-
за сложности ведения меха, контролем и различием в строении клавиатур.
В подтверждении утверждения о влиянии музыки на интеллектуальное
развитие и устойчивость нервной системы приводим слова известного
российского
биолога,
лингвиста,
психолога,
специализирующегося
в
7
вопросах нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания,
заслуженного деятеля науки РФ Черниговской Татьяны Владимировны
«Занятия музыкой, которые рано начаты, очень ускоряют и активизируют
работу мозга. Именно занятия музыкой. Потому что это совсем другой тип
мозговой работы…это рано полученная очень интенсивная тренировка
мозга…У
тех,
кто
занимается
музыкой,
качество
нейронной
сети
повышается. Пластичность мозга лучше. Потому что мозг тренируется
особым образом. И это влияет на состояние мозга в пожилом возрасте».
Занятия
музыкой
принесут
ребенку
неоценимую
пользу,
какую
бы
профессию он в будущем не выбрал.
Вот что пишет по этому поводу Аристотель: «Нет сомнения, что тем
более
мы
подвергаемся
влиянию
каждого
дела,
чем
ближе
и
непосредственней участвуем в нем сами... что только активное занятие
музыкой может иметь настоящее образовательное значение… а если так, то
музыка непременно должна входить в программу воспитания».
В раннем возрасте дети не понимают, что осознанное мотивированное
обучение приведет к большим результатам, что учится необходимо для своих
дальнейших достижений.
Формирование мотивации обучения
юного
музыканта должно происходить на основе четко поставленной цели —
получении хорошего образования. Поэтому цель взрослых – родителей и
педагогов помочь им в осознании этой цели.
1.3. Личность и компетентность преподавателя
Педагог К.Д. Ушинский справедливо считал, что «в воспитании все
должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная
сила изливается только из живого источника человеческой личности…
Только личность может действовать на развитие и определение личности,
только характером можно организовать характер». Полностью согласимся с
мнением замечательного русского педагога. В первую очередь, именно от
8
личности педагога зависит отношение ребенка к музыкальным занятиям и
вообще к музыке.
Профессия
педагога
очень
ответственна,
сложна
и
интересна.
Преподаватель ДМШ и ДШИ не только обучает, развивает и дает много
полезной информации, но и формирует внутренний мир ребенка, учит добру,
культуре,
пониманию
и
эстетике
внешнего
мира
через
исполнение
музыкальных произведений, тонкому анализированию музыкальной ткани,
считыванию чувств и эмоций композитора.
Современный педагог должен владеть такими приемами и методиками
обучения, ведения урока, чтобы действительно пробудить, зажечь ученика,
влюбить
в
музыку
и
выбранный
инструмент;
быть
активным,
эмоциональным,
чутким,
компетентным,
использующим
современные
инновационные технологии. Авторитарная педагогика осталась в прошлом,
сейчас преподаватель должен стать наставником, привлечь ученика к
сотворчеству,
желанию
самостоятельно
мыслить,
пробовать,
стать
уверенным
в
себе.
Педагог
должен
расположить
ребенка
высоким
профессионализмом, понравиться юному музыканту как человек, найти
верный
индивидуальный
подход
с
учетом
возрастных
особенностей,
характера, темперамента, чтобы ученик ждал урока, с желанием впитывал
знания и навыки. Обстановку в классе следует создавать комфортную,
творческую, используя ситуацию успеха, заставлять ученика поверить в себя
и научить работать с трудностями, а также не скупиться на похвалу, сначала
отмечать положительные моменты, и только потом при необходимости
делать замечания.
В практической работе с детьми эффективными себя показывают
следующие методы, так называемые «ситуации успеха»:
- Похвала. Словесная и в том числе заслуженными оценками. Это всегда
приятно, повышает самооценку и стимулирует к дальнейшим действиям.
-
Анонсирование.
Смысл
анонсирования
состоит
в
предварительном
обсуждении
того,
что
ребенок
должен
будет
сделать
(например,
9
фантазировать вместе о художественном образе, прожить с ним радость от
оживления музыкального образа, тем самым побуждая к инициативе);
-«Эврика!». Суть этого приёма состоит в том, чтобы создать условия, при
которых ребёнок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл
бы к выводу, открывая неизвестное.
-«Эмоциональное поглаживание». Не скупитесь на комплименты (и не
перехваливайте): «Молодец!», «Умница!»
Всеми способами воздействия следует пользоваться очень осторожно, с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не
только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном
использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других
особенностей личности.
Из практики следует, что иногда менее способный
ученик, но
имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких
результатов в учебе, чем способный потому, что стремится и уделяет
обучению больше времени и внимания. В то же время у талантливого, но
ленивого ученика и недостаточно мотивированного, успехи в учебе могут
быть незначительными, даже несмотря на его способности. Мотивация к
обучению может выступить хорошим показателем уровня психического
благополучия ученика, а также показателем уровня его развития.
В настоящее время в общеобразовательных школах и обществе в целом
низкий уровень культуры становятся преградой на пути приобщения ребенка
к миру музыки. Особенно любовь к баяну и аккордеону. Преподавателям
ДМШ
и
ДШИ
приходится
заниматься
пропагандой
этих
народных
инструментов, повышать их общественный престиж. Отсутствие конкурса у
поступающих на баян свидетельствует об этом.
Каждому педагогу необходимо искать свои методы и формы для
успешной работы.
Это поиск прогрессивных методик, использование
современного репертуара и инновационные формы работы.
10
Из своей практики и обобщения опыта других преподавателей
приводим основные факторы, влияющие на формирование положительной
устойчивой
мотивации
к
учебной
деятельности
в
школах
искусств,
зависящие о преподавателя:
организация учебной деятельности;
содержание репертуара;
индивидуальный подход к учащимся;
коллективные формы учебной деятельности;
исполнительская активность ученика и преподавателя;
стиль педагогической общения преподавателя;
внедрение инновационных форм и методов работы;
взаимосвязь с родителями.
