Напоминание

Психологические особенности студенческого возраста


Автор: Докуменов Павел Сергеевич
Должность: студент (магистр)
Учебное заведение: АлтГПУ
Населённый пункт: Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: Психологические особенности студенческого возраста
Раздел: высшее образование





Назад




Психологические особенности студенческого возраста

Аннотация

Статья

посвящена

исследованию

периодов

психологических

особенностей

студенчества. В работе анализируются разные периоды студенчества, описываются

отличительные характеристики студенческой социальной группы.

Ключевые слова: студенчество, студент, юность, мотивация, мотив.

Как возрастная категория, студенчество в рамках этапов развития взрослого

человека, определяется как поздняя юность – ранняя взрослость (18-25 лет) и

представляет «переходную фазу от созревания к зрелости».

Как возрастная категория, студенчество в рамках этапов развития взрослого

человека, определяется как поздняя юность – ранняя взрослость (18-25 лет) и

представляет «переходную фазу от созревания к зрелости».

В

качестве

отдельной

возрастной

и

социально-психологической

категории

студенчество выделено в науке относительно недавно – в 1960-х годах XX в.,

Ленинградской психологической школой под руководством Б. Г. Ананьева, при

исследовании психофизиологических функций взрослых людей [1].

Студент (от лат. studens – усердно работающий, занимающийся) - учащийся

высшего, а в некоторых странах, и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в

Средние века студентами называли любых лиц, участвующих в процессе обучения,

познания. С появлением университетов в XII веке, термин «студент» стал употребляться

для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц, а после

введения учебных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) – только

учащихся.

Студенческий

возраст как переходный от юности к зрелости относится к

психологии

зрелых возрастов, которая состоялась сравнительно недавно

в качестве

отдельного предмета психологической науки. В данном аспекте юношеский

возраст

описывается

в

контексте

завершения некоторых

процессов

психического

развития

и

характеризуется наиболее возрастом [2].

Взрослость, содержащая в себе студенческий возраст, предстает одним из самых

насыщенных событиями периодов жизни человека, в котором отражаются пики

интеллектуального и личностного развития, происходит усиленное становление в

фундаментальных

жизненных

сферах

личности:

семейная,

детско-родительская,

профессиональная и т. п. Ранняя взрослость (студенчество) же выступает переходным

звеном между юностью и зрелостью, что привлекает к нему отдельное внимание.

Разные ученые определяют разные возрастные рамки студенческого периода. Так,

Э. Эриксон обозначает этот период как «ранняя зрелость» и разграничивает его в пределах

20–26 лет [3].

Авторы В.И. Слободчиков и И.Е. Исаев выделяют этап молодости (19–28 лет),

который зарождается с кризиса юности [4].

И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст, куда входит ранняя юность

(16-17 лет), и юность — от 17 до 20-23 лет. Ученый B.C. Мухина выделяет юность как

интервал после отрочества до начала взрослости (возрастные границы от 15-16 до 21-25

лет).

Л.С. Выготский,

не

изучавший

отдельно психологию

юношеского возраста,

впервые не стал включать его в детскую периодизацию, четко разграничив тем самым

детство и взрослость. Он писал, что возраст от 18 до 25 лет составляет скорее начальное

звено в цепи взрослых возрастов, чем заключительное звено в детском развитии [5].

Таким

образом,

в

доказательство

от

всех ранних концепций, в которых юность

преимущественно выделалась в пределах детских возрастов, впервые была определена

Л.С. Выготским

в качестве

начала

зрелой

жизни. В дальнейшем эта традиция была

поддержана и нашла свое продолжение отечественными учеными.

Есть и ряд других ученых, которые и вовсе не выделяют границ. Так, например,

Б. Ливехуд считает, что нет перехода от юности к взрослости, а особенности зрелого

человека начинают развиваться постепенно [6].

Юность – это пора определения своего жизненного пути, выбор работы по

выбранной специальности, обучение в вузе, создание ячейки общества, для юношей –

служба в армии. Ситуация развития относительно социального контекста разворачивается

в первую очередь так, что старший школьник находится в шаге от вступления в

самостоятельную жизнь. Он должен выйти на путь профессиональной деятельности и

обозначить свое место в жизни. В этой связи требования к старшему школьнику совсем

другие, а также и условия, в которых разворачивается его становление как личности: он

должен быть подготовлен к предстоящему труду, к семейной жизни, а также к

выполнению гражданских обязательств [7].

