Автор: Горожанцева Татьяна Юрьевна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа № 2" г.Балахна
Населённый пункт: Нижегородская область
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Работа концертмейстера в скрипичном классе детской музыкальной школы
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополни-
тельного образования
«Детская музыкальная школа 2» г. Балахна
Тема: Работа концертмейстера в скрипичном классе
детской музыкальной школы.
Работа концертмейстера
Горожанцевой Т. Ю.
2024г.
Содержание
1
Введение
3 стр.
I. Особенности работы концертмейстера
1.Концертмейстер - педагог ученик.
2 Концертмейстер – ученик.
3.Концертмейстер – педагог
4.Самостоятельная работа концертмейстера.
3 – 5 стр.
II. Этапы работы концертмейстера над произведением.
1. Чтение с листа. Эскизное проигрывание.
2. Прослушивание аудиозаписи (самостоятельно и сов-
местно с солистом или участниками ансамбля и педагогом).
3. Репетиция с солистом или ансамблем.
4. Подготовка к концертному выступлению.
5 – 6 стр.
III. О профессиональной интуиции.
6 – 7 стр.
IV. Здоровьесберегающие технологии для концертмейстера.
7 стр.
Заключение.
7 стр.
Список литературы.
8 стр.
Введение
2
Учащиеся старших классов фортепианного отделения детской музы-
кальной школы проходят предмет аккомпанемента. Студенты-пианисты му-
зыкального училища продолжают проходить этот предмет и по окончании
училища получают квалификацию «концертмейстер». Можно с уверенно-
стью сказать, что концертмейстер- самая распространённая профессия среди
пианистов. Участие концертмейстера является неотъемлемой частью учебно-
го процесса струнников, народников, вокалистов, хора, хореографов в ДМШ
и ДШИ. Широко распространен стереотип, что концертмейстер- человек на
вторых ролях. На самом деле, по поводу второстепенности данной профессии
можно спорить. Далеко не всегда концертмейстер играет «под солиста». В
большинстве случаев участие в музыкальном ансамбле равноправно, а ино-
гда концертмейстер берет на себя функцию дирижера.
Зачастую роль концертмейстера сводится не только к игре по нотам, но
и разучиванию партий, созданию образа, интерпретации, контролю за каче-
ством исполнения и т.п. Помимо этого, концертмейстер должен быть хоро-
шим педагогов, психологом, организатором.
Наличие у концертмейстера музыкальной одарённости, владение навы-
ками игры в ансамбле — это априори. Но ещё обязательными требованиями
к профессиональному концертмейстеру в скрипичном классе являются арти-
стизм, фантазия, развитые образные представления, эрудированность в во-
просах музыкальных стилей, формы, скорость реакции, гибкость, дирижер-
ское начало, знание основ скрипичного искусства, понимание специфики
струнных инструментов. Концертмейстер должен обладать ясным мышлени-
ем, крепкими нервами и хорошей интуицией. Умение транспонировать по-
лезно, но не жизненно необходимо, как в вокальном или духовом классах.
Импровизация и подбор по слуху помогут разнообразить уроки первоклашек.
Даже игра гамм может превратиться для скрипачей в удовольствие.
l. Особенности работы концертмейстера в классе скрипки.
Я бы выделила четыре основных компонента в работе:
1.
Концертмейстер -педагог – ученик.
2.
Концертмейстер-ученик.
3.
Концертмейстер – педагог.
4.
Самостоятельная работа концертмейстера.
I (1). Педагог выполняет активную функцию, ведёт урок. Концертмейстер
вникает в творческий замысел коллеги, параллельно выгрываясь в текст, от-
мечая важнейшие опорные точки композиции. Одной из ценнейших состав-
ляющих начального этапа освоения произведения является помощь ребёнку
3
разучить его партию. Поэтому пианисту придётся совмещать подыгрывание
партии скрипки с собственной партией аккомпанемента.
Необходимо с первых занятий создавать атмосферу доверия с учащимися. На
репетициях к концерту задача концертмейстера вместе с педагогом наладить,
выстроить звуковой баланс в том помещении, где состоится выступление.
Педагог и концертмейстер должны грамотно ставить цель каждого сов-
местного урока в зависимости от возраста ребёнка, степени его одарённости
и накопленного опыта.
I (2) Бывают ситуации, когда концертмейстеру по ряду причин прихо-
дится оставаться с учащимися или ансамблем тет-а-тет. В этом случае работа
пианиста не должна сводиться к многократному повторению произведения.
Приходится брать на себя активную педагогическую роль. Вместе с учени-
ком проучиваем текст, отдельные трудные места, находим способы устране-
ния недостатков, встраиваемая агогику, динамику, выверяем темпы. Если это
новое произведение, вместе разбираемся с партией ритмически и интонаци-
онно. С детьми разного возраста и степенью подготовки – разные задачи. В
младших классах прослушиваем, хлопаем ритм, пропеваем голосом, играем
пиццикато, затем смычком. С детьми постарше можно поработать над стили-
стикой и созданием художественного образа.