Я.И. Мильштейн подметил, что музыкальной педагогике присуща
специфическая черта: «Далеко не каждый может быть хорошим педагогом.
Хорошо играть и хорошо учить – разные вещи, хотя и взаимосвязанные».
Личность – исполнитель далеко не всегда является личностью – педагогом и
наоборот.
Тем не менее искреннее живое общение педагога и ученика на уроке,
кропотливый труд над деталями технического развития на инструменте и
пониманию, созданию художественного образа необходимо людям всех
творческих профессий, а это возможно только в атмосфере доверия и
взаимоуважения между друг другом. Живое исполнение музыки, проявление
эмоций, улавливание тонких нюансов интонаций, мимики и движений рук –
важная составляющая плодотворного процесса музыкальной деятельности.
Совсем недавно, поставленные в рамки дистанционного формата обучения,
все поняли разницу такого образования с привычным, а также значимость и
основополагающую роль преподавателя в образовательном процессе. Как бы
ни совершенна была техника, – живой контакт людей необходим, оказывая
влияние на качество обучения. Любовь педагога к профессии и ученикам,
11
постоянное саморазвитие, вовлечение учащихся в процесс сотворчества -
неотъемлемая часть профессии, как и инновационные методы работы на
уроке.
Наряду с другими, первостепенной задачей преподавателя на всем
протяжении обучения остается сохранение интереса учащихся к музыке,
увлеченность и желание самостоятельного музицирования. Педагог так
должен преподносить и исполнять музыкальный материал, чтобы ученику
самому
захотелось
повторять,
проявлять
инициативу
в
трактовке
произведений. Установление тесного контакта и вовлечение в творческий
процесс – такие же средства мотивации, методы для активизации интереса к
обучению в ДШИ.
Авторитет учителя, желание его порадовать своими
успехами – стимул к действию учащихся. С этого начинается интерес к
музыкальным занятиям. Недопустимо давление и равнодушие в сторону
ученика. Дети очень тонко чувствуют фальшь, а профессия педагога -
синоним
любви,
терпения,
умение
рационального
применения
индивидуального подхода и знаний детской психологии.
II. Мотивация и ее роль в успешном обучении в ДШИ
2.1. Начальный этап обучения – установка на успех
Начальный этап обучения - самый важный в процессе становления
музыканта. С первых уроков закладывается фундамент исполнительских
навыков и музыкального развития. В это время осуществляется постановка
исполнительского
аппарата,
формируются
первые
музыкальные
представления и понятия ученика, складываются взаимоотношения с
преподавателем и музыкой, происходит становление первых практических
навыков игры на инструменте, знакомство и владение художественными
понятиями. На педагога ложится ответственность методически правильно
выстроить первые уроки.
Современные образовательные программы ДМШ и ДШИ делятся на
предпрофессиональные и общеразвивающие, доступны практически любому
12
учащемуся с разным уровнем способностей. Если раньше конкурс на
поступление в музыкальную школу давал возможность отобрать самых
способных
детей
для
обучения,
теперь
преподаватели
работают
с
имеющимся контингентом учащихся.
Последнее время прослеживается тенденция поступления в ДШИ детей
6-7 летнего возраста. 9-10 летних первоклассников гораздо меньше. В связи с
этим преподавателям рекомендуется использовать больше игровых форм
проведения уроков, сочетание продуктивной работы с «физкульминутками»
(упражнениями
на
расслабление
мышц
пальцев,
рук,
спины)
и
переключением на другой вид деятельности. Например, такое упражнение,
как «Кактус и ива», когда в первой позиции стоя ребенок поднимает руки
вверх, затем сгибает в локте и расслабляет, в третьей позиции – опускает и
освобождает полностью всю руку. Помогают для отдыха спины и шеи
обычные круговые движения плечами вперед и назад. Также очень важным
моментом в организации уроков в начальном периоде обучения имеет подбор
инструмента по росту и анатомическим особенностям ученика, грамотный
подгон ремней. Тем более сейчас это возможно. В нашей школе, например,
имеются маленький баян «Юпитер». В настоящее время налажен выпуск
маленьких «Юпитеров»-красивых по звучанию и внешним характеристикам,
что является важным критерием при выборе инструмента детьми.
Важнейшая предпосылка успеха обучения на всех этапах – это интерес
ребенка к музыке и занятиям, как важнейший стимулятор деятельности.
Педагог должен постоянно его поддерживать.
Начальный
период
обучения
должен
быть
очень
насыщенным,
увлекательным,
эмоциональным,
динамичным,
с
применением
разнообразных форм и методов, производить впечатление на ребенка.
Преподавателю важно много играть самому, чтобы увлечь инструментом и
объяснять базовые музыкальные понятия о характере, ладе, строении
музыкальной фразы, всех средствах выразительности, простейшему анализу
музыкального текста на примере песен. Развитие самостоятельности мысли,
13
поддержка детского «Я сам!» – воспитание творческой инициативы в
будущем.
Следует всячески поощрять воображение ребенка, фантазировать,
наталкивать его на различные ассоциации, образные сравнения, используя
элемент творчества в восприятие
музыки. Для ребят часто бывает
интересным открытием то, что различные исполнители играют одну и ту же
пьесу по - разному, передавая ее основной характер так, как они его
воспринимают. Для примера хорошо давать ученику послушать какую-
либо пьесу в исполнении разных музыкантов: просмотр видеозаписи, личная
демонстрация произведений с последующим диалогом с учеником о его
впечатлениях. Эта форма работы направлена на воспитание музыкального
вкуса и на формирование творческого подхода к исполнению музыки.
Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет
характер учебной деятельности. Можно давать домашнее задание, чтобы
ученик вместе с взрослыми нашел в интернете необходимый мультик или
сказку для лучшего понимания музыкального образа, нарисовал рисунок,
отображая художественное содержание. Например, это образы Бабы Яги,
образы природы различных времен года для исполнения произведений
Чайковского из «Детского альбома» или понимания характера танцев,
русских народных песен. Автор использует в своей практике и просмотр
репродукций
художников,
проводя
параллель
выразительности
изобразительности
языка
искусств:
музыки,
живописи,
архитектуры,
скульптуры и т.д. Важно задействовать художественное восприятие ученика,
расширить его ассоциативный ряд представлений, пробудить эмоционально.
Начинаем с упражнений в игровой форме. Сначала выполняем
упражнения без инструмента, потом на баяне и аккордеоне. Например,
упражнение «Воробей» с постукиванием 2 и 3 пальцев левой
руки,
как
будто птичка клюет зернышки, что вырабатывает легкость, крепкость и
цепкость, атаку пальцев. Пробуждаем активность пальцев и правой руки с
помощью пальчиковой гимнастики и работы поочередно каждым пальчиком,
14
обращая внимание на развитие слабых 4 и 5. С первых уроков ребенок ждет
момент взятия инструмента в руки. Надо давать ему такую возможность, но
предупреждать о его тяжести, заинтересовывая возможностями и звучанием.
Вначале мы практикуем игру с рук, растягивая время донотного периода.
Важная задача на этом этапе – постоянная мотивация ребенка к занятиям
музыкой. Благоприятно и с интересом дети реагируют на метро -
ритмические задания с использованием шумовых инструментов или игрой по
корпусу баяна или меха, а левая исполняет маршеобразный или вальсовый
ритм. Первые маленькие успехи, установление доверительных отношений с
преподавателем, раскрепощение ребенка, придание ему веры в свои
возможности станут хорошей поддержкой в формировании этих чувств.
Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей, их музыкальных
данных, возможностей развития, приобретенных знаний. Применяется
технология индивидуального подхода.
«Задача педагогического процесса – тщательное изучение ученика,
определение всех его слабых и сильных сторон, возможность развития,
ограничений, «тормозов» на его пути. При этом в первую очередь
необходимо развивать особенно ярко наиболее характерное для него
индивидуальное, подтягивая слабые стороны» - писал известный педагог
Ю.И. Янкевич. В своей практике наблюдаем, что подобный подход
учитывает и различные психологические моменты, например, особый тон
общения - для одного более требовательный, строгий, для другого менее.
Важен также темп произнесения слов: одному более подвижно, другому –
совсем
медленный.
Успешность
восприятия
ребенком
замечаний
преподавателя является показателем верности выбранной тактики.
Нами уже был выдвинут тезис о том, что современных детей довольно
сложно заинтересовать музыкой - искусством, где для достижения видимого
и слышимого результата необходима длительная предварительная работа. Но
все же опыт показывает, что это зависит от преподавателя и ученика, от
темпа и динамики урока, позитивного настроя и доброжелательности
15
педагога,
от
степени
эмоционального
отклика
ребенка,
от
его
заинтересованности в этих встречах. Здесь нет второстепенных деталей,
важно все - от внешнего и морального облика преподавателя, умения его
просто и понятно донести новый материал до ученика, влюбить в выбранный
инструмент – баян, аккордеон, заразить своей любовью в его звучание,
возможности, мастерски преподнести свои знания и умения ребенку.
У
юных
баянистов
сразу
необходимо
воспитывать
чуткое
и
сознательное управление, владение мехом, обращать внимание на его работу,
прививать бережное отношение к звуку, к силе разжима и сжима. Как сказал
Ф. Р. Липс: «На баяне нужно петь!»
Необходимо продумывать начало и окончание урока, его структуру,
иметь ответы на все интересующие вопросы ученика, применять новые
приемы игры на инструменте и современные способы подачи нового
материала. Дети всегда приветствуют, откликаются на новинки.
В своей практике автор данной разработки использует сведения 4
психологических
вида
темперамента
личности,
основателем
которых
являются древнегреческий мыслитель Гиппократ и древнеримский медик и
философ Гален: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Кратко
рассмотрим каждый тип темперамента:
Холерик — быстрый, порывистый, импульсивный, неуравновешенный,
подвержен резкой смене настроений, эмоциональным вспышкам. Холерик
обладает огромной работоспособностью.
Флегматик
—
медлителен,
трудно
переключаемый
с
одной
деятельности на другую, устойчив и постоянен в стремлениях и настроении,
скуп на проявление эмоций.
Сангвиник — подвижный, живой, легко переживающий неудачи,
стремящийся к смене впечатлений. Обладает выразительной мимикой.
Продуктивен в работе, когда она ему интересна.
Меланхолик
—
сдержан,
раним,
впечатлителен,
склонный
к
постоянному переживанию даже малозначительных событий, застенчив.
16
Есть дети, для которых достаточно лишь яркое исполнение педагога,
чтобы появилось стремление самому творить, для других же необходим
полный
аналитический
разбор
гармонического
и
тонального
плана
произведения;
одни
ученики
внимательно
слушают
понимание
художественного образа педагогом, другие живо фантазируют и пробуют
выразить свои представления в музыке. Для некоторых учеников сам диалог
с преподавателем представляет личностную ценность. Одни сами пробуют,
ошибаются,
добиваются
результата,
другие
спокойно
все
слушают,
впитывают, а раскрываются чуть позже. Для каждого ученика - свой уровень
исполнительских требований. Что для одних – легкое прочтение с листа, для
других – результат кропотливой работы за инструментом. В этом и
заключается профессионализм педагога – суметь раскрыть каждого юного
музыканта, мягко, но умело заставить мыслить, не бояться, слушать и
слышать,
а
главное
–
действовать.