Юность, как считает В.И. Слободчиков, есть завершающая стадия периода

персонализации. «Главными новообразованиями юношеского возраста, по утверждению

автора, будут саморефлексия, появление жизненных планов, осознавание собственной

индивидуальности,

установка

на

ответственное

построение

собственной

жизни,

постепенное врастание в различные сферы жизни, готовность к самоопределению» [4].

С давних пор возрастной период

юности

раскрывался как

этап

подготовки

индивида к зрелой жизни, несмотря на то, что в разные эпохи

ему приписывался разный

социальный

статус.

Юность всегда

однозначно

оценивалась

как

этап

окончания

физического,

полового

созревания

и

пика

социальной

зрелости

и

сплеталась

с

взрослением. И. С. Кон писал, что возрастные категории во многих

языках

мира

изначально формировали не столько хронологический, сколько социальное положение

[8].

Интеграция

возрастных

категорий

и

статуса

существует

и

сейчас,

когда

гипотетический уровень развития

человека

данного возраста по паспорту подразумевает

его

социальное

положение,

тип

деятельности,

роли.

Возраст

проверяет

на

себе

воздействие социальной системы, и с обратной стороны, сам человек в процессе

социализации принимает новые социальные роли и сохраняет при этом старые. К. А.

Абульханова-Славская, отмечая социальную связь

зрелых

возрастов,

пишет,

что

периодизация жизненного пути личности, от юности перестает сливаться с возрастной и

становится личностной [2].

Психологическое

содержание

периода

юности

сопряжено

с

развитием

самосознания в этом возрасте, решения вопросов профессионального самоопределения и

собственно

вступления

в

большую

жизнь.

В

рaнней

юности

компилируются

познавательные

и

профессиональные

сферы

интересов,

потребность

в

трудовой

деятельности,

умение

строить

жизненные

планы,

общественная

деятельность,

не

опровергается независимость личности и выбор жизненного пути. В молодом возрасте

человек

ищет и находит себя,

нарабатывает

профессиональные навыки и

именно

в

молодости

подходит

к

завершению

профессиональная

подготовка,

а,

далее,

и

студенческая пора.

Ученый

А.

В.

Толстых

отмечает,

что

в

молодости

субъект

на

пике

работоспособности,

выдерживает

максимальные

физические

и

психические

нагрузки,

легче склонен к овладению сложными путями интеллектуальной деятельности. Проще

всего в этом возрасте закладываются

необходимые в избранной профессии знания,

умения и навыки, находят развитие требуемые личностные качества (сюда можно отнести

организаторские

способности,

мужество,

инициативность, находчивость,

четкость и

аккуратность, скорость реагирования и т. д.).

Студенчество можно описать как единство половой, физической, гражданской и

интеллектуальной зрелости, однако в эмоциональной сфере молодых людей можно

отметить тенденции уже пережитого подросткового возраста, когда эмоциям свойственна

интенсивность, самоотношение во многом находится вот влиянием внешней оценки. Как

это было подростковом возрасте, теперь аффективные реакции и поведение студентов

нельзя трактовать лишь сдвигами гормонального порядка. В студенчестве такая

эмоциональная подвижность находится в зависимой связи по большей части от внешних

социальных факторов, таких как активность, учебная деятельность и отношения с

коллективом однокурсников, преподавателей, востребованность среди противоположного

пола и т. п. в этой связи особую актуальность находит проблема психологического

благополучия студентов.

Изучая

студенчество

в качестве

особой

социальной

категории,

специфической

общности людей, организованно объединенных институтом

высшего образования,

И.А. Зимняя выводит специфические черты студенческого возраста, отделяющие его от

других групп населения, в первую очередь, высоким уровнем образования, высокой

когнитивной мотивацией, пиковой

активностью

и в

достаточной мере

гармоничным

слиянием

интеллектуальной

и

социальной

зрелости.

Что касается

общепсихического

развития, то

студенчество

выступает

периодом

интенсивной

социализации

личности,

становления всей интеллектуальной систeмы и в целом личности [9].

