Напоминание

Работа концертмейстера в скрипичном классе детской музыкальной школы


Автор: Горожанцева Татьяна Юрьевна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа № 2" г.Балахна
Населённый пункт: Нижегородская область
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Работа концертмейстера в скрипичном классе детской музыкальной школы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополни-

тельного образования

«Детская музыкальная школа 2» г. Балахна

Тема: Работа концертмейстера в скрипичном классе

детской музыкальной школы.

Работа концертмейстера

Горожанцевой Т. Ю.

2024г.

Содержание

1

Введение

3 стр.

I. Особенности работы концертмейстера

1.Концертмейстер - педагог ученик.

2 Концертмейстер – ученик.

3.Концертмейстер – педагог

4.Самостоятельная работа концертмейстера.

3 – 5 стр.

II. Этапы работы концертмейстера над произведением.

1. Чтение с листа. Эскизное проигрывание.

2. Прослушивание аудиозаписи (самостоятельно и сов-

местно с солистом или участниками ансамбля и педагогом).

3. Репетиция с солистом или ансамблем.

4. Подготовка к концертному выступлению.

5 – 6 стр.

III. О профессиональной интуиции.

6 – 7 стр.

IV. Здоровьесберегающие технологии для концертмейстера.

7 стр.

Заключение.

7 стр.

Список литературы.

8 стр.

Введение

2

Учащиеся старших классов фортепианного отделения детской музы-

кальной школы проходят предмет аккомпанемента. Студенты-пианисты му-

зыкального училища продолжают проходить этот предмет и по окончании

училища получают квалификацию «концертмейстер». Можно с уверенно-

стью сказать, что концертмейстер- самая распространённая профессия среди

пианистов. Участие концертмейстера является неотъемлемой частью учебно-

го процесса струнников, народников, вокалистов, хора, хореографов в ДМШ

и ДШИ. Широко распространен стереотип, что концертмейстер- человек на

вторых ролях. На самом деле, по поводу второстепенности данной профессии

можно спорить. Далеко не всегда концертмейстер играет «под солиста». В

большинстве случаев участие в музыкальном ансамбле равноправно, а ино-

гда концертмейстер берет на себя функцию дирижера.

Зачастую роль концертмейстера сводится не только к игре по нотам, но

и разучиванию партий, созданию образа, интерпретации, контролю за каче-

ством исполнения и т.п. Помимо этого, концертмейстер должен быть хоро-

шим педагогов, психологом, организатором.

Наличие у концертмейстера музыкальной одарённости, владение навы-

ками игры в ансамбле — это априори. Но ещё обязательными требованиями

к профессиональному концертмейстеру в скрипичном классе являются арти-

стизм, фантазия, развитые образные представления, эрудированность в во-

просах музыкальных стилей, формы, скорость реакции, гибкость, дирижер-

ское начало, знание основ скрипичного искусства, понимание специфики

струнных инструментов. Концертмейстер должен обладать ясным мышлени-

ем, крепкими нервами и хорошей интуицией. Умение транспонировать по-

лезно, но не жизненно необходимо, как в вокальном или духовом классах.

Импровизация и подбор по слуху помогут разнообразить уроки первоклашек.

Даже игра гамм может превратиться для скрипачей в удовольствие.

l. Особенности работы концертмейстера в классе скрипки.

Я бы выделила четыре основных компонента в работе:

1.

Концертмейстер -педагог – ученик.

2.

Концертмейстер-ученик.

3.

Концертмейстер – педагог.

4.

Самостоятельная работа концертмейстера.

I (1). Педагог выполняет активную функцию, ведёт урок. Концертмейстер

вникает в творческий замысел коллеги, параллельно выгрываясь в текст, от-

мечая важнейшие опорные точки композиции. Одной из ценнейших состав-

ляющих начального этапа освоения произведения является помощь ребёнку

3

разучить его партию. Поэтому пианисту придётся совмещать подыгрывание

партии скрипки с собственной партией аккомпанемента.

Необходимо с первых занятий создавать атмосферу доверия с учащимися. На

репетициях к концерту задача концертмейстера вместе с педагогом наладить,

выстроить звуковой баланс в том помещении, где состоится выступление.

Педагог и концертмейстер должны грамотно ставить цель каждого сов-

местного урока в зависимости от возраста ребёнка, степени его одарённости

и накопленного опыта.

I (2) Бывают ситуации, когда концертмейстеру по ряду причин прихо-

дится оставаться с учащимися или ансамблем тет-а-тет. В этом случае работа

пианиста не должна сводиться к многократному повторению произведения.