Мотивировать
на
результат,
активизировать мышление, научить работать над техникой исполнения и
силой
воли,
получать
удовольствие
от
собственной
музыкальной
интерпретации – не полный список педагогический задач.
У
каждого
преподавателя
есть
опыт
работы
с
детьми
гипервозбудимостью.
Причинами
гиперактивного
поведения
помимо
наследственности,
исследователи
называют
еще
и
особенности
темперамента, а также пороки внутрисемейного воспитания. Синдром
гиперактивности возникает в результате сочетания нейрофизиологических и
социальных факторов развития ребенка. Дети этого типа внутренне
напряжены или возбудимы, бедны эмоциональными ощущениями. Поэтому
такому ребенку чрезвычайно показано обучение в ДМШ и ДШИ, хотя
педагогу работать с ними не просто. Благодаря музыкальному обучению
происходит тренировка внимательности и наблюдательности, развитие
чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей, всех видов
памяти, воспитание волевых качеств, выдержки и способности самоконтроля,
17
развитие
общей
тонкой
моторики
и
артикуляционной
моторики,
координации рук и пальцев, развитие кругозора.
Работа с левшами тоже имеет свои особенности, но весьма интересна.
Левши
–
люди
правого
полушария,
отличаются
повышенной
чувствительностью и возбудимостью. Они воспринимают мир и мыслят
иначе, ведь доминирует их правое полушарие мозга, задача которого –
целостное восприятие мира, зрительных образов и звуков, живописи и
музыки. Среди людей, добившихся всемирного признания в науке, искусстве,
политике, каждый пятый – левша. Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт,
Александр Македонский, Альберт Эйнштейн и Леонардо да Винчи - левши.
Среди известных музыкантов тоже много левшей: Николо Паганини,
Фредерик Шопен, Людвиг Ван Бетховен и другие. В процессе обучения
левшей восприятие игровых движений развивается поступательно – несмотря
на трудности в освоении штрихов и аппликатуры. На начальном этапе
обучения левшам труднее привыкать к инструменту, адаптироваться к
специфике баяна, но в старших классах они показывают стабильный рост
исполнительского уровня.
У каждого из учеников преподавателю необходимо развивать внимание
–
основу
любой
интеллектуальной
деятельности.
Поскольку
процесс
обучения на музыкальном инструменте не всегда является непринуждённым
и увлекательным, то преподаватель должен уметь управлять вниманием
учащегося, подчинять его своей воле. Позже этот навык формируется в
положительное качество личности.
2.2. Развитие интереса к музыке средствами
пробуждения творческой активности
Развитие творческих способностей учащихся – одна из актуальных
задач музыкального образования в Детских школах искусств. Необходимо
научить детей любить и слушать музыку, находить в ней смысл,
самостоятельно анализировать нотный текст и музицировать. В основе
18
музыкального
обучения
стоит
развитие
творческих
способностей,
самостоятельности и инициативы.
В философском словаре «творчество» это деятельность людей,
преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и
потребностями
человека
на
основе
объективных
законов
реальной
действительности;
в
педагогической
—
это
деятельность
человека,
порождающая новое, ранее не существовавшее. Именно этот взгляд на
творчество импонирует автору и взят на вооружение при обучении игре на
баяне. Пытаемся уже на раннем этапе выявить и развить творческие
способности учащихся в условиях активного стимулирования и осознанного
интереса детей к творчеству.
В
своей
работе
мы
применяем
опыт
различных
педагогов
–
музыкантов: Ю. Акимова, Р. Бажилина, А. Доренского, Б. Самойленко, В.
Семенова, которые начальный этап обучения связывают с творческой
заинтересованностью у учащихся.
С начального этапа обучения даются творческие задания, развивается
самостоятельность и инициатива учеников, вырабатывается ощущение
позиционной
игры,
осваиваются
различные
приемы
исполнения
аккомпанемента, тремоло мехом, вибрато, программные сочинения даже
маленьких пьес, этюдов, ансамбли с преподавателем.
На уроках используется дифференцированный подход к каждому
ребенку в зависимости от степени развития его музыкальных способностей,
особенностей темперамента, умения педагога разглядеть потенциал ученика.
Уроки призваны влюбить в баян и с желанием овладеть языком музыки.
Главным источником учебной мотивации и творческого начала
является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от
которого, в первую очередь, зависит результат. Дайте, например, ученику
возможность
самому
выбрать
репертуар
из
предлагаемого
списка.
Призывайте
его
активно
участвовать
в
обсуждении
и
создании
19
художественного образа произведений, предложить свою аппликатуру (в
средних и старших классах), досочинить мелодию и т.д. Чем больше свободы
и самостоятельности в творчестве, проявления инициативы — тем лучше.
Заставляйте его в себя поверить. Но помните, что уровень успеха для
каждого
свой
и
искать
подход
к
юным
музыкантам
необходимо
индивидуально.
Активно и творчески учащиеся ведут себя на уроках в ансамбле.
Общие задачи, взаимоответственность стимулирует учеников. Рекомендуется
использовать исполнение одного и того же произведения разными детьми
(активизировать ребенка, развивая способность к конкуренции).
В качестве одной из форм развития слуховых впечатлений учащимися
и вдохновения для собственного творчества рекомендуем посещение
всевозможных школьных, городских концертов и высокопрофессиональных
артистов. Стремясь к подражанию, ребенок скорее впитывает в себя все
лучшее, начинает интересоваться путями достижения того или иного
замысла, расширяет свои горизонты и кругозор в целом.
Преподавателю
необходимо
поддерживать
любое
стремление
к
творчеству и придумывать новые способы и формы работы в классе. Полезно
читать с листа, повторять ранее выученный репертуар, тренировать свою
музыкальную и мышечную память. Наиболее способным ученикам полезно
давать
начальные
навыки
импровизации.
