Автор: Менлибаева Мейрамгуль Жексенбаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКДОУ д/с 26 "Красная шапочка"
Населённый пункт: Казахстан город Байконур
Наименование материала: Конспект по познавательному развитию
Тема: «Семья»
Раздел: дошкольное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад №26 «Красная шапочка»
Конспект
По познавательному развитию
на тему: «Семья» в подготовительной группе
Провела воспитатель:
Менлибаева М.Ж.
Байконкр 2024
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким.
Задачи:
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и
взрослыми в семье;
-развивать творчество, воображение, умение видеть красоту созданного
образа; развивать чувство гордости за свою семью;
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. -
-воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание
высказывать свои чувства близким людям, желание заботиться о близких.
Материал: ноутбук, альбомы с фотографиями членов семьи, семейное фото,
кружочки красного и синего цветов, мяч, запись спокойной музыки,
«Мамонтенок» В.Шаинского, песня-танец «Чуча-чача» ,готовые шаблоны,
сердце, смайлики, ребус, цветик-семицветик.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное
развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое
развитие, физическое развитие.
Словарное слово: гуталин (мазь для кожаной обуви)
Предварительная работа. Чтение художественной литературы. Создание
выставки «Моя семья». Беседы: «Профессии моих родителей», «Как мы
отдыхаем» и др. Рисование на тему «Моя семья». Дидактическая игра
«Опиши маму, папу, сестру, брата, бабушку, дедушку».
Методические методы и приемы: беседы, вопросы, использование
фотографий (генеалогическое дерево), игры
Целевая аудитория: дети в возрасте 6-7 лет
Вид занятия: тематическое
Тип занятия: интегрированное
Методы: словесные, наглядные, игровые.
Ход НОД:
Дети заходят в группу под музыку «Мамонтенок» В.Шаинского.
Организационный момент. Игра «Выполни задание»
Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.
Пусть похлопают в ладоши все, у кого карие глаза.
Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.
Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.
Пусть улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.
Пусть хлопнут в ладоши те, кто не обзывает других.
Дорогие дети! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне
очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее
настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за
руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту
чувств, радости от нашей встречи!
Воспитатель: - Сегодня необычный день, потому что в группе вырос
необычный цветок «Цветик-семицветик» и на каждом лепестке для вас
загадки, которые помогут нам догадаться, о чём мы сегодня будем беседовать.
1 лепесток.
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая... (мама) Мама какая? (любящая, нежная, ласковая, добрая,
красивая)
2 лепесток.
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа) Папа какой? (сильный, храбрый,
мужественный)
3 лепесток
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка) Бабушка какая? (седая, мудрая, доброжелательная)
4 лепесток
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед) Дедушка какой? (старый, добрый, мудрый)
5 лепесток
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка) Брат какой? (младший, старший, слабый,
сильный, подвижный)
6 лепесток
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка) Сестра какая? (весёлая, задорная, непоседливая,
маленькая, большая)
7 лепесток
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
Воспитатель: Дети, вы догадались о чём у нас сегодня пойдёт речь?
Посмотрите пожалуйста и отгадайте ребус.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
Воспитатель: Дети, а что такое семья? (ответы детей)
Воспитатель: Семья — это родственники, которые живут вместе, любят друг
друга и заботятся друг о друге. Дедушка, бабушка, папа, мама, брат, сестра и
я-сложили? Какое число получилось? (7) Число 7 можно получить из чисел 3
и 4. У всех народов мира число 3 обозначает мужское начало: смелость, силу,
мужество, отцовство. Число 4 обозначает женское начало: нежность, доброту,
материнство. Вот что обозначает слово семья.
А теперь Юлия, Дарья, Шахиризада, Тимур прочтут нам стихотворения о
семье.
«Семья – большое счастье»
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой -
У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.
У каждого на свете
Должны быть братья, сёстры…
Чтоб жизнь была весёлой
И от улыбок пёстрой.
У каждого на свете:
Детишек, птиц, зверья,
Должны быть те, кто дорог -
Родимая семья!
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой,
Семья большое счастье -
Подарок самый-самый.
Воспитатель: Дети, какие пословицы вы знаете о семье?
Пословицы:
Коли вся семья вместе ,так и душа на месте.
Семья в куче – не страшна и туча.
Семья без детей – что цветок без запаха.
Полна хата детей, так и счастливо в ней.
В семье разлад, так и дому не рад.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.
При солнышке-тепло, при матери добро.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Воспитатель: А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу?
Давайте проверим.
Игра: «Назови родственников» (игра с мячом.)
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье, кто?
Девочка для мальчика в семье, кто? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных
отношениях.