Пианист не всегда может указать ученику на специфические скрипич-
ные ошибки, но он вполне в состоянии настроить инструмент перед заняти-
ем, подсказать направление смычка, исправить интонационные и ритмиче-
ские ошибки, подсказать мелизматику, объяснить ее особенности на примере
конкретного произведения, если необходимо, рассказать об эпохе создания
данного произведения, дать обзорное представление о композиторе.
Ансамбль — это единый организм. Проученная, слаженная игра ан-
самбля воспринимается слушателем как нечто нераздельное. Мы должны и
внешне стремиться к этой целостности. Очень хорошо, хотя и не обязатель-
но, если ансамбль вместе с концертмейстером будет одет в схожую по стилю
и цвету одежду. Очень важны выход на сцену и уход с неё, одновременный
поклон до и после выступления. Внешние атрибуты всегда производят хоро-
шее впечатление и добавляют бонусы к исполнению. Отработка совместного
начала: ауфтакт, кивок головы, активный вдох, жест, движение корпуса, ми-
мика, лёгкое поднятие грифа скрипки – здесь может работать что угодно,
лишь бы ученик понимал концертмейстера в буквальном смысле с полусло-
ва.
4
В работе с ансамблем можно проучить партии с каждой группой отдельно.
Роль концертмейстера в большом коллективе – объединяющая, дирижерская.
На пианисте лежит ответственность за темп, движение, образ и целостность
произведения.
I (3) Педагог и концертмейстер всегда найдут время для совместной ра-
боты. Это методическая работа, создание рабочих программ, планирование
открытых уроков, поиск нового репертуара, создание интересных ярких
переложений и, как следствие, ярких концертных номеров, совместное чте-
ние с листа найденных композиций, обсуждение и планирование предстоя-
щей концертной деятельности учащихся. Всегда приветствуется концертная
деятельность коллег, участие в профессиональных конкурсах. Это обоюдно
обогащает музыкантов, повышает их и исполнительский уровень, учит взаи-
модоверию и создаёт особую творческую атмосферу в процессе занятий с
детьми.
I (4) Концертмейстер должен постоянно совершенствовать свой испол-
нительский уровень. Плохой пианист никогда не сможет стать хорошим кон-
цертмейстером. Концертмейстер – это не солист, который может умело ис-
полнить сольную программу, на нем груз ответственности в лице начинаю-
щего музыканта, требующего повышенного внимания, помощи, мощной эмо-
циональной поддержки, ведения за собой. Поэтому самостоятельные занятия
пианиста, будь то проучивание концертного репертуара скрипачей, чтение с
листа или работа над собственной сольной программой, чрезвычайно важны.
Чтобы оставаться в форме, необходимо работать над техникой, прикоснове-
ние, искусством построения музыкальной фразы. Оставаясь один, пианист
выгрывается в текст, изучает партию солиста или партии ансамбля. Реперту-
ар в скрипичном классе достаточно объёмен и разнообразен, поэтому часто
концертмейстеру приходится играть какие-то произведения только на уроке,
много читать с листа. Все это будет делаться легко и с ходу при условии ре-
гулярных самостоятельных занятий.
II. Этапы работы концертмейстера над произведением.
1.Чтение с листа. Эскизное проигрывание.
2.Прослушивание аудиозаписи (самостоятельно и с солистом или
участниками ансамбля и педагогом).
3.Репетиция с солистом или ансамблем.
4.Подготовка к концертному выступлению.
II (1). При первом чтении с листа (чаще всего пьесу играет сам педагог)
необходимо выявить и постараться передать образно-эмоциональную сторо-
ну пьесы. Если есть вступление, уже оно задаёт характер. Не обязательно
5
сразу пытаться сыграть всю фактуру в деталях. Зато линию баса, ритмиче-
ский рисунок, гармоническую основу необходимо сохранить. Темп является
главной составляющей образа, поэтому его необходимо приблизить к ориги-
нальному или планируемому. Изменение темпа, тональности, размера, штри-
хи свои и солиста, также необходимо показать, читая с листа.
II (2). В наш компьютеризированный век, доступность интернет - ре-
сурсов даёт возможность подбирать материал для прослушивания и даже
просмотра. Хорошо слушать разные исполнения, как профессиональными ис-
полнителями, так и детьми, такими же учениками. Необходимо слушать
произведения с нотами и последующим обсуждением. А концертмейстер по-
путно отмечает для себя варианты трактовки.