Занятия
импровизацией
положительно влияют на исполнительские качества учащихся и развитие
творческих способностей: прибавляется артистизм, умение грамотного
анализа нотного текста, владение музыкальным инструментом становится
более уверенным, приходит иное понимание и исполнение музыкальной
ткани, способность постичь композиторский замысел, появляется желание
пробовать и находить, придумывать и воплощать. Как следствие – домашние
занятия становятся более ответственными, продуманными. Приобретается
навык рационального использования средств музыкальной выразительности.
Появляется желание выступать, делить своим творчеством, получать
20
взаимную реакцию слушателей. А затем и участие в конкурсах, новой
ступени в проверке себя, кропотливой работы в классе и дома - сотворчества
педагога и ученика. Важно в учениках с самого начала обучения воспитывать
способность к самоанализу, самооценке и адекватной реакции на неудачи.
Воспитание юного музыканта сложная, но интересная задача. В
современных условиях обучения важно предоставить ученику возможность
полностью раскрыть свои возможности и развить творческие способности,
воспитать у детей качества, необходимые для того, чтобы в разных видах
деятельности они могли успешно действовать, не бояться самостоятельности
суждений, самовыражения, свободы мысли, полета фантазии.
Положительным моментом на практике является адекватная похвала
педагога, стимулирующая ученика добиваться учебных задач, действовать,
не лениться.
Итак, основу творческих способностей составляет высокий уровень
восприятия, воображения, проявления независимости, настойчивости в
суждениях, умения находить новые оригинальные решения. Можно назвать
это своеобразным ключом успеха, целью, к которой совместными усилиями
стремиться педагог и ученик. Надо отметить, что навыки нестандартного
мышления, стремление к саморазвитию очень ценятся в современном мире,
так как открывают перед людьми широкие возможности самореализации и
уверенности в своих силах. Психологи и педагоги в своих исследованиях
заметили, что дети с богатой фантазией успешно решают нестандартные
сложные задачи, имеют авторитет у сверстников, легче переживают
неприятности, хорошо адаптируются в обществе. Интересно, но творческие
способности влияют на наше восприятие и мироощущение.
Современная
реальность
такова,
что
многие
профессии
роботизируются
(заменяются
машинами),
и
только
специалисты
с
нестандартным мышлением, креативные, инициативные, с творческим
подходом будут цениться всегда. А этому учит музыка!
21
Хочется подчеркнуть личностный характер педагогики и обратить
внимание
всех
преподавателей
музыкальных
дисциплин
(особенно
начинающих) на слово «творчество». Это подтверждают слова Баренбойма о
том, что «истинная педагогика всегда всюду, на всех этапах – творчество,
личное творчество». Ведь у педагога, творчески относящегося к своей
профессии, учиться детям будет всегда интересно.
2.3. Роль коллективного музицирования учащихся
Вопрос формирования собственной мотивации учащихся актуален в
связи с насмешками в классе, неадекватной реакцией учителей (бывает и
такое) на обучение в музыкальной школе, особенно это касается мальчишек.
Здесь должно заручиться мощной поддержкой преподавателя и уверенной
позицией семьи. Мы считаем, что эффективными методами мотивации
становятся коллективные формы работы, где учащиеся вдохновляются, глядя
друг
на
друга.
Хорошо
сочетать
коллективное
и
индивидуальное
музицирование.
Организовывать
классные
концерты
классные,
прослушивания, учиться анализировать исполнение другого музыканта,
отмечая положительные моменты и то, над чем необходимо работать.
Совместно посещать концерты профессионалов. Педагогу важно сплотить
учащихся, настроить на объективность и доброжелательность.
Немаловажное значение имеет и формирование кабинета, где проходят
не только индивидуальные уроки, но и встречи всего класса. Он должен быть
оснащен современной техникой, хорошей базой музыкальных инструментов,
наличием пюпитров, методической литературой и современными нотными
изданиями. Преподавателю желательно уметь использовать возможности
интернета,
свободного
пользования
компьютером,
телефоном,
аудиотехникой (проигрыватель). В классе приветствуется наличие портретов
композиторов, фотографии исполнителей, плакаты с обозначением темпов,
музыкального характера т.д. Цель этого - создание комфортной, творческой
22
обстановки, желание заниматься музыкой, проявление интереса к баяну и
аккордеону.
С первых шагов обучения необходимо практиковать игру в ансамбле.
Педагогический опыт показывает, что участие в ансамбле педагог - ученик, а
тем более ученик – ученик повышают интерес к занятиям, пробуждает
сознательность ребенка. Активно и творчески учащиеся ведут себя на уроках
в ансамбле.
Помимо малых форм коллективного музицирования: дуэты, трио и
оркестра русских народных инструментов в нашей школе существует
оркестр баянистов и аккордеонистов. Основной состав – однородные
инструменты, но у нас был опыт игры с использованием шумовых
инструментов, домры. Детям очень нравится участие в таком виде
музицирования. Они помогают и тянутся друг за другом, сплачиваются,
преследуя общую цель. На уроках царит рабочая обстановка, появляется
неподдельный
интерес
в
освоении
партий,
повышается
уровень
ответственности перед коллективом. Это способствует укреплению стимула
и успешности обучения в ДШИ.
2.4. Концертная и конкурсная деятельность учащегося - мощный стимул
к саморазвитию
Для развития интереса у учащихся и родителей процесса обучения,
повышения мотивации и стимула к занятиям, преподавателям необходимо
использовать различные способы и формы работы. Одним из таких
направлений служит участие в концертах и конкурсах. Даже сама подготовка
к ним вызывает интерес учащихся, хотя выдержать это сможет не каждый
ученик. Участие в концертах и конкурсах – это ответственное решение
преподавателя
и
ученика,
результат
совместных
творческих
усилий.