Студента, как человека конкретного возраста и как личность, можно описать с трех

сторон:

- с психологической, представляющей интеграцию психологических процессов,

позиций и свойств личности. Важным здесь выступают такие психические свойства как

темперамент, направленность, характер, способности, от которых, собственно, зависит

дальнейшее протекание когнитивных процессов, появление психических состояний;

- с

социальной,

где находят

воплощение

общественные

отношения,

черты,

исходящие

от

принадлежности

студента

к

разного

рода

социальной

группе,

национальности;

- с биологической, которая сочетает в себе тип высшей нервной деятельности,

безусловные

рефлексы,

строение

анализаторов,

физическую

силу,

инстинкты,

телосложение

и

т.

д.

Эта

сторона

в

основном

отражена

через наследственность

и

врожденные

таланты и задатки,

но

в

небольших пределах

может изменяться

под

воздействием обстоятельств жизни [10].

Рассмотрение перечисленных сторон выявляет черты и возможности студента, его

возрастные и личностные свойства. Рассматривая студента как человека определенного

возраста,

можно обнаружить, что

ему

будут

свойственны минимальные

показатели

латентного периода реакций на такие словесные, простые и комбинированные сигналы,

оптимальный уровень

абсолютной

и

разностной

чувствительности

анализаторов,

и

наивысший показатель и

пластичность

в

формировании

сложных

психомоторных

и

остальных

навыков.

В сравнении

с

другими

возрастными этапами

юношескому

свойственна максимальная скорость переход внимания, оперативной памяти и решения

вербально-логических

задач.

Из этого следует,

что студенческий

возраст

отличается

достижением максимальных, результатов, основывающихся на предыдущих процессах

биологического, психологического, социального становления [2].

Возраст 18-20 лет выступает периодом для наиболее стремительного развития

нравственных и эстетических чувств,

стабилизации и проявления

характера, и

что

особенно важно, овладения полным комплектом ролей взрослого человека: гражданских,

профессионально-трудовых

и

др.

С

этим

периодом

также

связан

дебют

«экономической

активности»,

под

которой

можно понимать

включение

человека в

начало

трудовой биографии и создание своей семьи. Трансформация

мотивации,

ценностных

ориентаций,

интенсивное

развитие

специальных

профессиональных

способностей делает этот

возраст

значимым

периодом становления характера и

интеллекта. Это также пора спортивных рекордов, начало художественных, технических и

научных результатов и достижений.

Отличительной

чертой

нравственного

развития

в

студенческом

возрасте

является возрастание сознательных мотивов поведения. Заметно укореняются те качества,

которых не доставало в старших классах

- решительность, целеустремленность,

умение

владеть

собой, настойчивость,

инициатива,

самостоятельность.

Повышается

тяга

к

моральным

проблемам

(образу

жизни,

цели,

любви,

долгу,

верности

и

др.). Однако

специалисты возрастной психологии и физиологии пишут о том, что расположенность

человека к сознательному управлению

своим

поведением

в

17-19

лет

развита

недостаточно.

Возможен и

немотивированный риск, трудности в предвосхищении

последствий своих поступков. Так, В. Т. Лисовский пишет, что 19-20 лет – это возраст

бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких негативных проявлений.

Юность - время для самоанализа и самооценок. Оценивание себя разворачивается

через сравнение реального «Я» с идеальным. Но совершенное «Я» еще не до конца

выстроено

и

может

быть

случайным набором свойств,

а

реальное

«Я»

остается

всесторонним и еще не отмечено самим человеком. Это противоречие в становлении

личности юного человека может вызывать неуверенность в себе и сопутствовать иногда

внешней агрессивности или развязности [11].

Студенчество

связывает

молодых

людей,

увлекающихся

одним

видом

деятельности, а именно, учением, нацеленным на специальное образование, обладающих

едиными целями и мотивами, участники образования примерно одного возраста (18-25

лет)

с

похожим

образовательным

уровнем,

период

существования

групп ограничен

временем (в среднем 5 лет). Характерными чертами периода студенчества являются:

характер труда, основанный в систематическом усвоении и

овладении

актуальными

знаниями, действиями и способами

учебной деятельности, и в самостоятельном поиске

знаний; его ведущие социальные роли и принадлежность к другой социальной группе, а

именно, молодежи, ее передовой и одной из многочисленных групп. Студенчество в

качестве социальной группы изучали в лаборатории социологических исследований ЛГУ

под руководством В.Т. Лисовского.