Приходится брать на себя активную педагогическую роль. Вместе с учени-

ком проучиваем текст, отдельные трудные места, находим способы устране-

ния недостатков, встраиваемая агогику, динамику, выверяем темпы. Если это

новое произведение, вместе разбираемся с партией ритмически и интонаци-

онно. С детьми разного возраста и степенью подготовки – разные задачи. В

младших классах прослушиваем, хлопаем ритм, пропеваем голосом, играем

пиццикато, затем смычком. С детьми постарше можно поработать над стили-

стикой и созданием художественного образа.

Пианист не всегда может указать ученику на специфические скрипич-

ные ошибки, но он вполне в состоянии настроить инструмент перед заняти-

ем, подсказать направление смычка, исправить интонационные и ритмиче-

ские ошибки, подсказать мелизматику, объяснить ее особенности на примере

конкретного произведения, если необходимо, рассказать об эпохе создания

данного произведения, дать обзорное представление о композиторе.

Ансамбль — это единый организм. Проученная, слаженная игра ан-

самбля воспринимается слушателем как нечто нераздельное. Мы должны и

внешне стремиться к этой целостности. Очень хорошо, хотя и не обязатель-

но, если ансамбль вместе с концертмейстером будет одет в схожую по стилю

и цвету одежду. Очень важны выход на сцену и уход с неё, одновременный

поклон до и после выступления. Внешние атрибуты всегда производят хоро-

шее впечатление и добавляют бонусы к исполнению. Отработка совместного

начала: ауфтакт, кивок головы, активный вдох, жест, движение корпуса, ми-

мика, лёгкое поднятие грифа скрипки – здесь может работать что угодно,

лишь бы ученик понимал концертмейстера в буквальном смысле с полусло-

ва.

4

В работе с ансамблем можно проучить партии с каждой группой отдельно.

Роль концертмейстера в большом коллективе – объединяющая, дирижерская.

На пианисте лежит ответственность за темп, движение, образ и целостность

произведения.

I (3) Педагог и концертмейстер всегда найдут время для совместной ра-

боты. Это методическая работа, создание рабочих программ, планирование

открытых уроков, поиск нового репертуара, создание интересных ярких

переложений и, как следствие, ярких концертных номеров, совместное чте-

ние с листа найденных композиций, обсуждение и планирование предстоя-

щей концертной деятельности учащихся. Всегда приветствуется концертная

деятельность коллег, участие в профессиональных конкурсах. Это обоюдно

обогащает музыкантов, повышает их и исполнительский уровень, учит взаи-

модоверию и создаёт особую творческую атмосферу в процессе занятий с

детьми.

I (4) Концертмейстер должен постоянно совершенствовать свой испол-

нительский уровень. Плохой пианист никогда не сможет стать хорошим кон-

цертмейстером. Концертмейстер – это не солист, который может умело ис-

полнить сольную программу, на нем груз ответственности в лице начинаю-

щего музыканта, требующего повышенного внимания, помощи, мощной эмо-

циональной поддержки, ведения за собой. Поэтому самостоятельные занятия

пианиста, будь то проучивание концертного репертуара скрипачей, чтение с

листа или работа над собственной сольной программой, чрезвычайно важны.

Чтобы оставаться в форме, необходимо работать над техникой, прикоснове-

ние, искусством построения музыкальной фразы. Оставаясь один, пианист

выгрывается в текст, изучает партию солиста или партии ансамбля. Реперту-

ар в скрипичном классе достаточно объёмен и разнообразен, поэтому часто

концертмейстеру приходится играть какие-то произведения только на уроке,

много читать с листа. Все это будет делаться легко и с ходу при условии ре-

гулярных самостоятельных занятий.

II. Этапы работы концертмейстера над произведением.

1.Чтение с листа. Эскизное проигрывание.

2.Прослушивание аудиозаписи (самостоятельно и с солистом или

участниками ансамбля и педагогом).

3.Репетиция с солистом или ансамблем.

4.Подготовка к концертному выступлению.

II (1). При первом чтении с листа (чаще всего пьесу играет сам педагог)

необходимо выявить и постараться передать образно-эмоциональную сторо-

ну пьесы. Если есть вступление, уже оно задаёт характер. Не обязательно

5

сразу пытаться сыграть всю фактуру в деталях. Зато линию баса, ритмиче-

ский рисунок, гармоническую основу необходимо сохранить. Темп является

главной составляющей образа, поэтому его необходимо приблизить к ориги-

нальному или планируемому. Изменение темпа, тональности, размера, штри-

хи свои и солиста, также необходимо показать, читая с листа.

II (2). В наш компьютеризированный век, доступность интернет - ре-

сурсов даёт возможность подбирать материал для прослушивания и даже

просмотра. Хорошо слушать разные исполнения, как профессиональными ис-

полнителями, так и детьми, такими же учениками. Необходимо слушать

произведения с нотами и последующим обсуждением. А концертмейстер по-

путно отмечает для себя варианты трактовки.