Подготовка требует много физических и моральных затрат учащегося,
упорства и настойчивости, творческого подхода и эмоционально – волевой
наполненности,
а
также
собранности
и
концентрации,
большой
23
психологической
подготовки
и
технического
мастерства
в
момент
выступления. Поэтому в нашей школе исполнительская деятельность
практикуется с начального этапа обучения, имея большое значение для юных
музыкантов. Преподаватель вырабатывает силу воли учеников, умение
справляться со своим волнением, донести до слушателя художественную и
техническую ценность композиторского замысла, развивает эмоциональные
и артистические качества учащихся, прививает любовь к инструменту и
публичным выступлениям (что очень актуально в современном мире –
умение
держаться
на
публике),
а
самое
главное
–
мотивирует
на
ответственную и качественную подготовку к выступлениям. Маленькие дети
в полной мере не осознают всей серьезности момента, с легкостью
откликаются на участие в любых мероприятиях. Целесообразно использовать
любые
концертные
площадки:
сцену
ДШИ,
городские
мероприятия,
общеобразовательные школы, детские сады. Активно ребята проявляют себя
на родительских собраниях, где у родителей есть возможность не только
порадоваться за своего ребенка, но и сделать выводы, сравнить его с другими
учениками класса. Каждое выступление стимулирует, приносит пользу,
открывает положительные моменты и пробелы обучения. А главное,
публичные выступления выявляют наиболее способных учащихся.
Следующая ступень профессионального роста ученика – это участие в
конкурсах. Конкурсная деятельность один из факторов творческого развития
учащихся Детской школы искусств. В чем же различие конкурсов от
концертов? Конкурс – это соревнование. Ребенку необходимо так исполнить
произведение, чтобы именно его выступление запомнилось, произвело
впечатление на слушателя, на членов жюри. Здесь не обойтись без
проявления
творческой
инициативы,
исполнительского
мастерства,
уверенной
и
эмоционально
–
выразительной
игры.
Поэтому
роль
музыкальных конкурсов для профессионального роста для учащихся велика.
Это
дополнительная
возможность
формирования
и
укрепления
мотивационной стороны обучения. Тщательная подготовка музыкального
24
материала произведений, большая аналитическая и эмоционально – волевая
работа в сотворчестве с преподавателем, борьба с ленью стимулируют на
преодоление трудностей, вдохновляют на результат, а в целом, наблюдают
прогресс у всех учащихся. В нашей школе стало доброй традицией
проведение Областного конкурса среди учащихся исполнителей на народных
инструментах имени С. Гусева. Такие встречи приносят радость от общения,
обмен опытом, возможность самореализации и соперничества в атмосфере
творчества, являются важным музыкальным событием для жизни школы и
города.
Важной
составляющей
конкурсного
успеха
составляет
выбор
программы,
максимально
раскрывающей
все
возможности
ученика.
Подготовка и участие в конкурсах является значимым этапом личностного и
музыкального
развития
учащихся,
вызывает
интерес
к
публичным
выступлениям.
Надо заметить, что отношение родителей и участие в подготовке детей
к конкурсу очень важна. Это моральная поддержка, контроль и помощь в
организации
домашних
занятий,
психологический
настрой,
а
также
финансовые затраты.
Дистанционный формат обучения в силу известных обстоятельств, дал
возможность
учащимся
проявлять
себя
в
одноименных
конкурсах.
Дистанционные
конкурсы
приобретают
все
большую
популярность,
открывают много возможностей для исполнителей. Каждое дистанционное
мероприятие – это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху,
развитию. Подготовка видеозаписи своего выступления в стенах родной
школы дает возможность в участии конкурсах любого уровня, любого
географического значения, хотя и лишает прямого контакта со зрителем
(искусство музыки ценно сиюминутностью звучания, напряжения, чувств и
испытываемых
эмоций),
но
открывает
широкие
возможности
перед
артистами. Надо только не бояться, действовать, принимать активное участие
в жизни школы и за ее пределами!
25
2.5. Взаимосвязь семьи и мотивации обучения
Музыка – сложный, но увлекательный вид искусства, возможность
саморазвития:
культурного
воспитания,
духовно
–
нравственного
и
интеллектуального развития, активизация мышления, всех видов памяти и
творческого самовыражения, воспитание силы воли и расширение кругозора,
обучение
тайм – менеджменту (организации собственного времени) и
ответственности. К сожалению, многие родители недооценивают роль
музыкального воспитания и развития детей и его огромную социальную
значимость для общества. Музыка, в первую очередь – это культурное
воспитание и интеллектуальное развитие человека.
Нередко педагогу
приходится внушать значимость музыкального исполнительства не только
учащимся, но и родителям.
Роль семьи в мотивации детей к музыкальному воспитанию, к
успешному обучению играет немаловажное значение. Педагогу следует с
первых шагов обучения заручаться их поддержкой, выстраивая с ними
доверительные отношения, быть «на связи». А некоторым мамам и папам
приходится объяснять великую силу музыки на культурное, нравственное и
интеллектуальное воспитание и развитие, чтобы они понимали, что
научиться играть на музыкальном инструменте непросто. Чтобы они
помогали организовать рабочее место ребенка для домашних занятий,
создавали комфортные условия, приобретали сразу инструмент. Участвуя
или интересуясь процессом становления музыканта, родители одобряют и
поддерживают
обучение
своих
детей,
побуждают
юного
музыканта
заниматься усерднее.
«Воспитание малышей начинается с воспитания и самовоспитания
взрослых», - говорит А.Д. Артоболевская. Успех начального этапа обучения
невозможен без участия родителей. Но это требует определенных усилий.
26
В семье должна создаваться атмосфера трепетности, интереса к
музыкальным
занятиям
ребенка.