II (3) Уроки и репетиции в правильно организованной последователь-
ности вскоре принесут свои плоды. Произведение будет выучено и исполне-
но на академической или школьном концерте или конкурсе. Задача концерт-
мейстера набраться терпения, проучивая партию вместе с учеником, выстра-
ивать фразы, динамический план. Разнообразие скрипичных штрихов требует
различного сопровождения, основанного на подражании. Скрипичные аккор-
ды делятся пополам при исполнении, соответствующие аккорды пианиста
должны совпадать с верхним звуками. Природа звука скрипки и фортепиано
совершенно противоположны. У рояля ударное начало звука с последующим
затуханием. У скрипки мягкая атака и естественное певучее продолжение с
возможностью крещендо на одном звуке. В разных регистрах скрипки требу-
ется разная по интенсивности и окраске поддержка. Пианисты все время
учатся у скрипачей их длинному звуку, красивому legatissimo.
II (4) Эмоциональное единство с учеником, быть с ним «на одной вол-
не», общие цели – все это объединяет концертмейстера и ученика на финиш-
ной прямой к выступлению. Можно записывать совместные исполнения на
видео и затем анализировать их. Большое количество совместных выступле-
ний рождает у учащихся уверенность в своих силах, доверие концертмейсте-
ру, уменьшает боязнь сцены. Перед концертмейстером стоит такая профес-
сиональная задача, чтобы во время выступления не было слышно сочетания
«мастер-дилетант». Наоборот, пианист своей игрой должен подчеркнуть до-
стоинства и завуалировать недостатки исполнения ученика, создавая общую
единую концепцию исполнения произведения.
III. О профессиональной интуиции.
Это очень сложное и неоднозначно понятие. Интуиция концерт-
мейстера – способность предвидеть дальнейший ход музыки, предугадать на-
мерения ученика-солиста, помогать «выкручиваться» из сложных ситуаций
на сцене. Опытный концертмейстер всегда безошибочно знает, с какого ме-
6
ста начнёт ученик после остановки. Разумеется, проще работать, тем более
выступать с тем учащимся, которого знаешь не первый год. С ним уже нала-
жен единый психо -эмоциональный союз. Концертмейстер обязан не бояться
за себя и должен быть спокоен за солиста или ансамбль. Из этого вытекает
необходимость быть уверенным в тексте, готовым к любому повороту собы-
тий, обладать огромной выдержкой. Личная уверенность пианиста ведёт к
большей уверенности ученика.
IV. Здоровьесберегающие технологии для концертмейстера.
В последнее время это словосочетание стало модным и часто употреб-
ляемым. Применимо оно и к концертмейстеру, который несколько часов си-
дит в одном положении, ухитряясь одновременно читать свой нотный текст и
следить (смотреть) за солистом. Нет особой нужды говорить о негативных
последствиях для здоровья. Тем не менее, можно обеспечить некий комфорт
на рабочем месте и, как следствие, показать более высокую трудоспособ-
ность и отдачу. Комфорт заключается в том, чтобы смотреть на солиста не
поворачивая головы. Некоторые концертмейстеры следят за учеником в отра-
жении в полировке пианино. Ещё лучше, если в классе стоит рояль, тогда
концертмейстер сможет смотреть вперёд, прямо на ученика. Немаловажную
роль играют хорошо распечатанные ноты, не требующие переворотов, или
требующие минимального его количества. Ноты не должны быть в бликую-
щих файлах. Также хорошо, если у пианиста регулирующийся по высоте
стул. Освещение яркое, но не слепящее. И, конечно же, перемены, дающие
возможность вставать, выходить из класса, проветривать помещение.
Заключение.
В базовых документах и программах говорится о том, что обучение
скрипичному исполнительству – это процесс реализации личностно-ориетни-
рованной модели системного подхода к формированию начальных основ.
Так, концертмейстер в классе скрипки и скрипичного ансамбля – это важная
составляющая данного процесса. Он играет большую роль в приобщении
учащихся ДМШ, ДШИ к академической музыке вплоть до профессионализа-
ции, творческому поиску, музицированию. Специфика работы концерт-
мейстера в ДМШ – это универсализм в полном смысле этого слова. Главное,
что может отметить любой солист – это удобство, комфорт, которые обеспе-
чивает настоящий партнёр – концертмейстер.
7
Список литературы.
1. Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скри-
пичном классики» Изд. М. «Музыка», 1965г
2. Берлянчик М. «Основы воспитания начинающего скрипача. Мышление.
Технология. Творчество» Изд. Планета музыки, 2020г.
3. Крючков Н. «Искусство аккомпанемента как предмет обучения» Изд. Пла-
нета музыки, 2021г.
4. Шендерович Е. «В Концертмейстерское классе. Размышления педагога»
Изд. М. «Музыка», 1996г.
5. Чулаки М. «Инструменты симфонического оркестра» Изд. С-П. «Компози-
тор», 1972г.
8