«Отличительная характеристика студенческой социальной группы заключается в

похожем отношении ко всем формам собственности, его положению в организации труда

и партициапарном участии в труде производительном и непроизводительном. Как особое

социальное сообщество,

оно

отличается

важными

условиями

труда, жизни

и быта;

системой ценностных ориентаций, социальным поведением. В основе ключевых черт,

отличающих

студенчество

от

других социальных

групп,

лежат также стремление

к

передовым идеям и трансформациям, социальный престиж, взаимодействие с множеством

социальных образований и отыскивание смысла жизни» [11].

Для исследуемого возраста свойственен финал процесса роста, обуславливающий,

в

конечном

итоге,

расцвет

организма,

и

созидающий

фундамент не только для

значимого положения молодого гражданина в учении, но и для оснащения другими

ролями, возможностями и притязаниями. Что касается возрастной психологии, то в

изучаемом возрасте модифицируются и

перестраиваются

психические функции и

свойства личности, эволюционизируют черты внутреннего мира и самосознания, меняется

эмоционально-волевой уровень жизни.

Как бы ни была юность направлена на поиск своего места в мире, сколь бы ни была

готова интеллектуально к пониманию всего сущего, есть еще много, что юный возраст не

знает – в связи с тем, что еще отсутствует опыт практической и духовной жизни. В

добавление к сказанному, именно в юности пробуждается сильное, данное природой

направленность

к противоположному полу. Это стремление, несмотря на понимание,

может

превосходить,

убеждения и знания, уже имеющиеся ценностные ориентации

личности.

Изучая мотивацию учебной деятельности, стоит подчеркнуть, что термин «мотив»

тесно сплетен с терминами «цель и потребность». В личности человека они согласуются,

и их можно обозначить как «мотивационную сферу». В научной литературе термин

содержит в себе все виды побуждений: интересы, потребности, цели, мотивы, стимулы,

склонности, установки. «В системе «обучающий – обучаемый» студент является не только

объектом управления этой системы, но и субъектом деятельности».

Особенность университета как института образования - подготавливать в первую

очередь научно-педагогические кадры. До сегодняшних дней полагалось, что степень

квалификации

выпускника выражается через объем знаний, который был получен в

процессе

обучения.

Несмотря на это

исследования

Е.А. Климова

и В.Д. Шадрикова

показали,

что

уровень впитывания

знаний

главным образом

зависит

от

личностных

особенностей

студента

и

что

ключевую

роль

в

этом

процессе

имеет

когнитивные

психические

процессы

(мнемические,

аттенционные,

имажинитивные,

сенсорно-

перцептивные, мыслительные).

Таким образом, студенчество можно рассматривать как время формирования

личностных смыслов и ценностей, которые имеют долгосрочное влияние на будущее

поведение

и

самоощущение

молодых

людей.

Понимание

особенностей

данного

возрастного периода важно для разработки методик психологической поддержки и

образовательных программ, направленных на способствование успешной социализации и

саморазвития студентов.

Список литературы

1.

Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – Санкт-

Петербург : Питер, 2000. – 288 с.

2.

Абульханова-Славская, К.А.

Деятельность

и

психология

личности /

К.А. Абульханова-Славская. – Москва, 2007. – 230 с.

3.

Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – Москва: Прогресс,

1996. – 334 с.

4.

Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология

развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для

вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – Москва: Школьная Пресса, 2000. – 416 с

5.

Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – Москва: Апрель пресс:

Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.

6.

Ливехуд, Б. Кризисы жизни шансы жизни. Развитие человека между детством

и старостью / Б. Ливехуд. – Калуга: Духовное познание. – 1994. – 217 с.

7.

Дарвиш, О. Б. Возрастная психология: учеб. пособие для высш. учеб, заведений

/ О.Б. Дарвиш. под ред. В.Е. Клочко. – ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с

8.

Кон, И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя / И. С Кон. – Москва:

Просвещение, 1989. – 255 с.

9.

Зимняя, И.А.

Основы

педагогической

психологии:

учебное

пособие / И.А.Зимняя. – Москва : Просвещение, 1980. – 528 с

10.

Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов ВУЗов.

6-е издание / Г.С. Абрамова. – Москва : Академический проект: Альма Матер, 2006. – 132-

134 с.

11.

Лисовский, В. Т. Социология молодежи / В.Т. Лисовский. – Санкт-Петербург :

СПбГУ, 1996. – 457 с.



В раздел образования