Преподаватель
может
использовать
следующие доводы для родителей в пользу музыкального обучения в ДШИ:
Музыка – сфера духовного. Именно искусство музыки развивает
ребенка эмоционально (искусство чувств и переживаний);
Развивается координация движений;
Накапливаются тактильные ощущения (напряжение мышц при
игре мехом, прикосновение к клавиатуре);
Воспитывается собранность и внимание;
Развитие когнитивных способностей;
Индивидуальное
обучение
преподавателя
с
учащимися
-
неоспоримый факт музыкального образования;
Преимущества баяна (аккордеона) от других инструментов: его
музыкально
–
выразительные
возможности,
уникальная
конструкция с мехом, малогабаритность, продолжение русских
народных традиций;
На инструменте можно исполнять музыку различных стилей и
жанров;
Музыка дисциплинирует характер ребенка.
Родителям необходимо внушать, что музыкальные занятия развивают
трудолюбие и удовлетворение от собственного творчества. Но детям всегда
нужна поддержка взрослых, чтобы с пониманием двигаться к цели.
2.6. Виды и способы применения современных
технологий в классе баяна
Современная система образования, в том числе и музыкального,
последнее время претерпевает изменения: внедряются новые приемы, виды,
формы работы, все чаще используют инновационные методы обучения,
педагоги пробуют различные способы мотивации детей и методики
27
преподавания для улучшения качества обучения, усвоения информации и
исполнительского мастерства учащихся.
Последние
годы
в
российской
системе
образования
уделяется
пристальное внимание области нейролингвистического программирования и
нейролингвистики.
Нейролингвистика – современная дисциплина, которая возникла
благодаря развитию компьютерных технологий и сближению научных
интересов неврологии и лингвистики. Ее относят к области когнитивных
наук. Фокус новой дисциплины был смещен с изучения языка как
инструмента коммуникации на неврологические реакции головного мозга во
время коммуникации.
В музыкальном искусстве положительное воздействие на работу мозга
оказывает музыка под чутким руководством преподавателя. Он должен
ориентироваться в области современных педагогических технологий, в
области методики обучения дошкольников и младших школьников в
соответствии с особенностями детской психологии. Деликатное отношение к
индивидуальным
особенностям
учащихся
максимально
поможет
в
дальнейшем музыкальном и техническом развитии последнего, установит
доверительные
коммуникативные
отношения
между
учеником
и
преподавателем.
В нейролингвистическом программировании в зависимости от модели
восприятия выделяются следующие типы учащихся:
1. Учащийся – аудиал. Мыслит слуховыми образами и звуками,
интонациями.
Информацию воспринимает с помощью звуков, при этом важное
значение имеет громкость голоса, его высота, паузы в речи.
2. Учащийся – визуал. Для него важны зрительные образы, размеры,
картины, цвета. Учащемуся - визуалу необходимо представлять информацию
с использованием слов, которые описывают форму, цвет, размер.
28
3. Учащийся – кинестетик. Он обучается посредством мышечной
памяти. Информацию необходимо представлять с помощью жестов, с
определенной скоростью, через прикосновения, кожное и мышечное чувство,
переживания.
Рекомендуем упор в обучении сделать на активизацию мыслительной
деятельности учащегося в соответствие с его типом восприятия информации
и на формирование самостоятельности в процессе обучения. Первым
результатом этого этапа являются свобода игрового аппарата, навык
слухового контроля и грамотного прочтения нотного текста.
Данный подход в обучении будет воздействовать на всех без
исключения учащихся и позволит им осваивать информацию в соответствии
со своим типом восприятия. Системный подход в передаче информации
дополнительно усиливает восприятие у учащихся, подкрепляет запоминание,
развивает внимание.
Нам очень импонирует мнение в пользу музыкального образования
Татьяны Владимировны Черниговской о том, что занятия музыкой показаны
всем детям, начиная с дошкольного возраста: «Детей нужно учить музыке не
ради приличия, а для всеобщего развития. К тому же, занятия музыкой
развивают зоны мозга, ответственные за речь».
К
новым
технологиям,
можно
смело
отнести
использование
актуального репертуара для баяна и аккордеона. Тем более сейчас
выпускается много изданий и даже школ игры для наших любимых
инструментов.
Например,
методические
и
репертуарные
сборники
А.Доренского,
Р.Бажилина,
В.Власова,
Г.Крыловой,
Б.
Самойленко,
В.Семенова и других. Посредством раскрытия творческого потенциала
учащихся достигается повышение общей мотивации. Воспитание творчески
активной
личности,
которая
сможет
реализовать
себя
в
быстро
развивающемся информационном мире.
Современные учащиеся с интересом откликаются на разнообразные
педагогические
подходы,
приемы,
с
воодушевлением
реагируют
на
29
программную и джазовую музыку, стараясь эмоционально и технически
постичь ее.
Свежо и любопытно для детей воспринимаются Интернет-технологии,
которые активно внедряются во все сферы образования, в том числе и
музыкального, оказывая влияние и пользу для творческой деятельности
учащихся и преподавателей. В своей работе с учащимися в классе баяна и
аккордеона мы активно используем электронные и цифровые ресурсы (аудио,
видеоматериалы, текстовые и др. документы, Интернет). Такие виды работы
актуальны для современного поколения и стимулируют понимание важности
собственной образованности и развивают интерес учащихся к музыкальному
обучению. Дети сейчас достаточно свободно владеют компьютером, поэтому
в младших классах можно давать задание самостоятельно или с помощью
родителей найти и прослушать изучаемое произведение в интерпретации
ровесников или музыкантов – профессионалов с последующей беседой-
сравнением. Учащиеся, таким образом, учатся сценической культуре,
развивая аналитическое мышление и метод сравнения. Начинаем вводить в
образовательный процесс исполнение под фонограмму, что значительно
повышает интерес учащихся к обучению. Аудио творчество – вид
современной технологии, применяемой в искусстве. Музыкальные школы и
школы искусств не могут быть вне современных реалий.