Дидактическая игра: «Старше младше»:
Папа старше сына, а сын младше папы.
Внук младше дедушки, а дедушка старше внука.
Дедушка старше сына, а сын младше дедушки.
Мама старше дочки, а дочь младше мамы.
Дочь младше папы, а папа старше дочери.
Бабушка старше мамы, а мама младше бабушки.
Танец «Чуча -чача»
Беседа по фотографиям.
Воспитатель берет в руки альбом с фотографиями и читает стихотворение:
Есть в доме любом семейный альбом,
Как в зеркале мы отражаемся в нём.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
Семейные снимки хранятся в альбоме.
Воспитатель: у каждого из вас есть семейный альбом. И обычно на первой
страничке помещают фотографии самых главных членов семьи. Как вы
думаете кого? (Бабушки и дедушки.) Затем фотографии мам, пап, детей.
- В каждой семье есть фотографии, на которых запечатлены моменты вашей
жизни. У кого-то они хранятся вот в таких альбомах, у кого-то в компьютере.
Богдан рассказывает про свою дружную семью.
Гимнастика для глаз:
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазкам помогать.
Нарисуем круг большой
И осмотрим все вокруг.
Найдите глазками потолок, пол, левую стену, правую стену.
Закрыли глаза, открыли.
Рассказывание сказки: «Волшебная семья» И.Гамазкова.
В одной волшебной семье жил-был мальчик Петя Волшебников.
Однажды мама ему сказала:
- Возьми-ка влажную тряпочку и протри свои сапоги-скороходы, а потом
начисть их гуталином, чтоб как новенькие блестели!
А Петя:
- Не хочу!
- Петя, - удивилась мама, - ты почему меня не слушаешься?
- А я тебя, мамочка, теперь совсем никогда не буду слушаться!
- Ну, тогда, - сказала мама, - я тоже не буду слушаться папу! Вот придёт он с
работы и спросит: "Что у нас на ужин? Расстели-ка скатерть-самобранку!" А
я ему: "Никаких самобранок! Я её в стирку отдала! Дома есть нечего! И
вообще, я теперь тебя не слушаюсь!"
- А я тогда, - сказал папа, - не буду слушаться дедушку! Вот он спросит: "Ты
ковёр-самолёт пропылесосил? Ты на кухне волшебную лампу ввинтил?" А я
ему: "Не хочу и не буду! Я тебя, дедушка, больше не слушаюсь!"
— Вот оно что, - сказал дедушка. - Отлично! Тогда я не буду слушаться
бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не полью! Жар-птицу не накормлю!
Золотой рыбке в аквариуме воду не сменю!
- Ах так! - сказала бабушка. - Ну, значит, я больше Петю не слушаюсь! Вот
пусть он только попросит связать ему шапку-невидимку! Никаких шапок! И
теперь у нас всегда сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не
полита, а шапка вообще не связана! И ничего! И ладно! И пускай!
И тогда Петя закричал:
- Мама! Давай я опять буду тебя слушаться! Всегда-всегда!
И Петя стал слушаться маму. А мама - папу. А папа - дедушку. А дедушка -
бабушку. А бабушка - Петю.
А когда все друг друга слушаются, это и есть настоящая волшебная семья!
Как вы думаете, что разрушает семью?
ссоры, обиды, непонимание, невнимание, непослушание, лень, ложь,
неправильные поступки
Игра: «Радость или огорчение?»
В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или
огорчать близких вам людей.
У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них
обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный?)
берите в тарелочках кружочки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с
помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших
близких.
• Вы съели на завтрак всю кашу
• Вы подрались с братом
• Разбросали по комнате все игрушки
• Помогли маме вымыть посуду
• Нагрубили бабушке
• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок
• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
• Порвали новую книжку
• Хорошо вели себя в детском саду
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И
надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять
Всех могу пересчитать
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я,
Вот и вся наша семья.
Самостоятельная деятельность «Моя семья».
Предлагаю каждому из вас нарисовать свою семью, а вечером подарить
рисунок своим близким
Игра: «Какая ваша семья»:
родная, дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная,
культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая.
Заключение:
Дети, что нового вы сегодня узнали? Трудные были задания? Что вам
понравилось больше всего?
Я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут,
заботятся, приходят на помощь. Вы должны тоже ценить близких, стараться
никогда не огорчать, а помогать им.
Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение,
любовь друг к другу. У вас дети, есть еще одна семья, где вас тоже любят и
уважают. Как вы думаете какая это семья? (детский сад)
И в этой семье есть огромное теплое сердце, и, если вам понравилось
сегодняшнее занятие, берите смайлики и приклейте вокруг большого сердца.