II (3) Уроки и репетиции в правильно организованной последователь-

ности вскоре принесут свои плоды. Произведение будет выучено и исполне-

но на академической или школьном концерте или конкурсе. Задача концерт-

мейстера набраться терпения, проучивая партию вместе с учеником, выстра-

ивать фразы, динамический план. Разнообразие скрипичных штрихов требует

различного сопровождения, основанного на подражании. Скрипичные аккор-

ды делятся пополам при исполнении, соответствующие аккорды пианиста

должны совпадать с верхним звуками. Природа звука скрипки и фортепиано

совершенно противоположны. У рояля ударное начало звука с последующим

затуханием. У скрипки мягкая атака и естественное певучее продолжение с

возможностью крещендо на одном звуке. В разных регистрах скрипки требу-

ется разная по интенсивности и окраске поддержка. Пианисты все время

учатся у скрипачей их длинному звуку, красивому legatissimo.

II (4) Эмоциональное единство с учеником, быть с ним «на одной вол-

не», общие цели – все это объединяет концертмейстера и ученика на финиш-

ной прямой к выступлению. Можно записывать совместные исполнения на

видео и затем анализировать их. Большое количество совместных выступле-

ний рождает у учащихся уверенность в своих силах, доверие концертмейсте-

ру, уменьшает боязнь сцены. Перед концертмейстером стоит такая профес-

сиональная задача, чтобы во время выступления не было слышно сочетания

«мастер-дилетант». Наоборот, пианист своей игрой должен подчеркнуть до-

стоинства и завуалировать недостатки исполнения ученика, создавая общую

единую концепцию исполнения произведения.

III. О профессиональной интуиции.

Это очень сложное и неоднозначно понятие. Интуиция концерт-

мейстера – способность предвидеть дальнейший ход музыки, предугадать на-

мерения ученика-солиста, помогать «выкручиваться» из сложных ситуаций

на сцене. Опытный концертмейстер всегда безошибочно знает, с какого ме-

6

ста начнёт ученик после остановки. Разумеется, проще работать, тем более

выступать с тем учащимся, которого знаешь не первый год. С ним уже нала-

жен единый психо -эмоциональный союз. Концертмейстер обязан не бояться

за себя и должен быть спокоен за солиста или ансамбль. Из этого вытекает

необходимость быть уверенным в тексте, готовым к любому повороту собы-

тий, обладать огромной выдержкой. Личная уверенность пианиста ведёт к

большей уверенности ученика.

IV. Здоровьесберегающие технологии для концертмейстера.

В последнее время это словосочетание стало модным и часто употреб-

ляемым. Применимо оно и к концертмейстеру, который несколько часов си-

дит в одном положении, ухитряясь одновременно читать свой нотный текст и

следить (смотреть) за солистом. Нет особой нужды говорить о негативных

последствиях для здоровья. Тем не менее, можно обеспечить некий комфорт

на рабочем месте и, как следствие, показать более высокую трудоспособ-

ность и отдачу. Комфорт заключается в том, чтобы смотреть на солиста не

поворачивая головы. Некоторые концертмейстеры следят за учеником в отра-

жении в полировке пианино. Ещё лучше, если в классе стоит рояль, тогда

концертмейстер сможет смотреть вперёд, прямо на ученика. Немаловажную

роль играют хорошо распечатанные ноты, не требующие переворотов, или

требующие минимального его количества. Ноты не должны быть в бликую-

щих файлах. Также хорошо, если у пианиста регулирующийся по высоте

стул. Освещение яркое, но не слепящее. И, конечно же, перемены, дающие

возможность вставать, выходить из класса, проветривать помещение.

Заключение.

В базовых документах и программах говорится о том, что обучение

скрипичному исполнительству – это процесс реализации личностно-ориетни-

рованной модели системного подхода к формированию начальных основ.

Так, концертмейстер в классе скрипки и скрипичного ансамбля – это важная

составляющая данного процесса. Он играет большую роль в приобщении

учащихся ДМШ, ДШИ к академической музыке вплоть до профессионализа-

ции, творческому поиску, музицированию. Специфика работы концерт-

мейстера в ДМШ – это универсализм в полном смысле этого слова. Главное,

что может отметить любой солист – это удобство, комфорт, которые обеспе-

чивает настоящий партнёр – концертмейстер.

7

Список литературы.

1. Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скри-

пичном классики» Изд. М. «Музыка», 1965г

2. Берлянчик М. «Основы воспитания начинающего скрипача. Мышление.

Технология. Творчество» Изд. Планета музыки, 2020г.

3. Крючков Н. «Искусство аккомпанемента как предмет обучения» Изд. Пла-

нета музыки, 2021г.

4. Шендерович Е. «В Концертмейстерское классе. Размышления педагога»

Изд. М. «Музыка», 1996г.

5. Чулаки М. «Инструменты симфонического оркестра» Изд. С-П. «Компози-

тор», 1972г.

8



В раздел образования