Являясь видом ансамблевого музицирования, игра под фонограмму
воспитывает у исполнителя ценные профессиональные качества: ощущение
ритма, темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской
выразительности, слуха.
Мощный фактор повышения учебной мотивации - использование ИКТ
технологий.
Заключение
30
Методическая разработка «Методы
педагогической мотивации к
обучению
в
ДШИ
учащихся
класса
баян/аккордеон»
раскрыла
суть
мотивации и ее значимость в музыкальном обучении.
Предположение, что умелое формирование мотивации - эффективный
метод устойчивого интереса учащихся к музыке в целом и музыкальному
исполнительству в частности, нашло свое подтверждение. Формирование
положительной мотивации возможно в условиях живой и увлекательной
организации
учебного
процесса,
пробуждения
активности
и
самостоятельности учащихся для проявления их творческих способностей,
рекомендуется использование современных образовательных технологий.
Правильное
руководство
преподавателем
процесса
обучения
и
взаимосвязь его с индивидуальными особенностями личности ребенка –
способ эффективного музыкального развития учащихся. В индивидуальном
планировании музыкального развития требуется знание детской психологии,
особенностей ребенка и типологические особенности темперамента. Роль
педагога в формировании музыкальных ценностей, мышлении, в развитии и
мастерстве ученика невозможно переоценить. Необходимо только найти
правильный индивидуальный подход и отклик со стороны последнего,
заразить его духом творчества и проявлением инициативы.
Высокий уровень мотивации к обучению оказывает несомненное
влияние
на
развитие
личностных
качеств
учащихся.
Использование
современных образовательных технологий в классе баян (аккордеон) создает
ситуацию успеха для учащихся и стимулирует к дальнейшему их развитию.
Особое внимание уделяем игровым технологиям на начальном этапе
обучения,
коллективному
(ансамблевому)
музицированию,
участию
в
конкурсах и концертах, поддерживаем участие семьи в музыкальном
воспитании учащихся.
В музыкальном обучении очень важная составляющая эмоционального
компонента мотивации обучения. Она заключается в том, чтобы педагог в
классе создал атмосферу эмоционального комфорта, в процессе обучения
31
выстроил доверительные взаимоотношения с учащимися (также с его
родителями) создавая, тем самым, ситуацию сотворчества и успеха.
Положительные
эмоции,
полученные
на
уроках,
побуждают
ребенка
возвращаться и радовать себя и педагога!
Литература
1.
Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999.
2.
Акимов Ю.Т., Гвоздев П.А. Прогрессивная школа игры на баяне. – М.,
1970. Ч. 1.
3.
Алексеев А. Воспитание музыканта-исполнителя. // Советская музыка,
№ 2. 1980, 11-13 стр.
4.
Альтерман С. «40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет» -
Тетрадь 1-я и 2-я. – СПб: Композитор, 2003.
5.
Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей. – М.
2004.
32
6.
Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие.,
1989г.
7.
Бажилин Н. Р. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). – М.:
Катанский, 2004.
8.
Булычева Л.С. Индивидуальный подход к учащимся как условие
предупреждения их неуспеваемости. М.: Просвещение. 2004г.
9.
Бушуева
Л.С.
Активизация
творческого
мышления
младших
школьников // Начальная школа: плюс ДО и После – 2006 г. № 4.
10.Говорушко П.И. Основы игры на баяне: Методическое пособие. – Л.:
МУЗГИЗ, 1961.
11.Денисов В. «К проблеме воспитания чувства музыкального ритма».
(Методические
разработки
«Вопросы
воспитания
баяниста»)
г.
Саранск, 1994г.
12.Золотарева А. В. Дополнительное образование детей. - Ярославль:
Академия развития, 2004г, 304 стр.
13.Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. Таланты – XXI век,2004.
14.Теория и методика обучения игре на фортепиано. Под общей
редакцией А.Г. Каузовой, А. И. Николаевой. -М., 2001.
15.ребёнок левша. СПб: Лань, 1995.– 128 с
16.Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие для
студентов средних и высших заведений. М., 1993.
17.Пуриц И. «Методические статьи по обучению игре на баяне» М., Изд.
Дом «Композитор» 2001г.
18.Семенов В. Современная школа игры на баяне: методическое пособие.
– Л., 1982.
19.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»., 1974г.
20.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., Л., 1947.
21.Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2002.
22.Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетических реакций.
– М.: Лабиринт, 1997.
33
23. Крылова Г. И. Азбука маленького баяниста. –ч. 1, 2. – М: Владос, 2010.
24. Липс Ф. Искусство игры на баяне. М.: Музыка, 1998.
25.Методология педагогики музыкального образования / Под редакцией
Э. Б. Абдуллина – М.: Академия, 2006.
26. Сеймор, Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. -
Челябинск,1997.
27.Онегин А. Школа игры на баяне. – М.: Музыка, 1964.
28.Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение,
1991.
29.Общая психология/Под ред. В.В. Богословского. М., 1973.
30.Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне. – М.: Кифара, 1996.
31.Сафарова И. Э. Игры для организации пианистических движений. –
Екатеринбург, 1994.
32.Селиванов
И.Ю.
Особенности
применения
технологий
нейролингвистического
программирования
в
современной
педагогике // Молодой ученый. — 2015. — №13. Семенов В. А.
Современная школа игры на баяне. – М.: Музыка, 2003.
33.Серотюк П. Хочу быть баянистом. Учебное пособие для начинающих.
– М.: Музыка, 1994.
34.Ушенин В. В. Школа художественного мастерства баяниста. – Ростов:
Феникс, 2009.
35.Цыпин
Г.М.
Психология
музыкальной
деятельности.
Теория
и
практика / под ред. Г. М. Цыпина. М.: Издательский Центр «Академия»
2003.
36.
Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез. - С.Пб., 1996, 53
стр.
34